Родное слово. Священник Александр Сахненко отвечает на вопросы

31 мая 2023 г.

Завершающаяся неделя была насыщена значимыми и праздничными событиями. Впервые после длительного перерыва, связанного с ковидными ограничениями, в Новосибирске прошел общегородской крестный ход – традиционный для Новосибирска в эти майские дни. Он связан с празднованием Дней славянской письменности и культуры. В чем смысл этого массового шествия? В чем его радость и благодать?

 

– Для нас это большая радость. Мы смогли прочувствовать это очень долгожданное событие, имели возможность показать торжество и всю мощь нашей православной веры не только нашему любимому городу, но и всему миру. Местные жители знают, что для Новосибирска это стало практически ежегодной традицией. Это позволяет максимально раскрыть наше положение в обществе и дает возможность всем людям принять в этом участие. Все-таки уже не зима, не холодно; время окончания учебы, предвкушение лета. И мы начинаем новый период жизни – период летнего отдыха, отпусков, каникул – в том числе и с молитвы.

 

Крестный ход в Новосибирске проходит по главной улице города – Красному проспекту. От Вознесенского кафедрального собора мы идем торжественным путем, молитвенным шествием, провожая праздник Пасхи. Во вторник было отдание этого светлого праздника праздников и торжества из торжеств. Провожая этот праздник, мы громко пели тропарь Пасхи, стихиры «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его», поминали в молитвах святых покровителей нашего города – святителя Николая Чудотворца, молились всем святым, в земле Новосибирской просиявшим.

 

По нашему маршруту была одна остановка – традиционно у Никольской часовни, которая когда-то была географическим центром нашей Российской империи, теперь напоминает нам о тех временах и о покровительстве над столицей Сибири дивного угодника Божьего Николая. Мы остановились у часовни для краткой, но в то же время усиленной молитвы, для приветственных слов наших власть имущих, дорогих, уважаемых гостей. После этого продолжили шествие до первого кирпичного здания, памятника архитектуры – собора святого благоверного великого князя Александра Невского.

 

Путь, казалось бы, не очень длинный, но в то же время торжественный. Мы знаем, что для нашей страны и для мира в целом Красный проспект – значимая и самая длинная прямая улица. Название «Красный» (как бы оно ни задумывалось коммунистами в своем ключе) воспринимается в православной культуре как аналог слову «красивый». Красный – цвет Пасхи.

 

Поэтому это большое торжество с колокольней впереди крестного хода, с огромным количеством хоругвей и фонарей, крестов и икон из всех городских храмов. В крестном ходе шествует много детей, школьников.

 

– Детей было много.

 

– Совершенно верно. Это самое главное – видеть молодые лица: и наших православных гимназистов, и студентов духовной семинарии. Отрадно и радостно было видеть монашество, огромное количество священства в облачениях.

 

– Было очень радостно. Откуда берется ощущение радости?

– Давайте для начала подумаем, что такое крестный ход. Многие думают, что крестный ход – это когда мы на Пасху обходим вокруг храма. Совершенно верно, обхождение вокруг храма с хоругвями является одной из разновидностей крестного хода, его литургической частью и означает что-то символическое. Например, на Пасху мы вспоминаем, как жены-мироносицы шли ко гробу Спасителя заканчивать умащение Его тела, потому что очень переживали, что из-за спешки не успели воздать должные почести своему Учителю.

 

Мы знаем, что крестные ходы совершаются в храмах в день святого покровителя, в честь которого храм освящен, то есть в престольный храмовый праздник. В этот день перед Божественной литургией обязательно совершается малое освящение воды, потом на крестном ходе священник окропляет верующих святой водой, а они радостно отвечают на его громкие слова приветствия. Но это не весь крестный ход.

 

В слове «ход» есть намек, что это не просто обхождение, а куда-то хождение. В нашей церковной традиции это существовало еще с древности. Например, крещение не принимали в ближайшем к дому храме, как сейчас. Для принятия крещения необходимо было достаточно долгое время готовиться, порой несколько лет. Это был серьезный, важный выбор. Само таинство Крещения совершалось на водном источнике (это река, озеро, ручей). После окунания в воду человек в белой одежде, радостный шел со свечой в ближайший храм на богослужение, которое продолжалось в привычном, классическом изводе. Эта традиция во многом послужила образу дальнейших шествий по разным поводам.

 

Мы знаем, что существуют хождения на реку для освящения воды в праздник Богоявления Господня («хождение на Иордань»). Мы знаем, что когда освящается великим освящением храм, из соседнего храма до него доносятся мощи – так прописано в священных книгах. Но, к сожалению, не всегда это возможно. Допустим, в святом граде Москве храмы стоят рядышком друг к другу. В сибирских реалиях так не получается, поэтому обычно мощи сразу полагаются в освящаемом храме на солее перед иконой Спасителя и обносятся вокруг храма освящающим предстоятелем (как правило, архиереем).

 

Бывают крестные ходы, которые совершаются к чему-либо по каким-то праздничным поводам. Например, если рядом есть памятник святому, память которого празднуется, люди могут торжественно выйти из храма к этому месту, чтобы воздать почесть. Мы сталкиваемся как раз с таким пониманием крестного хода: когда люди откуда-то выходят за чем-то.

 

Вот у нас есть соборы: Вознесенский собор, Александро-Невский собор. Откуда вообще пошло понятие «собор» или «соборная площадь»? Наша вера никогда не была индивидуалистской и единичной. Сейчас можно встретить службы, когда нет людей-причастников в храме  (например, утром в будни). Бывает, люди не понимают смысла, сути Божественной литургии и просят послужить службу для них лично, мол, они заплатят. Но в том и величие Божественной литургии, что мы переживаем ее совместно с другими людьми. Раньше никогда не было такого, чтобы каждый приход, каждый храм замыкался в себе; все старались по большим праздникам объединяться вместе.

Почему такие названия: «соборная площадь», «собор»? Потому, что нужно вместить в себя собор всех людей, приходящих из малых храмов с фонарями, иконами. И есть большая, живая, настоящая радость в этой толпе благочестивого народа, который отзывается на искреннюю молитву священников, когда хоры в многообразии и величии запевают. Естественно, такая служба не сравнится с будничным богослужением в простом деревенском храме или в городском храме на окраине.

 

Восприятие крестного хода как общей радости, общей молитвы сохраняется и у нас. Мы идем крестным ходом для того, чтобы освятить молитвой, каждением фимиамом, ношением икон город, в котором живем. Мы идем, чтобы молитвой подкрепить наш многострадальный русский народ. Сейчас особенное время в нашей стране, когда молитва чрезвычайно важна и нужна, и человек относится к иконе не как к предмету искусства, а как к чему-то сакральному.

 

Не могу не прокомментировать решение нашего президента, который своим распоряжением совершил величайшую милость, которую так ждали православные люди, – вернул икону Андрея Рублева «Троица» Церкви. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла икона год будет стоять в Храме Христа Спасителя для общедоступного поклонения, затем займет традиционное законное место в иконостасе Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры.

 

Можно вспомнить о серебряной раке от мощей святого благоверного князя Александра Невского, которая тоже вернется в Александро-Невскую лавру города Санкт-Петербурга.

Мы тоже несем свои иконы; может быть, менее чудотворные и значимые в культурном ключе, но видим в этом горячую, живую необходимость. Тем более наш крестный ход посвящен Дням славянской письменности и культуры – церковно-государственному празднованию нашей с вами истории. Это чрезвычайно важно.

 

У многих людей православие ассоциируется с какой-то древностью, дремучестью, что это странные люди (бородатые, в «халатах»), со своими традициями, которым ничего нового нельзя, ничего не благословляется, только читать старые древние книжки. Петь нельзя, танцевать нельзя, интересоваться миром, природой нельзя, красиво одеваться нельзя – вот такие непросвещенные, глупые, консервативные деды сидят и никому ничего не разрешают.

 

Конечно, человек, который находится в Церкви сознательно, понимает, что это не так. Любой образованный человек знает, что Церковь сыграла значимую роль в деле становления культуры нашей страны, позаимствовав ее сначала у древней византийской культуры, затем развив и обогатив ее. И нельзя промолчать про образование, потому что Церковь была истоком не только культурологических, но и самых обычных понятий. Именно Церковь учила людей читать, писать; именно Церковь была источником знаний, к которому прибегал народ. Если что-то не понимаешь или не знаешь, что делать, – беги в монастырь, там обязательно найдется человек, который тебе поможет.

 

Празднуя эти замечательные дни, мы вспоминаем зарождение нашей письменности, становление русской культуры. Речь, конечно, не только о водке, балалайке и матрешке. Наша культура гораздо глубже, ярче и проявляется в различных аспектах, в том числе религиозных. Для нас крестный ход – это не просто торжественная процессия, это не митинг, не акция, а настоящее молитвенное шествие, торжество нашей веры.

Когда мы шли по нашему городу, не могли не испытывать чувства восторга, радости. Тем более что новосибирцы всегда очень тепло отзываются, откликаются на дело крестного хода. Я, конечно, понимаю, что он доставляет некоторым определенные неудобства, особенно автомобилистам, некоторые люди очень расстраиваются. Но надо понимать, что негативная эмоция всегда острее, чем позитивная, поэтому в комментариях и отзывах мы видим, что люди пишут о плохом. О хорошем писать не очень хочется, а плохая эмоция буквально заставляет тебя вылить наружу все, что скопилось внутри. Изучив интернет-пространство, может неверно показаться, что все жители города Новосибирска против. Ничего подобного! Все с большой радостью выходят со своих рабочих мест, из магазинов навстречу крестному ходу, фотографируют, отсылают снимки своим друзьям, знакомым. Кто имеет возможность, подключается к этой удивительной процессии, которая с молитвой к воскресшему Господу, Его Пречистой Матери, святителю Николаю, архиепископу Мир Ликийских, продолжает шествовать, радуясь о воскресшем Спасителе, о том, что мы имеем замечательную возможность славить Господа на своем языке, что достаточно хорошо Его знаем, любим читать Его позитивные примеры, лучшие святоотеческие творения, взирать на искусство.

 

Конечно, этот крестный ход становится определенным вызовом для общества,

потому что мы как бы говорим: мы православные христиане и не стыдимся этого, не пытаемся спрятать себя за маской другой идентичности. Мы говорим: «Я русский, православный; значит, со мной Бог. Я честный гражданин, делаю то, что от меня зависит: вношу налоги, помогаю своим родителям. Но я еще считаю, что есть Господь Бог, Который создал весь этот мир, благодаря Которому появился я, Который может, в отличие от любого чиновника, спонсора, помочь тогда, когда мне это больше всего нужно».

На крестном ходе каждый вкладывает в общую молитву просьбы и о своих личных проблемах и переживаниях. Кто-то просит о семье, кто-то – о милости Божией, кто-то желает денег, кто-то умоляет Бога, чтобы Он помог ему поступить куда-то или найти новую работу. И Господь слышит такие молитвы. Ему приятно, что мы тратим на это время, идем на своих ногах, вздыхая, набивая себе мозоли.

Это удивительная возможность явить себя миру, не стыдиться, не скромничать. Ведь многие в нашей жизни как бы стесняются лишний раз перекреститься, увидев храм, идентифицировать свою веру, если такой вопрос заходит внутри рабочего коллектива. Мы стараемся, чтобы о нашей вере никто не узнал. А здесь мы очень открыто и громко оглашаем миру, что Христос воскрес, мы находимся под покровом Царицы Небесной, множества дивных сил, угодников Божиих, которые покрывают наш народ, страну, город. Вы видели на фото и в видеорепортажах эти искренние улыбки людей. Они не надуманные, не нарисованные.

– Мы находились рядом, в этой атмосфере. И особенно было радостно, что дети говорят: «Смотрите, сколько нас много!» Это было очень ценно, мне кажется.

– Совершенно верно. Благодарим Высокопреосвященнейшего Никодима, митрополита Новосибирского и Бердского, за возможность принять участие в этом важном молитвенном шествии. Очень надеемся, что встретимся совсем скоро вновь. На нашей земле Сибири есть еще один замечательный повод. Летом мы традиционно устраиваем шествие в обратном направлении: от Александро-Невского собора, уже без остановки, приходим не в Вознесенский собор, а в Нарымский сквер близ него, где расположен памятник святым Петру и Февронии, покровителям супружества и брака.

Таким образом мы отмечаем наш летний День семьи, любви и верности. Вместо валентинок дарим друг другу ромашки, вместо надуманных современной западной культурой в угоду кошельку героев и персонажей мы почитаем удивительных исторических, тесно с нами связанных людей – князя Петра и княгиню Февронию Муромских, которые являют нам образец семейной жизни, являются покровителями супружества, брака.

И мы стараемся этот молодежный крестный ход (в большей степени он проходит с молодежью) особым образом отличить от привычного нам понятия крестного хода. Молодые ребята идут с различными лозунгами, которые свидетельствуют об их неравнодушии в жизни. Дети идут вместе с родителями, несут шарики или украшают ими свои коляски.

Это торжество и радость веры, буйность молодости, в хорошем смысле слова, разве не позволяет задуматься о том, что у нас впереди еще много времени? Господь нам дает столько шансов исправить нашу жизнь, стать лучше, чище, светлее... Чтобы это торжество и высокий духовный подъем, который мы испытывали на главной улице нашего города, пребывали с нами как можно чаще, а не только тогда, когда нас вызывают на такие в прямом смысле масштабные события.

– Удивительно, но мы уже прожили сорок дней после Пасхи. И в эти дни отмечаем торжественный праздник Вознесения Господа на небо. Что произошло тогда и как к этому отнеслись апостолы и все люди?

– Понятно, что Спаситель мира, из милости пребывая в новом теле со Своими учениками уже после Своего воскресения, не мог продолжать так жить с ними вечно. Его ученики это очень хорошо понимали, но старались не думать о том, когда это произойдет; они наслаждались моментом. Они понимали, что это произойдет каким-то образом, но не акцентировали на этом внимание.

На сороковой день после Своего воскресения Спаситель действует определенным образом. Он зовет за Собой учеников, они входят на гору, на которой и произойдет это удивительное событие. И мы видим в последних словах Евангелия от Матфея, где описывается это событие, что Христос посылает им Духа Святого и дает задание: идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф. 28, 19). Вот значимый императив: «Я вам обо всем рассказал, вы Меня обо всем расспросили, теперь пришла пора работать. О том, что видели, слышали, понимали и чувствовали, расскажите как можно большему количеству людей».

Сказав это, Он попрощался с ними и вознесся на небо вместе со Своим телом. Это чрезвычайно важно, потому что именно здесь ставится точка в истории спасения человека Христом. Мало было просто воскреснуть и открыть нам двери рая. Надо было еще воскресить нашу падшую человеческую природу, которая не имела места в райском саду. Господь, вознесшись в Своем теле на небо, таким образом освятил наши земные человеческие телеса и этим завершил историю нашего спасения.

– А нет ли в этом празднике какой-то горечи богооставленности, что Господь ушел на небо, а мы остались здесь одни?

– Первые христиане однозначно что-то подобное чувствовали... Они по-человечески грустили, потому что потеряли своего единственного Учителя и Наставника, Которому доверяли всей душой и всем телом. Но именно это доверие сглаживает то ощущение, о котором Вы говорите. Христос сказал Своим ученикам: «Я с вами буду пребывать до скончания века». Он даровал нам таинство Евхаристии, сказав: «Это творите в Мое воспоминание». То есть: «Будете это делать, и Я с вами буду. Не будет этой разлуки, о которой вы печалитесь».

Стоит отметить, что Христос не бросил учеников, Он им сказал: сидите и ждите. Через десять дней после Вознесения мы встречаем праздник Троицы – день Святой Пятидесятницы, когда говорим о сошествии Духа Святого на апостолов. Вот это и есть тот самый другой Утешитель, Которого посылает Бог людям. Он хранит, питает и греет Церковь, которая простоит до конца дней. Мы помним слова, что врата ада не одолеют ее (Мф. 16, 18).

Поэтому, несмотря на вроде бы очевидный минорный оттенок, у этого праздника высокая и значимая задача. Завершилось дело нашего спасения. Теперь всё в наших руках. Мы провожаем Господа на небо. Как Второе Лицо Святой Троицы Он сидел одесную Отца, то есть по правую руку от Него. И Он восседает на это же место, возвращается на него. Он земное человеческое тело поднял с Собой до неба, освятил его, обожил. И у каждого из нас теперь тоже есть этот шанс – свои тело и душу принести Господу до конца, чтобы соделать их иными, святыми, избранными. Поэтому мы встречаем этот праздник с особой радостью.

Когда ребенок учится кататься на велосипеде, он боится, что папа или мама отпустят его, не будут держать за багажник и он упадет. Но когда он научается самостоятельно кататься, для него это радость, что родители его отпустили и он теперь может сам. Это ощущение великой радости сохраняется и в Церкви, в нашем празднике оно тоже есть. То, что теперь Церковь как бы самостоятельная, под надзором Духа Святого управляется апостолами, которые разносят радость о воскресшем Иисусе по всему миру и открывают все новые и новые общины, дает старт нашему удивительному восприятию этого праздника.

Стоит сказать, что этим праздником заканчивается Евангелие. Все, что потом происходит с апостолами, нужно уже читать в новозаветной Книге, которая называется Деяния святых апостолов. Далее идут все апостольские Послания от конкретных людей к группам общин, которые они когда-то создали и теперь по-отечески заботятся о них, интересуются, всё ли в порядке, дают наставления. Это мы видим в письменах, которые сейчас читаем на службе.

Чтение Апостола есть не что иное, как чтение этих наставительных писем от архиерея к какой-то общине. Допустим, мы слышим Послание к Коринфянам, к Солунянам, к Ефесянам. Значит, эти жители читали письмо, которое им написал апостол, чтобы знать, как себя вести, как служить, как что-то совершать. Для чего? Ответы там тоже были.

Для нашей епархии это особенно значимое событие. Наш кафедральный собор города Новосибирска имеет название в честь праздника Вознесения Господня. Поэтому для нас это еще храмовый престольный праздник, великая радость и отрада для Новосибирской епархии. Я думаю, что и во многих других епархиях нашей Церкви есть храмы, посвященные Вознесению Господню.

Однако даже если у вас нет возможности побывать на престольном празднике, этот праздник одинаково радостно празднуется во всех храмах. Поэтому я очень рад за тех людей, у которых каким-то образом получилось между работой и житейскими делами побывать на богослужении. Это чрезвычайно радостно и очень важно для всех нас.

 

Ведущая Инесса Титова

Записали Людмила Кедысь и Елена Кузоро

Показать еще

Время эфира программы

  • Среда, 08 мая: 05:30
  • Суббота, 11 мая: 09:05
  • Среда, 15 мая: 05:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать