Родное слово. Священник Александр Сахненко отвечает на вопросы

5 октября 2022 г.

– На этой неделе тысячи верующих пришли в храмы, чтобы поклониться главной христианской святыне – Кресту. В эти дни он вынесен на середину храма. Откуда пошла эта традиция, с каких времен?

– Действительно, начало этой седмицы было освящено великим двунадесятым Господским праздником Воздвижения Креста Господня. Это событие произошло достаточно давно, но оно очень значимо.

По церковному Преданию, благочестивая императрица Елена, обладая властью и финансовой возможностью, озаботилась тем, чтобы почтить святыню на Святой Земле. К тому времени и сам Крест, и Лобное место давным-давно уже были забыты, так как евреи не приняли Христа, в тот страшный момент они кричали: «Распни, распни Его! Кровь Его на нас и на детях наших!» Поэтому императрица предприняла такое серьезное путешествие, я бы даже сказал, археологическую миссию с тем, чтобы найти это место, что тоже было очень непростым делом.

Затем, когда уже была раскопана пещера с Крестом, было найдено сразу три креста, и табличка, которая была на Кресте Иисуса Христа, лежала вдалеке. Удивительно, что уже тогда начались чудеса. По рассказам о празднике, есть две версии: либо это была болящая женщина, которая исцелилась, либо мимо шествовала похоронная процессия, и патриарх предложил приложить покойника к Кресту. Недаром мы называем Крест животворящим. Даже после стольких лет пребывания в земле, не имея какой-то магической силы, лишь по милости Божией, из-за того, что к нему прикасалось пречистое тело Христа и на нем совершено искупление рода человеческого, Крест обладал такой удивительной силой, которую мы и называем животворящей. Он действительно животворит.

Почему праздник называется Воздвижение Креста? Потому, что Крест был поднят высоко. Было огромное скопление людей, и чтобы каждый увидел Крест Христов и мог ему поклониться, его воздвигли, высоко подняли. В кафедральных архиерейских соборах и крупных храмах (или в приходских храмах, по благословению местного архиерея) за богослужением совершается чин Воздвижения Креста. Архиерей или старший священник максимально высоко воздевает крест, чтобы его видели все верующие. Помогающие ему священники возливают розовую воду на крест, который обычно деревянный.

Сама практика выноса креста издавна сохранилась, потому что как только люди обрели Честной Животворящий Крест, они стали заботиться о том, чтобы воздавать ему должное поклонение. Конечно, очень быстро от него ничего не осталось. Из-за обильного желания людей приблизиться к святыне он был раздроблен на мелкие частички, каждая из которых покинула Святую Землю. Какие-то люди носили на себе ковчежцы, в которых хранили часть Креста. Со временем это вылилось в то, что мы сейчас носим на себе нательный крест. То, что каждый должен носить на себе свой крест, данный ему в крещении, – это идет с тех времен.

А если говорить о практике вынесения креста, чтобы люди могли ему поклониться, пройти с ним по улицам города, то есть ежегодная традиция в Иерусалиме. В Страстную седмицу, в дни, когда мы готовимся к Святой Пасхе и вспоминаем страшное событие из последних дней жизни Христа, крест проносят по крестному пути Господа до Лобного места. Мы знаем из церковной истории, что во все тяжелые периоды, когда случались эпидемии болезней, наступали враги, были беды в народе, люди износили крест и проносили его по улицам вокруг города.

Наверное, внутри нас осталось какое-то особое чувство благоговения и любви, потому что нет равнодушного человека, который спокойно может смотреть, когда священник или архиерей выносит крест в храм. Очень умилительное и трогательное песнопение: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим», которое поют хором духовенство и народ,  вызывает все эти чувства и делает понятным, почему наши предки прежде всего прибегали к поклонению кресту.

Крест – это основа христианской жизни, главный ее символ. Недаром мы не только носим его на себе, но и видим воздвигнутым во всех городах на въезде и выезде. Есть понятие поклонных крестов, крест нас ждет на кладбище, на могилах наших родных. Мы видим кресты на куполах православных храмов, наперсные кресты (от слова «перси» – «грудь») на груди священников, кресты, выносимые священником на престол для целования. В храмах в реальном размере (или в уменьшенном виде) есть распятия, которым человек имеет возможность поклониться. Мы видим, что облачения священнослужителей тоже содержат в себе кресты разных видов. Крестное знамение, что совершает человек, тоже является образом креста, который человек накладывает на себя.

Любовь ко кресту – это не любовь к орудию, которое, безусловно, было самым страшным, мучительным орудием казни для римлян того времени. Но христиане видят в нем прежде всего выражение любви. На эту страшную казнь Спаситель взошел только потому, что Бог так любит Свое создание, что не пожалел Своего Единородного Сына, чтобы Тот принес Себя в жертву за всех людей, кто жил в Его время, жил до Него, живет сейчас и будет жить дальше. Своей жертвой, безвинной кровью Он омывает грех человека и делает возможным  спасение человека, открывает ему двери рая.

Мы знаем, что после Своего воскресения Спаситель спустился в ад, откуда вывел всех тех, кто пожелал с Ним выйти, а затем открыл врата небесные для тех, кто желает спастись, и у них появилась такая возможность. Если ветхозаветные праведники не имели ее и находились там же, где и все грешники, потому что врата райские были закрыты из-за грехопадения человека, то теперь каждый, кто действительно к этому стремится, может встретиться со своим Спасителем и Господом, со своими святыми покровителями и наставниками, с братьями и сестрами, объединенными в вере и ответившими в свое время на призыв Христа.

Крест – это символ любви. И мы видим, что Христос, прибитый ко Кресту, как будто бы зовет нас к Себе в объятия и говорит: Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас. А мы на призыв Христа говорим: «Господи, подожди, я сейчас дома наведу порядок, схожу на развлечения, картошку выкопаю и обязательно к Тебе приду». И так раз за разом, год за годом мы лишаем себя этой дивной встречи.

Сложно представить себе, если бы вместо Бога говорили так о родителях или о наших любимых. Никто не позволяет себе пропускать свидания. Очень странно, если муж не будет возвращаться вечером домой, находя разные предлоги. Но почему-то с Богом мы себе это можем позволить, хотя Бог – это Личность прежде всяких личностей. И естественно, мы должны не просто верить в Него, но и выделять свое время, жертвовать своими усилиями ради Него, чтобы наша вера была не образом мыслей, а образом жизни.

Крест помогает нам в этом, вдохновляет нас, напоминает о подвиге Спасителя, о Его пламенной любви к нам, о том, что Бог любит нас больше, чем мы можем любить сами себя, что у каждого из нас тоже есть свой крест, который мы должны нести безропотно. Хотя это очень тяжело, и нам хочется и поплакать, и пожаловаться на тяжелую жизнь. Но наша жизнь никогда не была и не будет легкой.

Действительно, мудрый русский народ употреблял понятие о кресте в своих поговорках: «Бог терпел и нам велел». Когда взираешь на мучения Спасителя, на Его смертные муки, волей-неволей хочется перестать говорить о своих бедах и несчастьях, когда у тебя подгорел суп, или ты потерял сто рублей, или кто-то тебя обидел. Это все меркнет в сравнении с тем, что испытал ради нас абсолютно незаслуженно и безвинно Спаситель мира Иисус Христос. И мы, призывая Божию Матерь и святых угодников Божиих в заступники, в ходатаи, молитвенники пред Господом о нас, причащаясь Святых Тела и Крови, приступая к святым таинствам, несем свой крест по сложному, извилистому пути. Опять же из русских поговорок известно, что Бог не по силам креста не дает.

– А что означает нести свой крест?

– Обычно в церковном лексиконе это означает помнить, что в нашей жизни существует понятие воли Божией. Это очень тонкий момент, потому что здесь не должно быть такого понимания, как судьба или рок, которое присутствует у некоторых людей: мол, зачем что-то делать, если уже все предписано и предначертано. Как будто Бог заранее написал на листочке, кем ты будешь, когда вырастешь, сколько у тебя будет детей, сколько будет денег, а от тебя ничего не зависит. Но и не должно быть такого ощущения, что не нужно ничего делать, потому что Бог тебя любит, хранит и бережет: расслабься, плыви по течению, Бог все сделает Сам, на все воля Его.

Другая крайность, когда мы говорим, что человек все делает сам, что все зависит от нас самих, что не надо надеяться на какие-то Божественные дела, надо верить только себе, своему здоровью, деньгам, своим усилиям и власти. Но не надейтеся на князи, на сыны человеческия, говорит нам псалмопевец Давид, и это действительно так. Ты можешь заболеть, умереть, может грянуть дефолт, какие-то связи могут пропасть. Любого человека могут уволить.

И получается, что нужна золотая середина, человек должен понимать, что он сотворен по образу Божию свободным и разумным. Безусловно, нет никакой судьбы или рока, который за человека решает, что может произойти. Господь дает человеку возможность выбирать всегда. Но при этом, безусловно, мы сталкиваемся с пониманием воли Божией, когда видим, что уже  сто сороковой раз не берут наше резюме, пятнадцатый раз не получается попасть за границу именно туда, куда мы хотим. И христиане обычно говорят: «Значит, нет на это воли Божией, мы что-то не то делаем».

Такое понимание своей жизни, старание следовать пути Божьему, который явственно, зримо указывается нам в нашей жизни, и означает несение креста. И как Христос нес Свой тяжелый крест (это было физически трудно, Он был избитый, измученный, голодный и очень хотел пить), так и для нас несение нашего жизненного креста представляется очень непростой историей, но мы безропотно должны справляться с этим. И если нам совсем тяжело, молиться Богу, а не впадать в уныние или в крайности, не увлекаться распитием спиртных напитков, не вынашивать мысли о самоубийстве. Мы должны стараться держаться за Бога даже тогда, когда нам кажется, что уже ничего не поможет. Вот что значит нести свой крест.

– Каждый день мы осеняем себя крестным знамением, крестим пищу, благословляем детей и своих близких. Это такая защита или что-то большее?

– Безусловно, крест для нас – это и оружие нашей веры. Мы знаем из церковного опыта, молитв, толкований святых отцов, что креста очень боится сатана, а также и силы бесовские. Но, конечно, их прежде всего попаляют не перекрещенные палочки, а сама Любовь.

Поэтому очень интересен вопрос, что считать крестом. Можно ли считать, что на линолеуме, который пересекается крест-накрест, или на клетчатых штанах есть знак креста? Не получится ли тогда, что мы сидим на изображении креста? Это мелочи, но они очень волнуют некоторых людей, которые очень искренне уважают, любят, ценят крест Христов.

Конечно, для нас две перекрещенные палочки не будут считаться крестом. Но если мы окажемся в пустыне, где у нас не будет ничего с собой, то и эти две палочки в виде креста для нас будут священны. Поэтому здесь важно понимание, когда мы используем крест для того, чтобы освятить свою жизнь, себя или что-то другое, призывая имя Божие.

Когда мы совершаем крестное знамение, мы делаем это правой рукой, потому что мы православные. Первые три пальца мы собираем воедино в память о том, что Бог Отец, Сын и Дух Святой – Троица Единосущная и Нераздельная. А два остальных пальца прикладываем к ладони в воспоминание того, что Бог Иисус Христос имеет две природы: Божественную и человеческую. Когда мы накладываем на себя крестное знамение, начинаем со лба (чтобы освятить свои мысли), затем кладем руку на живот (чтобы освятить все наши чувства) и на плечи (чтобы освятить начаток наших дел): на правое и левое. И только когда убираем руку, совершаем небольшой поклон в знак нашего уважения, внимания, любви, признательности, доверия Господу.

Конечно, Вы правильно заметили, мы крестим не только себя, но и детей, других людей, пищу, наши здания, призываем имя Божие, вспоминаем о Его кресте, чтобы ни одно дело нашей жизни не оставить без упоминания о Нем. Если мы всю свою жизнь посвящаем Господу, то и Он всегда рядом с нами. Мы как бы приглашаем Его разделить с нами трапезу, пребывать с нами в минуты огромной радости и тягчайшей печали.

Крестное знамение – это определенный жест, который может показаться излишним, если его употреблять не вовремя или не задумываясь. Мы часто видим, как люди небрежно крестятся, делают это второпях, много раз. В этом действии нет ничего магического и священного, но когда оно совершается осознанно, тогда человек действительно впускает в свою жизнь Господа и Божественную благодать, которая изменяет все, немощная врачует и восполняет нашу жизнь.

– Хотелось бы сегодня вспомнить и о таинстве Крещения. Что происходит в этот момент и как меняется жизнь человека после крещения?

– Только в нашем языке крещение называется от слова «крест», во всех остальных языках (начиная с древних) корень этого слова – «погружение». То есть человека погружают в воду три раза. У нас очень четко совпадает в менталитете понятие «крещение» с водружением на свою шею креста и принятием того жизненного креста, который человек теперь обязуется нести.

Но само крещение в большей степени символично с погружением. Потому что, погружаясь в воду, ни одно живое существо, если у него нет жабр, не выживет, оно умрет. В этой воде умирает ветхий человек, прежде бывший. Почему мы и говорим, что крещение является новым рождением не только в вечную жизнь, но и вообще в жизнь. Потому что прежний человек перестает существовать, для Бога неинтересны те грехи, проступки, дела, которые он совершил тогда, это была иная жизнь, он не знал Бога. Теперь же, когда взрослый человек приходит креститься, он полностью меняется, у него новое имя в честь святого человека (пусть даже оно созвучно со старым именем), и у него начинается новая жизнь.

Ведь как Христос воскрес на кресте, так и человек в водах купели крещения воскресает и рождается уже новым, облачается в ризу правды, получает свечу – символ радости и маленький наперсный крестик, который носит на груди (не напоказ выставляя всем, что он христианин, а каждый раз себе напоминая об этом). Он его хранит, бережет, с уважением и благодарной любовью целует и никогда не снимает. Как нам удивительно видеть врача без формы в больнице или полицейского, который прибежит без формы нас спасать, так и для христианина странно быть без креста под разными предлогами (допустим, не хочется его мочить в бане или ванной).

Верен в малом будет верен и в великом. Мы рассуждаем так и стараемся наш нательный крест никогда не снимать. Это напоминание человеку о том, что он в свое время принял правильное решение и пообещал Богу изменить свою жизнь, отрекся от сатаны, сочетался со Христом. И теперь его жизнь – это исполнение заповедей Божиих, стремление к небесному, горнему миру. Он уже не интересуется только земным, он интересуется прежде всего небесным, что произойдет не с его телом, а с душой. Для него ценно и важно теперь не мнение окружающих и не почитание от ближних, ему важна молитва, его отношение к Богу и отношение Бога к нему.

Мы стараемся, чтобы во всех храмах проходили предварительные огласительные беседы не только с родителями детей, которых хотят крестить, но и со взрослыми людьми. Если человек готовится к этому серьезно, заранее посещает храм, читает Священное Писание, то для него это погружение будет настоящим путешествием в новый непознанный мир веры. Оно откроет все тонкости и мелочи, которые будут светиться совершенно иным светом и позволять человеку видеть в этом всю основу и суть жизни.

Если это сделать ради проформы, человек не получит такой радости, но при этом таинство будет считаться совершенным, и у человека есть шанс на спасение. Однако это как с лотерейным билетом. Невозможно выиграть, не купив его. И любой билет, например на судно, дает тебе лишь право попасть туда, но если ты не пойдешь туда, сам билет тебя никуда не увезет.

В таинстве Крещения человек получает этот билет, возможность спасения. А спасет ли он себя, сделает ли свою душу любящей Христа и дорожащей Им как главным сокровищем своей жизни или пламенно прикипит к другим, житейским земным вещам, отвлекающим его от Бога, – это уже выбирать каждому. Потому что каждый из нас сотворен по образу Божию свободным и разумным человеком.

– Святитель Иоанн Златоуст, память которого мы отмечаем также в эти дни, говорил, что крест – это наша свобода выбора между добром и злом, ложью и правдой, со Христом мы или без Него. Расскажите об этом удивительном святом. Его очень почитают у нас.

– Действительно, эти золотые слова, как и многие другие, сделали возможным прозвище святителя Иоанна. На греческом его зовут: Иоаннос Хризостемус (то есть Иоанн Златоуст, у которого золотые уста). Он очень любим нашими людьми, память его преставления выпадает как раз на день Крестовоздвижения. Поэтому традиционно она переносится на 26 ноября по новому стилю, чтобы люди имели возможность отдельно поклониться памяти значимого святого.

Будущий святитель Иоанн Златоуст родился в благочестивой и святой семье. Сразу после его рождения умер его отец Секунд, и мать Анфуса воспитывала его одна. Она была молодой девушкой (ей было около двадцати лет на момент смерти мужа), но не стала выходить замуж, а все свои силы посвятила воспитанию ребенка.

Отрок рос талантливым, очень полюбил слова Священного Писания и наставления в вере. Вера стала неотъемлемой частью его жизни. После смерти матери он принял иночество, сделал это осознанно, не ради статуса или сана. Он сознательно ушел в пустыню, где прожил достаточное количество лет настоящей монашеской жизнью. В некоторый период своей жизни он даже брал на себя подвиг молчальничества, то есть полностью находился в безмолвии. Уже тогда он начал писать свои произведения, наставительные слова молодым вдовам или против еретиков, которые в то время активизировались и начали свою деятельность. Со временем его призвали к служению священника. Очень удивительно, что сначала он избегал этого служения и прятался в пустынях, но потом сдался, принял это послушание как волю Божию и оказался очень талантливым проповедником.

Ему дали такое поручение – говорить проповеди в храме. Действительно, его слова потрясали людей, заставляли приходить даже неверующих послушать проповеди. И они по-светски относились к этому: после многих проповедей часто звучали долгие аплодисменты в храме. Иоанн Златоуст начал проповедовать два раза в неделю (иногда это было согласно его обязанностям), но в скором времени он стал проповедовать в храме ежедневно, и к нему собирались толпы народа.

У него была непростая жизнь. В дальнейшем его призвали на епископскую кафедру, где он вел себя так же свято и удивительно, был примером для своих клириков, потому что очень заботился о священниках, о служителях престола Божия. И даже деньги на свое содержание он отдавал на больницы. Но из-за каких-то политических конфликтов, сложностей со священноначалием он находился некоторое время в изгнании.

Удивительно, что народ продолжал его любить. Святитель Иоанн был архиепископом Константинополя. Священное Предание сохраняет удивительное чудо, что когда его мощи вернули в Константинополь, люди хором вскричали радостные слова приветствия своему архиепископу: «Прими престол свой, отче». Уста мертвого святителя отверзлись, и он произнес: «Мир всем».

Эта горячая любовь к святителю, уважение к его честным мощам во многом сохранились и до сего дня. Он был талантливый проповедник, удивительный автор множества наставительных слов, автор-составитель самой известной и распространенной у нас сейчас Божественной литургии, которую мы совершаем каждый день. Иоанн Златоуст достоин особого внимания и почитания от всех верующих Православной Церкви, в том числе и от благодарных русских людей.

Ведущая Инесса Титова

Записала Елена Кузоро

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 04 мая: 09:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать