14 марта по новому стилю мы отмечаем День православной книги. Событие, напрямую связанное с нашей историей. В этот день вышла первая печатная книга Ивана Федорова – «Апостол». Как зарождалось на Руси книгопечатание?
– Книгопечатание зарождалось на Руси еще до Ивана Федорова. Нужно представить себе, что такое была эпоха конца XV – начала XVI века. Это была судьбоносная эпоха, переломная: с одной стороны, эпоха новых перспектив, с другой стороны, подведения итогов, потому что заканчивался период феодальной раздробленности, возникло единое Московское государство. Недаром именно в это время, на рубеже XV–XVI веков, возникает ряд, как бы сейчас сказали, проектов книжности, которые имели итоговый, обобщающий характер. Например, Геннадиевская Библия 1499 года в Новгороде. Под руководством архиепископа Геннадия коллектив переводчиков, книжников создает полный свод библейских книг на церковнославянском языке – это огромное событие, огромный труд, монументальный памятник древнерусской книжности.
С другой стороны, чуть позже возникает еще один монументальный книжный свод, который называется «Великие Минеи-Четьи» митрополита Макария. Все воцерковленные люди знают, наверно, Минеи, по которым читают на богослужениях. А «Великие Минеи-Четьи» – это был свод всей литературы Древней Руси, т.е. литературы, которая предназначена для келейного чтения, распределенной по дням церковного года. Это грандиозный памятник книжности, огромного объема – двенадцать огромных томов были сделаны митрополитом Макарием.
Наконец, был еще «Лицевой свод» – это, можно сказать, историческое сочинение, которое осуществлялось под руководством Ивана Грозного. Летописный «Лицевой свод» был иллюстрированный, почему и назывался «лицевым» – это тоже замечательный памятник книжности. Поэтому это время подведения итогов, создания обобщающих трудов. Не случайно книгопечатание начинает появляться в 50-е годы XVI века, потому что первопечатный «Апостол», о котором Вы упомянули, – это первая известная нам датированная печатная книга в Московской Руси, а до нее еще были издания так называемых анонимных типографий. Мы не знаем точно, кем и когда они осуществлены. По качеству они уступают «Апостолу» Ивана Федорова, поэтому предполагается, что это были как бы предварительные издания, возможно, вышедшие из того же круга, из которого вышли и печатные издания Ивана Федорова.
Понятно, что все заведения книгопечатания на Руси были государственным проектом, была долговременная инициатива, которая очень вписывается в ряд инициатив начала правления Ивана Грозного. Ведь что такое те 50-е годы? Это ряд таких больших достижений, как взятие Казани (1552 год), издание нового Судебника (1550 год) – нового свода законов Руси. Наконец, Стоглавый собор 1551 года, который поднял вопрос о том, что рукописные книги находятся в неудовлетворительном состоянии.
Может быть, это особенно стало ощущаться в связи с тем, что возникло большое государство, требовалось много книг; соответственно, рукописные мастерские должны были выдавать больше продукции, увеличение количества продукции приводило к снижению качества. В любом рукописном воспроизведении возникают обязательно описки, ошибки, редакции (иногда сознательные), иногда ошибки, описки невольные. В результате нужно как-то поддерживать стабильность текста. Когда это все мультиплицируется в большом количестве экземпляров, то становится стратегически важной задачей. Собственно, сама жизнь подталкивала к тому, что книгопечатание необходимо при возникновении такого единого государства, которое тогда как раз оформлялось и созидалось. Встало на повестку дня создание книгопечатания на Руси. Это было величайшее техническое достижение своего времени. К тому времени история книгопечатания в Европе насчитывала около сотни лет, и Руси уже было пора перенимать его.
– Кем был первопечатник Иван Федоров?
– Про Ивана Федорова мы знаем не так много. У него был сотрудник – Петр Мстиславец. Про него мы знаем еще меньше. Про Ивана Федорова знаем, что он был дьяконом из церкви Николая Гостунского в Москве. Был он уроженцем Москвы или его деятельность была связана с Москвой? Так или иначе он служил дьяконом и, несомненно, был очень одаренным, талантливым человеком, организатором и художником своего дела, потому что «Апостол» Ивана Федорова 1564 года представляет из себя совершенное в полиграфическом отношении произведение. Там тщательное отношение к тексту, тщательная, как бы мы сейчас сказали, корректура, очень хорошее цветоделение, хорошие гравюры. В общем, это действительно достойный памятник книжности XVI века.
– Это был коллективный труд?
– Несомненно, коллективный труд, потому что это было, можно сказать, промышленное предприятие. Нужно было отлить литеры, разработать шрифты, все это набирать, издавать тиражом. Тираж первопечатного «Апостола» был около 1 050 экземпляров. Так что, конечно, это был коллективный труд. Было два лидера – Иван Федоров и Петр Мстиславец. Были издания анонимных типографий – ранние в основном богослужебные книги: Евангелие, Псалтирь, Триодь Постная (круг богослужебных книг).
Техническая задача издания печатной книги понятна; с другой стороны, это задача литературно-редакторская: нужно подготовить текст. В этом смысле еще можно вспомнить деятельность преподобного Максима Грека, который специально был вызван из Афона в Москву именно для того, чтобы редактировать церковнославянские переводы греческих книг. Он занимался в том числе редактированием церковнославянского перевода Псалтири. Можно сказать, что здесь протянута ниточка от редакторов Геннадиевской Библии к Максиму Греку, который в княжение Василия III поселился в Москве и занимался редактурой, к митрополиту Макарию, который занимался созданием «Великих Миней-Четьи», к изданиям анонимных типографий, к изданиям Ивана Федорова и Петра Мстиславца.
– Это был государственный заказ?
– Да, очевидно, что все это вписывалось в общегосударственную политику. В 50-е годы был разгар деятельности избранной Рады – круга молодых советников Ивана Грозного, которые тогда определяли направление внутренней политики, пытались определять направление внешней политики. Как раз на этом-то избранная Рада и вступила в конфликт с молодым царем, который настоял на начале Ливонской войны, и на начало 60-х годов приходится кризис, когда Иоанн своих бывших советников подвергает опале – в 1664 год подступает опричнина. На таком изломе еще успели, видимо, по тем наработкам и направлениям деятельности, которые обозначились раньше, издать «Апостол» Ивана Федорова в 1564 году.
– В Новосибирске, в наших главных библиотеках, есть отделы редких книг, в которых в особых условиях хранятся уникальные издания, раритеты. Есть ли среди них те первые книги?
– Есть. Я боюсь ошибиться в конкретных цифрах, но, по-моему, в отделе редких книг, рукописей ГПНТБ хранятся два экземпляра «Апостола» Ивана Федорова. Это не совсем редкое издание – он сохранился в достаточно большом количестве экземпляров в Новосибирске. Есть издания Ивана Федорова, которые очень редки; например, его «Азбука». Есть в Новосибирске издание Острожской Библии. Иван Федоров после московского периода своей деятельности, после пожара, который спалил, видимо, его типографию, переехал в Польшу и Литву, там его деятельность продолжалась, там, под покровительством православного магната Константина Острожского, издали Острожскую Библию – это тоже достаточно тиражное издание, сохранилось много экземпляров, в Новосибирске тоже они есть.
– Давайте подробнее поговорим о некоторых уникальных книгах – например, Остромирово Евангелие.
– Мы должны от Ивана Федорова отмотать до 1057 года, которым датируется это издание. Из Москвы мы переносимся в Новгород. Новгород, можно сказать, в некотором смысле русские Афины, потому что это центр книжности. Там было высокое распространение бытовой грамотности, свидетельством чему являются знаменитые новгородские грамоты, и много замечательных памятников книжности, родословие которых связано с Новгородом. Остромирово Евангелие так называется потому, что, как рассказывается в рукописи, было изготовлено по заказу новгородского посадника Остромира. Писцом был дьякон Григорий. Оно изготавливалось в зиму 1056–1057 годов. Завершено было в 1057 году и, очевидно, хранилось в Софийском соборе – знаменитой Софии Новгородской. Книга представляет из себя совершенно замечательный памятник рукописного книжного искусства. Она написана на пергаменте очень хорошего качества качественными чернилами. Художественно и умело выполнены заставки и миниатюры.
Мы говорили, что «Апостол» Ивана Федорова – это древнейшая печатная русская датированная книга. Остромирово Евангелие – это древнейшая славянская книга, имеющая точную дату, поэтому значение Остромирова Евангелия невозможно переоценить. Оно не просто для России имеет значимость уникального памятника, но для всего славянства и всего человечества. Сейчас оно хранится в Российской национальной библиотеке, в отделе рукописей, при специально поддерживаемом температурном режиме и является национальной святыней для нас, можно сказать.
– Еще один уникальный памятник письменности Древней Руси – «Повесть временных лет».
– «Повесть временных лет» – это не книга. Это литературное произведение, рукописный свод, который сохранился в двух древнейших редакциях и, соответственно, книжных памятниках – Ипатьевской и Лаврентьевской летописях.
«Повесть временных лет» – это летописный свод, который был создан где-то в 10-х годах XII века. По преданию, его автором являлся монах Киево-Печерского монастыря – монах Нестор. Конечно, история «Повести временных лет» являлась предметом пристального и постоянного внимания литературоведов и специалистов по истории языка. Есть множество научных работ, которые написаны на эту тему. Но в нашем формате можем в эту тему не вдаваться. Можно сказать, что «Повесть временных лет» сложилась в том виде, в котором мы ее знаем по Ипатьевскому и Лаврентьевскому спискам, в 10-х годах XII века (может, в 1114 году).
Летопись – это запись событий по годам. Этот жанр древнерусской литературы представляет из себя одну из высших достижений письменности, потому что и в Западной Европе были хроники, и в Византии были хронографы. Но в древнерусской литературе летописи занимают особое место и являются синтезом, с одной стороны, фактографии, с другой стороны, обобщающего богословского взгляда на мир. С точки зрения летописца, история – это место встречи Бога и человека. Место, где человеческая свобода предстает перед лицом Божьего Промысла. Вся история может рассматриваться как диалог Бога и человека, когда человек может откликаться, может и не откликаться на призыв Божий. Если совершается второе, то следуют какие-то последствия, вразумления, наказания Божии. Наказания – в смысле указания, наказа, что нужно вернуться на путь добра и правды.
Таким образом, древнерусский летописец рассматривает исторический процесс. Для древнерусской литературы очень характерно внимание к теме истории. О чем бы ни писал древнерусский книжник, в конечном итоге это все вписано в широкое полотно истории. Так и «Повесть временных лет» начинается с описания библейских событий. В древнерусском богослужении, например, житие Бориса и Глеба читалось в качестве паремий на вечерне, когда обычно читаются отрывки из Ветхого Завета. Здесь получается, что Священная история настолько смыкается с той, которая тебя окружает, что различить грань между ними невозможно. На самом деле это чувство истории является одним из устоев мировоззрения древнерусского человека. Опять-таки не случайно, если он говорит, что Остромирово Евангелие – это древнейшая датированная известная нам книга, то почти самое древнее произведение древнерусской литературы – это «Слово о законе и благодати». Оно тоже про историю, тоже является манифестом, проявлением чувства истории. Там митрополит Иларион описывает историю как процесс, который движется от состояния, когда человечество пребывало во мраке неведения Бога, к закону, к Ветхому Завету, затем – к благодати пришествия в мир Христа Спасителя и эпохи Нового Завета, а затем – к жизни будущего века, к жизни нетленной.
– Батюшка, а насколько велик интерес к православной книге, древней и современной?
– Исследования древнерусской книжности – это одно из мощно развивающихся направлений исторической науки, филологической науки. Примечательно, что Новосибирск традиционно уже много лет является одним из центров подобного рода исследований. В том числе и поисков экспедиции за древними книгами. Есть в Новосибирске Институт истории в Академгородке. В нем есть сектор археографии, источниковедения. Его много лет возглавлял академик Николай Николаевич Покровский, личность легендарная. Когда-то он приехал в Новосибирск в 1960-х годах и начал предпринимать экспедиции в старообрядческие села, скиты в поисках древних книг. В одной из первых своих экспедиций он нашел «Судные списки» Максима Грека. Это были, грубо говоря, протоколы допросов Максима Грека. Как раз памятник XVI века. Это была сенсация. С тех пор Николаем Николаевичем и его учениками было найдено много всяких других интересных книжных памятников. Они хранятся в коллекции Института истории. И эти поиски продолжаются. Оказывается, Сибирь была кладезем книжности древнерусской. Когда происходило освоение Сибири и русские переселенцы приезжали сюда, то они брали с собой книги. Удивительно, что, несмотря на трудности переезда, люди брали именно книги.
– Получается, эти книги были на руках у людей, которые передавались из поколения в поколение?
– Да, они передавались из поколения в поколение. Уже в XX веке благодаря усилиям, предпринятым учеными, они попадают в поле их зрения, вводятся в научный оборот. В свое время Дмитрий Сергеевич Лихачев назвал это археографическим открытием Сибири. Это выражение он употребил в предисловии книги Николая Николаевича Покровского «Путешествие за древними книгами». Я рекомендую всем, кому интересно, найти в Интернете эту книгу Николая Николаевича Покровского. Там очень интересно и занимательно рассказывается эта одиссея поисков древних книг, в том числе «Судных списков» Максима Грека.
Еще одним центром поисков древнерусских книг на территории Сибири стала ГПНТБ – Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Академии наук. Недавно, к сожалению, проводили в последний путь Елену Ивановну Дергачеву-Скоп. Она очень много занималась организацией экспедиций. Ученики Николая Николаевича Покровского, ученики Елены Ивановны, соратники продолжают эту деятельность. Думаю, что будет еще много интереснейших открытий.
– А для школьников, для молодых людей ведется какая-то работа?
– Для школьников проводят экскурсии в эти центры изучения книжности. С другой стороны, хорошо, когда учителя показывают историю или литературу не просто как какой-то материал для заучивания, а как увлекательное занятие, которое требует исследования тайн, разгадывания загадок.
Кто такой историк? Человек, который хочет реконструировать прошлое, восстановить прошлое. А прошлое – это то, что уже прошло. Поэтому мы так и называем – прошлое. Однако мы хотим о нем рассказать, о нем узнать. Каким образом? Прошлое же не проходит бесследно, оно оставляет после себя какие-то следы. Вот эти следы – исторические источники, они становятся для нас источниками знания о прошлом, когда мы начинаем их исследовать. Исторические источники оказываются мостиком, который переброшен из прошлого в настоящее. Мы находимся в настоящем. Но вот перед нами лежит исторический источник, а он был причастен к прошлому, его создали люди, которые жили задолго до нас. Мы начинаем его исследовать. На основе исследования этих исторических источников мы делаем реконструкции. Вот это и есть ремесло историка, лаборатория исторического знания; она настолько же увлекательна, насколько увлекателен детектив, потому что следователь или оперативный работник, оказываясь на месте преступления, тоже пытается восстановить, что здесь произошло. Он собирает улики, проводит расспросы и пытается реконструировать картину произошедшего. Как бывают интересны сериалы или фильмы, если они качественно сняты, так может быть интересна и увлекательна деятельность историка. И тогда ребенок видит историю как пространство поиска.
Очень важно, чтобы дети знали об этом источниковедческом аспекте, чтобы они видели, на основе чего историки реконструируют исторические факты. У нас в православной гимназии выходит специальный журнал, называется «Источниковедение в школе». Мы надеемся, что в этом журнале реализуется источниковедческий подход к истории, когда дети получают возможность узнать, откуда мы получаем сведения об исторических фактах. Можно найти номера этого журнала на соответствующий запрос в Интернете.
– Он есть в электронном виде?
– Да, он есть в электронном виде. Можно все найти на соответствующем сайте. Журнал продолжает выходить и сейчас.
Так что книга – это замечательный памятник культуры. Это своего рода машина времени, делающая нас современниками тех событий, которые отстоят от нас на множество столетий. Несмотря на технологические изменения, на информационную революцию, визуальные повороты и другие культурологические процессы, которые происходят в современности, книга все равно остается нашим спутником, нашим другом, наставником.
Ведущая Инесса Титова
Записали Людмила Кедысь и Елизавета Агина
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!