Родное слово. Протоиерей Дмитрий Полушин отвечает на вопросы

8 ноября 2023 г.

 Сегодня наша страна отмечает День народного единства. Праздник для современной России новый, но корнями уходит в далекое прошлое, нашу историю. Расскажите, как этот праздник связан с нашими днями.

Слово «праздник» у нас чаще всего ассоциируется с праздностью, весельем. Но ведь любой праздник имеет под собой определенный символизм, исторические события. Благо у нас, помимо навязываемых нам сегодня коммерческих культов под другими, совершенно невероятными наименованиями, есть реальные исторические события, которые мы сегодня празднуем, отмечаем.

Этот праздник, День народного единства, имеет под собой вот такое историческое основание. По мнению многих людей, кто занимается отечественной историей, этот праздник должен быть одним из важнейших праздников нашей русской цивилизации. Есть День Победы в Великой Отечественной войне. Безусловно, величайшее событие, когда мы сумели отразить натиск всей объединенной Европы. Но это был не единственный случай. Мы можем вспомнить уже постепенно забываемую Отечественную войну с Наполеоном (эта война была тоже со всей Европой).

Смутное время аналогичный эпизод русской истории, когда объединенная Европа под руководством «замечательного» государства Польша не просто пыталась, а сумела разрушить российскую государственность. Тогда государство как самоуправляемая организованная структура полностью исчезло. Смутное время это времяотсутствия каких бы то ни было силовых механизмов, законности и управляемости государством, бесконечная череда лжедмитриев, самозванцев или самоназначаемых.

Как и многое в нашей трагической истории, эти события были инспирированы, естественно, извне. Были определенные проблемы (они всегда есть в государстве). Но одно дело, когда государственные проблемы, которые возникают у нас, мы в состоянии решить сами. Но как только наши элиты или народ пытаются как-то воспользоваться чьей-то «трогательной заботой», помощью, это оборачивается катастрофой для нашего государства. Смутное время как раз реальная династическая проблема, когда исчезла законная династия Рюриковичей.

Слава Богу, русский народ нашел в себе силы избрать законного русского царя (избрал его не сам по себе). Монархия это четко организованная система власти. Когда прерывается династия, собирается Земский собор всей Русской земли. В Москву съехались представители земли Русской, все сословия, избрали нового русского царя, заложили новую династию. Но бояре (Салтыковы, Голицыны, сколько там было дворянских, княжеских родов в родстве с Рюриковичами…), обойденные вниманием, затаили обиду. Более того, недовольство бояр было вызвано тем, что Борис Годунов заставлял их работать. Ведь он, будучи сподвижником самого Ивана Васильевича Грозного, умел работать и заставлял и их трудиться. Они стали искать, где бы им получить выгоду.

Проблема была именно в том, что внезапно католическая Польша, римский престол, папа Римский решили озаботиться этой проблемой, помочь бедному, страдающему под гнетом этого страшного кремлевского диктатора населению России. Помогли, к сожалению, привычным способом. Как сейчас говорят, были выделены донаты. Тогда, 400 с лишним лет назад, злоты выделялись на борьбу с существующим режимом. Русский народ, прельщенный обещаниями различных лжедмитриев, лжецаревичей (это царевич Петр, Илейко Муромец, Богданко), возмущался (со школьных времен помним восстание крестьян под предводительством Ивана Болотникова).

К сожалению, мы чрезмерно доверчивы. Эта доверчивость русского народа сыграла катастрофическую роль. Принеся клятву и добившись от Бориса Годунова согласия на царский престол, спустя семь лет русский народ вдруг внезапно разлюбил его (потому что дороговизна, тяжелая служба). Бояре убили (отравили) Бориса Годунова, убили его сына, законного наследника престола. Они пустили Лжедмитрия в царские чертоги, в Кремль, святая святых, а потом сами же испугались. Они думали, что они будут управлять сейчас ситуацией, а он привез с собой тех, кто ссужал его деньгами, то есть западноевропейских советников, как бы их назвали сегодня, ближайших сподвижников. Они стали беззастенчиво грабить русскую казну, осквернять Кремль (а Кремль это святыня, Красная площадь это место для совершения литургии, там своя символика). Сам Кремль сделан как аналог Царства Небесного. Там начались пьянки, гулянки, разврат, грабеж казны.

Отрезвление народа наступило. Только вместо одного беззаконного царя посадили другого. Снова бояре из своей среды выбирают, как им казалось, выгодного для них правителя, царя  Василия Шуйского. Но если предыдущего царя, Бориса Годунова, избирает Земский собор, то Василия Шуйского избирают из своей среды бояре. Он начал им распределять блага: кому нефтяные месторождения, кому таможню, кому госзаказы... Да, тогда ничего этого не было. Система не меняется на протяжении веков. Не было Интернета, были досужие разговоры, сплетни. Бояре хотят пользоваться благами государства, а трудиться на него не хотят (так на протяжении веков). Только народ может взять власть в свои руки.

К сожалению, далеко не все государственные чиновники обладают знанием отечественной истории. Этот праздник превратили сегодня в праздник дружбы народов. Никто не против дружбы народов, если эти народы готовы работать для блага государства. Но этот праздник о другом… «Никто не даст нам избавления»; ни королевич Владислав, ни Сигизмунд, ни Лжедмитрий, ни Заруцкий никто не поможет народу, пока он сам не придет в себя.

Толчком к этому стала, конечно, позиция Церкви. Мы смотрим на двуглавый герб нашего государства. Что это за символика? Символ отображает государственную суть. Взирая на двуглавого орла, о чем мы думаем? Двуглавый орел это очень понятный, ясный символ. Это две главы. Есть законодательная власть, власть главы государства, сосредоточенная в лице царя, императора, президента. Кроме этого (законов, Конституции, Уголовного кодекса), в любом государстве есть традиционные духовно-нравственные ценности, которые не написать, не изложить на бумаге, но которые четко понимаются народом. Эти духовно-нравственные ценности являются тоже основополагающим принципом существования государства. Они имеют религиозное происхождение.

Вторая система управления государством была сосредоточена не в руках царя или какого-то управленческого аппарата; это совесть народная, сосредоточенная в традициях, привычках, духовно-нравственных ценностях, которые имеют религиозную основу. Две главы это светская и духовная власть. В то время царь, избранный народом, Земским собором, и патриарх, избранный Поместным собором Церкви, вдвоем управляли государством и были ответственны перед третьим, невидимым, Небесным Царем.

В то время случилось так, что законного царя не было: одного убили, другого отравили, третьего свергли, отправили в монастырь. Польский комендант Гонсевский управляет Семибоярщиной, они выполняют только его волю.  Но оставался единственный, как его называли, начальный человек на Руси всенародно избранный патриарх, не имеющий ни денег, ни власти, ни полиции, но обладающий силой авторитета.  Бояре в своем совершенно бессильном безумии были уже готовы отдать все и вся. Конкретный пример: Сигизмунд решился на открытое вторжение в Россию. Сначала он тайно поддерживал всех этих бесконечных самозванцев деньгами (снова прямая аналогия с сегодняшними временами). Но в 1610 году он уже открыто решился на интервенцию на территорию России. Поляки потребовали сдать Смоленск. Кто может подписать бумагу о сдаче Смоленска с нашей стороны? Единственным человеком, имеющим право подписи, был патриарх. К патриарху Гермогену приходит Салтыков со товарищи. Аргументация была очень простая: народ страдает, проливаются реки русской крови, давайте остановим эту войну, сдадимся на милость победителя, пусть католический польский королевич Владислав будет нашим царем. Патриарх говорит: нет, вы предлагаете отречься от всех тех принципов, на которых существует Россия, от православия, нашей истории, традиций.

Иноземцы уже сидели в Кремле. Русь была практически уничтожена как государство. Как писал в те времена келарь Троице-Сергиевой лавры, Авраамий (Палицын), Россия была растерзана, пашни зарастали, города опустели, люди убегали в леса (и леса не спасали). Люди ходили сами на ловлю людей, чтобы потом торговать этим живым товаром на турецких рынках, убивали всех верных царю, Руси, православию. Страна, просто безжизненная пустыня, погибала в страшных судорогах (по ней шастают шайки разбойников). Все это якобы могут прекратить поляки... С чего вдруг? Так уж они заботятся о русском народе?

Патриарх отказывается подписать. По Смоленску ходит бумага за подписью этих самых жуликоватых бояр. Одним из членов делегации под Смоленском был митрополит Филарет Романов. Романовы очень многопретерпели и от Ивана Васильевича Грозного, и от Бориса Годунова. На них вполне рассчитывали поляки, наши предатели. Митрополит Филарет сказал: «Не вижу подписи патриарха, не могу принять решение». Казалось бы, еще вчера верно служивший всем этим самозванцам, тот же Василий Голицын говорит: «Я христианин, митрополит не подписывает, патриарх не благословляет, мы не будем сдавать Смоленск»… Восемь лет они томились в подземелье варшавского замка, арестованные, но несломленные.

Патриарх, заключенный поляками в тюрьму (скончался Великим постом 1612 года), стал писать оттуда свои письма. Снял с народа клятвы, обещания Лжедмитрию и королевичу Владиславу. Он стал говорить: «Утолите печаль Отечества, призываю вас, пишите во все города, поднимайтесь, люди русские, спасайте свою землю». Именно позиция Гермогена явилась тем фактором, который объединил Русскую землю. Было много ополчений, всевозможнейших восстаний. Каждый шел воевать с поляками ради своей собственной выгоды: что царь Василий Шуйский, свергнувший первого Лжедмитрия, что Прокопий Ляпунов, что все эти бесконечные полубандитские атаманы.

Произошло следующее. Гражданин Минин, гражданский человек, призвал народ спасти Отечество (не один только свой город, Нижний Новгород, а все Отечество). Собирается вся русская сила. Нет ничего, но есть желание. Появляются денежные средства, получаются материальные ресурсы, собирается армия, которую нужно кормить, одевать, снабжать оружием, порохом.  Все началось глубокой осенью. Потом двинулись к Москве. Это был очень серьезный поход. Он длился не один месяц. Проходя по русским землям, собирали русские рати. 

После горячей молитвы перед Казанской иконой Божией Матери, которую благословил патриарх Гермоген, Москва наконец-то была взята. Он был свидетелем обретения иконы и происходящих от нее чудес, когда еще был молодым священником Казанского собора. Он благословил войско обязательно взять с собой эту икону. Божия Матерь Спасительница, Покровительница Руси. Русь дом Пресвятой Богородицы. После молебна перед этой иконой был взят Китай-город и затем Кремль. Наши историки описывают, как один из бояр, верных России, Хворостин, вбежал в Успенский собор (к тому времени патриарх Гермоген уже скончался и был погребен в Успенском соборе Кремля) и воскликнул: «Покажите мне могилу отца нашего, начальника нашей славы!» Патриарх Гермоген (сегодня памятник ему стоит по праву в Александровском саду Москвы) был одним из тех, кто вдохновил людей на победу, не только Минин и Пожарский.

Смутное время это время, когда народ осознал необходимость спасения Отечества. В нашей истории было не раз, когда власть захватывали либо негодяи, либо люди, которые просто не понимали, какая святыня им досталась. Мы не раз замечали в нашей истории, когда раз за разом новая смута перерождалась. Каждый раз эта новая смута приводила к восстановлению нашего государства. Наши правители видят, кто им достался в управление.

Сегодня наш Верховный главнокомандующий, президент, прямо говорит, что мы никому не нужны, никто не заботится о России за пределами ее территории. Все либо хотят ее использовать, либо уничтожить как носительницу традиционных духовно-нравственных ценностей. Это и есть святыня. Если мы, народ, будем не просто беспокоиться о цене на сардельки, а начнем заботиться о сохранении и приумножении наших традиционных духовно-нравственных ценностей, то это будет фактором, определяющим величие России. Единство должно быть вокруг вот этого, вокруг идеи.

Батюшка, но ситуация меняется сейчас. Мир меняется, можно сказать, каждый день. Мы меняемся.

Меняемся, но тут идет борьба. Есть воздействие того, кто стоит за левым плечом и шепчет. А справа ангел-хранитель: «Наше дело правое, враг будет разбит, победа будет за нами». Что я выбираю?

К сожалению, сегодня у нас колоссальные проблемы в образовательной, воспитательной сфере. Первый мощнейший удар, который был нанесен по русской цивилизации, это удар по образовательной, воспитательной сфере. Сегодня уже выросло целое поколение, напрочь лишенное каких-либо исторических знаний и сведений. Сегодня государство судорожно пытается что-то сделать, но усилия остаются подчас только лишь декларациями. Издают замечательные указы, распоряжения, а на местах их превращают в надувные шарики, не более того.

Надо помнить, всем нам понять сегодня, что величие России обусловливается тем, когда мы храним свои традиционные духовно-нравственные ценности. Это самое главное. Это основа основ. Материальное тоже необходимо, никто не говорит, что нужно ходить в лаптях и жить впроголодь, но все это будет дано, по слову евангельскому, тогда, когда будет главное. Заботьтесь о главном, говорит Господь, остальное приложится.

Россия перестанет быть Россией, если русский человек утратит свое качество: какой?  русский. От нас требуется качество. Если оно у нас есть, то мы сохранимся; если мы его утратим, мы не станем никогда немцами, китайцами, мы просто исчезнем. Этот день об этом должен нам напомнить.

Когда мы говорим о наших традиционных духовно-нравственных ценностях, что мы имеем в виду? К чему стремиться? Что сохранять?

Наши духовно-нравственные ценности перечислены в Указе президента от прошлого года. Там все написано по пунктам. Другое дело, что мы не совсем понимаем, что такое самопожертвование, любовь, верность, честь. Надо вспоминать. Интересно, что тот Земский собор, который собрался уже после окончания Смутного времени, после изгнания поляков, заложил основу новой династии Романовых. Еще долгое время Земский собор не разъезжался, еще почти целый год был в Москве, следил, чтобы не было никаких крамол. Избрали 16-летнего юношу, Михаила Романова, потому что он не был запятнан, не участвовал во всех этих интригах.

Этот Земский собор оставил после себя интереснейший документ, который до сих пор хранится в Государственном архиве РФ. Его никто не отменял. В этой соборной клятве русского народа было написано, что преступление против государя и государства признается, прежде всего, религиозным преступлением, направленным против Богом установленного устройства Русской земли. Там буквально такой текст: аще кто не захочет послушать сего Уложения,  которое Бог благословил, и станет иное говорить, будь ли он простого чину, от бояр ли, воинов, да будет извержен из чину своего и от церкви Божией отлучен как раскольник церкви Божией, всего православного христианства мятежник, и да не будет на нем благословения отныне и до века,ибо, нарушив соборного Уложения, сам попал под проклятие. 

Четыреста лет назад наши предки произнесли такое страшное слово. Если мы не хотим быть русскими, служить Богу, строить свое государство на основе этих самых ценностей (духовных, религиозных, культурных), мы исчезнем. Благо, если мы действительно поймем смысл этого праздника. Мы станем снова единым народом, объединенным на основе этих идей, не на основе интересов, которые погубили Россию тогда, в первой смуте, во второй, третьей, четвертой...

Сегодня наша страна переживает тяжелейшие времена. Если мы сумеем не забыть о своих святынях (в Конституции об этом сказано: гимне Российского государства, нашем гербе, флаге), если эти символы сохраним, то мы сохраним Россию. Если мы их утратим, мы исчезнем.

Вот такой серьезнейший праздник. Почему и настаивают многие люди, разбирающиеся в отечественной истории и живущие ее духовностью, что это один из важнейших праздников нашей цивилизации.

День народного единства новый церковно-государственный праздник. А день Казанской иконы Божией Матери Церковь отмечает уже на протяжении 400 лет.

Казанская икона была святыней ополчения, главной иконой. Очень важно, что все наши иконы связаны с историей нашего Отечества, будь то Владимирская икона, Донская, Тихвинская, Смоленская. Память Казанской иконы Божией Матери это наша память о том, что хранится Богом родная страна. Божия Матерь заботится о России, когда мы про Бога не забываем. Бог про нас всегда помнит. Нам надо к Нему всегда руки простирать.

Это важный момент: именно Церковь на протяжении столетий помнила об этом. Государство не всегда это понимает (слава Богу, сегодня начало понимать). Нам бы не забыть об этом и с чистой совестью обращаться к Божией Матери в сегодняшних мольбах, тяжелейших испытаниях, которые снова несет наша страна в столкновении со всей объединенной Европой и даже заокеанскими «нашими доброжелателями».

Будьте верны Богу! Будьте Богом хранимы! Бог нас не оставит!

– Будем молиться о мире. Это самое главное.

Церковь начинает любое богослужение с мирной ектеньи. Но мир должен быть не просто физическим отсутствием войны. Мир должен быть основан на духовных ценностях: совести, чести, библейских заповедях, одинаково священных как для христиан, так и для мусульман, для всего нашего многонационального общества. Снова возвращаемся к идее дружбы народов, основанной на тех ценностях, которые священны для всех нас.

Они и должны нас объединять.

Конечно, народы России должны объединяться на основе тех ценностей, которые декларированы, и не только декларированы, но и соблюдаются, приумножаются в нашем государстве.

 

Ведущая Инесса Титова

Записала Ирина Овчинникова

 

Показать еще

Время эфира программы

  • Среда, 01 мая: 05:30
  • Суббота, 04 мая: 09:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать