Родное слово. Беседа с Алексеем Юдиным и протоиереем Димитрием Долгушиным

15 ноября 2023 г.

Мы будем говорить сегодня в нашей программе об уникальной находке, принадлежащей типографии Ивана Федорова, литературном памятнике середины XVI века. Я представляю наших гостей. Это доктор филологических наук протоиерей Димитрий Долгушин и научный сотрудник Отдела редких книг и рукописей Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения Российской академии наук Алексей Александрович Юдин.

Совершенно потрясающая новость: в библиотеке, в Новосибирске, обнаружена Псалтирь работы Ивана Федорова, относящаяся к середине XVI века. Я попрошу вас подробнее рассказать об этой находке. В чем ее ценность?

Димитрий Долгушин:

Ценность этой находки в ее уникальности. Предпочту передать слово Алексею Александровичу, чтобы он объяснил, в чем ее уникальность. Действительно, совершенно уникальная вещь.

Алексей Александрович Юдин:

Мы работали в библиотеке Новосибирской православной духовной семинарии по благословению митрополита Новосибирского и Бердского Никодима, обследовали тамошнее собрание рукописных и старопечатных книг. Нашему коллективу отдела редких книг и рукописей выпала честь найти в этом собрании уникальную печатную книгу Псалтирь с часословцем (издание Ивана Федорова), выпущенную в Заблудове в 1570 году. Как мы позднее узнали, всего в мире, включая эту новоприобретенную находку, сохранилось пять экземпляров этого издания. В Новосибирске находится пятый экземпляр. Другие экземпляры находятся в Лондоне, Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге, научной библиотеке Саратовского государственного университета и на Украине, во Львове. Теперь и новосибирский экземпляр входит в это число.

Димитрий Долгушин:

Эта находка уникальна, поскольку Псалтирь с часословцем это издание Ивана Федорова, нашего первопечатника, которое сохранилось в считанном количестве экземпляров. Пальцев одной руки хватит, чтобы их все пересчитать. Только еще одно издание Ивана Федорова «Азбука» может считаться более редкой. Даже первопечатный «Апостол» Ивана Федорова сохранился в 66 экземплярах, а Псалтирь с часословцем в пяти.

 Я думаю, это событие довольно значительное и в культурном, и в научном отношении. Замечательно, что оно прошло в Новосибирске, связано с Новосибирской православной духовной семинарией, с нашей замечательной библиотекой ГПНТБ.

В каком состоянии находится книга?

Алексей Александрович Юдин:

Можно сказать, что для книг того времени она находится в довольно хорошем состоянии. Естественно, она приобрела какие-то черты предыдущих эпох. Прежние владельцы старались поддерживать ее в хорошем состоянии. Была проведена частичная реставрация: замена истлевших листов на рукописные, новые. Все это видно в экземпляре. С течением времени экземпляр приобрел, возможно, и новый переплет. Вообще книги того времени часто меняли переплеты, потому что переплет это, наверное, расхожая вещь в такого рода книгах. До нас дошли абсолютно старые книги, но в совершенно новых переплетах.

По состоянию сохранности листов можно сказать, что в России это наиболее полный экземпляр, который находится в наших отечественных хранилищах. Самый полный, тоже с дефектами, утратами, находится в Лондоне. Это закономерно. В Лондоне, наверное, не было необходимости каждый день использовать такого рода книгу. В России, естественно, Псалтирь наиболее употребимая книга среди русского православного люда.

А чем Псалтирь дорога каждому русскому человеку, православному человеку?

Димитрий Долгушин:

Псалтирь можно было бы назвать в некотором смысле симфонией души, потому что с этой книгой возникают некоторые музыкальные ассоциации. Самое ее название обозначает струнный музыкальный инструмент, под аккомпанемент которого царь-пророк Давид, живший в X веке до Рождества Христова, пел псалмы, стихотворные молитвы, которые слагал.

Само слово «псалом» греческое, происходит от глагола ψάλλειν, что значит «бряцаю, ударяю по струнам». Эти псалмы слагались на древнееврейском языке, потом были переведены на греческий язык, потом Кириллом и Мефодием на старославянский язык. Теперь мы наслаждаемся, можно сказать, поэзией псалмов, когда читаем Псалтирь.

Почему я считаю возможным назвать ее симфонией души? Потому, что там самый разный спектр переживаний. Это и восторг прославления Бога, и благодарность Богу, и покаяние, и поиск утешения, укрепления в каких-то обстояниях. Каждый православный человек, который любит читать Псалтирь, наверное, согласится с тем, что я сейчас говорю. Там есть отклик на самые разные переживания человеческого сердца. 

На Руси всегда любили читать Псалтирь. Ее читали, конечно, за богослужением. Все знают, что во многом православное богослужение состоит из псалмов, чтения, пения Псалтири. Но ее читали и дома. Возьмите, например, поучение Владимира Мономаха, знаменитое произведение древнерусской литературы. Оно начинается с того, что Владимир Мономах говорит, что когда у него было смутно, тяжело на сердце, он открывал Псалтирь. Дальше следует целая череда цитат из Псалтири.

По Псалтири учились читать. Это был действительно наш первый учебник. В деревнях XIX - начала XX века сохранялась практика, когда местный грамотей, может быть, кто-то из служителей местного храма, учил маленьких ребят читать именно по Псалтири. Псалтирь составляла первую часть такого курса обучения, а вторую часть составлял Часослов.

Книга, о которой как раз говорит Алексей Александрович, это Псалтирь с часословцем. Это не означает, что она узко направленная, учебная. Это, видимо, была книга для богослужебного использования. По ней вполне возможно было учиться читать. Многие люди из народной крестьянской среды именно таким образом учились чтению, письму, по церковнославянским текстам, буквам. У многих Псалтирь была даже не просто на слуху, она была выученной почти наизусть. Сами судите, насколько тесно человек входил в соприкосновение с текстами Псалтири. Поэтому Псалтирь это некоторое окошко, через которое можно заглянуть в мир народной души, потому что за эти века бытования Псалтири, таким образом функционировавшей в культуре, многие-многие поколения провели рядом с этой книгой. Слова этих псалмов им ложились на сердце. Замечательный памятник!

Наверное, не случайно и то, что в Новосибирске сделана такая находка. Хотя такие находки не сделаешь, если нет научной школы, нет людей, как Алексей Александрович, который этим занимается. А в Новосибирске сложились замечательные научные школы археографии, то есть науки о древних рукописях. Это школа Николая Николаевича Покровского, знаменитого академика, который начинал археографические экспедиции в 1960-х годах и создал сектор археографии, источниковедения Института истории Сибирского отделения Российской академии наук. Этонаучная школа Елены Ивановны Дергачёвой-Скоп, которая тоже в 1960-х годах начинала археографические экспедиции за древними книгами. Ее ученики трудятся сейчас и в Новосибирском государственном университете, и в ГПНТБ. Алексей Александрович ее непосредственный ученик. Если бы не было этих людей, которые преданы своему делу, вдохновлены этим делом, являются энтузиастами этого дела, не могли быть возможны и такие находки. Поэтому сегодня хочется сказать слова благодарности археографам, источниковедам, библиотекарям, тем, кто любит древние книги, ищет, находит, сохраняет, изучает их. Без этого по большому счету невозможна наша культура.

– Алексей Александрович, вернемся к нашей находке, Псалтири, которую мы, к сожалению, сейчас по понятным причинам не можем показать. Батюшка сказал о любви к Псалтири. А это как-то отразилось на издании самой книги? Как Вы оцениваете набор шрифта, оформление?

Алексей Александрович Юдин:

Прежде чем перейти к ответу на Ваш вопрос, я дополню еще слова отца Димитрия. Немногие, может быть, знают, что Новосибирск как археографический центр сформировался с передачей в Сибирь частного собрания академика Михаила Николаевича Тихомирова, учеником которого и был Николай Николаевич Покровский, который это собрание привез в Новосибирск. Собственно, Тихомиров и передает свою коллекцию для того, чтобы здесь создать школу археографов, которые бы занимались профессионально своей работой. С этого времени начинаются археографические экспедиции в Сибирь и на Дальний Восток.

Мы, сотрудники нашего отдела, прежде всего отправлялись к людям, которые владеют такого рода книгами. Совершенно упускали из виду церковные собрания. Сейчас мы стараемся этот пробел заполнить. В своих поисках мы выбрали Новосибирскую православную духовную семинарию, так как здесь аккумулируется большое собрание кириллических печатных рукописных книг. Вот среди этих книг и была выявлена эта Псалтирь с часословцем. Что касается самой книги, самого издания Ивана Федорова, первый момент прикосновения к этой книге у нас состоялся довольно поверхностным. Уже было определено, что эта книга XVII века.

Надо сказать, что библиотекари, которые работают в библиотеке Новосибирской православной духовной семинарии, довольно ответственно подошли к своему делу. Они атрибутировали книгу, насколько это возможно, по водяным знакам бумаги и определили, что эта книга может относиться к изданию XVII века. Мы воспользовались своим опытом, знанием и справочной литературой и атрибутировали это издание Ивана Федорова. До этого, конечно, мы не видели эту книгу в реальности. Первоначально мы решили, что это виленское издание, потому что по оформлению виленские издания близки к изданиям Ивана Федорова.

– Какова была Ваша реакция? Какие слова Вы сказали?

Алексей Александрович Юдин:

Слова благодарности учителям, которые позволили нам сделать это открытие. Естественно, мы были очень радостны. Мы определили, увидели, что это Иван Федоров, стали изучать эту книгу. Конечно, удивительна особенность оформления издания. Сам набор этой книги подчеркивает, что Иван Федоров, впервые став на путь печатания книг, доселе невиданных, делает свою работу очень профессионально, грамотно и безошибочно. Все специалисты подчеркивают, что первые книги, вышедшие из печатного станка Ивана Федорова, практически не имеют ошибок. Это довольно уникальное явление.

В Новосибирске эта книга не в полном составе, порядка 280 листов (в оригинальном издании их было гораздо больше). Но то, что эта книга была востребована читателями, видно по тому, что в ней имеются владельческие записи. Об одной из них мы уже сегодня подробно говорили: владельческая запись XVII века была затерта. Нам с большим трудом удалось обрести фамилию владельца, знания о том, где она находилась.

– То есть прослеживается какая-то история...

Алексей Александрович Юдин:

Конечно! Вот в такого рода книгах как раз и можно проследить судьбу этих экземпляров по владельческим, вкладным, запродажным, купчим записям. Эти записи несут в себе сведения о том, где обреталась книга, кто был владельцем, какого сословия был человек, сколько стоила книга, куда она перемещалась и так далее.

Вот такую информацию про конкретное время мы получили, изучив эту запись. Проблема выявления такого рода записи очень острая. Ведь когда книгу вкладывали в церковь, например, на помин души,  там уже появлялась запись, что эта книга должна быть в этой церкви навечно. С течением времени книга появлялась у другого владельца. Естественно, он не был заинтересован в сохранении этой записи. Он ее вытирал, вычеркивал, вырезал, замазывал и так далее. Вот такую замазанную запись мы нашли и в этой книге. Нам удалось ее выявить, прочитать.

– Что там было?

Алексей Александрович Юдин:

Это очень интересная история, тема для отдельной передачи. Там была в том числе информация о том, сколько стоила эта книга в 1620 году. Довольно интересные сведения, кто владел ею, где она находилась. В дальнейшем книга имела более богатую судьбу. Судя по тому, какие записи в ней находятся, скорее всего, в Сибирь привезли ее старообрядцы. Позднее книга оказалась в приходе Новосибирска. Батюшка из приходской библиотеки подарил ее семинарии. Это отец Владимир (Бирюков). Он согласился передать эту книгу в библиотеку Новосибирска.

Димитрий Долгушин:

Он сделал такой дар библиотеке в 2015 году.

Алексей Александрович Юдин:

Это благородный поступок. Можно сказать, он стремился сохранить эту небольшую библиотеку и передать ее на нужды Новосибирской православной духовной семинарии.

– Чаще всего такие редкие книги попадают вам, когда их приносят в дар? Или Вы выкупаете их каким-то образом?

Алексей Александрович Юдин:

Что касается нашей работы, это бывает по-разному. Есть люди, которые, конечно, заинтересованы в сохранении книжной культуры. Они не гонятся за какими-то материальными ценностями, могут принести и подарить что-то нашему собранию, собственно, как дарят церкви старые, рукописные книги или печатные, кириллической традиции. Иногда бывает, что мы приобретаем книги у людей, особенно если это какой-то редкий печатный или рукописный экземпляр.

Бывает, что нам помогают власти. Однажды в поле нашего зрения попала так называемая скитская библиотека, библиотека из скитов Томской области. Она оказалась у букинистов. Естественно, они дарить эти книги не будут. Нам пришел на помощь действующий губернатор Новосибирской области. Он распорядился приобрести отдельную коллекцию, скитскую библиотеку, для Отдела редких книг и рукописей ГПНТБ СО РАН. Сейчас вся эта коллекция находится в нашем собрании. Мы говорим о Псалтири с часословцем, которая существует только в пяти экземплярах. Очень редкое количество.

– А сколько всего было их выпущено, известно?

Алексей Александрович Юдин:

Трудно сказать. Не сохранилось архивов печатника. Исследователи могут только по косвенным признакам сказать, какой был тираж. Не могут даже сказать, сколько было выпущено «Апостола» Ивана Федорова. Его было выпущено меньше, чем Острожской Библии. Острожская Библия сохранилась гораздо больше. Кстати, у нас в собрании три экземпляра Острожской Библии, первой русской печатной Библии, выпущенной Иваном Федоровым в городе Острог в 1580 году.

Нам удалось обнаружить в скитской библиотеке экземпляр, который не был отмечен ни в одном каталоге. Новосибирск обладает сейчас книгой, выпущенной соратником Ивана Федорова Петром Тимофеевичем Мстиславцем, она сохранилась в единственном экземпляре и сейчас находится в городе Новосибирске. У нас большая традиция поиска и нахождения книг русских первопечатников.

Димитрий Долгушин:

Я хотел отметить еще одну грань деятельности наших археографов. Они помогают другим хранить книги. В данном случае по приглашению, просьбе ректора отца Павла Кизюна они знакомились с собранием старопечатных книг Новосибирской православной духовной семинарии. Что является целью? Составление охранной описи, выявление этих книжных сокровищ. Книги остаются в семинарии, но сотрудники семинарии получают консультационную помощь. Они получают какую-то техническую поддержку для того, чтобы эти книги там сохранялись.

Алексей Александрович Юдин:

Дело в том, что это один из принципов нашей работы. Нам нужно сохранить книжные памятники. Поэтому мы должны не только проконсультировать владельцев, хранителей такого рода книжных сокровищ, но и дать им возможность как можно больше развиваться или получать знания, чтобы правильно с ними работать. У нас есть опыт работы не только с православной духовной семинарией, но и с другими, провинциальными (в хорошем смысле) частными и государственными книжными собраниями; мы также составляем охранную опись того или иного книжного собрания, высказываем пожелания о лучших условиях хранения того или иного книжного собрания или собрания в целом. В последнее время именно эта работа была связана с поддержкой Российского национального научного фонда. Здесь мы опирались на его поддержку.

Условия хранения бывают разные, в зависимости от того, где находится это книжное собрание. Надо сказать, что книжное собрание древних книг, хранящееся в библиотеке Новосибирской православной духовной семинарии, хранится в достойных условиях. Не было речи о том, чтобы передать эту книгу в какие-то более лучшие условия. Там созданы определенные нормальные условия для хранения такого рода книжных памятников.

– Расскажите, пожалуйста, еще о своей сокровищнице...

Алексей Александрович Юдин:

Я уже немного начал говорить о коллекции академика Тихомирова, о том, что у нас ежегодно организуются и совершаются археографические экспедиции. Те книги, которые мы привозим с территории Сибири и Дальнего Востока, аккумулируются у нас в так называемых территориальных собраниях. Нам важно не просто изъять откуда-то, из живой среды, эту книгу, но и дать представление о будущем исследователе, о том, где эта книга бытовала. Поэтому так называемые территориальные собрания формируются по принципу: откуда эта книга пришла. То есть где книга была обнаружена, в этом собрании она аккумулируется.

Мы открыты для ученого сообщества. Приезжают исследователи, занимаются с этими книжными памятниками. Кроме всего прочего, как сказал отец Димитрий, мы ведем так называемую камеральную археографическую работу. Мы описываем собрания провинциальных музеев, библиотек, архивохранилищ. Составляем не только охранные описи, но и выпускаем каталоги. Эта деятельность ведется у нас непрерывно. Мы очень довольны тем, что эта деятельность приносит такого рода плоды по нахождению довольно редких и ценных книжных памятников, конечно же, в первую очередь с точки зрения культурной ценности, свидетелями которых мы сейчас и являемся (обретение Псалтири с часословцем Ивана Федорова 1570 года издания).

Димитрий Долгушин:

Интересный момент: как сделать так, чтобы книга «заговорила», чтобы можно было не просто прочитать ее текст, но узнать ее историю, как сейчас рассказывал Алексей Александрович, где, когда она была напечатана (не в каждой же книге обозначена дата), кто были ее владельцы... Я знаю, что археографы умеют «разговорить» книгу по типу бумаги, может быть, начертанию букв, по типу тиснения на обложке. Вы не можете приоткрыть эти тайны?

Алексей Александрович Юдин:

Для специалистов это, конечно, не является большой тайной, но, естественно, прежде чем приступить к работе по идентификации того или иного книжного памятника, специалист должен пройти какую-то школу, обрести знания и опыт. Естественно, если книга дошла до нас без выходных данных (если говорить о печатной книге), то мы обращаемся к определенному набору справочной литературы, которая нам помогает в датировке того или иного книжного памятника в понимании того, где эта книга выпущена. При изучении рукописных книжных памятников мы ориентируемся на водяные знаки бумаги.

– Бумага того века отличается?

Алексей Александрович Юдин:

Да, конечно. Раньше использовали тряпичную основу для создания бумаги (ветошь, тряпки, канаты, парусину), измельчали, потом варили эту бумажную массу, выкладывали на что-то в виде противня, у которого была мелкая поперечная, продольная насечка из прутьев (получалось в виде сита). Вода стекала. На бумажной основе, на просвет, оказывалось сито с каким-нибудь изображением, выложенным мастером проволочкой или особой прочной нитью. Таким образом он маркировал бумагу. Собственно, это изображение и видно на просвет бумаги.

Если определенный тип изображения есть в книге, то можно уже датировать бумагу по веку, а то и по десятилетию. Вот этим мы занимаемся, своей профессиональной работой. Работа очень интересная, деликатная, тонкая. Иногда эту филигрань (или водяной знак) в книге бывает трудно найти.

Димитрий Долгушин:

Ведь печатался не отдельный лист, как он в книге находится, а печатался большой типографский лист, который потом сворачивался определенное количество раз...

Алексей Александрович Юдин:

И вот в определенном месте нужно найти эту филигрань, чтобы датировать ту или иную рукопись.

– Алексей Александрович, Вы только еще начали знакомиться с этим уникальным памятником. Мы ждем, когда Вы уже закончите свою работу, и пригласим Вас еще в студию, чтобы продолжить этот разговор.

Алексей Александрович Юдин:

Да, это очень приятно. Но чем больше мы изучаем этот книжный памятник, тем больше  думаем, что уже разрешаем какую-то загадку, а загадок становится все больше. Вот Вы говорили про шрифт. Мы обнаружили, что в некоторых экземплярах этого издания печатник почему-то употребляет в одном случае инициалы орнаментников, в другом экземпляре этот инициал отсутствует. Нам пока не удалось разгадать, с чем это связано. Или он исправляет ошибки, которые были допущены в одном экземпляре, в другом, но по времени они не соответствуют друг другу. Пока этот феномен, если можно так выразиться, трудно объяснить.

Пока мы не заканчиваем свою работу. Мы продолжаем заниматься с этим экземпляром. Кстати говоря, 15 ноября в стенах нашей библиотеки состоится научная конференция, посвященная этому научному открытию. Конференция будет называться «Наследие Ивана Федорова на Сибирской земле». 15 ноября, в 14:00, желающим можно посетить эту конференцию при условии, что вы записаны в библиотеку ГПНТБ СО РАН.

Кроме того, в нашем городе открыта и действует сейчас выставка, посвященная археографическим находкам. Конечно, мы выставили не все находки, но желающие могут увидеть в том числе и первую русскую печатную книгу «Апостол» Ивана Федорова, она демонстрируется в одной из витрин в этой выставке.

Димитрий Долгушин:

Я хочу дополнить объявление, которое сделал Алексей Александрович. Эта конференция проходит в рамках Рождественских чтений, которые проводятся по благословению митрополита Новосибирского и Бердского Никодима много лет в Новосибирске. В этом году вот такая секция Рождественских чтений, посвященная этой находке. Конференцию организовывают совместно ГПНТБ и Новосибирская православная духовная семинария. Мы надеемся услышать интересные доклады, в том числе крупного специалиста по старопечатной кириллической книжности Андрея Владимировича Вознесенского, сотрудника Российской национальной библиотеки, одного из ведущих специалистов этой области.

– А вот эта Псалтирь будет там представлена?

Алексей Александрович Юдин:

Мы надеемся, что и ректор Новосибирской православной духовной семинарии, и ответственные работники, библиотекари разрешат нам для одного дня конференции демонстрацию этой книги, естественно, в витрине, под стеклом, чтобы желающие могли увидеть, что обнаружили новосибирские археографы и что хранится в Новосибирской православной духовной семинарии.  

 Ведущая Инесса Титова

Записала Ирина Овчинникова

 

 

Показать еще

Время эфира программы

  • Среда, 01 мая: 05:30
  • Суббота, 04 мая: 09:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать