Родное слово. Священник Александр Сахненко отвечает на вопросы

15 декабря 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
(В расшифровке сохранены некоторые особенности устной речи)

– Подмечено, что в декабре время бежит чуточку быстрее. Кто-то в хлопотах перед новогодними праздниками бегает по магазинам, кто-то готовит подарки, кто-то готовится к каникулам, к поездкам – много суеты. Как сохранить настроение Рождественского поста и каким оно должно быть?

– Вы абсолютно верно подметили, что суета – это такая черта нашего земного мира, от которой очень тяжело убежать. Тем более в конце года, когда завершаются какие-то процессы, отчеты, когда студенты заканчивают семестр, школьники – половину учебного года. Конечно, земному человеку очень тяжело в этой суете пребывать и остаться верным самому себе. Как цветок во время сильного ветра должен всеми своими корнями удержаться в земле ради своей жизни.

Поэтому нет ничего удивительного, что многие творения святых отцов (например, Игнатия Брянчанинова или «Лествица» Иоанна Лествичника) прежде всего рекомендуют монахам – тем, кто пришел спасать свою душу, готов пребывать в совершенно иных условиях – отойти от суеты. Казалось бы, зачем мирскому человеку читать монашескую литературу, которую априори невозможно приложить к практике. Но на самом деле человеку, желающему сохранить себя, каким-то образом придется отрешаться от этой суеты. Потому что иначе она просто закружит человека. В погоне за бытовыми вещами очень легко пропустить важное.

Мы это видим даже в обычные месяцы церковной жизни. Очень мало людей  в храме в субботу вечером. Потому что выходных всего два, нужно многое успеть. Если в воскресенье нужно прийти в храм, то в субботу нужно дома все помыть, погладить, приготовить. Вот яркий пример, когда человека не гнетет какая-то определенная дата. Он просто сам себе разрешает не приходить в церковь в двунадесятый праздник в будний день, потому что придется отпрашиваться на работе, надо будет писать какие-то объяснительные, справки предоставлять или обманывать. Одно за другим тянется, и выясняется, что человеку даже не нужен какой-то особый повод для суеты, суета и так давно и прочно, как путами, связывает его по рукам и ногам.

У обычного среднестатистического человека очень много жизненных проблем. Это и место в жизни, глобальные и философские трудности, которые испытывает как молодой человек, так и пожилой, как зрелый, так и начинающий свою карьеру, переживания относительно рабочих моментов (недописанный отчет, несданный проект, не до конца утвержденная программа), вопросы личного характера, здоровья, на которое все время не хватает денег и времени, приобретения обновок, общение с семьей, со своими родителями, с женой или мужем, с детьми. И человек должен находить на все время, быть для всех внимательным. Естественно, у него не хватает на это сил, возможностей.

Наш Святейший Патриарх Кирилл не раз подчеркивал парадокс церковной жизни: чем больше мы отдаем Богу, тем больше получаем. Недавно у него был юбилей, 75-летие, и его спрашивали в интервью: «Как у Вас хватает времени на все: на чтение документов килограммами,  визиты в другие страны,  рабочие поездки по Москве?» Он говорит: «Я молюсь; прежде всего молюсь, совершая Божественную литургию». Мы это видим и по нашему Высокопреосвященнейшему митрополиту Никодиму, который никогда не уклоняется от совершения праздничных, текущих воскресных Божественных литургий, всенощных бдений.

Для любого христианина богослужение должно быть моментом не только отдачи, что он посвящает Богу свое время, но и моментом получения. Если человек воспринимает службу только как повинность, что нужно выстоять три часа на ногах и потом уйти домой, конечно, он не получит желаемого результата. Но если он воспринимает богослужение как награду, как новый прилив сил и энергии, то у него есть все возможности действительно сломать этот стереотип и поменять свое собственное восприятие времени.

Да, не успеваешь, не получается – обратись к Богу, отойди от этой суеты, посвяти в своей жизни время Богу. Встань, подожди, припоздай, задержись, выдели пусть не полчаса, не пятнадцать минут, а хотя бы пять минут на молитву перед иконами. Не можешь перед иконами, знаешь, что опоздаешь, в машине помолись сам или включи аудиозапись; или в общественном транспорте через наушники  послушай, или прочитай молитвослов. И если человек научится отрывать от себя это драгоценное время для Бога, будет обращаться к Нему за просьбой, советом, помощью, тогда есть все шансы, что у человека жизнь действительно начнет меняться. И эта суета не закружит его на веки вечные, а позволит философски посмотреть на какие-то вещи, которые происходят сейчас.

– Недавно услышала от одного священника, что если человек тратит на постную пищу больше, чем на скоромную, то он не постится. Имеет ли это утверждение основание?

– Когда мы говорим о посте, мы берем Типикон и читаем, что там написано. И немного, наверное, завидуем тем людям, которые жили в то время в монастырях. На Лазареву субботу, например, каждому из братии положено по три онгии рыбной икры. Онгия – это такой измерительный сосуд, в котором было примерно тридцать три грамма. То есть несложно посчитать, что каждому брату монаху после еды доставалось сто граммов икры.

Или сказано, что в постные дни монахи могут обходиться финиками, которые достаточно питательны, сладкие (человек не страдает при этом от отсутствия сахара или калорий). Но если мы зайдем в 2021 году в ближайший магазин у дома или даже поедем в большой супермаркет и попробуем купить там финики, кокосовое молоко, морепродукты, которые очень питательны, мы увидим, что сумма чека станет в несколько раз больше, чем до этого мы ходили в магазин и покупали курицу, молоко и хлеб.

То, о чем Вы говорите, безусловно, коррелирует с тем, как толковал и трактовал пост великий святитель Церкви Христовой епископ Константинопольский Иоанн, который был прозван Златоустом. Мы совсем недавно праздновали его память. Конечно, было бы замечательно периодически перечитывать его великие творения, которые не только очень подробны, обстоятельны и интересны, хотя и сложны для современного человека, но еще и рассказывают о значении и смысле поста.

Пост для человека того времени – это прежде всего возможность отказаться от выбора более дорогого, вкусного, престижного продукта или вещи и разницу в цене отложить. Таким образом, человек, зная все свои желания, может в конце поста иметь приличную сумму, которую может и должен отдать неимущему – тому, кто не может позволить себе ни курицу на Рождество Христово, ни новую красивую одежду для храма.

Конечно, в то время жизнь была одна, а сейчас совершенно другая. Во-первых, где найдешь этого нищего, чтобы быть точно уверенным, что человек действительно нуждается, а не профессионально этим зарабатывает вместе с какими-то криминальными авторитетами, что это не образ его жизни, когда он не хочет выйти на работу, а просто занимается попрошайничеством... Сейчас еще не каждый у тебя что-то примет: люди, может, и имеют проблемы с финансами, но имеют и чувство собственного достоинства. Христианин с этим очень часто сталкивается. Желая помочь, начинает переводить бабушку не на ту сторону дороги. Или знает, что семья небогато живет, приносит им продукты, одежду, а они говорят: «Мы не бедные, нам не надо». Смесь нужды и гордыни делает человека таким.

Но все-таки нельзя не согласиться со Златоустом, что действительно в пост должна быть определенная экономия. Очень странно постом тратить больше своих ресурсов на земные вещи: развлечения, еду, одежду. И когда сравниваешь цены, то возникает эта мысль: правильно ли? Не проще ли по-другому посмотреть на пост? Но если действительно копаться в этой теме, здесь главное не разрешить себе слезать с поста. То есть иногда человек таким образом пытается сам себя посадить на свою же иголочку: «Очень дорого, я лучше буду поститься по-настоящему и тратить меньше: покупать курицу и молоко. Вроде как не постное ем, но я же пощусь по-иному». Это лукавство.

Конечно, выбор пищи сейчас гораздо шире, чем это представляет обыватель. Это и многочисленные овощи, и макаронные изделия, которые, может быть, влияют на фигуру, но просто нужно стараться не есть их каждый день. Можно наварить макароны на всю неделю и есть их, в зависимости от строгости устава, с маслом или нет. Но это никак не будет связано со здоровым образом жизни. Хотя христиане стараются следить за своим здоровьем. Потому что это тот драгоценный дар, который дал нам наш Господь. И мы не можем разбрасываться им.

Пост для нас не является диетой. Многие люди говорят: «Попощусь и заодно похудею». Ничего не получится. Если ты постишься, то тебе надо будет ходить и на богослужения, читать Священное Писание, делать добрые дела. И возможно, график питания будет нарушенным. Но христиане и не обращают все внимание на телесную сторону поста, ведь их интересует прежде всего духовная работа над собой. А она просто невозможна, если человек не работает над собой физически. То есть если человек лежит сытый и довольный, ничего не делает и рассуждает о духовном, у него совершенно иная ситуация, чем у человека, который сначала смирил себя физически. Когда он потрудился ради ближнего: сходил к соседке – сделал ей генеральную уборку; пошел к старенькой маме – помыл за нее посуду, выкинул мусор. Конечно, в утомленном состоянии человек больше понимает и чувствует себя настоящего.

Это очень полезно для гордыни, о которой мы сегодня уже говорили. Ведь перед постом человеку кажется, что он владелец всей вселенной, царь мира, хозяин всего живого. А на деле выясняется, что человек даже не хозяин своему желудку. Например, стыдливо озираясь, он бежит за хот-догом или шашлыком в первую же неделю поста, потому что хочется мяса, или сладенького, или семечек. У каждого пристрастие выдает привязанность к чему-то в бытовой жизни. И поэтому, начиная с физического, чего себя можно лишить, человек начинает длительный период очень плодотворной работы над собой.

Ведь пост не может завершиться просто тем, что наконец-то можно есть колбасу и мясо. Пост означает, что человек должен измениться в лучшую сторону хотя бы на чуть-чуть. И этот трезвый самоанализ очень важен. Сейчас очень распространены различные методики анализа. Кто-то ведет дневник поста, записывает, сколько он прочитал из Священного Писания, думал ли сегодня о высоком, чем и кому помог. Сегодня довлела над ним борьба со страстями или, наоборот, его земной, ветхий человек поборол духовного и он раз или два упал в мерзость. Но он хочет бороться с этим и пойдет на исповедь. Кто-то это делает и без всяких дневниковых записей, но просто что-то анализируя вечерами, ставя себе какие-то задачи, планки.

К сожалению, многие бегут в начале поста: батюшка, у меня вот то-то, можно я буду пить молоко? можно я не буду держать пост с мясом? Очень важно, чтобы человек сам для себя был здесь судьей. Очень легко взять благословение у священника, особенно чужого, который тебя не знает и видит первый раз, – и ты счастливый. Все постятся, а ты нет; и считаешь, что все хорошо.

Нет, пост – это время сугубой работы над собой, изменение себя. Но не только тогда, когда Церковь тебе рекомендовала не вкушать мясное, молочное, рыбное. Нужна постоянная борьба с самим собой. Когда Господь говорил отсечь руку, если она мешает войти в Царство Небесное, вырвать глаз, Он имел в виду сделать это не физически. Наши страстные привязанности настолько нам близки, что составляют уже нашу человеческую личность, наше эго. И чтобы от них избавиться, фактически приходится самооскоплять себя с такой же болью, с таким же нежеланием, с такой же силой воли. Пост именно для того и нужен, чтобы человек разобрался, что именно тяготит его в жизни, что требует в нем исправления.

– На этой неделе мы отметили несколько памятных событий, 6 декабря – день памяти святого благоверного князя Александра Невского. В этом году очень широко отмечались торжества по случаю 800-летия со дня его рождения. Почему через столько веков мы храним память о нем? За какие добродетели он был причислен к лику святых?

– Завершились общие церковно-государственные празднования 800-летия со дня рождения великого князя Александра Невского. Открыли памятники, совершились богослужения в Санкт-Петербурге, в Александро-Невской лавре, где покоятся мощи святого благоверного князя. В масштабах Церкви это было значимым событием, проходили и крестные ходы, и различные мероприятия: конкурсы, выставки. Эта тема очень важна, когда мы особо уделяем время юбилейному событию человека, который может нас чему-то научить.

Чему может научить святой благоверный князь Александр Невский? Он был прежде всего руководителем. Он был отвечающим за свой народ перед лицом очень непростых трудностей. И будучи великим князем, он показал, как можно совместить власть и любовь. И это прежде всего большой урок для всех начальников; начиная от самых больших, заканчивая самыми маленькими. Урок, как, будучи руководителем, не потерять человеческое лицо, не стать зверем, не стать бюрократичным человеком, равнодушным, нигилистом в душе. Урок, как при этом оставаться живым, настоящим, помогать другим, не прекращать быть христианином, оставаться большим авторитетом не только для своих подчиненных, но и для многих других людей.

Показал святой благоверный князь и необходимость быть в форме не только интеллектуальной, но и физической. У него с детства был интерес к ратному бою, к владению мечом. Это тоже очень важно, потому что мы сейчас знаем, как актуальна тема крепкой и сильной армии для любой страны. Мы знаем, что это для нас очень важно. Из года в год все больше уходит память о предках, которые побеждали, отдавая свои души за великое будущее. Мы видим в этом очень значимый и весомый образец.

Не можем не разглядеть и великий талант дипломата Александра Невского, который, совершал, может быть, не совсем логичные на первый взгляд поступки, но определившие ход развития будущего Российского государства на годы и долгие века. Кланялся монголо-татарскому игу, но отказывал жестко и категорично христианам, легатам папы Римского, шведам, которые выступали от его имени и нападали на нашу страну, как бы в заботе о ней.

Можно провести определенные параллели с нашей нынешней дипломатией, которая пытается отбиться от множества недругов в текущем году. И это пример и всем православным христианам тоже: умение правильно обозначить свою позицию, где-то смириться, а где-то сказать четкое «нет»; это умение, которое пригодится любому человеку, независимо от его должности и сферы занятий.

При этом благоверный князь оставался любимым мужем, любящим отцом. И это все действительно показывает, почему и из-за чего порядочное количество лет назад благоверный князь стал именем России. Многочисленный народ имел разные точки зрения, но большинство избрало именем России святого князя Александра Невского, который олицетворяет в себе фактически все: и простой народ, и власть, и веру, и крепость, и христианский подход к людям, и мужественную стойкость, русский дух, характер.

Вспоминая Александра Невского в последние дни уходящего года, мы надеемся, что по его святым молитвам наше государство будет дальше следовать заветам, которым следовал и сам благоверный князь, основываясь на нравственных традициях Руси. Традициях, которые естественно пришли на нашу землю вместе с православием. Будем верить, что наша страна тоже будет просвещаться, будут рождаться поколение за поколением новые люди, которые будут видеть в нем пример для своей жизни. Может быть, что-то уже будет непонятно, какие-то моменты уйдут, но образ такой яркой и неординарной личности останется на века. Чему свидетельство огромное количество памятников архитектуры, храмов, названных в честь великого благоверного князя Александра Невского, и его святые мощи, хранящиеся в лавре, названной в его честь, во второй культурной столице нашей страны.

– На этой неделе мы вспоминали святую великомученицу Екатерину. Ее считают покровительницей семьи и брака.

– Совершенно верно, но я бы уделил больше внимания не браку, а тому, как изображается святая великомученица Екатерина: в царских одеждах, короне, опираясь на колесо, которым ее мучили, и с книгами в руках. Это тоже посыл. Если мы не знаем про Александра Невского, сколько он прочитал книг и какой ученой степенью обладал (хотя прекрасно понимаем, что он был качественно образован), то здесь нам дается очередной намек.

Церковь празднует память святой великомученицы Екатерины в первой половине Рождественского поста. Кто такая Екатерина? Она была александрийской девушкой, рожденной у царя, т.е. царского рода, царевной, как принято говорить. С самого детства она была по-царски образована, знала не просто какие-то основы, но в совершенстве владела философией, риторикой, многими языками, арифметикой – была звездой своего времени: мало того что была царского рода, богатой, так еще неимоверно интеллектуально образованной и, что самое значимое для женщины, очень красивой. Это средоточие всех качеств в одном человеке и прославление Церковью не могут не говорить о том, что православные какие-то не такие. Кто такой человек религиозный в сознании светского человека? Тот, у кого в жизни что-то не получилось (не окончил школу, бросил институт, бросила жена) и он ударился в религию. Но нет. В те древние времена она получила образование вместе с языческими традициями и тенденциями. Учитель Церкви Тертуллиан говорил, что каждая душа по природе своей христианка, т.е. душа не может не откликнуться на истину. Ее мать (женщина пытливого ума) к христианам не была равнодушна, нашла покровителя, наставника, который вдохновил ее дочь на крещение.

В житии описан интересный момент: старец дарит ей икону Богородицы с Младенцем – хороший подарок. Внезапно она видит, что на иконе Богомладенец отворачивается и говорит, что не хочет смотреть на такую худую, некрасивую, глупую, бедную (что полностью не соответствует характеристикам Екатерины) девушку. Выясняется, что Богомладенец на иконе говорит так о любом человеке, кто не принял таинство Крещения. Определенным пытливым умом, потугой души Екатерина сама принимает всей глубиной души христианство, крестится и внимательно изучает христианскую науку.

Тут выходит указ императора о том, что необходимо совершенно в другом направлении развиваться: потакать язычеству, развивать это. Екатерина, будучи царской дочерью, спокойно высказывает свою точку зрения, на что император не нашел, что ответить, и вынужден был созвать пятьдесят мудрецов, которые состязались с юной девушкой, сумевшей так всем им ответить, что никто из них не нашелся ничего ей возразить. Император требовал продолжать находить аргументы, все сказали: «Ничего не можем сказать против истины». За это они пострадали – были сожжены все, кто не смог одолеть будущую великомученицу Екатерину в споре.

Вот такие необычные чудеса, их в житии великомученицы Екатерины огромное количество. Когда читаешь, становится удивительно: по преданию, и Господь Сам являлся, и Божия Матерь, и Архангел Михаил. Почему в народном сознании, в житии осталось так много упоминаний? Потому, что мы видим, что человек избрал свой путь. Для нее, такой образованной, красивой, старались найти мужа, предлагали самые разные варианты, но она каждый раз отказывалась (можно сказать, по гордыне), так и говорила: «Пусть найдется тот, кто будет богаче, знатнее, умнее меня, тогда выйду». Но ничего сверхъестественного она не просила, ведь неравный брак доставляет множество несчастий. Любой брак, который по расчету, от безысходности, обречен на провал. Может быть, именно поэтому такой парадокс: будучи не замужем, она является покровительницей брака.

Сам император, видя, что она никак не меняет свое мнение и продолжает упорствовать, определил ее на великие муки (святую резали на колесе, крутили его, на нем были острия ножей и гвоздей). Уже после мучений, поняв, что невозможно Екатерину победить жестокостью, пытался сразить ее лаской, предлагал стать его наложницей или даже законной женой. Насколько она должна быть прекрасной, что после мучений, в синяках и крови, вызывает такие эмоции у императора… Естественно, она наотрез отказалась от подобного и была умерщвлена мечом (отсечена голова), из раны которой истекло молоко, а не кровь.

Святая великомученица Екатерина стала одной из самых известных христианских святых. В дни, когда мы празднуем ее память, можем постараться быть похожими на нее: не презирать науки человеческие, а стремиться к познанию Бога и Его совершенства, не стесняться высказывать свою позицию, если она правдива, бороться и отстаивать правду и истину ценой всей своей жизни. Примером святой великомученицы Екатерины и многих дивных мучеников и исповедников Святая Церковь показывает нам образец для нашего жития, по которому мы можем пытаться по мере своих сил и возможностей хоть немножко отражать их Божественное совершенство, которое Господь явил нам в их житии.

Ведущая Инесса Титова

Записали Елена Кузоро и  Людмила Кедысь

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 11 мая: 09:05
  • Среда, 15 мая: 05:30
  • Суббота, 18 мая: 09:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать