Возникает вопрос: как христианину вести себя в праздники? Потому что для некоторых праздник – это тот день, когда нарушается ход его естественной жизни. То есть он шесть дней делал что-то, трудился, жил в каком-то ритме, угаре работы, а наступил выходной день – и человек выбит из колеи, он даже не знает, как повести себя.
Когда смотришь в этимологический словарь, понятие «праздник» возводит нас к пустоте. То есть «праздный» – это «пустой», как это ни парадоксально. Но там добавляется: «пустой от работы». Нет работы в этот день – вот что значит «праздник». Это же понятие мы встречаем, когда говорят про беременную женщину, что она непраздна. То есть беременна – значит, непраздна, не пуста.
Но при этом мы открываем духовную литературу, проповеди разных священников, сайты в Интернете и смотрим, что такое праздность. И все, как один, ругают это состояние, говорят, что это плохо, что оно корень всех зол и так далее. Мы сейчас не будем глубоко говорить о праздности.
Как же так? Понятие «праздник» идет от слова «праздность», то есть это «пустота от работы», а само понятие «праздность» имеет очень негативный контекст. Здесь есть внешнее противоречие. По своей сути здесь противоречия нет. Потому что действительно понятие «праздник» связано с тем, что человек пуст от чего-то. Но на этом не останавливается, то есть он пуст для чего-то. Он освобождает свое время, руки, душу, сердце для чего-то. А для чего он их освобождает? Об этом мы и поговорим.
Он освобождает место для Бога. Как сказано в четвертой заповеди Моисея, шесть дней делай все дела твои, а день седьмой – суббота – Господу Богу твоему. То есть человек трудится, думает о хлебе насущном в течение почти всей недели, а в последний день недели отворачивается от этих трудов и обращает свой лик к небу, свое сердце – к Богу.
Если мы перенесем это на наше время, то христианин в праздничный день в первую очередь посещает храм Божий. Потому что без литургии христианин не мыслит праздника. Конечно, мы сейчас говорим о людях воцерковленных, для которых Божественная литургия – понятие очень близкое, родное, необходимое. То есть у этих людей есть потребность в ней.
К сожалению, так случается, что для многих из нас, которые хотят буквально соблюдать эту заповедь, праздник – это время, когда не знаешь, куда себя деть. Даже бабушки работают на своей даче или на огороде летом с утра до вечера и находят здесь свое утешение. А наступил праздник, такая бабушка сходила на службу – и потом мается оставшийся день, потому что работать-то нельзя. А чем еще можно заниматься? И человек вступает в состояние некоего внутреннего конфликта.
Конечно, они потом идут к священнику, советуются: «Батюшка, а можно я вечером пойду полью или прополю огород?» Давайте посмотрим здесь не на то, как внешне положено делать, а на саму суть. Во-первых, что такое труд две тысячи лет назад? Это не тот труд, который есть сегодня. Тогда человек в прямом смысле выживал, чтобы не умереть. Выживал – в смысле трудился в поте лица своего с утра до вечера. Он порой не мог поднять голову от земли, чтобы передохнуть, потому что иначе его ждала голодная смерть. И Милостивый Господь дал человеку возможность восклониться, как по-славянски говорится, то есть подняться, распрямиться, чтобы дать возможность душе, которая всю неделю страдала без Бога, алкала и жаждала Его, наполниться Богом, молитвой, отношениями с ближними через посещение храма.
А в наше время, когда мы так не трудимся, получается, что в праздник мы только формально выполняем заповедь Божию. И человек, ничего не делая, даже если он сходил на службу, приходит домой и начинает мучиться, маяться. Если человек не совсем воцерковленный, то он проводит время перед телевизором, компьютером, лежа на диване; мужчины распивают пиво, женщины ходят по магазинам часами.
Если человек воцерковленный и понимает, что в праздности тоже не очень хорошо проводить время, он находится между двумя крайностями: и работать нельзя, и в праздности время проводить нельзя. И для такого христианина праздник становится каким-то бременем.
Как можно провести праздник? Можно ли работать в праздник? Можно. А как работать в праздник? Когда Господь исцелил в праздник женщину, которая восемнадцать лет была согбенной, начальник синагоги Его за это осуждал и говорил, что в другие дни надо приходить лечиться и исцелять. Господь сказал: «Каждый из вас вола или осла отвязывает в субботу и ведет поить. А эту женщину, которую сатана связал на восемнадцать лет, неужели нельзя было развязать?» То есть можно исцелять и в субботу. Господь показал, что добрые дела в субботу (а в нашем случае – в воскресенье) делать можно.
Если ты идешь работать ради блага ближнего, то это не грех, а доброе дело. То есть добрые дела в воскресные и праздничные дни не только можно делать, но и нужно. Как древние иудеи проводили время в субботу? Ходили в синагогу, изучали Священное Писание, слушали проповедников, толкователей. Так и православные христиане могут делать в воскресный и праздничный день. Конечно, хорошо, если бы они взяли в руки не только Священное Писание. Потому что, к сожалению, мы не можем подолгу его читать. Можно взять какую-то книгу святого отца. Но мы тоже не может много и долго читать такие книги. Можно взять какую-то добрую книгу, чтобы хоть как-то напитать свое сердце. Потому что, к сожалению, в течение недели мало кто берет в руки книги вообще.
Человек скажет: «Где ж я возьму добрые дела? Я никого не знаю, кому нужна моя помощь». Но вокруг тебя твоя семья, и твои дети или внуки нуждаются в твоем времени, чтобы ты уделил им внимание. Может быть, ты в течение недели не уделяешь им внимания. А если в праздничный день это сделаешь, это тоже будет добрым делом, благом.
То есть праздник – это враг праздности. У нас не должно быть иллюзии, что праздность благословлена Богом в праздничный день. Это жестокий самообман. Потому что праздность порождает лень, уныние и другие грехи. Если христианин задает себе вопрос, как ему вести себя в праздник, как найти ближних, которым нужна помощь (если он живет один), он всегда найдет ответ на эти вопросы. Потому что всегда остается возможность попросить у Господа вразумления и помощи.
Если рассуждать по-человечески, то мы должны в праздничный день обратить внимание на свое христианское сердце, что нам может принести пользу. Конечно, немного удручает, когда порой читаешь какие-то советы священников о том, как проводить праздничный день. К сожалению, они немного оторваны от реальности. Каждый приводит пример, который, может быть, и хорош в каком-то частном случае или неплох для какого-то идеального человека. Но если его начинаешь применять к себе, понимаешь, что для тебя в этом случае праздничный день будет испытанием.
Потому что мы не очень способны, как говорит Паисий Святогорец, рассуждать в праздничный день о празднике, углубляться в него умом. И Тихон Задонский об этом говорит. На пятнадцать-двадцать минут мы можем углубиться в рассуждения о празднике, но не можем целый день думать о нем. Да, праздник для того, чтобы ты мог молиться и никакая работа, суета и обыденность тебе не мешала. Но можем ли мы молиться целый день? Не является ли это для нас более тяжким трудом, чем работать на огороде или на предприятии?
Да, братья и сестры, хорошо бы помолиться, сколько сердце может вместить. А дальше что делать? И почитать мы можем час. А что делать дальше? А дальше в меру своих сил, духовного и физического возраста попытаться провести этот день непраздно, с пользой, отдавая приоритет своей душе, может быть, даже своему уму.
Сегодня есть ближний, которому мы можем помочь? Слава Богу, помогли – и наше сердце радуется, потому что мы правильно провели день праздника. Сегодня нуждаются в нашем внимании наши близкие? Слава Богу, мы смогли провести с ними день и уделить им радость и свое внимание. Нет рядом близких, они разъехались, нет ближнего, которому можно помочь, – может быть, мы и себе, как самому близкому человеку, можем уделить внимание. Не только своей душе или своему христианскому уму, но и своему интеллектуальному росту, расширению своего кругозора.
Может, в конце концов, уделить внимание отдыху в виде какого-то хобби, доброго увлечения и не считать это чем-то зазорным, греховным или работой. А может, какой-то доброй бабушке, отдохнув после литургии, пойти полить помидоры, выполоть сорняки, при этом читая в своем сердце Иисусову молитву. И тоже такое времяпрепровождение будет праздничным, добрым, на пользу душе и на радость Господу нашему Иисусу Христу.
Записала Елена Кузоро
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 9 мая
День ангела. 9 мая
Церковный календарь 9 мая. Священномученик Василий, епископ Амасийский
Евангелие 9 мая. Дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную
Читаем Апостол. 9 мая 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!