Родное слово. Священник Александр Сахненко отвечает на вопросы

21 февраля 2024 г.

Во всех храмах прошли уже торжественные службы, на которых поминали святых новомучеников Церкви Русской. Пострадали за веру не только священнослужители, но и миряне, обычные люди. За что к ним так отнеслась новая власть? Чем они провинились перед ней?

Да, Вы абсолютно правы. Если внимательно посмотреть на список самых известных новомучеников и исповедников, он открывается священнослужителями. Доходит и до архиереев, за четыре года убили практически каждого шестого архиерея Русской Церкви. Эту горестную эстафету принимают и миряне, люди, которые не облечены священным саном, не принимали обетов монашества, а просто приходили в церковь. Здесь, наверное, стоит упомянуть о том, что все же строение приходов Русской Православной Церкви в то время было несколько другим. И люди занимали активную позицию и принимали особое участие в делах прихода. Не было заведено так, что на приходе все делает батюшка и его какие-то нанятые помощники. По многочисленным свидетельствам многих, даже наших земляков, которые живут в местах, где остались храмы или были храмы до революции, храмы строились в складчину, буквально по улицам. Люди договаривались, что одни занимаются кирпичами, другие цементом, третьи решают вопрос с иконостасом. То есть это было общее дело.

Если говорить правильно, то в богослужении принимаем участие все мы. И хор, который исполняет песнопения (даже не на гласы, а на красивые ноты, написанные композиторами самых разных веков), делает это от лица людей. Клиросом это место, на котором поет церковный небольшой хор, называется как раз потому, что в древности отошли от практики общего пения, остались те, кто умел красиво петь, они и представляли всех остальных верующих. А за богослужением мы участвуем все вместе. Вместе поем, вместе молимся. И дела церковные, связанные с благоустройством, просветительской деятельностью, религиозным образованием, социальной работой, и тогда делались, и сейчас должны делаться вместе.

И когда новая безбожная власть более или менее разобралась со священнослужителями, которые в то время назывались служителями культа, конечно, очередь дошла и до активных мирян, которые в чем-то были непримиримы с новой властью, и их принципиальность, устойчивость были не только в вере, но и в каких-то общественных отношениях. Люди с ужасом вынуждены были становиться свидетелями страшнейших сцен, которые современному человеку, наверное, даже сложно представить. До сих пор можно встретить в том же Интернете плакаты, написанные от руки, где людей призывали прийти посмотреть на зрелище. Снос церкви, торжественный сброс колоколов с колокольни, массовое сожжение икон, причем было написано: будет играть оркестр, приходите, будет весело и интересно.

Конечно, люди, которые верили в Бога, видели в этом смысл своей жизни, не могли смириться с таким беззаконием и старались как-то противодействовать этому, активно участвовали в том, чтобы церкви не закрывались, чтобы без суда и следствия не уничтожались священнослужители. Конечно, на этих людей было обращено пристальное внимание. Здесь стоит сказать, что формально вновь пришедшая на смену царскому режиму власть ни в коем случае не могла вслух признать, что религия должна быть искоренена. Поэтому доктринально Церковь была допустима, это было добровольное дело граждан, но мы понимаем, что новую жизнь хотели начинать явно без старой Церкви. Но когда мы говорим о судах, следствиях над священнослужителями или мирянами того времени, мы не можем здесь увидеть, что их судят или расстреливают за то, что они являются священнослужителями или открыто исповедуют православие. Конечно, придуманное обвинение назначалось им как противодействие советской власти, как контрреволюционная деятельность. И фактически против лжесвидетелей, против отработанной со временем уже новым режимом политики было очень тяжело идти. Любой неудобный человек, особенно если он действительно сильно мешал планам новой власти, мог остаться врагом народа, это всем известно, особенно пожилому поколению.

Когда мы читаем документы свидетельств, опросов, допросов, каждый раз те, которых мы сейчас зовем новомучениками и исповедниками, прямо и открыто говорили, что ничего о контрреволюционных движениях не знают, не могли их возглавлять, не могли в них участвовать. Конечно, правдивая информация никого не интересовала. И тройка НКВД, даже без особого суда и следствия, реализовывала свой страшный вердикт в виде расстрела. Таких людей хоронили в общих могилах. Мы даже не можем установить местоположение останков, но для памяти новомучеников это и не так принципиально. Мы просто должны знать и понимать, что это происходило по всей стране, массово. И конечно, эта память очень важна, потому что сейчас подростки даже толком не знают о жестокостях, которые советская власть по отношению к своему же народу применяла. Многие сомневаются уже в правдивости, поэтому блогеры вынуждены по-своему снимать фильмы о Гулаге или других лагерях. Церкви поставлены задачи и Святейшим Патриархом, и Архиерейским Собором, и Священным Синодом доказать и показать современному поколению страшнейшую ошибку, которая была допущена их предками. И в силу настроений, которые часто складываются у молодежи, показать, что не все противодействие старому и ветхому является положительным ключом. И когда мы говорим о создании чего-то нового, вовсе необязательно рушить старое.

Ведь любая революция начинается именно с этого, именно с ниспровержения былых идеалов, появляются новые названия у городов, меняются привычные слова, заменяются названия органов, государственных структур, как бы пытаются по-новому покрестить общество, новую власть. Но правду знать, безусловно, нужно, и даже не только лишь с религиозного аспекта, когда мы говорим о почитании как святых этих людей, но и в качестве исторической правды.

– Список новомучеников и исповедников Церкви Русской постоянно пополняется, ведется кропотливая работа, рассекречиваются архивные документы. Вот сейчас в этом списке более 1 700 имен. Расскажите, какова была обстановка в годы гонений на территории Новосибирской области.

Вы правы, список новомучеников и исповедников огромный. Если посмотреть, становится страшно, и это еще, конечно, очень скорректированная информация... Комиссия, специально существующая в нашей Церкви, занимается вопросами канонизации и детально рассматривает дело каждого человека, потому что есть тонкие моменты, ведь люди под давлением, ради какой-то собственной выгоды, ради своей семьи, близких могли оболгать себя, оболгать других.

И когда Церковь прославляет человека, она действительно смотрит на весь его жизненный путь, досконально знает все подробности, факты его жизни, свидетельства людей того времени, какую-то молитвенную память, добрую в сердцах тех людей, что являются потомками. Эта работа ведется длительно и очень скрупулезно, но не все рассекречено. Существует закон о защите персональных данных, который немного мешает в поиске истинной правды, но эта работа постоянно ведется. И совсем недавно Святейший Патриарх утвердил празднование местночтимых святых для Новосибирской области. Несмотря на удаленность области, это не минуло и нас. Мы в прошлый раз говорили уже о святом источнике близ Ложка, который сейчас бьет на том месте, где был лагерь, о жестокостях и суровых нравах которого есть множество документов. И, конечно, самыми значимыми, самыми знаковыми героями этой истории являются наши новосибирские священномученики, которые были прославлены торжественно в Вознесенском соборе при визите еще патриарха Алексия II в наш город. Это священномученики пресвитеры Иннокентий Кикин и Николай Ермолов.

Отец Николай и отец Иннокентий были родом не из нашего края, но тем не менее они осуществляли свою пастырскую деятельность как раз в уезде, который впоследствии стал Новосибирской епархией и относился к Ордынскому району. И отец Николай был благочинным Ордынского округа, отец Иннокентий служил в одном из сел. И если внимательно почитать житие одного и другого святого, то мы, наверное, не увидим того, что ожидает увидеть наша душа. То есть там не будет написано о тысячедневном стоянии на камне, о голодании в пустыне, о великих чудесах с животными или людьми. Очень скупо и кратко описывается жизнь обычного священника.

И когда советская власть поняла, что Церковь задавить окончательно не получится, она предприняла попытку разрушить ее изнутри, поддерживая раскольническую группировку, которая пыталась по своим правилам и законам по-новому все переделать в Церкви. И вот отец Николай активно противодействовал обновленцам, за что и получил сначала сан протоиерея, а затем повышение до благочинного. Отец Николай подозревал, что отец Иннокентий относит как раз и себя, и свою пасту к обновленцам. Поэтому он был вынужден наносить визиты ему, а затем уже отец Иннокентий часто приезжал в Ордынское. Между ними была дружеская, можно сказать, связь. И, собственно, вся святость, о которой мы говорим, заключается в последних элементах жития, когда в 1937 году их обоих арестовывают и после некоторого непродолжительного пребывания в местах заключения в Ордынском переводят в тюрьму в город Новосибирск, где устраивают допросы. Из сохранившихся записей допросов видно, собственно, что задачи добиться правды и истины не стоит. Стоит задача человека обвинить в том, что он неправильно исповедует веру, не поддерживает обновленцев, а продолжает заниматься противодействием власти, не дает закрыть церковь…

Обоим выставляются какие-то нечеловеческие условия. От Николая, например, требовали в течение трех дней предоставить государству 100 килограммов мяса. И когда он с этим не справился, тут же завели дело о том, что он противодействует власти, всяческим образом мешает. И, конечно, обоих обвиняли в участии в контрреволюционном движении, хотя священномученики четко и каждый раз правдиво отрицали это, хотя могли бы и согласиться, получить какое-нибудь небольшое наказание и дальше жить счастливо.

Со многими священниками в то время договаривались, чтобы они сняли крест, извинились перед обществом, что имели глупость сами исповедовать чепуху и людей учить и жить так. Но оба священнослужителя утверждали, что никакой контрреволюционной деятельности не разводили и все, что следствие им предлагает, является ложью и провокацией. И 1 октября тройка НКВД приняла решение о их смертной казни. Для нас очень важно, что именно эти святые становятся неким флагом в нашем Соборе новосибирских святых. В честь их есть храм, который располагается в Новосибирском епархиальном управлении в здании близ Александро- Невского собора. Небольшой, но очень красивый храм с иконами святых священномучеников.

А можно ли их считать нашими заступниками перед Господом, этих священнослужителей, этих новомучеников?

 Конечно. Во всех храмах сейчас стали поминать на отпустах, за богослужениями, в длинном списке, в молитве «Спаси, Боже» перед литией всех святых, в земле Новосибирской просиявших. Было бы замечательно каждому православному христианину, живущему в нашей области, иметь образки этих святых, молиться им, прибавляя эти молитвы к своему домашнему молитвенному правилу. Мы верим, раз они были земной своей жизнью связаны территориально с нами, проживали в Сибири, знали о наших погодных условиях, нелегкой жизни сибиряка, то наверняка будут молитвенно предстательствовать пред Господом еще и о нас, своих грешных потомках-земляках.

Да, мы считаем небесным покровителем города Новосибирска святителя Николая, архиепископа Мирликийского, который жил давно и в другом месте. Получается, незаслуженно кого-то обходят…

Нет, такая практика есть. Кто покровитель, например, города Санкт-Петербурга? Только ли святой апостол Петр? Вовсе нет, там мощи благоверного князя Александра Невского, блаженной Ксении, старицы, память которой мы праздновали в субботу. И если побывать в санкт-петербургских храмах, можно услышать поминовение имен именно этих святых, а также праведного Иоанна, который был священником в Кронштадте. Поэтому и для нашей епархии абсолютно уместно почитать своим покровителем не только святителя Николая, но и тех людей, которые здесь были.

Церковь 15 февраля отмечает большой праздник Сретение Господне. О каком значимом событии, о какой встрече мы вспоминаем в этот день?

«Сретение» переводится как «встреча», и мы обращаем внимание на евангельский текст. На 40-й день после рождения Господа Иисуса Христа Его Пречистая Матерь с названым отцом Иосифом принимают решение посетить Иерусалимский храм. Это был закон. Каждый младенец, особенно первенец, приносился в храм для посвящения. Женщина в течение 40 дней не имела права приходить в храм в силу физиологических процессов, но потом обязательно приносила жертву очищения и благодарения. В принципе, Пресвятая Дева имела все основания не идти в храм, она оставалась девой. Она могла этот длительный путь, весьма все-таки утомленная определенным образом чисто по-человечески, не проделывать. Но, будучи абсолютно смиренной, Она идет, чтобы исполнить закон, потому что для Нее слово Божьего закона гораздо важнее, чем какие-то собственные домыслы.

Знаем мы и о том, как и где произошла эта встреча. Встретился Иисус Христос на руках у Своей Пречистой Матери со старцем, которому было открыто, что он не умрет до той поры, пока не увидит своими глазами Спасителя мира. Есть предание, которое гласит, что, возможно, это был один из семидесяти толковников, переводчиков, которые переводили Библию. И в моменте, где было сказано, что дева родит, Симеон, будучи тогда достаточно зрелым человеком, смутился. Надо здесь немножечко его оправдать: не то чтобы он такой вот критикан и решил тексты переписывать. Любой из нас, кто имеет дело с перепечаткой текста, знает, как просто допустить опечатку, допустить ошибку. А уж тем более когда переписывались от руки огромные тексты… Поэтому Симеон, бдительно увидев какое-то несоответствие, начал исправлять слово «дева» на слово «женщина». Но, по преданию, явился ангел, который запретил ему это делать, объяснил, что написано все правильно. И, собственно, Симеону досталось от ангела: «Раз не поверил, не сердцем отозвался на прочитанное, то пока не увидишь Спасителя мира, не узнаешь, как дева может родить, не умрешь». Долго ждал Симеон, сменилось несколько поколений, уже люди стали забывать, что за странный старец приходит к храму (он же понимал, что Младенца принесут в церковь).

И вот эта встреча происходит. Происходит встреча Ветхого и Нового Заветов. Встреча людей, которые живут по ветхозаветным заповедям и законам, со Спасителем, Который пришел изменить человека ветхого, сделать его новым, привести к спасению. И Симеон возглашает от сердца небольшой гимн, который становится молитвой для нас: «Ныне отпущаеши…» От первого лица говорит Симеон: «Ты меня наконец-то отпускаешь, Владыка, отпускаешь с миром, потому что видели мои глаза спасение, спасение всех людей, спасение прежде всего Израиля».

Там же была и пророчица, старица Анна, истинной и искренней веры, прислуживала при храме. Она тоже была свидетельницей этой встречи, тоже пророчествовала о Спасителе. И вот это значимое событие, которое, казалось бы, должно быть Господским праздником, очень подчеркивает здесь и роль Пресвятой Богородицы, потому что принесла Она Спасителя на Своих руках. Чин богослужения все-таки является Богородичным. И служат в этот день в облачениях синего цвета, в воспоминание о небесной чистоте и непорочности Пречистой Девы Марии.

А для нас, обывателей, важно помнить: как бы в народе ни говорили, что это встреча зимы и весны, прежде всего это встреча каждого из нас с Богом, и не помешало бы вспомнить о дне крещения, о днях нашего вступления в Церковь. Зарождается ли в нас частичка нового? Кстати, не случайно день Сретения Господня стал Всемирным днем православной молодежи, потому что в этот день мы говорим еще о тех, что призваны стать будущим, нести свет православной веры, реализовывать в себе то, что принес Христос, следовать Его заповедям и показывать всем остальным, что наша Церковь - это не только наши дорогие бабушки в платочках, но и все-таки активные, образованные, очень интересные молодые люди, которые работают, имеют семьи, что-то из себя представляют, но при этом знают, что во главе всего стоит Христос.

Показать еще

Время эфира программы

  • Среда, 01 мая: 05:30
  • Суббота, 04 мая: 09:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать