Родное слово. Священник Александр Сахненко отвечает на вопросы

14 декабря 2022 г.

(В расшифровке сохранены некоторые особенности устной речи)

В студии иерей Александр Сахненко, настоятель храма в честь великомученика Георгия Победоносца.

– Рождественский пост приближает нас к главному зимнему торжеству – Рождеству Христову. Этот праздник ждут и взрослые, и дети. Во время поста во многих храмах проходит таинство Соборования. Расскажите о нем, пожалуйста.

– Елеосвящение – одно из семи таинств Православной Церкви. В народе говорят «соборование». Что это такое? Во времена жизни Спасителя медицина была своеобразной. Болезнь была гораздо более серьезной проблемой, чем сейчас. Сегодня мы порой сталкиваемся с ковидом, гриппом, клещевым энцефалитом – страшными вещами. Но со всем остальным человек легко привык жить. Голова заболела – выпил таблетку, случилось что-то с пищеварением – принял пилюлю; сюда приложили пластырь, здесь обмотали, присыпали – и благодать. Конечно, люди, которые жили за много веков до нас, не имели такой радости. Вся их жизнь была более тяжелой. Любая, даже самая маленькая болезнь, мучила весомо, а сложные, хронические недуги были безрадостной реальностью.

Когда Иисус Христос стал известным, когда речь зашла о том, что Он спасает от боли, лечит всех калек, то к Нему стали стекаться люди. Не для того, чтобы послушать проповедь или стать учениками, изменить свою жизнь, они хотели получить исцеление. Люди даже вытаскивали лежачих больных, несли их на руках и носилках. Христос исцелял каждого, кого мог и считал нужным. Он совершил множество чудес. Те, что описаны в Евангелии, – ключевые, в них есть какие-то важные аспекты; может, Он сказал что-то или объяснил, почему это сделал. Естественно, чудотворений было гораздо больше, чем это описано у четверых евангелистов и о чем вспоминает Книга Деяний.

Христос прекрасно понимал, что с Его уходом из земной жизни эта проблема никуда не уйдет. Чудо не может все время находиться рядом с человеком, иначе оно перестанет быть таковым. Чудесные события показывал Сам Спаситель и Его ближайшие ученики. Но потом эта особая Божья награда стала покидать мир Церкви. На сегодняшний день в церквях нет штатных лекарей, которые могут исцелить руками или молитвой. Я не говорю о многочисленных бабушках и людях, которые считают, что лечат других с помощью молитв. Я говорю о конкретном чуде исцеления.

Иисус Христос дает нам рекомендацию, завет, как быть, если нет возможности в секунду получить полное исцеление по милости Господа. Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне.

Очень важная мысль, что нужно позвать священника. Логики нет. Современный человек не поймет этого, ведь если болеешь, надо звать врача. Они были и в то время, но их было очень мало. Это были значимые, уважаемые люди, поэтому сильно заламывали цены, требовали беспрекословного подчинения. А некоторые, как люди науки, ставили опыты, любили экспериментировать, пробовать новое. Не каждый человек шел к врачам по разным причинам.

С Ветхого Завета мы сталкиваемся с тем, что на священников было возложено определенное послушание. Жизнь в жарком климате среди большого количества людей приводит ко многим болезням. Поэтому существовал четкий регламент: если человек видел у себя какую-то болячку, он шел показывать ее священнику. Тот был в этом мастак и мог на вид определить, что это такое. Если это была какая-то временная неурядица, он отпускал человека с миром. А если он понимал, что так начинаются серьезные болезни и человек совсем скоро весь покроется, например, струпьями или язвами, то человека выгоняли. Вот так немилосердно. Когда жили станом, выгоняли за стан. Потом стали жить в Иерусалиме, выгоняли из города.

Если к такому человеку приближались люди, он должен был издалека кричать им: «Не чист! Не чист!» Когда была эпидемия коронавируса, многие узнали о Роспотребнадзоре, что существует такая структура, которая в определенные моменты становится важнее закона, губернатора, президента. Вот так. И своеобразный «потребнадзор» был и у Израиля. Эти предписания были прописаны в Библии.

Когда прокаженный человек исцелялся, он снова шел к священнику. Тот свидетельствовал об этом, потом сжигалась вся старая одежда, выздоровевший омывался, приносил жертву, и, очищенный, воздавший хвалу Богу, возвращался к своей привычной жизни. Приятного, конечно, мало в таких условиях. Покинуть своих родных, близких, работу, привычную жизнь и идти скитаться с такими же некрасивыми, больными, пахнущими в поисках пропитания. Конечно, их навещали родственники, приносили что-то, бросали это издалека, потому что к заразным и мертвым нельзя было прикасаться.

– Своеобразный карантин?

– Да, самый настоящий карантин. То есть в Ветхом Завете уже было такое правило, что со своей болезнью нужно идти к священнику. И в Новом Завете, когда Христос исцелил десять прокаженных, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. Они все убежали, а обратно вернулся только один, который пал на колени и благодарил Его. Христос очень удивился: Не десять ли очистились? где же девять? А остальные на радостях побежали праздновать с любимыми семьями, забыли о том, Кто стал источником и причиной их радости.

В этом правиле нет запрета на лечение. Не запрещено обращаться к лекарю, даже если вы надеетесь на чудо. Здоровьем тела человека занимается медицина. И если человек чувствует недомогание, он должен обратиться к тому, кому Бог поручил и доверил это святое дело – исцелять других людей. Конечно, у болезней бывают разные причины, в том числе психосоматические. Одно дело, если человек хорошо знает себя и понимает, что причины его болей не физиологические, а духовные. И совсем другое дело, если человек просто так решил, что его мучают бесы и надо их вывести путем употребления большого количества святой воды и крестного знамения. Это несерьезно.  

Человек не должен пренебрегать медициной, надеясь по вере великой и с помощью молитв священников исцелиться. Но, сделав все возможное, выпив все таблетки, пройдя все исследования и видя, что болезнь не отпускает, мы дополнительно призываем Божественную благодать. Если болезнь несерьезная, можно обойтись и без этого. А если болезнь тяжелая и мучает нас не первый год, то наивно полагать, что Бог ни с того ни с сего нас исцелит. «Под лежачий камень вода не течет», – говорит наш мудрый русский народ. И это абсолютно верно.

Священный Синод регулярно утверждает новые богослужебные тексты, чины, и это замечательно, ведь времена меняются. А то открываешь Требник, и такое чувство, что попадаешь в XV век: молитва на изрытие колодца, молитва при осквернении колодца, при попадании в него крота и так далее и тому подобное. Это интересные, важные, полезные чины, но уже неактуальные. Современных молебнов там мало. У нас нет молебна за первый проведенный урок, благодарения за первую полученную зарплату. Церковь их только разрабатывает, старается шагать в ногу со временем. В прошлом или позапрошлом году Священный Синод утвердил текст молитвы на принятие лекарств, потому что был большой запрос со стороны людей, как совместить религиозное и нерелигиозное. Тебе прописали лекарство – будь послушен врачу, а сам добавь сердечную молитву ко Господу, чтобы оно не нанесло вреда, а принесло пользу.

Все становится на свои места. Церковь всегда сопровождает человека, на протяжении всех периодов его жизни. Мы это знаем. До революции никакого ЗАГСа не было, все делала Церковь. Если человек родился, то он крестился. Если человек женился, то он венчался. Если человек умер, то над ним совершалось отпевание, погребение. Все это заносилось в метрическую книгу. Церковь там, где люди. Она радуется рождению и свадьбе, оплакивает земную смерть, но радуется переходу человека в новую жизнь.

В Церкви есть таинства Исповеди и Причастия, таинство Священства, когда появляется новый священнослужитель, и чин пострижения в монашество. Все это является чем-то ярким и важным. Среди этих таинств есть и Елеосвящение, что свидетельствует о том, что Церкви очень важно быть с человеком. Как возникло это таинство? Не когда человек сказал: «Я пойду помолюсь, и Бог меня исцелит». Нет. Он и не думал об этом. Человек хотел бы пойти в церковь, но не может, так как заболел. Да, он обратился к врачу, который постарается его вылечить. Но пока человек не может попасть в церковь и очень переживает, волнуется, нервничает, думает о том, что все родные в храме Бога благодарят, а он нет, да еще и ест непостную пищу.

И когда человек не может прийти в храм, церковь приходит к нему. Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви. Почему «соборование»? От слова «собор», «собрание». Было принято, что это таинство совершает не один священник и не два, а семь. Сейчас мы слабо можем себе это представить. Попробуйте найти в городе семь свободных священников, чтобы они смогли враз до вас добраться и при этом поместиться в наши небольшие квартиры со всем облачением, книгами, принадлежностями для совершения таинства. Это уже изыск, доступный не каждому.

Чудо, когда Бог приходит к человеку церковными молитвами, песнопениями, чтением Священного Писания и помазанием масла. Елей – это милость, которая очень важна для человека. Все мы любим, когда нас хвалят, когда признают дела наших рук, ведь это значит, что мы молодцы. Человеку очень важно понимать, что с ним милость. В древности люди имели к этому особое отношение. Они наблюдали, у кого сколько детей, у кого какой достаток. Если Бог тебя любит, то Он тебя наградит. А если не награждает, значит, что-то у тебя не в порядке.

Сама традиция помазания маслом сохранилась. Помазывают лоб кисточкой, ставят крестик, и человек радостный, что теперь с ним Божья милость. И до тех пор, пока он ее не растратит, не выберет другой путь, кроме Бога, Его милость и благодать будут с ним. Человек, лежащий на одре болезни, не может встать, и к нему приходит церковь. Она помазывает его, вдохновляет, просит Бога о его исцелении, прощении вольных и невольных грехов, о том, чтобы Он сделал его чистым не только в плане перегруженного тела, но и обновления духа. Это удивительный чин. Он достаточно длительный.

С советского времени возникла традиция, что даже тяжелобольные люди, у которых серьезная хроническая болезнь, все же приходят в храм сами, хоть и могут призвать церковь домой. И в церкви над ними совершается общее соборование. То есть таинство не для одного человека, а для всех. Люди встают с длинными свечами, приносят масло для освящения, подготавливают для помазания не только голову, но и шею, руки, лицо, грудь. И потом молятся о своем здравии.

– Таинство проводят семь священников?

– В крупных храмах, безусловно, да. Но в маленьких церквях, где нет такой возможности, таинство совершает один священник. Это не запрещено. Благодать будет одинаковая. Это очень важно для человека. Но бывает и другая крайность, когда человек, который знает о необходимости прибегнуть к Божественной помощи, увлекается и коллекционирует все соборования во всех храмах, делает это по сорок раз за пост. Конечно, это лишь горячее желание человека исцелиться. Мы верим в Бога и надеемся, что за нашу небольшую уступку себе же (ведь мы задвинули личное время, простояли длинную службу на ногах, попытались подойти ближе ко Господу) Он дарует нам исцеление.

Традиционно Рождественским постом в храмах Новосибирской епархии проходят общие соборования. Узнавайте, спрашивайте и приходите на это удивительное таинство Церкви, которое вновь и вновь соединяет падшего человека с Милостивым и Любвеобильным Богом.

– Примечательно, что постом Церковь подает нам пример жизни святых людей. Уже в начале следующей недели праздник святого благоверного князя Александра Невского.

– Верно. Это удивительный святой, очень известный человек и для истории Российского государства, и для Православной Церкви. Есть множество его изображений, икон, литература, фильмы и спектакли о нем. В честь его освящаются храмы. В Новосибирске один из древнейших и важнейших соборов, построенных в византийском стиле, назван в честь Александра Невского, а также Покровский Александро-Невский женский монастырь. И пяти передач не хватит, чтобы подробно, обстоятельно вспомнить об этом святом.

Много лет назад был телевизионный проект «Имя России». Александр Невский обошел всех. Нынешний Патриарх, тогда митрополит Смоленский и Калининградский, Кирилл очень активно защищал его в публичном пространстве, участвовал в этой телепрограмме и сказал много важных, глобальных вещей. Это был действительно легендарный человек. Александр – молодой, красивый юноша, воспитанный в искренней вере. Он обучался не ради галочки, потому что князь. Нет, он искренне привык к молитве, к церковному правилу, к участию в богослужениях. Его статус великого князя абсолютно не принес ему спеси. Князь не прятался в штабе, когда воевали его солдаты, а был вместе с ними. Он принимал очень непопулярные решения, что очень тяжело для руководителя. Гораздо проще скатиться в популизм, ведь удобно, когда тебя все хвалят. Но очень трудно исправлять ситуацию, когда тебя ненавидят, когда тебе говорят гадкие, колкие вещи. Но все это выпало на достаточно хрупкие плечи молодого парня, который оказался очень смелым и с характером. Он смог преодолеть и определенную смуту. Мы видим в его житии, сколько раз его гоняли из города в город. Любой человек на его месте возмутился бы… Но он не только прощал такие серьезные косяки, но и был основателем русского мира. Он был не только князем и политиком, но философом, дипломатом, ученым. Он не принимал решения огульно, исходя из собственной эмпатии или восприятия, а советовался с дружиной, читал книги, все взвешивал.

Он кланялся Орде, которая годами мучила русский народ, но наотрез отказался поклониться Западу, который якобы всегда хотел нам добра, помогал и с оружием, и с просвещением. Казалось бы, парадокс, но на самом деле все очень просто. Об этом говорили и Лев Гумилев в свое время, и Святейший Патриарх. Дело в том, что Орде были нужны наши кошельки, они удовлетворялись данью. Им было абсолютно не важно, что у нас с национальной идентичностью. Верьте, в кого хотите, ведите себя, как хотите, только денег дайте, животных сгрузите и живите. Людей же, которые шли с Запада в кованых латах, абсолютно не интересовали наши богатства, им нужна была наша душа, им нужно было расколоть нас, разбить, поломать. Мы это видим и в последние тридцать лет нашей истории. Красиво улыбаются, говорят хорошие слова, притворяются партнерами, а на деле оказывается иное. Но сейчас приходит такое время…

– Когда все повторилось.

– Все наконец проясняется, становится понятным, кто друг, а кто враг. Очень важно перечитывать житие святого Александра Невского, исторические книги о нем. Это помогает не только хранить память и передавать ее нашим потомкам, но и прежде всего является примером для нас самих, в том числе с религиозной точки. Примером того, как молодой лидер не польстился на власть, на свободу, не творил что хочется, а брал на себя ответственность за других людей, даже тех, которые только что его поносили и обвиняли в чем-то. Эта удивительная сила духа и характера сейчас, как никогда, актуальна.

Прекрасно, что мы из раза в раз вспоминаем о святом благоверном князе и празднуем не только юбилейные дни, но и встречаем все больше храмов, все больше литературы о нем, знакомим с его житием детей. Даже есть замечательные аудиоверсии жития, музыкальные сказки, которые помогают маленькому человеку познакомиться и с историей своего государства, и с основами своей веры. Александр Невский показывает нам, что православный не значит хиленький, слабый нытик, который всегда подставляет другую щеку, все время постится и всем все прощает. Православным можно быть и с мечом, защищая Богом данное Отечество, свои принципы, веру, культуру, устои. Удивительно, проходят века, а мы поднимаем ту же тематику, которая была актуальна и остра на момент жизни великого князя.

–  Еще один пример христианской жизни явила нам святая великомученица Екатерина.

– Да, это удивительная святая, очень похожая на Александра Невского. Это была молодая, красивейшая, мудрая дочь царя. Она получила шикарное образование, говорила на иностранных языках, умела прекрасно считать, петь, танцевать. В юности это все цвело бурным цветом и изумляло всех. И отец, и придворные задумались, кому же отдать такую красоту. Царю нужен был наследник. Это должен был быть человек достойный. Как в то время создавались браки? Кого родители выбрали, за того и иди. Ни о какой любви, внешней красоте никто не думал. Хочешь – живи с мужем, хочешь – не живи; главное, роди наследников. С самого детства Катерина была очень принципиальной, и в юности она строго-настрого сказала своему отцу, которого безмерно уважала и любила, и всем придворным, что замуж не пойдет. Многие пытались ее уговаривать. Она же отвечала, что выйдет замуж, только если найдут равного ей по всем параметрам: и по знатности, и по красоте, и по уму, и по мудрости. Это было невозможно.

Но Екатерина получила определенное посрамление своим тогда еще нерелигиозным ценностям. Она встретила человека, который, увидев в ней внутреннюю красоту, сориентировал ее на изучение православной веры. «Я тебе расскажу, что есть юноша, который чрезвычайно богат, удивительно умен, талантлив и мудр и очень знатен по родству». Сначала это очень смутило и напугало Екатерину, но любопытство взяло свое. Человек рассказал ей о Христе. Она спросила, сможет ли увидеть Его. Человек ответил, что это возможно, если она будет выполнять то, что он скажет, и научил ее молиться.

Она так сильно, пламенно и искренне молилась, что однажды увидела во сне явление Христа, Который Младенцем сидел на руках Своей Пречистой Матери. Она пыталась узреть лик Спасителя, но Он отворачивался от нее. Богоматерь попросила Своего Сына: «Чадо, воззри на рабу Божию Екатерину. Она красива и творит добрые дела». Иисус сказал страшную вещь: «Она уродлива, худородна, нища и неграмотна. Я с ней разговаривать не буду».

Екатерину это очень ранило, кольнуло. Она поняла, что речь идет о ее пороках и страстях. Заботясь только о внешнем, она забыла о внутреннем, воспылала гордыней и целым спектром соответствующих грехов и страстей. После этого она изменила свою жизнь и стала реальной христианкой. Впоследствии ей было еще одно явление Господа во сне. Спаситель сказал ей, что вот теперь она и красива, и мудра, и родом вышла. Он нарек ее Своей невестой и вручил перстень.

Когда она проснулась и увидела на своей руке перстень, это придало ей столько сил и эмоций, что она вступала в открытые дебаты, дискуссии с новым императором Максимианом. Он был настроен категорически против христианства. Она спорила и с ним, и с маститыми учеными, которых он привозил, и с языческими богословами. Она всех и вся посрамила своей мудростью. И, кроме того, сказала им, что все, что она до этого учила, – суетно и ложно, достаточно только знать Спасителя, и тогда в голове все встанет на свои места.

Какой пример подает нам святая Екатерина? Отрицать, осуждать что-то мы можем, только изучив это. Но мы часто осуждаем книгу, не прочитав ее. Это несерьезно. Закончи сначала школу, университет, поучи языки, философию и только потом можешь сказать: «Это все ерунда, вся истина в Боге». Не учась нигде, не понуждая свои мозги к работе, нельзя следовать словам великомученицы, что «это все бренность, буду только заучивать наизусть Псалтирь». Это, конечно, хорошо, но перед каждым человеком стоит необходимость получения образования. Отчасти и это нам доказала святая Екатерина своим примером. Она своей горячностью, красотой, харизмой, умом настолько выбила всех из себя, что ее арестовали и много дней пытались казнить.

Почему она великомученица? Мученики – это те, кто за день, за два скончались от пыток, а великомученики – те, которые неделю раздражали правителей: что бы с ними ни делали, Господь сохранял их живыми, целыми, невредимыми, пока Своею волею не забирал их Себе.

И поныне можно увидеть множество красивейших икон, где она изображается как царская дочь, как богатейшая, красивейшая девица или женщина. В честь ее освящаются храмы и называется много православных христианок. Это имя стоит рядом с именем Александра Невского и удивительно совпадает с его внутренней силой, волей и желанием сделать гораздо больше, чем, казалось бы, человек может потянуть.

Все это совершали молодые люди. Они рисковали всем. А мы чего боимся? Ведь с нами Христос, сила, правда и победа.

Ведущая Инесса Титова

Записала Анна Вострокнутова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 04 мая: 09:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать