Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Статистика говорит об успешности семейного обучения. Со времени его введения в нашей стране количество детей, которые не сели за школьные парты, возросло с 20 до 100 тысяч. Такова же мировая тенденция.
Люди интересуются: «Что такое семейное обучение? Как оно проходит?» Оправдали себя две формы. Первая – семья полностью берет на себя ответственность за обучение ребенка, то есть родители выступают в роли учителей. Вторая – родители, объединяясь в малые сообщества, приглашают педагогов для обучения детей.
Сегодня у нас в студии гости, которых я с удовольствием представлю: Марина Валерьевна – логопед-дефектолог, организатор семейного обучения; Марина Александровна – учитель английского языка, организатор семейного обучения, и Екатерина – мама четверых сыновей, которая думает о переводе детей на семейное обучение и хочет задать некоторые вопросы.
Давайте начнем с вопросов, которые могут возникнуть у среднестатистического родителя, имеющего четверых детей разного возраста.
Екатерина, многодетная мать:
– Куда и к кому обратиться? Куда прийти с детьми? С чего начать? Где найти хороших специалистов?
Марина Александровна, учитель английского языка:
– Первые вопросы, которые я задаю приходящим к нам родителям: «Почему? Какова цель? Какой у вас мотив? Все ли члены семьи согласны с альтернативной формой образования?» По ответам вижу, в какой степени семья погружена в эту тему.
Дети – наше национальное достояние, наше будущее, поэтому очень важно дать им хорошее образование. Раньше мы могли переложить эту проблему на плечи государства, сейчас должны все решать сами.
– Вы говорите об этом как родитель.
Марина Александровна, учитель английского языка:
– Да.
Екатерина, многодетная мать:
– Раз мы заговорили о духовности, я хочу сказать, что очень тяжело быть единственным в классе записанным на ОРКСЭ.
– ОРКСЭ – название предмета: «Основы религиозных культур и светской этики».
Екатерина, многодетная мать:
– Да. Остальные пошли на «Светскую этику». Мы оказались на противоположном берегу. Это тяжело.
Марина Александровна, учитель английского языка:
– Исходя из опыта нашей работы, родителей, выбирающих альтернативную форму обучения, можно разделить на несколько категорий. Первая – родители, которым не нравится социальная среда в обычной школе. Вторая – родители, которым важен духовно-нравственный компонент. Третья – родители, которых волнует программа обучения. Четвертая – родители, дети которых имеют различные заболевания, особенности развития.
Екатерина, многодетная мать:
– Особенности умственные или физические?
Марина Александровна, учитель английского языка:
– В нашем районе очень большой процент детей с синдромом дефицита внимания, ЗПР.
– ЗПР – задержка психического развития.
Марина Александровна, учитель английского языка:
– Да, разные неврологические, логопедические проблемы. Дети проходят коррекцию у логопедов. Родители подбирают программу для дошкольного обучения, а мы оказываем детям образовательную помощь.
Марина Валерьевна, логопед-дефектолог:
– Катю волнует духовная составляющая программы. Программа «Русской классической школы» нацелена на это. Один из законов, на который она опирается, – культуросообразность. Культура – всеобъемлющее понятие. Мы говорим, например, о культуре слова. В изучаемых по программе произведениях присутствует сверхтема. Когда мы погружаемся в нее, понимаем значимость, глубину произведений. Они знакомят нас с историей Родины, нравственными качествами людей, поэтому дети получают духовно-нравственное воспитание.
Предметы «Русский язык» и «Литература» объединены в один блок, который называется «Словесность». То есть слово рассматривается как вершина образования. Через уроки истории происходит знакомство с традициями, нашим городом. В своих классах мы организуем экскурсии, ходим на концерты, посещаем музеи. Стараемся подобрать темы экскурсий, совпадающие с теми, которые предлагает К.Д. Ушинский.
– Коллеги, мне кажется, вопрос Кати был более конкретным. На экскурсии ходят и в обычных школах. У нас есть предмет «Мировая художественная культура». Мы сейчас больше говорим о духовности. Правильно ли я понимаю, что в системе семейного обучения все предметы преподаются сквозь призму православия?
Марина Валерьевна, логопед-дефектолог:
– Да. Самое важное – это знакомство с христианством. Все предметы пронизаны этим. Христианская религия закладывает нравственные основы.
– Вся западная культура имеет христианские корни. Это нужно показывать в обычной школе, но там этого не делается: все выхолощено. В вашей системе все говорится открыто?
Марина Валерьевна, логопед-дефектолог:
– Да. У нас есть родители-атеисты, в доме которых вообще запрещено говорить о Боге, но они выбирают эту программу. Она несет нравственные ценности, показывает ребенку путь, по которому нужно идти.
В третьем-четвертом классах дети читают произведения, что заставляют их мыслить. «Мама, я замечаю, что вы все вкусненькое несете нам, а раньше в первую очередь нужно было накормить отца, потому что у него должны быть силы, чтобы заработать деньги для семьи». Через изучаемые произведения дети делают открытия.
Марина Александровна, учитель английского языка:
– Знакомимся с поговорками, пословицами об отношении к бабушке, ее рукам.
Вообще программ много.
– Хороший вопрос о программах. Как родителям подойти к выбору программы? Мы с вами говорим о «Русской классической школе». Как вы к этому пришли? Наверняка другие программы тоже разбирали.
Марина Александровна, учитель английского языка:
– Когда в 2018 году собрались родители, заинтересованные в альтернативной форме обучения, мы тщательно пересмотрели ряд программ, начиная с дошкольной подготовки.
Марина Валерьевна, логопед-дефектолог:
– Даже приглашали специалистов, организовывали круглые столы, на которых обсуждали с педагогами и родителями каждую из рассматриваемых программ. Педагоги, описывая программу, по которой работают, рассказывали, почему ее выбрали, что в ней является важным, главным.
Марина Александровна, учитель английского языка:
– Мы приглашали разработчиков программы «Классические беседы». У нас, в Новосибирске, есть советские учебники.
Марина Валерьевна, логопед-дефектолог:
– Они перепечатываются в чистом виде.
Марина Александровна, учитель английского языка:
– Мы встречались с представителями разных программ. Рассматривали «Русскую классическую школу». Потом сделали выбор. Мы не шли на программу целенаправленно, а взвешивали все «за» и «против». В какой-то программе, как нам показалось, было много западного, в какой-то не хватало духовного компонента.
Когда открыли для себя эту программу, она устроила нас (в частности православные семьи).
– Можно ли сказать, что программа «Русской классической школы» христоцентрична?
Марина Александровна, учитель английского языка:
– Да.
– Это самое главное, потому что мое личное убеждение как педагога, работающего в общеобразовательной школе, – каждый учитель через свой предмет может донести идею Бога. И не ради того, чтобы все пошли в храм и поставили свечки, а ради того, чтобы люди были счастливы. Без Бога счастья не может быть.
В Интернете есть замечательный ролик. Три пробирки. На одной написано «ты», на другой – «грех», на третьей – «Христос». Две с прозрачной жидкостью, только «грех» с черной. Добавляется черный грех в чистого тебя – и ты почернел. Добавляется черный грех в пробирку с надписью «Христос» – ничего не происходит. Добавляется чистый «Христос» в тебя, почерневшего, – становишься прозрачным. Добавляется чистый «Христос» в пробирку с надписью «грех» – он тоже становится прозрачным. Этот ролик называется «Богословие за 30 секунд».
Мир христоцентричен. Если в системе «Русской классической школы» все преподносится именно так, то я как мама, если бы у меня были дети-школьники, двумя руками проголосовала бы «за». Катя, у Вас есть еще вопросы?
Екатерина, многодетная мать:
– Да, конечно. Как устроен быт? Сколько человек в классах? Как делятся родители? Как все преподается? Как вы договариваетесь с директорами школ для сдачи срезов, контрольных?
– Мы сейчас говорим о той форме, когда дети организуются в малые группы, да?
Екатерина, многодетная мать:
– Да.
Марина Александровна, учитель английского языка:
– Как многодетная мама я тоже решила попробовать альтернативную форму обучения, но понимала, что мне будет сложно организовать дома учебу разновозрастных детей. Я подумала о создании семейного класса. Мы так и сделали. В библиотеке при храме Андрея Первозванного сначала проводились бесплатные занятия для двоих детей. Потом их стало трое, четверо. Со временем ребят стало больше, поэтому мы переехали в отдельный кабинет.
Мне понравилась работа вне дома тем, что дети, приходя с рюкзачками в малый класс, совсем по-другому воспринимают маму-учителя: они настраиваются на учебу.
Марина Валерьевна, логопед-дефектолог:
– Исходя из своего опыта, хочу сказать, что есть дети, которых не надо организовывать. Моя дочь переходит сейчас в 7-й класс. Она спокойно занималась сначала со мной, в более старшем возрасте стала учиться самостоятельно. Девочка может по учебникам разбирать темы и выполнять задания.
Но с сыном это не прошло: ему было скучно учиться дома. Тогда пришлось подумать о классе. Я собирала класс «под сына».
Программа нацелена на то, чтобы дети говорили. Постоянно идет соревнование, необходимо себя проявить, показать, ответить, порассуждать. Это возможно сделать только в коллективе.
– Наверное, здесь не только соперничество. Может быть командная работа: задача одному не под силу, а вдвоем ее решили.
Марина Александровна, учитель английского языка:
– К слову, дети Марины Валерьевны так учатся с 1-го класса.
Марина Валерьевна, логопед-дефектолог:
– Да. Это было мое осознанное решение – не отдавать детей в школу. Будучи педагогом по образованию, я не побоялась взять ответственность на себя. Подходящей программы в то время я еще не нашла, поэтому занимались по обычной программе. Поскольку мой ребенок был подготовлен к школе, мы в 1-м классе изучали программу 2-го класса.
Когда я увидела эту программу, закупила все для письменной и устной работы. Для родителей есть методички, в которых очень подробно описано каждое занятие.
Мы объединили детей. В первое время с ними велась работа по «расшколиванию»: нужно было помочь ребятам отойти от учебы в прежней школе, чтобы они поняли, что здесь другая система, хотя по программе мы шли четко, никуда не сворачивая. Что-то добавляли для сплочения детей. Например, приглашали казачьего атамана, который проводил интересные занятия.
– Все мы знаем, что в школах регулярно проводятся контрольные работы, промежуточная аттестация разных видов. По закону «Об образовании в РФ» при семейной форме обучения достаточно пройти только итоговую аттестацию: ОГЭ в 9-м классе и ЕГЭ в 11-м. Как вы проводите контроль? Вы прикреплены к какой-то школе. Как часто ваши ученики проходят промежуточную аттестацию либо другие формы контроля? Важно же понимать, насколько успешно идет усвоение изучаемого материала.
Марина Валерьевна, логопед-дефектолог:
– По программе запланированы и разработаны контрольные работы, которые мы проводим каждую четверть. Ребенок прикреплен к школе, которую выбирают родители.
Сейчас есть дистанционные платформы для дополнительной подготовки ребенка к прохождению аттестации в электронном виде. Можно прикрепиться к любой школе. По месту жительства обязаны взять ребенка, назначить дату проведения контроля. Ученик сдает экзамен один раз в год.
Екатерина, многодетная мать:
– Один или с классом?
Марина Валерьевна, логопед-дефектолог:
– Один. Педагоги школы не несут ответственности за результаты сдачи экзамена: они ее только организуют. Ответственность за обучение родители берут на себя.
– Ребенок пишет контрольную работу по своей программе или по программе школы, в которой проходит контроль?
Марина Валерьевна, логопед-дефектолог:
– По программе школы.
– Можно ли заранее посмотреть примеры заданий?
Марина Александровна, учитель английского языка:
– На сайтах школ есть контрольно-измерительные материалы для находящихся на семейном обучении детей. Или они выдаются родителям заранее, при прикреплении к школе, чтобы было понятно, какой объем знаний должен иметь ребенок.
Марина Валерьевна, логопед-дефектолог:
– У нас не было конфликтных ситуаций в этом плане. Учителя давали программу родителям или приносили нам на флешке, отправляли на почту, чтобы мы устраняли какие-то несоответствия. Чаще всего они были в «Окружающем мире». Нагоняли во время занятий, либо родители сами подтягивали детей дома.
– Поясню: какие-то темы в одной программе есть, а в другой их нет.
Марина Валерьевна, логопед-дефектолог:
– Да.
Марина Александровна, учитель английского языка:
– Нужно добавить ложку дегтя: семейное образование – это труд, очень большая ответственность. Некоторые родители поддаются модной тенденции, забирают ребенка из школы, но не каждая семья готова отвечать за контроль и качество знаний. Сейчас рынок предлагает разные возможности: обучающие центры, программы, учителей… Дистанционные платформы способствуют развитию лени, потому что упрощается сдача.
– О чем говорит ваш опыт работы в образовательной системе «Русской классической школы»? Насколько успешно проходят промежуточную аттестацию ваши дети?
Марина Александровна, учитель английского языка:
– Предыдущие поколения веками получали прекрасное образование по этой программе. Современные дети показывают очень хорошие результаты. Звонок директора одной из гимназий подтверждает мои слова: весь выпуск из города Екатеринбурга с 1-го по 11-й классы имеет высокие баллы.
Мы за качественное обучение и правильный подход к выбору образовательной программы вне школы. Надо просматривать разные программы и только потом ответственно делать выбор.
– Катя задавала вопросы как мама. Я хочу спросить как учитель. Например, кто-то из учителей увидит определенные недостатки школьной системы образования и захочет сотрудничать с вами. У него возникнет вопрос: как финансируется вся эта система? То есть, грубо говоря, сколько я буду получать? Буду я что-нибудь получать, или это голый энтузиазм?
Марина Александровна, учитель английского языка:
– Самый частый мотив учителей, педагогов, которые приходят к нам работать, – их собственные дети. Если мы видим, что ребенку нужна помощь (логопедическая, в подготовке к школе), то родитель-педагог останется и будет работать с нами.
А если приходит человек с вопросом: «Могу ли я погасить кредит, работая у вас?» – мы отвечаем, что не поставлены на такой поток, чтобы экономически развиваться. Конечно, мечтаем об этом, но реальность такова, что мы – как курочки-наседки со своими детками и детьми, которые приходят к нам.
Финансирование чаще всего покрывает арендную плату и оплату труда учителей.
– Один человек сказал в интервью: «Я встречал немало выпускниц школ, которые были отличницами, но, став хозяйками, были убеждены: чем сильнее кипит вода, тем быстрее сварится картошка. За этим стоит полное непонимание физических процессов».
Поясните, пожалуйста, как работают ваши методы?
Марина Александровна, учитель английского языка:
– Хотелось бы задать встречный вопрос Екатерине как маме четверых сыновей. Есть ли у Ваших детей какие-то проблемы в обучении математике?
Екатерина, многодетная мать:
– Конечно. Дети у нас не математики. Они гуманитарии. Из того, что рассказывают для всего класса из 30 человек, кто-то что-то понял, кто-то не понял, отвлекся… Или просто было неинтересно.
Порой учитель может сказать: «Я повторяю один раз». У него ведь тоже может быть разное настроение.
– Есть темп урока: учителю нужно «выдать» определенный материал. Ну два раза повторит, три… Он не может тормозить.
Екатерина, многодетная мать:
– Конечно. Кому-то надо подольше объяснять, а кого-то это уже раздражает.
Марина Александровна, учитель английского языка:
– У нас малокомплектные классы, раздельное обучение. Мы подошли к третьему компоненту закона педагогики, о котором говорили в прошлой программе, – осознанности. Ребенок должен проживать на предмете все, что узнает.
Например, если проходим цифру десять, то у него в руках десять палочек (показывает пучок, состоящий из десяти счетных палочек. – Прим. ред.), которые он должен пересчитать и связать вместе. Это десяток. А десять десяточков (это у меня уже знают дошкольники-пятилетки) – сто (показывает связку, состоящую из десяти пучков счетных палочек. – Прим. ред.). Они трогают связку: «Это сотня». А десять таких сотенных – уже тысяча. Все упрощается.
Либо элементарные бруски (показывает брусок с палочками. – Прим. ред.). – «Сколько не хватает до десяти?» (показывает брусок, вытащив из него две палочки. – Прим. ред.) – «Двух палочек» (вставляет две палочки обратно. – Прим. ред.). Они запоминают счет, цвета.
– Меня очень заинтересовали кубики. Сначала я подумала: «Для мелкой моторики». Но, наверное, нет. Для чего-то другого?
Марина Александровна, учитель английского языка:
– На первом уроке по дошкольной подготовке я даю ребенку этот куб (показывает кубик. – Прим. ред.), из которого он высыпает «кубические сантиметры» и с радостью складывает их обратно. Ученик еще не знает, что такое кубический сантиметр, но уже работает с ним.
– Работает его эстетическая память, что очень важно.
Марина Валерьевна, логопед-дефектолог:
– Когда мы начали проводить по этой программе дошкольную подготовку в воскресной школе при храме, который находится в селе Новолуговом, наш батюшка поехал по делам в Екатеринбург. Я попросила его съездить в образовательное учреждение, в котором занимаются по системе «Русской классической школы». Там он, увидев огромную коробку, в которую прыгали дети и складывали кубики, спросил: «Что это такое?» Ему ответили, что это кубометр.
Делясь впечатлениями от посещения этой школы, батюшка сказал: «Мне уже столько лет, а я никогда не мог себе представить, что значит “три куба дров”. Теперь, зная, что такое один куб, я понимаю, как выглядят три куба». И там все так.
– Мы ни в коем случае не предлагаем сейчас массово уйти из школы и погрузиться в семейное обучение. Мы только говорим о том, что есть альтернативная форма. Если вы успешны в общеобразовательной школе, то не стоит ничего менять. Но есть некий «остров спасения» для тех, кто имеет проблемы, перечисленные в начале передачи, – семейное обучение и одна из образовательных программ «Русская классическая школа», которая себя уже показала и оправдала.
Спасибо большое, коллеги. Спасибо, Катя, что Вы оставили деток, пришли к нам сегодня, нашли время. Думаю, что это будет полезно Вам и другим многодетным родителям.
Екатерина, многодетная мать:
– Спасибо огромное, мне было очень интересно.
Записала Светлана Волкова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Читаем Добротолюбие. «Память Божья». Священник Константин Корепанов
Литературный квартал. Пасхальные рассказы. Людмила Васильевна Камедина
Православная азбука. Что такое Церковь. Беседа с протоиереем Владимиром Пархоменко. Часть 1
О земном и о небесном. Святитель Игнатий (Брянчанинов)
Хлеб жизни. 13 мая 2024. Новости Ейской епархии
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!