«Страсти и борьба с ними» с протоиереем Андреем Каневым. Церковь

6 ноября 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
Продолжаем цикл огласительных бесед. Эти беседы необходимы, чтобы правильно подойти к теме борьбы со страстями. Как перед операцией нужно сдать анализы, так и перед изучением борьбы со страстями нужно изучить основы веры.

Сегодня 24-я беседа, и мы поговорим о Церкви. На прошлой встрече мы говорили о Спасителе. Давайте беседу о Господе нашем логически свяжем с сегодняшней темой. Повторим те знания, которые вы имеете.

Мы вспоминали о том, что Господь пострадал на Кресте. Это было не случайно, не просто так, это был Божий план по спасению людей. Он Сам принес Себя в жертву за все человечество. Мы говорили об искуплении, о том, что Господь Своими страданиями, Своей Кровью искупил наши грехи.

Богочеловек умер на Кресте. Это было в пятницу. Мы видим в Евангелии, как ученики, соблюдая еврейский обряд, второпях хоронят Спасителя. Суббота – день покоя. В этот день ничего такого не совершали. Они быстро похоронили Господа, не закончив обряд погребения. В субботу ученики, наверно, горевали, печалились, находились в очень тяжелом состоянии.

Мы в Евангелии читаем, как рано утром на следующий день после субботы (по-нашему воскресенье) женщины, которые сопровождали Спасителя, взяли ароматы, необходимые для завершения погребения, и пошли к могиле Спасителя, которая находилась недалеко от Голгофы. Один из учеников похоронил Спасителя в погребальной пещерке, которую приготовил для себя.

Эти женщины первые услышали о том, что Господь воскрес. И хотя Он много раз говорил ученикам о воскресении (в Евангелии мы это видим), но таково свойство духовной слепоты у нас, людей, когда нам что-то говорят, а мы не усваиваем.

Эта немощь была и у апостолов. Господь им об этом говорил, но это не ложилось им ни на ум, ни на сердце. И вот на третий день Спаситель воскрес. Часто задают вопрос, как отсчитать этот третий день? Первый день – пятница. Второй день – суббота. Третий день – это воскресенье, Пасха.

На прошлой передаче мы говорили, что Спаситель, соединенный Своей человеческой душой с Божеством, сходит в ад, разрушает это место и выводит из него праведников. Рай становится открытым.

Что происходит после воскресения? Господь является ученикам. Мы это видим в Евангелии. Это утешительное, радостное чтение. Мы читаем об этом на Пасху. Каждое воскресенье (обратите внимание) мы вспоминаем об этом. Из всех четырех Евангелий берется пасхальное чтение. В течение года мы повторяем это. Каждое воскресенье – это маленькая Пасха.

Сорок дней Господь находится с учениками. Является им, научает, просвещает их. Об этом, хоть и кратко, говорится в Евангелии. В Евангелии от Иоанна замечательно сказано: «Господь в это время рассказал Своим ученикам столько, сколько никакие написанные книги не смогут вместить». То есть так много им дал Господь.

На сороковой день происходит вознесение Господа на Небо. В Символе веры мы говорим, что Господь сел одесную, то есть с правой стороны от Отца Небесного. Понятно, что по Божеству Своему Он от Отца Своего никуда не уходил, но тут происходит очень интересное дело.

Господь в сороковой день, на вознесение, показывает, что Он любит человека настолько, что, соединив человеческую природу с Божественной, от нее не отрекается, не относится к ней как к брошенной, ненужной одежде. Человеческая природа неразлучна с Божественной. Человеческую природу Господь возносит на Небо. По сути, возвращает в то место, где должен находиться человек: в рай, на Небеса. И Господь возносится, оставляя здесь учеников.

Почему Он не остается на земле? Из Евангелия мы должны знать: Господь говорит, что Ему нужно вознестись к Отцу Небесному и послать нам Духа Святого, исходящего от Отца. Это важное и обязательное условие. «Утешителя пошлю вам, Который наставит вас на всякую истину», – говорит Господь.

И вот Господь возносится на Небеса, как царь, который уезжает в столицу, чтобы царствовать, а не находится в какой-то одной деревне.

В первые годы моей церковной жизни, когда я читал в Евангелии о том, как Господь был с учениками, потом вознесся и апостолы радостные ушли, мне была непонятна эта радость. Думаешь: ну как так может быть? Они же Его потеряли. Это, конечно, человеческое, немощное понимание, что объект твоей любви и заботы должен быть с тобой.

Господь остается Богом. И для всех на Небесах Он таким остается. Обо всех заботится, всех знает, каждую секунду Божеством Своим прекрасно понимает, кто мы, чего хотим. Каждого человека направляет к спасению, если мы, конечно, услышим. Поэтому вознесение обязательно необходимо в плане спасения, искупления человечества.

Господь заповедовал апостолам вместе собираться и быть в Иерусалиме. Они остаются там, ходят в храм. Первые христиане, апостолы, ходили на богослужение в Иерусалимский храм, проповедовали там о Спасителе.

Что происходит на десятый день после вознесения и на пятидесятый день после Пасхи? Мы вспоминаем день Святой Троицы, или Пятидесятницы. Апостолы и Пресвятая Богородица находились вместе, совершали молитву, и на них сошел Дух Святой в образе огненных языков. Каждый апостол, Пресвятая Богородица получили освящающую благодать. Этот праздник мы еще называем днем рождения Святой христианской Церкви. Дух Святой освящает апостолов и обогащает их настолько, что эти простые рыбаки начинают говорить на различных языках. После определенного времени бросают жребий и идут в то место, которое жребием определено, и проповедуют на языке тех людей, к которым пришли.

Говорить на языках – это не самое главное. Главное то, что они начинают обладать Святым Духом. Благодать Святого Духа становится такой, что апостол Петр выходит к иудеям, которые пятьдесят дней назад распяли Христа, и так проповедует, что несколько тысяч принимают крещение, веру во Христа и становятся первыми христианами. Вот в этом благодатность апостола. Но можно говорить правильные вещи так, что тебя никто не послушает. А они говорили от сердца, по-настоящему. Причем все апостолы, кроме Иоанна Богослова, доказали верность Христу своей смертью, то есть пошли на казнь, ничего не боялись, проповедовали до последнего своего вздоха. Это говорит как раз о благодатности их дел.

Что начинают делать апостолы? Вы можете это прочитать в Деяниях святых апостолов. Я не буду сейчас подробно рассказывать. Апостолы расходятся, проповедуют и начинают основывать местные церкви. Церкви умножаются. И начинает расти христианская Церковь.

Нужно, чтобы вы понимали, братья и сестры, взаимосвязь этих событий в году. Бывает так, что человек думает: сегодня Вознесение, а с чем оно связано? Или: сегодня Троица, надо веточки березки принести домой. Давайте будем жить ближе к Евангелию. Эти дни между собой тесно связаны евангельской логикой событий, евангельской правдой.

Вначале Крест, Великая Пятница, страдания Спасителя, потом Пасха, и от Пасхи отсчитываем сорок дней до Вознесения, между Вознесением и Пятидесятницей десять дней.

В Ветхом Завете мы найдем прообраз этих событий. Когда пророк Моисей выводит из Египта евреев и переводит их через Красное море, этот переход по-древнееврейски называется «пасха». Мы тоже Воскресение Христово называем Пасхой. На пятидесятый день пророк Моисей получает Закон. Поэтому праздник пятидесятницы мы можем встретить в Ветхом Завете. Но там праздновалось одно, а мы празднуем другое. Если там получили заповеди о том, что делать, то в Новом Завете мы получаем не просто текст, а действие Святого Духа, Который, как Господь сказал, научит нас всякой истине.

То есть Церковь начинает быть не просто организацией людей, которая получила какую-то инструкцию в жизни, а наполняется благодатью Святого Духа, Святой Дух начинает действовать в Церкви. Закон уже другой. Не отменяется написанный Закон, но главное, что действие благодати начинает проявляться у нас на земле.

Давайте поговорим о нашей Церкви. Наша Православная Церковь делится на две части: Церковь земная и Церковь Небесная. Возглавляет нашу земную Церковь Господь Иисус Христос. Он Глава Церкви. Не патриархи, не епископы, не наши любимые батюшки, а Господь возглавляет Церковь. Мы с вами должны это понимать.

Небесная Церковь представлена святыми. Какими? Это святые ангелы, святые люди. Их очень много. Я верю, что за 2000 лет существования христианства очень многие люди достигли святости. Не только в плане чудотворения, прозорливости. Под святостью мы должны здесь понимать то, что за веру, покаяние Господь их помиловал и взял в Царство Божие.

Пресвятая Богородица, ангелы, архангелы, другие ангельские силы и множество православных христиан, которых Господь помиловал, – это Церковь Небесная. Она напрямую связана с Церковью земной. Земная Церковь еще называется Церковью воинствующей. С кем она воинствует? Она не воинствует с инакомыслящими, еретиками, представителями других религий. Церковь воинствует с грехом, со страстями. У нее есть свое устройство. Мы знаем, что в Церкви существует иерархия священства. Без нее невозможно существование Церкви на земле. Как и без Божьего народа невозможно существовать. Все едино. Не надо думать, что у нас духовенство оторвано от людей. Вовсе нет.

У нас есть епископы. Это священнослужители, которых Господь ставит для управления какой-то Поместной Церковью, митрополией, епархией. Какие у нас бывают епископы? Епископы, архиепископы, митрополиты. Патриарх – один из первых епископов. У нас нет отдельного чина: патриархи. Патриархи – это те епископы, которые  поставлены Церковью и Богом представлять Церковь, предстоять перед Богом и молиться за всю Церковь, решать дипломатические вопросы.

Священники являются доверенными лицами епископов, которые доверяют им совершение таинств. Священник не является какой-то самостоятельной фигурой. Он выполняет поручения епископа. Мы должны хорошо понимать, что мы любим и уважаем нашего приходского священника, но он является представителем епископа. Это важно понимать, потому что бывают неприятности. В Екатеринбургской епархии мы сейчас переживаем такой сложный период, когда из-за «любви» к своему священнику человек легко порывает с Церковью. Он так любит священника, что все тысячелетнее учение Церкви о самой Церкви уже не важно, иерархия не важна. Важно, что он священника любит, а то, что он в раскол впал, не важно. Важно эмоциональное отношение. Это очень плохо.

Мы должны понимать, что только иерархия называется Церковью. Дьяконы – это помощники священников. У них очень важная богослужебная функция – помогать. И в процентном соотношении Божий народ представляет огромное количество, а священнослужителей меньше, но тут мы тоже должны понимать правильность евангельского отношения к священнослужителям.

 Христос сказал: «Кто хочет быть главным, пусть будет всем слуга, кто хочет быть старшим, пусть будет всем раб». Исходя из этого мы должны понимать, что не люди – рабы священников, а священники – рабы народа, слуги народа. И чем выше стоит человек в иерархии Церкви Христовой, тем он больше себе не принадлежит, а должен служить другим. Мы говорим об идеале. Иногда у нас алтарник – такой барин, что к нему не подойдешь. Это человеческие немощи, мы не про них сейчас говорим.

Если мыслить по-евангельски, то сначала народ, потом дьяконы, священники, епископы и патриарх. Это ему не унижение. Я думаю, любой православный патриарх понимает свою роль в этой евангельской иерархии ценностей. Раз Бог поставил его на такое страшное служение, то он сам раб всех людей и слуга.

Эти две части Церкви: Небесная и земная – между собой связаны. Господь управляет этим всем, и святые в этом участвуют. Господь хочет, чтобы святые люди, ангелы, наши благочестивые предки, которые не попали в святцы, но являются жителями Царства Божия, молились за нас, грешников, немощных христиан, которые приходят в церковь, за священнослужителей.

Господь через апостолов сказал: «Молитесь друг за друга». Мы имеем возможность обращаться к святым, которые не сами решают проблемы, а тоже молятся Господу, потому что мы все Единая Церковь, единый организм. Есть такое интересное выражение: Церковь – это Богочеловеческий организм. Господь – Глава, а мы все с вами члены Православной Церкви. Как клеточки в нашем организме, так и мы являемся частичками Тела Христова – Церкви. Поэтому мы имеем возможность обращаться к святым. Господь дает им возможность слышать нас, молиться и быть ходатаями о нас. Он так хочет, чтобы все друг о друге заботились. Поэтому святые непрестанно о нас молятся. Мы в их лице получаем помощников. Это те люди, которые прожили святую, благодатную жизнь. Мы это можем увидеть в житиях святых, как у них проявлялась святость в жизни. Господь не просто принимал их молитвы, покаяние, но даже тела их становились пропитанными благодатью Святого Духа. К их нетленным мощам мы можем приезжать в храмы, монастыри. Мы можем молиться перед этими мощами тому святому человеку, тело которого стало нетленным, чтобы он помолился о нас. Мы знаем, что множество людей получает такую благодатную помощь.

Давайте рассмотрим, какая наша Церковь. Мы в Символе веры говорим: «Верую во Единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь». Единая – означает, что одна, других Церквей у нас нет. Господь Иисус Христос основал только одну Церковь. На сегодняшний день эта Церковь – Православная. Именно она сохранила во всей полноте ту веру святых отцов, Вселенских Соборов, которую мы с вами изучаем, знаем. То есть это не какая-то церковь, которая должна быть составлена из каких-то других организаций, которые называют себя христианскими. Нет, речь идет о Соборной Апостольской Церкви. Эта Церковь может оказаться такой, что если все (не дай Бог) уйдут в ересь, раскол и останется епископ, дьякон и один человек, то это будет Святая Соборная и Апостольская Церковь. Единственная и неповторимая.

Посмотрев на меня, вы можете сказать: «Какой он святой? Он болтун. Болтает о хороших вещах, а сам этого не делает». И будете правы. Сейчас в Интернете какой только грязи нет про священников и Церковь! Все ошибаются, делают грехи. Но в чем святость Церкви? Святость не от священника в храме, не от Святейшего Патриарха, епископа, митрополита или от вас, братья и сестры. Святость в нашей Церкви от Господа. Он источник всякой святости. Он освящает, посылает благодать кающемуся христианину. Церковь Святая от Господа, потому что Он ее Глава.

Соборная – это слово очень сложное. Оно содержит в себе много смыслов. Один из оттенков этого слова – это то, что она всеобщая. Наша Православная Церковь – для всех. Это не узконациональная религия на какой-то одной территории. Православие для всех, оно всемирное. Мы знаем, что православные есть и в Японии, и в Китае, и в Африке, и в Америке, то есть на всех континентах, во многих странах. Есть такой фильм «Планета православия», там интересно представлены православные церкви различных стран.

Соборная  – также в том плане, что она имеет полноту учения, благодати для того, чтобы каждый человек, который приходит в Церковь, имел возможность спастись. Это и всеобщность – всеобщий доступ к спасению, имеющийся в Церкви, и богатство благодатных даров, которые есть в Церкви. Просто некоторые люди понимают соборность как наличие Святых Соборов. Но Соборы  больше относятся к такому качеству Церкви, как Апостольская. То, что нужно вместе собираться и что-то решать, это не совсем к слову «соборность» относится. Соборность больше относится к всеобщности, полноте благодатных даров и возможности спасения, независимо от места, национальности, образования. Любой человек в любом месте  может прийти в Церковь и получить полноту благодати, вероучения и истины.

Почему наша Церковь Апостольская? Потому, что она напрямую происходит от апостолов. Апостолы рукоположили епископов. Епископы стали продолжать рукополагать. Это таинство, при котором христианин посвящается в священную степень, и эта цепочка передачи, рукоположения до сих пор у нас есть.

Любого епископа (не только Русской Православной Церкви, а любой) кто-то законно рукополагал. И если бы у нас были исторические документы, то мы бы смогли от нашего правящего архиерея – митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла –провести цепочку до одного из апостолов 2000 лет назад. Это тоже признак Апостольской Церкви. Сохранение апостольской веры относится к Апостольской Церкви.

Сегодня мы вкратце рассмотрели важные вопросы об устроении Церкви. В следующий раз, Бог даст, поговорим тоже о Церкви, но в таком ключе: что такое таинства, как они проявляются, что такое благодать.

Благодарю вас, братья и сестры, за терпение, внимание к нашей передаче. Особенно хочется поблагодарить тех телезрителей, которые присылают отзывы. Вопросы сложные, и мне важно понимать, доступно ли я рассказываю. Может, нужно о чем-то подробно поговорить. Спасибо, что вы откликаетесь.

Записала Наталья Культяева

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать