«Страсти и борьба с ними» с протоиереем Андреем Каневым. Плоды грехопадения

4 сентября 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Я приветствую вас на телеканале «Союз» на передаче «Страсти и борьба с ними».

У нас сегодня семнадцатая беседа из цикла огласительных бесед. Основы веры необходимо изучать, для того чтобы понимать, как бороться со страстями, откуда появились страсти. Это очень важно, чтобы оценить нам свое состояние.

На прошлой шестнадцатой беседе мы говорили о том, каков был суд Божий: как был осужден змей, сатана, какими были последствия его поступка; как вразумлен и наказан Адам; как вразумлена и наказана Ева. Все вразумления касаются не только Адама как личности, они относятся и к нам тоже. Все, что определено Адаму и Еве, действует и в наше время, и на каждого из нас.

Давайте сегодняшнюю встречу посвятим разбору такого важного вопроса: «Что произошло с Адамом?» Кроме того, что он получил наказание, какие изменения произошли в нем самом?

Мы видели, насколько неадекватно он вел себя в раю после грехопадения: как он прятался от Бога, как он увидел себя обнаженным и сделал из листьев одежду, как он боялся Бога. Когда Господь призвал его к покаянию, Адам показал, насколько в нем все изменилось. После нарушения заповеди в нем все стало с ног на голову.

Давайте посмотрим, что было и что стало, для того чтобы понять, кто на самом деле мы с вами – люди, которые сейчас живут, пытаются верить, разбираться. Итак, сегодняшняя наша тема: «Плоды грехопадения».

Первое, что получил Адам (мы об этом на прошлых встречах говорили) – это рай, царство. Вся земля была раем. В каждом уголочке нашей планеты находился рай. Это не означает, что рай – это какой-то отдельный кусочек, а в остальных местах все друг друга ели, воевали, пили кровь. Нет, все было благополучно, все было настроено, вся земля была таковой. Адам должен был ее населять, там должны были родиться мы с вами, но получилось так, как получилось.

В раю было все благополучно, хорошо. Что теряет Адам? Что он получает? Он получает изгнание. Прошлую нашу беседу мы закончили строками из Библии, где Господь говорит через пророка Моисея о том, что Адам изгоняется, а перед входом в рай ставится херувим с огненным мечом. Рай закрыт. Куда происходит изгнание? Та земля, на которой мы живем, получает свой вид, свой образ после грехопадения Адама.

Господь определяет землю как место изгнания. Куда изгоняется Адам? На ту землю, которая испортилась, проклята из-за Адама. Но человек не просто здесь скитается. Господь обещает, что человек приобретет смерть, потому что нарушил заповедь. После определенного скитания, изгнания здесь на земле (у каждого свой срок) куда попадали души людей до пришествия Спасителя?

В человека вошла смерть, разделила душу и тело. Куда девается душа? Только язычники, суеверные люди думают, что души людей бродят где попало. Это неправда. У Бога все в порядке, у Него там царство. Не бывает так, что кто куда захотел, туда и побрел.

Появляется ад как место, куда помещаются и падшие духи, и души людей. То есть до пришествия Спасителя, до Его крестной смерти все люди, независимо от того, кем они были – ветхозаветными праведниками или какими-то грешниками – попадали в ад. Из Евангелия мы знаем, что было место меньших страданий – лоно Авраамово. Но тем не менее это все равно ад. Его не сравнить с тем местом, которое потерял Адам, потеряло все человечество.

В раю Господь Адаму давал жизнь. Адам не был в раю смертным. Напомню нашу прошлую беседу. В раю находилось еще одно дерево – дерево жизни. Адам должен был дорасти духовно до того момента, когда Господь ему сказал бы: «Вкуси от этого дерева. Ты в таком состоянии, что должен жить вечно».

Но что теряет человек? Адам теряет вечную жизнь, хотя он не был смертным. Пока он был с Богом, он не был смертным. Бог как источник жизни давал каждую секунду жизнь Адаму. Если бы он жил в раю и не нарушал заповедь, он бы не умер, а вырос бы и получил вечную жизнь как определенное качество его естества.

Что получаем мы – люди – после грехопадения? Мы получаем вечную смерть как результат отхода от Бога. Вечная смерть проявляется смертью души. Адам не умер сразу, не упал мертвым к ногам Евы, вкусив плод. Он остается жить. Из Библии мы знаем, что он живет 900 с лишним лет. Но что с ним происходит? Это как раз и есть признак смерти – он становится страстным. Смерть души есть смерть тела, когда разлучается душа с телом.

Также и в наше время, посмотрев внимательно на себя и на других людей, мы можем сказать, что мы ходячие мертвецы. Но не те, которые в фильмах с отрывающейся плотью, – это для того, чтобы нервы пощекотать. А если в нас добра нет, если в нас нет ничего светлого, доброго, хорошего, то что это такое как не вечная смерть, которая убивает душу человека? Когда мы не по совести живем, когда нас привлекают грехи, когда мы живем по страстям – вот тут и проявляется вечная смерть.

Получается, что, отказавшись от вечной жизни, человек получает вечную смерть и ад как место пребывания. Потому что душа человека ограничена. Она не растекается как ветер, который не имеет границ. Наша душа имеет границы, имеет свой вид. Святоотеческое учение говорит, что наша душа выглядит так, как мы выглядим. Наша душа одета в тело, в материальный скафандр. То есть человек после смерти так же и выглядит, как выглядел при жизни. Это не треугольнички, как говорят оккультисты, не светящиеся шарики, не ангелочки, не птички – душа человека выглядит как человек. То есть каждая частичка нашего тела наполнена частичкой нашей души. В зеркало посмотрите на себя – так выглядит ваша душа.

После всеобщего воскресения (этой темы мы потом коснемся) все воскреснут в своих собственных телах и будут тридцатилетними. Кому больше, чем тридцать, вспомните себя тридцатилетними. Вот таков будет ваш вид (естественно, без всяких физических недостатков), если мы с вами заслужим, и Бог нас помилует, и возьмет в Свое Царство. Но это тема будущего. Сейчас мы касаемся вечной смерти, которую человек получает.

После разлучения души и тела душа отходит к Богу на суд. И до Христа этот суд был однозначный: человек помещался в ад. После Воскресения Спасителя и Вознесения на небеса Господь предопределяет или преддверие вечного мучения, или преддверие вечного блаженства. Это тема будущего, но тему вечной смерти мы тоже должны затронуть.

Каким было внутреннее устройство Адама? Как иерархически было выстроено естество Адама? Святой Дух оживотворял дух Адама. Мы с вами говорили, что мы многосоставные, как пирамидка, которую детишки надевают на штырек-основу. У нас есть дух, душа и тело. Понятно, что у Адама не тело было главным, а дух был главным. Дух Святый оживотворял дух Адама, вследствие чего он имел вечную жизнь и способность находиться в раю. Это все взаимосвязанные состояния.

Дух оживотворяет душу. Мы с вами говорили, что дух – это не что-то отличное от души, а это сердце, центр души. Душа оживотворяет тело. Таким было состояние Адама, соответствующее вечной жизни и нахождению в раю.

Что происходит после грехопадения? Поскольку человек отрекся от Бога, от Духа Святого, то он начинает наполняться духом сатаны. Свято место пусто не бывает. Это тема грустная. Даже не все христиане готовы обсуждать эту тему. Но это нужно делать, братья и сестры. Не надо превращать нашу веру в розовый сироп и думать, что ты действительно являешься верующим христианином.

Надо смотреть открытыми глазами на то, что произошло. Надо понимать, откуда у нас все эти проблемы с грехами. Есть такое выражение: человек стал жилищем сатаны. Нам кажется: это не про меня, я такой хороший.

Посмотри на свои поступки. Что ты думаешь? Что ты чувствуешь? Умеешь ли ты любить врагов, прощать их? Умеешь ли ты бороться со страстями? Со Христом ли ты находишься? Помнишь ли заповеди? Если так посмотреть, то видно, что не Христов дух в нас живет. А если не Христов, то чей?

Понятно, что он маскируется. Но правда жизни в том, что дух сатаны наполняет наши сердца. Более того, у Адама произошел перевертыш. Чем мы больше всего сейчас занимаемся? Какие проблемы нас больше всего волнуют? Согласитесь, что такие: что поесть, во что одеваться, на что купить лекарства, жилье и так далее. Но это все касается тела. Это самая главная у нас сейчас проблема.

Особенно это касается страстей: покормить себя, похолить, понежить, пожалеть, утешить. Тело стало главным. Дух и душа подчинены этим телесным проблемам. Несчастный наш дух перегружен духом лукавого. Человеку тяжело из-за этого перевертыша. Тяжело прийти к теме покаяния, веры, потому что все надо менять, с этим приходится бороться. Человек так любит свое тело, что не готов жертвовать, ограничивать себя, бороться со страстями. Мы любим тело больше всего – вот один из печальных результатов грехопадения.

С каждым поколением этот перевертыш более явно проявляется и становится все более серьезным. Я наблюдаю по приходской работе: приходят люди учиться вере, пытаются подготовиться к исповеди. Мы обсуждаем, казалось бы, очень странные проблемы – человек говорит:

– Я не могу себя ограничивать.

– Как не можешь? А если надо? Это база борьбы со страстями.

– Не могу.

Все, у него настолько душа подчинена телу: тело просит, а он ничего сделать уже не может. Это серьезная проблема, и чем дальше, тем она более ярко проявляется.

Еще одна тема, которую мы должны сегодня упомянуть: «Откуда возникли страсти?» Мы касались этой темы и будем разбирать ее еще более подробно. Господь все дал Адаму. Он дал душе силы, которые называются «добродетели», которые давали ему возможность двигаться к Богу. Одна из задач Адама – не только управлять миром, хранить и возделывать рай, но и совершенствоваться. Благодаря добродетелям, вложенным силам, Адам должен был это делать. Что происходит после грехопадения?

Давайте сравним каждую добродетель с ядерной электростанцией, таким мощным двигателем, который дает силы что-то создавать. Представьте, что этот механизм, который должен вырабатывать много сил, много энергии (я имею в виду обычную, электрическую энергию), вдруг взрывается и перестает работать как надо.

И эта сила врывается и приносит очень много вреда. Вспомним Чернобыль, Фукусиму, где произошла техногенная трагедия, когда, казалось бы, делали для блага, но эта сила вырвалась из-под контроля и разрушила все. Эта радиация продолжает с прежней силой губить жизнь.

Так же получается с добродетелями. Эти силы у Адама были. После того как он преступил заповедь, не покаялся, эти самые силы остались, потому что они вложены, но только они начали действовать противоположно. Страсти появились не сами по себе. Это искореженные, исковерканные добродетели – взорванные чернобыли и фукусимы.

Силы остались, но направленность в них стала другой. Это одна из бед, которые с нами происходят. Откуда в нас страстность? Почему мы часто не можем остановиться? В интернете есть небольшой веселый ролик. Его авторы – два молодых человека, священника.

Они развели в бочке с водой крахмал, сделали густой раствор и сказали, что есть два способа борьбы с грехами. Первый способ – когда человек пытается с ними бороться. Один герой этого ролика залез в эту бочку с крахмалом, начал по нему быстро бегать и, благодаря закону физики, не погружался в этот раствор. Когда перестал быстро бегать по поверхности, опустился в него. Это символ человека, побежденного грехом.

Первый способ – это бороться, бежать по поверхности. Второй способ – это просто спрыгнуть. Вот он бежит по поверхности, а потом спрыгивает и говорит: «Лучше бегать по травке. Спрыгните с греха». Это действительно весело, беззаботно, но от практики очень далеко.

Я не критикую этих ребят. Они что-то сделали, как понимают, по-своему. Но в чем практика жизни? Скажи человеку-наркоману: «Спрыгни и все. Чего ты там топчешься, погружаешься?» Я вам говорю, что такой призыв будет призывом в пустоту, потому что просто так спрыгнуть не получится. Он находится в плену, это не баловство. И так происходит с любым другим грехом, страстью.

Вот эта взорвавшаяся ядерная станция той или иной страсти продолжает изнутри тянуть человека. Он не может, не хочет, а она его насилует, тянет. Это все серьезно, это не ужастики, это правда. Мы должны смотреть на это как на действительность. Мы должны задуматься, отрезвиться. Если мы хотим вернуться в рай, значит, надо по-другому жить. Если нас устраивает ад, если нам безразлично, куда мы попадем, то что мы за христиане?

Страсти – это не просто какие-то легкие проступки. Это сила, энергия, взорвавшаяся ядерная бомба, которая продолжает с каждым годом уничтожать душу человека.

Что потерял Адам? Вечную жизнь в раю, Святой Дух, добродетели, блаженство. В раю все хорошо, замечательно. Даже не в плане существования тела – там тепло, сытно. С Богом всегда хорошо. Адам теряет блаженство. И что он получает? Он получает страдание.

Чем страсти отличаются от страданий? Давайте обсудим эту важную тему. Страсти обязательно связаны с грехами. Грехи – это проявления страстей, то, что связано со злом. Страдания не связаны со злом. Они связаны с поврежденной грехом природой. Вот мы захотели есть. Это же страдание, некомфортное состояние? Быть голодным не является грехом. Грехом является, когда мы объедаемся, начинаем себя раскармливать. А быть голодным – это страдание, это не греховные страсти, как их называют святые отцы.

Потребность в питье, отдыхе, печаль от потери близких (в разумных пределах) – все это относится к страданиям. У Адама в раю не было болезней, не было чего-то, что приносило бы ему физические страдания. Тленность появляется в нашей природе. Если бы Адам находился в раю миллионы лет, он таким бы и был, как создан. Потому что Святой Дух давал бы ему вечную жизнь: Адам бы не старел, не становился немощным, не страдало бы его тело со временем.

То, что у нас сейчас есть, – это результат потери рая Адамом. Давайте подведем итог. Все, что мы видим, свойственно нашему сегодняшнему положению. Мы должны с вами трезво понимать, что изгнание здесь на земле – это законное состояние человечества.

Поэтому если мы, христиане, начинаем искать здесь счастья, благополучия, комфортной жизни, то мы ее здесь не получим. Вопрос о спасении ставится на первое место. Если человек ставит цель прожить здесь жизнь счастливо, то он напрасно потеряет жизнь.

Мы здесь находимся в изгнании. И если мы не будем бороться за свою жизнь, то перспектива у нас у всех – ад. Вечная смерть – тоже результат того, что человек потерял рай. Это не просто пугалка, а действительность. Почему мы страстные? Потому что дух сатаны продолжает на нас влиять. Он не просто разово повлиял на Адама, а ежесекундно может влиять на нас через помыслы, чувства, бомбить наш ум, взрывать наше сердце греховными чувствами.

Попробуйте быть к себе внимательными, и вам это сразу станет понятно. Не надо тут ничего фантазировать. Это реальность духовной жизни. Дух сатаны наполняет нашу жизнь, если мы не со Христом.

Страсти – это огромные силы испорченных добродетелей. Если мы хотим с ними бороться, мы должны снова возвращаться к добродетелям. О том, как это делать, мы поговорим позже. Страдания, болезненность, тленность, изменения нашей природы у нас есть не потому, что Бог хочет нас мучить и наказывать, а потому, что это следствие грехопадения.

Спасибо вам, братья и сестры, что смотрите нашу передачу, присылаете комментарии. Они важны и нужны. Не только в плане того, понравилась вам передача или не понравилась. Хотелось бы знать, понятно или не понятно. Может, что-то нужно осветить более подробно? Где-то я мог оговориться, потому что у нас с вами живой разговор.

Благодарю вас за внимание. И еще раз хочу напомнить об одной книге. Я о ней говорил, но еще раз хочу о ней сказать. Это книга архимандрита Лазаря (Абашидзе) «Грех Адамов». В этой книге наша тема разбирается очень подробно. Как относится грехопадение к нам? Почему мы являемся наследниками грехопадения Адама? Как с этим жить? Как Господь исправил эту проблему? Я еще раз предлагаю вам обратить на эту книгу внимание. Это очень глубокое, хорошее исследование, основанное на святоотеческом учении.

Спасибо вам, братья и сестры. До новых встреч на телеканале «Союз». Храни вас всех Господь.

Записала Наталья Культяева

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать