Родное слово. Священник Александр Сахненко отвечает на вопросы

20 сентября 2023 г.

– Мы заговорили о церковном этикете и будем продолжать говорить о нем в следующих программах. А сегодняшний разговор я хотела бы начать с такой темы: много людей считает, что Бог у них в душе и в храм ходить необязательно, добавляя при этом, что они никому в своей жизни плохого не сделали. Есть ли в этом утверждении заблуждение или с этим девизом можно идти дальше по жизни?

– Многие люди идут – это данность. Что мы можем сказать? Они заблуждаются? Они скажут: «Нет, мы считаем, что мы правы». Это позиция человека, его форма взаимодействия с тем миром, который он не может видеть и потрогать. Давайте разберем, почему это происходит, и поймем, зачем человеку вступать в контакт с этим миром, зачем что-то менять в своей жизни.

Почему мы утверждаем, что христианство – не образ мысли, а образ жизни? Зачем человеку менять жизнь, тем более что все эти изменения для современного человека выглядят весьма странно и любой православный для него априори ненормален? В воскресенье утром нужно спать, а мы идем в храм; когда Новый год и нужно праздновать, есть оливье, мы постимся; когда нужно думать о себе, строить карьеру, зарабатывать, мы начинаем помогать другим, волонтерствовать, отдавать деньги. Непонятно.

Давайте начнем с того, что по нашей вере человек был сотворен Богом разумным, свободным существом, но имеющим отличия от ангелов. Например, в силу своей телесности мы вынуждены находиться в одной точке пространства и еще к тому же ограничены во времени. Когда мы заводим рыбок, нам говорят, что помимо аквариума нужна специальная кислородная система, без нее рыбки умрут. Это мы понимаем. При этом сами мы не нуждаемся в кислородных системах. Так и Бог – Ему время не нужно.

Но мы, люди, живем во времени. Обратите внимание, мы постоянно это проговариваем. Мы говорим: «До скорого»; «До завтра»; «Я еще две минуты…» Можно сказать человеку: «Я верну тебе долг потом». Но лучше сказать точно – когда (через месяц, через два, три, через год). Нам нужны эти отрезки. Причем мы на самом деле понимаем время, математически мы рассчитали: 60 секунд в одной минуте. Но одна минута может длиться по-разному. Одна минута у микроволновки и одна минута, когда заканчивается контрольная у школьника, это совершенно разные вещи. Так и одна минута сна утром и одна минута за любимым сериалом. Мы понимаем, что это все относительно, но без времени жить не можем.

А у Бога времени нет. И поэтому нам очень сложно понять, что происходит с Богом, у Которого нет прошлого, настоящего и будущего, Который всегда Один и Тот же. Он был в начале Ветхого Завета, Он был во время жизни Спасителя на земле, Он есть сейчас и будет через много-много лет точно Такой же. И это не дает нам возможности задать вопросы вроде: «Что было до Бога?» Это все не то. Как ребенок задает смешные вопросы про взрослые вещи, мы улыбаемся и даже не отвечаем ему, так и здесь.

Но мы знаем, что Бог сообщил о нашем творении: мы были задуманы и сотворены Им, чтобы блаженствовать вместе с Ним. И Бог здесь похож на любящую мамочку, которая очень постаралась, купила специальный дорогой методический набор с наклейками, светящимися табло, спрятала подальше, чтобы ребенку самой об этом рассказать, научить его математике, русскому, дать знания об окружающем мире, чтобы ребенок у нее был самый умный, образованный, талантливый.

А ребенок встает на стул, на него ставит табуретку, на нее еще что-то… И случается крах – он пытается залезть, что-то хватает, ломает, рвет, падает, ломает позвоночник, бьет люстру. Все расстроены, ребенок плачет. Все поломано, деньги потрачены. Я сейчас на образном примере пытаюсь рассказать, что произошло в момент грехопадения.

Конечно, человек узнал бы все, что ему хотел рассказать Бог. Для этого нужно было терпение, внимание и любовь. Но дьявол сыграл на самом простом, что и сейчас есть в фундаменте нашей жизни, – на магизме. Когда я что-то делаю со щелчком, укусом, желанием, складыванием пальцев крестиком, плевками и так далее и тут же что-то получаю – это называется магизмом.

Человек купился на это: «Если съем плод, стану Богом». И вот что получил. Но прошло время, огромное время, и Вы думаете, что люди, которые ходят по той же земле, что и мы, живут в нашем мире, не рассуждают так же? Порой даже люди, находясь в Церкви, магически относятся ко всему. Воткнул свечку, помахал (или покрестился), и в жизни должно все наладиться. Но так не бывает. Ни поданная записка, ни святая вода, даже если в ней купаться каждое утро, ни просфорка – ничто не поможет человеку, если у него нет веры и желания.

А зачем мы это делаем, чего мы пытаемся добиться, зачем себя так мучаем? Ответ простой. До грехопадения человек находился в состоянии блаженства, он был полностью гармоничен. По нашему вероучению человек трёхсоставен, это тело, душа и дух. Дух отвечал за связь человека с Богом. Только вдумайтесь, насколько были бы счастливы дети, если бы они не противились воле  родителей! Ведь родители желают для своего ребенка только самого лучшего, а ребенок то и дело говорит: «Не хочу кашу, хочу смотреть мультики, отстань от меня со своими домашними делами».

– И родители были бы счастливы.

– Да. Правда, мы можем затронуть тему, что зачастую через это родители могут закрывать какие-то свои травмы, пользоваться ребенком. Здесь тоже есть перегибы. Но представим себе идеальную ситуацию, когда кто-то хочет чего-то не для себя, а именно для ребенка. Какой был бы прекрасный человек: образованный, гармоничный, спортивно подтянут, знал бы шесть языков (вплоть до древнефиникийского)! Просто чудо. Но нет. Так и здесь. Если бы люди слушались Бога до конца, все было бы прекрасно. Но хочется чего-то своего. В итоге эта иерархия – тело, душа, дух – ломается, когда из-за грехопадения связь человека и Бога исчезает.

Можно сколько угодно поклоняться пылесосу, дарить ему цветы, целовать, но он не заработает, пока контакты штепселя не соединятся с контактами розетки и электричество не вдохнет жизнь в этот предмет. Пока нет этой связи с Богом, связи с Жизнью, гармоничная и счастливая жизнь невозможна. Но все составное человека повело себя как в сказке («дедка за репку, бабка за дедку») – дух схватился за душу, душа за тело, а телу это понравилось.

Очень сложно и стыдно признавать, что нашим миром сейчас управляет тело. Сидит человек дома, ему приходит мысль: «Может быть, мне в храм сходить? Свечку поставить, у Господа прощения попросить, с батюшкой поговорить». Это сквозь толстую прослойку кожного жира дух робко пытается пробиться, он говорит: «Пожалуйста, я тут тоже есть». Но в диалог вступает душа, которая говорит: «Мы и в театре не были с тобой. А когда мы в последний раз были в музее или в кино?» А тело говорит: хочу спать. И вот загадка: что будет делать человек?

– Лежать?

– Спать, конечно. Даже если он ослушается себя, не так важно, где он будет – в цирке или в Церкви,  он будет хотеть спать. Открываем телефон, включаем компьютер, смотрим билборды – редко можно встретить, чтобы там было написано: «Подумай о своей вечной душе», «Позвони маме, сынок», «Сделай доброе дело», «А ты сделал доброе дело?» Зато там полным-полно такого: «бери от жизни все, ты этого достоин», «женщина – не посудомойка», «три по цене двух».

Получается, что интересы нашего мира вращаются по большей части вокруг тела, которое просит не так уж много: тело любит спать, есть и пить, наслаждаться, красиво одеваться и очень любит лениться. На этих столбах стоит вся наша современная жизнь, как бы мы это ни отрицали.

Мы смотрим на забавное существо в клетке, белочку или хомяка, и искренне хохочем, когда они забираются в свое колесо и изо всех сил бегут, никуда не убегая, оставаясь на месте. Мы говорим: «Какое глупое животное! Оно даже не понимает, что бежит в никуда». И тут же сами идем на работу,  зарабатываем деньги и тратим их – оплачиваем ипотеку, ЖКХ, долги, покупаем продукты, вещи, одежду, удовольствия. И всё заново.

Это все неплохо, никто не говорит, что этого нельзя делать. Вопрос, что во всем этом не хватает времени, чтобы чуть-чуть подумать о вечной душе. Потому что самое важное для человека –  плоскость (я даже не буду трогать известную пирамиду Маслоу). Начнем с самого элементарного. Конечно, нужно уметь вкладывать в будущее. Когда у человека появляются деньги, он начинает думать, куда бы их вложить, чтобы приумножить, – дело свое открыть, в банк положить. Но, во-первых, нужно что-то инвестировать в душу, о чем мы категорически забываем.

– А как инвестировать?

– Сейчас расскажу. Мы всей душой вкладываемся в самое важное для себя, забывая, что инвестировать нужно в то, что даст выхлоп. Мы не инвестируем в человека, который прогорел. Мы кладем что-то в банк, который нам даст еще проценты. И если с деньгами понятно, то во всем остальном мы слепы и очень доверительны. Грустно говорить, но так и есть. Мы инвестируем все в своего любимого человека. Он – наша любовь. Но он умрет. Мы кладем жизнь на наших детей. Но они вырастут, могут переехать на другое полушарие, сменить телефон, сменить пол, сказать: «У нас нет родителей». Я, конечно, утрирую, но далеки ли мои слова от правды?

И так на каждое наше «священное» можно найти действующий антоним. Машина – ДТП, угон; квартира, дом – пожар; деньги – кража или дефолт. Недаром же человек не может изобрести вечный двигатель. Все, что нам так дорого, лежит в плоскости земли. Но мы же умрем. Мы голые в этот мир приходим и такими же уходим из него. А получается, что вкладываемся в пустоту, как бы это страшно ни звучало.

Это не значит, что не нужно вкладываться в родных и близких или заботиться о своем имуществе. Господь никогда не запрещал земное богатство или блага. Но Он всегда обращал внимание: «Я от вас многого не прошу: шесть дней работай, а один день посвяти Мне».

Это чрезвычайно важно: если мы хотим как-то жить в той жизни, то нужно и себя переучивать, и детей своих учить. Помимо денег, карьеры, работы, власти, еще что-то говорить о душе, учить человека тому, что его душа сможет вечно использовать в той жизни. А то она приучится только к халяве, расслаблению и комфорту, что ей все уступают по праву сильного или богатого. Может, лучше научить душу другому – терпеть, смиряться, любить, жертвовать, прощать? Только это может сделать человека счастливым и здесь, на земле, и там, в небесном мире.

Почему я так подробно на этом останавливаюсь? Это все по нашей теме – зачем ходить в храм, поститься, молиться. Это и есть религия. Многие пытаются говорить: «Вера – это одно, а религия – другое». У всех слов есть понятия. Почему сложное слово «религия» так важно? Точно неизвестно, как оно произошло, но один из вариантов очень подходит к теме нашей беседы: religare в переводе с латинского – «восстановление связи».

Ведущая Инесса Титова

Записала Ольга Грабельникова

Показать еще

Время эфира программы

  • Среда, 08 мая: 05:30
  • Суббота, 11 мая: 09:05
  • Среда, 15 мая: 05:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать