Родное слово. Священник Александр Сахненко отвечает на вопросы

25 октября 2023 г.

– Совсем недавно в Новосибирске проходил семинар для социальных приходских работников о том, как вести себя, работать с людьми с ограниченными возможностями, чтобы человек мог участвовать в богослужении, церковных таинствах. Но эти знания полезны и для тех людей, которые только начинают свой путь к храму, да и вообще, наверное, для всех. Как вести себя в храме?

 

– Как в любом общественном месте. Почему-то человек понимает, что в театре нельзя, чтобы телефон внезапно заиграл прямо во время выступления артиста или каким-то образом человек начал громко разговаривать во время показа спектакля. Но почему-то в храм мы заходим и забываем выключить телефон или начинаем громко спрашивать, где здесь икона нашего любимого святого… Человек пришел в храм на полчаса или час позже и ледоколом двинулся к своему любимому подсвечнику, раздвигая в разные стороны молящихся. Самые трогательные для меня моменты, когда это службы Великого поста, люди стоят на коленях и зачастую даже преклоняют голову до земли, падая ниц перед самым важным событием службы (когда переносятся Дары – Тело и Кровь Христовы – в алтаре). И в этот момент их аккуратненько кто-нибудь перешагивает, потому что нужно поставить свечечку на свой любимый подсвечник.

 

И если говорить о каких-то серьезных правилах, я думаю, мы сегодня о них поговорим. Но прежде всего надо всегда оставаться человеком, даже когда мы идем в храм, внимательным к другим, вежливым и интеллигентным.

 

– Что нужно сделать, пока еще не вошел в храм?

 

– Во-первых, вспомнить, куда мы идем. Одно дело, если человек шел мимо храма, у него сердце запело, подсказало, что ему надо туда зайти… Тогда не страшно, если он не совсем соответствующе выглядит или у него много сумок. Но если человек знает, куда идет, то логично и уместно, во-первых, подготовиться к этому. Избавиться от лишней ноши, которая мешает. Возможно, человек действительно ходил по своим делам в магазин, закупался на месяц, а потом пришел в храм. И он стоит с этими сумками, шуршит, мешает, отвлекает внимание всех молящихся. Или взять внешний вид. Когда человек знает, что ему нужно идти на спектакль или вечер классической музыки, наверняка он внимательно отнесется к своему внешнему виду.

 

А в храм… ну, вроде бы это же храм. Но православные христиане стараются в храм приходить тоже как на праздник. Поэтому если богослужение праздничное, если мы осознанно собираемся в храм, нам нужно правильно одеться. Здесь нет какого-то специального требования, дресс-кода. Есть элементарные правила. Если это лето, мы зачастую начинаем раздеваться чуть ли не догола. И особенно это там, где рядом есть популярные туристские места, водные источники. Люди приходят прямо в купальниках. Только что человек купался и зашел в храм, он не видит в этом ничего такого...

 

Мы стараемся прикрыть все участки тела. Женщина прикрывает свои плечи, мужчина не надевает шорты, майки с огромным вырезом. А если мы говорим о достаточно прохладном времени, конечно, здесь действует правило, знакомое любому человеку. Мужчина снимает свой головной убор, а женщина, наоборот, старается голову покрыть. Это от древнего правила, когда замужняя женщина покрывала свою голову в знак того, что она находится под властью мужа. В волосах была красота русской женщины. Пока девушка была еще не замужем, она волосами как бы показывала, что ждет своего любимого, суженого. А когда она уже свой статус определила, она покрывала голову.

 

Мы помним, что даже в советское время, несмотря на богоборческий период в жизни нашей Отчизны, женщины головы покрывали, носили если не шляпки, то косынки точно. Это была определенная норма, она была в церкви и сохраняется по сию пору. Хоть мы сейчас и не требуем жесткого соблюдения этого. Понятно, если мы пришли в монастырь, где находятся одни монахи, нам необходимо соблюдать эти правила приличия. Если женщины зашли в городской храм мимоходом в середине дня, наверное, ничего страшного, если у них не будет платочка. Во многих храмах, кстати, есть специально предлагаемые платочки и даже какое-то подобие юбок. Но, мне кажется, это не самое главное. Главное, с какой душой и с каким сердцем человек пришел в храм. Потому что можно одеваться очень правильно и очень красиво и при этом иметь внутреннее раздражение или желание получить от Господа много всего, при этом не делая ничего. А можно выглядеть абсолютно просто и естественно, но при этом понимать, куда и зачем ты пришел.

 

Христиане стараются идти в храм целенаправленно, и при виде храма они видят крест на куполе, который являет торжество христианской веры всем вокруг. Поэтому даже если мы не идем в храм, а проезжаем мимо, есть замечательная добрая традиция перекреститься. Едем ли мы в общественном транспорте, проходим ли мимо, мы останавливаемся, крестимся на крест, кратко молимся Господу и идем дальше по своим делам. Нам это сделать не так сложно. Гораздо тяжелее жителям Москвы и Санкт-Петербурга, им пришлось бы это делать через каждые полминуты, потому что на одной улице бывает очень много храмов. У нас храмов не так много, поэтому ничего страшного, если человек чуть-чуть отвлечется. Если он водитель и должен в это время держать руль, тогда крестное знамение можно совершить и про себя, внутренне с молитвой обращаясь к Господу.

 

И когда мы приходим конкретно в храм, перед воротами, которые ведут нас в храм, совершаем крестное знамение, входим внутрь, подходим ближе к храму. Там перед входом расположена икона, и мы тоже совершаем крестное знамение с поклоном. В специальных книжках порой прописано буквально до подробностей, сколько раз мы его совершаем, с какой молитвой. Это замечательно, но это не так строго. Если вдруг вы забыли молитву или сколько раз кланяться – сколько подскажет ваша душа, столько и можно это делать. Никто грубого замечания вам тут сделать не должен. И когда мы вошли в храм, мы тоже совершаем крестное знамение, взирая на иконы, которые располагаются совсем рядом с нами, взирая на Святая святых, алтарь, на священные изображения и росписи.

 

– Как устроен храм? Вот ты пришел, куда можно встать, существует ли женская половина, мужская, где можно стоять, где нельзя? Кто-то может сказать: «Это мое место, я всегда здесь стою». Как быть в таких ситуациях?

 

– Ваш вопрос абсолютно закономерен. Многие люди считают, что самое главное действие происходит в середине храма, им нужен доступ к подсвечникам, и все остальные места воспринимаются как различные дополнения. Здесь продают, там большая красивая стена, куда священники заходят… А тут мой подсвечник, и самое главное происходит здесь. Человек, который посещает церковь чаще, имеет немножко отличающееся представление от того, что я только что представил. Он понимает, что главное в храме не просто наличие икон. Это факт соборной молитвы. Почему храм называется церковью? Потому, что Церковь – это собрание верующих, ответивших на Божественный призыв Христа. Это люди, которые собираются для того, чтобы вместе совершить богослужение.

 

Помолиться перед иконами можно и дома. Поставить свечу можно и дома. И если для типичного современного человека, далекого от Церкви, главное действие совершается у подсвечника, он выбирает специально время, чтобы никто ему не мешал. Он пришел в 2 часа дня в понедельник и очень удивлен, что тут какая-то генеральная уборка, ему мешают пройти к подсвечнику – все должны отойти, «я иду ставить самую большую свечу».

 

– А так бывает.

 

– Бывает, но это не значит, что так нужно. Есть люди, которые пренебрегают элементарными нормами и правилами этикета, но мы не переписываем нормы этикета из-за них. Так и здесь. Наша задача рассказывать людям о том, что их восприятие не является единственно верным. То, что ты поставил свечку Богу, – это замечательно, но церковь не для этого нужна. Церковь – это место для собрания верующих; следовательно, ценно должно быть не то время, когда все ушли, а то время, когда все пришли. И для чего все вместе собрались – чтобы вместе славить своего Бога, вместе обращаться с молитвой к своему Создателю, Творцу. И это совершается, естественно, по определенному чинопоследованию.

 

Мы знаем, что богослужения совершают священнослужители. Они находятся в главной части храма, что называется алтарем (в переводе с латинского «возвышенное место»). И мы, как на сцене, видим, что происходит. Но, к сожалению, это место отделено от нас специальным иконостасом (в переводе с греческого «стена с иконами»). Он далеко не всегда наличествовал в наших храмах. Если мы посмотрим на католические храмы, то увидим, что точно такой же алтарь находится в них без всякой преграды. В Древней Церкви действительно было так, но со временем (мы это видим по греческим церквям) стали появляться алтарные преграды. Сначала просто как преграждение, а затем оно стало возвышаться, с иконами в один ряд, в два ряда. И на Руси у нас есть стремление довести все до совершенства, поэтому в храмах, например, Севера есть иконостасы до пяти, шести, семи рядов, которые наглухо закрывают алтарь, и возникает ощущение, что священники там чем-то своим занимаются, а мы тут стоим и слушаем пение хора.

 

На самом деле такого разрыва быть не должно. Всем тем, кто плохо разбирается в богослужении, мой искренний совет: стремиться самим узнать о том, как устроена служба, разобраться с тяжелыми церковнославянскими словами. Сейчас много информации есть в Интернете. Здесь необходимо просто чуть-чуть желание человека.

 

Много людей приходят в храм вынужденно, они знают, что суббота, воскресенье – надо стоять на службе. Но при этом ничего не понимают, что происходит… Например: «Премудрость прости». Это не значит просить прощения у Премудрости. «Прости» – греческое слово, которое можно сопоставить с армейской командой «равняйсь». «Прости» означает «ровно, прямо». В русском языке тоже есть такое. Мы говорим: «Скажи прямо!» Имеется в виду правду, правильно, ровно, без кривотолков.

 

Подмечая такие элементарные вещи, можно стать очень активным и осознанным участником богослужения. Если, конечно, ждать, что все случится само собой, то можно, ходя в храм и 20 лет, ничего не разобрать, потому что не всякий хор поет четко, не всякий чтец читает хорошо, многие слова нам непонятны. И человек абсолютно не понимает, зачем это ему нужно, думает, сейчас все закончится и он наконец-то совершит свое главное действие, ради которого пришел: поставит большую свечу. 

Но Бог свечами не питается. Ему дорого не то, что мы свечу поставили, а то, что мы помолились Ему.  Однако наша молитва такая скудная! Мы зачастую не знаем, что сказать. Пожаловаться? Бог и так видит все наши трудности. Порадоваться и поблагодарить Его? Это мы вообще не умеем. И вот все превращается в какое-то магическое действие: воткнул свечку и сказал: «Хочу жену, машину, квартиру». И ушел счастливый, как будто что-то в жизни поменялось. Так это не работает.

В любви всегда важна жертва. Приходя в церковь, мы тоже выражаем свою жертву Богу: стоим на ногах, стараемся потратить время на это богослужение, посвятить свое сознание тому, чтобы сейчас думать о Боге. А это, конечно, очень тяжело.

Вы начали говорить про алтарь, но не сказали, что там происходит на самом деле, за закрытыми вратами…

Да, человек, который недавно пришел в храм, очень смущается, когда видит, что двери в алтарь то открываются, то закрываются. Иногда еще двигается в разные стороны шторка. Как мне недавно сказал один человек: наверное, проветривают.  Нет. Это такое специальное чинопоследование. Но для глубокого понимания нам с вами пока это не нужно.

Зачем тогда нужен алтарь? Чтобы священникам скрыться от внешних глаз? Совершенно не для этого. В алтаре есть тоже определенные предметы, которые ценны и значимы для православных христиан.  Главный из них престол. Это особый четырехугольный стол, который определенным образом освящается и служит местом для совершения таинства Евхаристии.

Когда-то в древности, в катакомбах, людям нужно было где-то расположить Чашу с тарелицей для хлеба.  Мы уже говорили об этом в наших передачах. И этим местом была могильная плита, которая сначала была абсолютно любой. Потом стала плитой христианских мучеников. После того как христиане уже вышли из катакомб, стали ставить свои полноценные храмовые здания, эта привычка у них осталась. Так возникла традиция, которая не прекращается по сию пору: совершать Евхаристию на мощах мучеников. Поэтому в каждом храме есть такой престол, в который вложена частица мощей. Если она в престол не вложена, то вложена в антиминс. Это специальный плат, на котором изображено положение Христа во гроб и в который вшита частичка мощей мученика, на которых совершается таинство Евхаристии.

Престолом мы обычно называем какой-то трон, на котором сидит Спаситель.  Для нас символически на нем и восседает Спас мира. Для Православной Русской Церкви святость этого места особенная. К нему не просто почтительно относятся, его благоговейно кадят, его целуют священнослужители.

А что такое каждение? Для чего это совершается? В разные моменты к людям и иконам выходят священнослужители. Что это символизирует?

Каждение одно из священнодействий, которое направлено одновременно и на наши внешние чувства, и на наше внутреннее состояние. Мы говорили уже, что в церкви осуществляется специальное воздействие на все органы чувств человека, то есть человек полностью погружается в новую атмосферу. Он слышит чудесные песнопения иблагоговейное чтение. Он вкушает вкус просфоры или, например, на литии церковного вина. Он осязает прохладу пола или деревянную икону.

Наверняка люди замечали, что в храме по-другому пахнет: там пахнет ладаном. Так называется специально приготовленная смола с деревьев вместе с определенными благовониями. Уголь полагается в кадильную чашу. На этот уголь кладется кусочек ладана, который, естественно, под действием температуры начинает растекаться, плавиться и дает определенный запах вместе с дымом. Вот этот дым и запах вместе зовутся фимиамом. Но нам кадило нужно не только для запаха. Мы кадим святыню, выражая к ней наше почтение. Этот дым будет устремляться кверху, что будет напоминать верующим о том, что наша молитва тоже должна возноситься вверх.

У Бога должно быть все только красиво, замечательно и вкусно. Наверное, особенно это было актуально в катакомбах в период гонений. Прежде чем начать моление, людям, естественно, нужно было избавиться от внешнего раздражающего запаха, который пребывал там практически всегда. Но наша задача не просто избежать какого-то запаха. Наша задача его специально добыть, чтобы заставить человека переключиться с бытовой проблемы на нечто высокое. Человек переключился на эту готовность говорить с Богом, обращаться к Нему в молитвах и благоговейно участвовать в совершении богослужения.

В отдельных храмах поет мужской хор, где-то женский, где-то смешанный хор. Это имеет какое-то значение?

Нет, это не имеет абсолютно никакого значения. В Древней Церкви были определенные правила; например, антифонное пение, когда пели два хора попеременно. В нашей Церкви сохранилась традиция именовать: правый и левый клирос. Они тоже отличались друг от друга (первый был правый, левый был чуть-чуть попроще, послабее).

Но сейчас редкий храм (возможно, кроме значимых и кафедральных соборов) может располагать большим количеством людей, которые готовы осуществлять свое служение Церкви в виде песенного исполнениямолитвословий. Поэтому, как правило, это один коллектив, максимум два.

Это замечательно, когда можно похвастаться, порадоваться: «у нас поет мужской хор», «а у нас смешанный, но очень красивый», «у нас знаменное пение», «а у нас поют детки на службе», «а у нас клирос, но только из верующих людей». Это замечательные особенности, которые позволяют человеку выбирать храм по душе.

А подпевать хору это нормально?

Все зависит от местной практики. В чужой монастырь со своим уставом не ходят. Если мы знаем, что в этом храме принято народное пение и профессиональные певчие не создают особого костяка, расположены по всему храму и просто задают темп и ритм, то любой человек может подпеть. Если это отдельный коллектив, который несколько месяцев специально готовился, разучивал сложное произведение, а мы начнем подпевать, мы рискуем соблазнить и регента, который расстроится, что мы сбиваем его певчих, и рядом стоящих людей, которые, возможно, не готовы слышать наше «прекрасное ангельское пение». Поэтому в некоторых храмах можно встретить даже такие объявления, что подпевать хору не благословляется. Нужно узнавать все в зависимости от того места, которое вы посещаете для своей регулярной молитвы.

Но есть некоторые моменты, когда все поют.

Традиционно это исполнение песнопения «Отче наш», Господней молитвы и Символа веры. Во многих храмах по-разному. Традиционными также считаются «Воскресение Христово видевше», различные дополнительные песнопения («Взбранной Воеводе» или «Сподоби, Господи»).  Практика уже отличается в разных храмах.

Как быть, когда не знаешь, что делать, на кого ориентироваться?

Точно не на соседа. У нас есть такая поговорка: одна бабушка сказала... Случайной бабушке верим так, как порой не верим авторитету святых отцов или Священного Писания. Но эта бабушка ничем не отличается от вас. Возможно, она сама первый или второй день в церкви и решила с вами искренне поделиться тем, чего и сама не имеет. Но и священника для этого каждый раз отвлекать не нужно.

В разных храмах есть различные способы донесения информации: информационные стенды с листовками или газетами, где все рассказывается. Во многих храмах есть дежурный или приходской консультант, который с радостью вам расскажет о том, где какая икона располагается в храме, как правильно подготовиться к исповеди или причастию.

В храмах проводятся занятия: воскресная школа для взрослых или встречи со священниками. В мире современных технологий практически у каждой церкви есть свой интернет-портал, свои страницы в социальных сетях. В крайнем случае можно подойти к любому храмовому сотруднику и спросить, у кого можно узнать о том-то и том-то.  Я уверен, вам с радостью подскажут (хотелось бы, чтобы с радостью).

Но если во время богослужения кто-то встал на колени, кто-то крестится, а ты не знаешь, что делать... В такой момент на кого ориентироваться?

Традиционно лучше поступить так, как сделало большинство людей. Наверняка это какая-то местная традиция или практика, которой придерживается вся церковь. Желательно потом, после богослужения или дома, уяснить для себя, что же ты сделал, почему в этот момент встал на колени, отошел от своей любимой иконы (или для чего тебе сказали срочно перейти на другую сторону, а ты не понял зачем).

Можно обратиться к тому же самому человеку, кто об этом попросил. Это нужно делать обязательно с любовью, лаской, добротой, потому что мы часто забываем, что находимся в церкви.

Люди ведут себя так, как ведут себя обычно в миру, не располагая какой-то особой любвеобильностью, грубо отвечают на вопросы, очень раздражаются, что их отвлекают от молитвы, поэтому, конечно, в самом храме и во время богослужения такие вопросы задавать не стоит. Лучше давайте обсуждать их на наших передачах и в свободное время.

 

Ведущая Инесса Титова

 

    Записали Ольга Смирнова и Ирина Овчинникова

 

Показать еще

Время эфира программы

  • Среда, 08 мая: 05:30
  • Суббота, 11 мая: 09:05
  • Среда, 15 мая: 05:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать