Родное слово. Священник Александр Сахненко отвечает на вопросы

23 ноября 2022 г.

Cегодняшний разговор хотелось бы начать с воспоминания о cвятом, который по-особенному Вам дорог, – о Георгии Победоносце. Напомним нашим зрителям, что отец Александр является настоятелем этого храма. Совсем недавно мы все вместе отметили радостное событие для вашего прихода, его пятнадцатилетие. Еще раз сердечно поздравляем!

– Большое спасибо! Действительно, приходской общине исполнилось пятнадцать лет. Когда еще не было ни храма, ни прихода, община, уже объединенная верой во Христа и желанием людей исповедовать свою веру на месте своего жительства (в микрорайоне Северный города Новосибирска), получила благословение архиерея именоваться во имя этого дивного святого.

В нашей епархии есть еще несколько храмов и часовен, посвященных святому Георгию Победоносцу. Я думаю, что в каждой епархии нашей Русской Православной Церкви имеется как минимум один храм или часовня (или, может, собор) в честь этого святого. Наша особая любовь к нему выражается и в том, что он изображен на маленьких монетках, и в том, что герб нашей столицы тоже украшает его изображение.

Не только мы так приватизировали себе славного Георгия. И англичане, и арабы почитают его. Но особо подчеркивают его значение для себя грузины, потому что даже само название их страны – Джорджия, Георгия – образовано от имени святого великомученика Георгия. У них огромное количество храмов, посвященных святому великомученику Георгию. И их любовь по-прежнему не иссякает, они почитают с особой радостью память святого великомученика. Для них это государственный праздник, память государственного небесного покровителя.

Дело в том, что у нас в церковном календаре есть целая чреда празднований памяти святого. Тогда вспоминают о разных событиях. Буду говорить о праздниках по новому стилю, чтобы не путать наших телезрителей.

Первая дата – это 16 ноября, мы праздновали обновление храма в Лидде. Что это значит? Лидда (или Лод, как сейчас называется город, расположен недалеко от известного всем аэропорта в Израиле) – это место рождения Георгия Победоносца. Он там родился, получил достаточно крупное наследство от своих родителей. И уже оттуда идет его путь к высокому чину и воинскому званию, которое он занимал.

Именно в этом городе, где родился святой, и была построена церковь, под алтарем которой хранились его мощи. Естественно, что спустя века церковь не могла оставаться нетронутой. Были и войны, и захваты земли иноверцами, поэтому к определенному времени от храма Георгия Победоносца остались одни развалины, по своему виду совершенно не напоминающие храм.

В 1871 году патриарх Кирилл II обратился к Русской Церкви, к императору с просьбой помочь в восстановлении этой важной святыни. Русская Церковь, русское государство направили средства, и 3 ноября по старому стилю (16 ноября по новому стилю) 1872 года состоялось торжественное освящение этого храма. Этот храм стоит и поныне, он принадлежит Иерусалимской Православной Церкви, там по-прежнему хранятся мощи великомученика Георгия. И сама атмосфера всячески напоминает о тех древних временах, когда родился и жил наш святой великомученик, покровитель земледельцев и воинов.

Казалось бы, очень много храмов разрушается, потом восстанавливается. Почему это надо праздновать как отдельное событие? Но для нас было важно, что мы приняли участие именно в возобновлении храма на историческом месте рождения святого великомученика, на его святых мощах. Поэтому в Русской Церкви появился новый значимый праздник.

23 ноября по новому стилю отсутствует празднование в русском православном календаре; либо оно написано, но с пометкой, что отмечается в Грузинской Церкви. Это день колесования великомученика Георгия. Странная память, отмечают люди, особенно когда смотрят на икону на аналое и говорят: «Мы не понимаем, чему вы радуетесь. Мучают вашего святого, а вы радуетесь». Мы, православные, вообще странно поступаем. Мы радуемся смерти. Человека убивают, замучив до смерти, а мы стоим счастливые и говорим: «Величаем, величаем тя…».

В праздновании колесования святого Георгия нет светского оттенка: мол, пожалейте его, наденьте черные платочки и поплачьте. Кто-то же придумал такое страшное, издевательское, мучительное наказание. Восемь дней мучили святого Георгия, изо дня в день выдумывая мучения все изощреннее. Надо же было придумать такое демонстративное зрелищное мероприятие: сделать огромное колесо, на которое привязать великомученика, а внизу вставить в доски ножи, гвозди, разные зацепы и раскручивать колесо в разные стороны. Это ужасно больно. Это безумно, бесчеловечно. И это абсолютно некрасивое зрелище, но оно выставлялось на посмешище.

У грузин этот день остается очень значимым, он называется Гиоргоба, это национальный выходной. Эту память установила родственница великомученика Георгия – святая равноапостольная Нина Грузинская. Например, на нашем приходе, так как основная память Георгия Победоносца приходится на майские праздники, когда люди сразу после Пасхи уезжают на свои дачи и не успевают воздать должную хвалу небесному покровителю, мы возвращаемся к этому в ноябре. Тогда уже все покрыл снег, явно не до земных забот и хлопот, и есть возможность почтить память святого великомученика.

Так совпало, что 23 ноября 2019 года к нам приезжал владыка, чтобы освятить купол на будущем храме. И мы стали праздновать этот день как второй престольный праздник, хотя, казалось бы, только в Грузии эта память особо распространена. Это не типично для наших русских храмов. Всем будем рады, если кто-то имеет возможность поучаствовать в  нашем праздновании с 22 на 23 ноября.

И последний день в этом году, когда мы особо ощутим память Георгия Победоносца, – это 9 декабря. Помимо того что это день воинской славы России, это еще и память освящения храма Георгия Победоносца в Киеве. Когда сын равноапостольного князя Владимира Ярослав принял крещение в честь святого великомученика Георгия, он посчитал важным воздвигнуть церковь в честь своего небесного покровителя. И недалеко от Софийской церкви в благодарность своему небесному покровителю он воздвиг удивительно красивую Георгиевскую церковь.

Люди это надолго запомнили, эта декабрьская память осталась в народе как Юрьев день. С XI по XVII век крестьяне имели возможность ухода от своего барина за неделю до и за неделю после праздника. Примерно к этому времени заканчивался сбор урожая, и можно было сделать какие-то расчеты. Очень часто, конечно, крестьян обманывали при этих расчетах. Юрий – более новая форма имени Георгий, обычно называли сокращенно – Егорий, и отсюда пошло такое слово «объегорить», то есть надуть, обмануть. Потому что очень часто крестьян объегоривали, совершали махинации с выплатами.

Мы знаем и еще одну поговорку. Крестьяне принимали решение, можно оставаться у этого барина или уйти. Когда им не удавалось это сделать (в частности, в XVII веке эту норму закона отменили), появилось народное эмоциональное выражение: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!»

К слову, по благословению владыки наш приход издает ежеквартальный православный журнал, который так и называется «Юрьев день». Мы распространяем его в нашей церковной лавке, в нашем микрорайоне, по общественным организациям, чтобы люди имели возможность посмотреть, как живет Церковь на примере одного маленького прихода.

У святого Георгия много дней памяти. Это говорит о том, что святой великомученик Георгий важен и ценен для христианина, для православного человека. Может быть, сейчас, в особой ситуации, в которой находится наша страна, когда наши мужчины на передовой, все эти три праздника стоит посвятить тому, чтобы особыми молитвами обратиться к святому великомученику о его заступничестве перед Господом, предстательстве за наших воинов, простых людей и за нашу богохранимую страну.

– И еще об одних святых хотелось бы поговорить сегодня, чью память мы тоже совершаем на этой неделе, – о бессребрениках Косме и Дамиане. Как они послужили и угодили Богу?

– Когда мы вспоминаем о покровителях воинов, у нас сразу в голове возникают имена: Георгий Победоносец, Димитрий Солунский. Когда речь идет о святых целителях, может быть, современный человек, помимо целителя Пантелеимона, вспомнит святителя Луку (Войно-Ясенецкого), который, кстати, бывал в Новосибирске. А вот те люди, которые еще не знали святителя Луку и жили до него, точно знали, что есть такие святые, которые упоминаются у нас очень часто в богослужебных текстах, – Косма и Дамиан.

Эти два не совсем привычных имени говорят об удивительной истории двух очень талантливых людей. Они были братьями, жили в Риме и получили от своих родителей классическое качественное образование, но вместе с этим были воспитаны в вере, благочестии и чистоте. Свое целомудрие, какие-то принципиальные положения касательно веры они сохранили до самого конца жизни и удивляли всех своей прямотой, простотой, правдолюбием, честностью, непримиримостью к иному воззрению на веру.

Получив замечательнейшее врачебное образование, они начали свою практику. Но при этом Господь, видя их подлинную горячую веру и желание не просто зарабатывать, а помогать людям (они искали возможности помочь любому страждущему), наградил их еще и свойством чудотворения. И там, где была бессильна медицина, особенно того времени, они исцеляли любого человека, кто приходил к ним. Естественно, сами они каждый раз подчеркивали, что никакой их личной заслуги в этом нет, и просили исцеленных благодарить прежде всего Бога, а не их.

Но слава о них разошлась по всему Риму и даже дальше. А так как время было непростое, христиан гнали, то, конечно, никому бы не понравилось, что совсем рядом ходят и занимаются пропагандой христиане, которые еще умудряются мешать всем своей активной позицией. Они же добро приносят. Одно дело, если бы они приносили вред, их можно было бы легко казнить. А тут встанет толпа и скажет, что они делают доброе дело. Они волонтеры, как бы мы их сейчас назвали. Если мы говорим «бессребреники», мы подразумеваем, что они не берут мзды. А мы помним еще по истории целителя Пантелеимона, что это вызывает у конкурентов страх, потому что их лишают дохода. К кому пойдет человек: к тому, кто не возьмет с него денег, или к тому, кто запросит втридорога? Ведь медицина была достаточно сложной наукой, немногие ею владели. Не было абсолютно никакой конкуренции, и врачи запрашивали столько, сколько хотели. Хочешь жить – заплатишь. И люди часто вынуждены были закладывать свои дома, влезать в долги.

Поэтому святые бессребреники очень раздражали и власть имущих, и своих коллег по медицине. Так или иначе, их представили императору. Естественно, он был возмущен положением дел и приказал их немедленно наказать и чуть ли не казнить. Но здесь случилось очередное чудо, очень удивительное. Мы привыкли, что обычно мучеников умучивают по воле императора. А здесь сам император внезапно был поражен болезнью, настолько страшной и тяжелой, настолько мгновенно, что все, кто находился рядом, прекрасно поняли, что это Божественный перст.

Все вокруг стали умолять святых Косму и Дамиана немедленно исцелить их правителя. И сам император упал на колени, просил их исцелить его немедленно и обещал поверить во Христа, креститься и вести нормальную благочестивую жизнь. Они исцелили его и были не просто отпущены, но со всяческими почестями, что очень нетипично для того времени.

К сожалению, есть такой грех, который начинается от самого сатаны, – это грех зависти. Как бы плачевно это ни звучало, зависть особо покорила их наставника, у которого они учились медицине, кто раскрывал им секреты, наставлял их. Именно его взяла поразительная досада: как так можно – нарушать государственный порядок, верить в какого-то распятого Иисуса, быть талантливее своего учителя, раздавать этот дар налево и направо, не беря денег? Это страшное раздражение и обида выросли в жестокую зависть. Придя к ним в гости, он пригласил их помочь якобы собрать в горах редкие лекарственные средства, а там их просто убил.

Вот такая необычная была у них смерть. Но память этих святых римских мучеников настолько распространена, даже у русского народа, что их прозвали святыми бессребрениками. Их помнят до сих пор и обращаются к ним поныне не только в словах проскомидии перед Божественной литургией, не только тогда, когда совершается таинство Соборования, но и тогда, когда в целом имеем какую-то нужду, какую-то «язю», как написано в церковнославянском тексте, то есть любую болезнь, с которой не можем справиться. Мы обращаемся к святым врачам в надежде, что они, по воле Божией, помогут нам, умолят Милостивого Господа и Владыку убрать проблему, связанную с нашим телесным состоянием, уврачевать не только наши немощные телеса, но и наши души.

– Память святителя Тихона и отцов Поместного Собора 1917–1918 годов мы отмечаем в эти дни. Празднование памяти этих святых новомучеников и исповедников – это, прежде всего, прославление надежды, которой они жили и которую через свой подвиг заповедовали нам.

– Мы говорили в прошлой передаче о древних мучениках и четкой связи с тем, что происходило совсем недавно. Еще недавно с нами по земле ходили люди, которые, может быть, совсем детьми были свидетелями этих событий. То есть это фактически наши современники.

Почему мы особо почитаем память патриарха Тихона? Дело в том, что революция подняла множество непростых вопросов. В том числе был большой запрос от людей, особенно когда была потеряна монархия и единоначалие у власти, которое Богом устроено по священной иерархии. И люди очень ждали, что все-таки у Церкви появится патриарх.

Церковь управлялась со времен императора Петра I именно как государственный орган, была одним из министерств. Она управлялась не единолично, патриархов больше не ставили, и вместо Святейшего Патриарха оставался Святейший Синод. То есть такой специальный рабочий орган, который включал в себя маститых священнослужителей высокого ранга, отвечающих за все происходящее. И там же обязательно было «государево око» – так назывался специальный человек, обер-прокурор, который представлял в Синоде интересы царя. Это был мирянин, не священнослужитель, и он отвечал за государственные интересы (Церковь подчинялась императору как помазаннику Божию).

Такое состояние длилось очень долго. Казалось бы, люди должны были вместе с остальными кричать: «Вся власть советам (а Синод – это совет)». Но в народе очень четко сформировалось ожидание возвращения именно патриаршества. Был проведен Поместный Собор 1917–1918 годов, о котором мы сейчас будем говорить. Что такое Поместный Собор в наше время? Он решает главнейшие вопросы жизни и управления Православной Церкви. На Поместный Собор собираются делегаты от каждой епархии:  это представители архиерейства, монашества, священства и мирян. Делегаты избираются от каждой духовной школы. То есть это представление всей Церкви, это общий и единый голос, где люди решают, как будет правильно жить Церковь.

Представьте себе, насколько тяжело всех этих людей собрать, накормить, организовать, сколько нужно пространства для того, чтобы всех рассадить. Поэтому понятно, что это нерегулярно действующий орган, он собирается в исключительных случаях. Последний Собор был тогда, когда избирали на трон Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, нынешнего Патриарха Кирилла. Это было решение нашего Поместного Собора Русской Православной Церкви.

Собор 1917–1918 годов был не краткий, длился на протяжении определенного времени. Это была серьезная, продуктивная, реальная работа. Было множество комиссий, которые решали те или иные вопросы, административные, богословские, богослужебные задачи Церкви. Там принимали участие в обсуждениях миряне, женщины. Это был голос всей Церкви. И до сих пор сейчас издаются в книгах решения этого Поместного Собора, которые, к сожалению, по большей части не были исполнены из-за того, что богоборческая власть вступила в силу и не давала возможности Церкви развернуться.

А тогда у людей еще была надежда. Крах монархии – это ужасно печально, но, может быть, это новый виток, который послужит благополучию Церкви. И главное решение, которое люди успели реализовать в то время, – это возвращение патриаршества. Патриархом был избран Тихон, очень известный в то время человек. К сожалению, наша передача даже в двух своих выпусках не позволит подробно рассказать о личности этого человека и почему он стал святым.

Во-первых, столько ожиданий было у людей, столько надежды, веры, что понятно: случайного человека Бог на это место поставить не мог. Так долго все ждали своего патриарха, и это действительно был особый человек. Его особенность выражалась в том, что он умудрялся каким-то образом отстаивать до последнего интересы Церкви.

Это представлялось фантастическим, потому что тогда, когда закрывались храмы, он прилюдно совершал богослужения; когда заставляли людей замкнуться внутри своих приходов и не выходить, он возглавлял крестные ходы. Тогда, когда было принято молча кивать головой, соглашаться с тем, что творилось вокруг, – он возвышал церковный и свой патриарший голос против беззакония. Он выступал за покаяние в том, что семью последнего императора Николая II расстреляли, выступал за то, чтобы не разделять принципов богоборческой власти, признавая за ними власть по воле Бога, но в то же время не отрекаясь от Христа.

Конечно, такая прямолинейность не была радостна для властей. На Святейшего Патриарха неоднократно были совершены покушения. После его смерти было видно, что люди уже при жизни почитали его во многом за святого. Потому что огромные толпы людей шли прощаться с ним, и очень быстро встал вопрос о его канонизации. Он как бы возглавляет сонм святых отцов Поместного Собора, огромное количество новомучеников, людей, которые прославили имя Христово каждый в своем деле. Это были священнослужители (от самых младших иподиаконов и диаконов до маститых архиереев), богословы, ученые своего времени, руководители образовательных учреждений. Это были государственные чиновники, простые миряне, которые свои труды и всю свою жизнь посвящали Церкви.

Нам еще только предстоит осмыслить все те решения, которые принимала Церковь в 1917–1918 годах. Что-то из этого уже не вернешь в современную жизнь, что-то уже можно взять на вооружение. И мы видим, что какие-то решения того времени продолжают реализовываться сейчас, когда это стало возможным. Но в любом случае я рекомендую всем интересующимся ознакомиться, почитать подробнее про решения этого Собора, когда единогласно Церковь решала свое будущее. Она, конечно, не знала, что ее ждет впереди, но отвечала на актуальные вызовы современности. Может быть, и нам стоит это сделать (начиная, прежде всего, с самих себя).

То, о чем говорили святые того времени, во многом касалось именно того, как тщательнее и лучше донести до людей учение Христово. Там говорилось и о каких-то богослужебных изменениях, и о какой-то административной перестройке. То есть задача отцов, братьев и сестер этого Поместного Собора была в том, чтобы сделать Бога, Его Божественное Откровение, Его Священное Писание, Святую Церковь ближе к человеку. Хотя, казалось бы, куда ближе, если это была государственная религия и любой человек начинал свою жизнь при Церкви: родился – значит, был крещен; женился – значит, венчался; умирал – значит, был погребен по обычаям Церкви. Читать учились по Псалтири. Но, выходит, внешняя часть не доходила до сердца. И Поместный Собор хотел решить эту проблему, сделать более эффективной не только законодательную часть, но и дело миссии и катехизации.

Будем надеяться, что Господь пошлет мудрость нашему священноначалию, чтобы различные органы, которые действуют сейчас, были восстановлены подобно тому времени. Например, Высший церковный совет, который сейчас участвуют в деле управления Церковью, Межсоборное присутствие еще принесут немало пользы. И вместе с чадами Церкви Христовой в Русской Православной Церкви помогут устроить все таким благообразным образом, как когда-то мечталось святым отцам, братьям и сестрам того Поместного Собора, тех непростых годов XX века.

– Мы постараемся следовать решениям того давнего и такого, в общем-то, близкого Собора.

Ведущая Инесса Титова

Записала Елена Кузоро

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 04 мая: 09:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать