Православный взгляд. Реклама

5 ноября 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
– В России 23 октября отмечается День работников рекламы. Юмористы по этому поводу шутили многократно. Но Вы готовы признать, что без современной рекламы наше общество уже обойтись не может, потому что это уже действительно некий двигатель прогресса, торговли и бизнеса?

– Как известно, реклама (или что-то похожее на нее) появилась очень давно, с момента зарождения письменности. И в Древней Греции были какие-то сообщения, которые информировали людей...

– Какого плана?

– О предстоящих спортивных мероприятиях, о торговых событиях. Это было и потом, и в царской России, и даже в советское время. Мы все помним: «Летайте самолетами “Аэрофлота”!» Или: «Храните деньги в сберегательных кассах!» Сейчас в современном мире огромное количество рекламы. И, наверное, Вы правы, без рекламы трудно было бы хотя бы потому, что реклама дает информацию.

– Быть может, не всегда правдивую.

– Не всегда правдивую, но реклама нужна. Например, чтобы узнать, какие товары есть, какие услуги предоставляются.

– А есть какой-то вид рекламы, на который могла бы пойти и Церковь, рекламируя свои услуги?

– Реклама разная бывает. Есть социальная реклама, которая лично мне больше нравится. Что касается церковной рекламы, то возможно, например, рекламировать паломнические поездки, давать информацию о предстоящих благотворительных акциях, о принесении святынь. И такая реклама есть.

– Насколько я знаю, очень часто по нашему телевидению рекламируются православные выставки-ярмарки, которые приезжают в наш город.

– И это тоже. Сейчас некоторое затишье с ярмарками. Социальная реклама, в отличие от коммерческой и политической, – это то, что должно быть всегда.

– Но есть один минус: люди, которые занимаются какой-то благотворительностью, как правило, в нее деньги и вкладывают, на рекламу ничего не остается. Что Вы можете сказать относительно того (мы это часто видим по отдельным телеканалам), когда рекламируют, например, какие-то иконки, подвески и говорят: «Купите эту подвеску, и святитель Николай защитит Вас от всяких бед». Это тоже, по сути дела, реклама. Насколько она корректна и имеет ли право на существование?

– С одной стороны, возможно, она и имеет право на существование, чтобы люди знали, но лично мне она не нравится, может, просто потому, что я знаю, где это можно купить. А носить иконки как кулоны – эта идея мне вообще не по душе. Нательные крестик и иконочка – это не украшение, по моему личному мнению.

– А православному человеку заниматься бизнесом в сфере рекламы допустимо?

– Православному человеку вообще допустимо заниматься бизнесом. Если ты действительно верующий человек, то ты и понимаешь меру своей ответственности в этом деле. Есть некоторые границы, которые в рекламе переходить нельзя.

– Давайте их обозначим.

– Чтобы реклама не стала пропагандой каких-то ненормальных, нетрадиционных для нашего общества идей.

– Мы в 90 % случаев, даже когда рекламируют автосервис, видим, что делают это полуобнаженные женщины. И это стало нормой. Многие считают, что именно это и красиво. Как здесь быть?

– Я не знаю, насколько такая реклама соответствует качеству предоставляемых услуг (я не автолюбитель). Но если это рассчитано на то, что в основном за рулем мужчины и это их привлечет в автосервис, то это как раз пример того, как реклама пытается сыграть на страстях. Этого, конечно, нельзя делать. И если у тебя сломалась машина, то есть в рекламе девушка или нет, ты все равно ее будешь ремонтировать.

– Мы говорим, что не вся реклама одинаково корректна. Многие ролики, которые мы смотрим по телевизору, содержат лживую информацию. Мы знаем, что «отец всякой лжи» – враг рода человеческого. Значит ли это, что мы и рекламу должны относить к миру темных сил?

– Реклама, и Интернет, и телевидение – сами по себе вещи нравственно нейтральные. Другое дело, что́ человек вкладывает в них, и тогда они приобретают положительный или отрицательный характер. Конечно, недопустимо рекламировать вещи или какие-то продукты заведомо некачественные. Это я знаю из личного опыта, когда, глядя на рекламу, покупал потом товар и выбрасывал его. Особенно когда начинают рекламировать продукты питания, то это уже почти гарантия, что они плохие. Хорошие продукты не рекламируют, люди о них знают. Не надо рекламировать хлеб, например.

– А если это новый продукт, который только что появился на рынке?

– Ну, посмотрим.

– А на Вас как на гражданина страны реклама действует? Насколько часто Вы, посмотрев рекламу, используете то, что Вам предлагают? Я так понял, что подобные случаи были, но насколько часто?

– Нет, не действует. Я руководствуюсь единственной рекламой, в Интернете, – это новые книги, которые я хотел бы иметь или издания которых ожидаю. За этим я слежу и эти книги покупаю. Но тут я просто знаю, чего хочу, какого автора или какую книгу, поэтому обмана здесь для меня быть не может. Если обложка такая, то и содержание соответствующее. А насчет продуктов питания… несколько раз в командировках мне нужно было что-то купить себе в гостиницу, чтобы быстренько, в походных условиях употребить. И вот тогда я с обманом и сталкивался, причем всегда.

– Кощунством будет сказать, что апостолы тоже в какой-то степени были рекламными агентами, проповедуя Христа, рекламируя Его?

– Я думаю, так вообще нельзя говорить. Если у нас есть слово, за этим стоит какая-то реальность. Реклама и проповедь – это, конечно, разные вещи, хотя бы потому, что предмет проповеди и предмет рекламы совершенно разный.

– А Вы сами можете что-то прорекламировать? Допустим, воспользовались каким-то товаром, который Вам понравился, и в знак благодарности, чтобы люди это тоже приобрели, приобщились к хорошему... Часто так делаете? Можете кому-то что-то порекомендовать? По сути, прорекламировать?

– Я могу, но в основном это книги. И это на людей мало действует.

– А книги всегда именно церковного содержания или читаете и светскую литературу?

– Сейчас меньше светскую, больше всего церковную, потому что это мне надо для жизни.

– Наши телезрители с Вами не так часто встречаются в эфире, поэтому, я думаю, им было бы интересно узнать, какие книги Вы могли бы порекомендовать им прочесть.

– Я не буду сейчас называть авторов, только хочу предупредить, что очень много как бы религиозных книг, и не всегда это качественный продукт. Под маркой религиозности, духовности людям могут предлагаться очень опасные вещи.

– Мне кажется, мы как раз должны, пользуясь средствами массовой информации, предостеречь от этих книг.

– На что человек должен обратить внимание? Во-первых, на то, что предлагается в церковных магазинах, в интернет-магазинах, в храмах, – это уже гарантия духовного качества. Эта литература проверенная, и каждый может выбрать чтение для своего уровня, культурного и духовного. Для начинающих – одна литература, для людей, живущих духовной жизнью, – другая.

Есть православные интернет-магазины, там тоже литература отобранная, не случайная, которая может навредить человеку. Если вы покупаете литературу в каком-то магазине, то на ней должен стоять гриф «Рекомендовано Издательским советом Русской Православной Церкви», который означает, что эта книга одобрена и рекомендована к распространению. Это тоже гарантия ее качества в духовном плане.

– Насколько я слышал, была история про одну книгу, которая продавалась в том числе и в церковных лавках. Это был молитвослов с молитвами очень странного содержания. Такое может быть?

– Я не знаю этого случая. Что касается молитвословов, еще раз скажу, если это и было где-то, то это плохо. Настоятель, конечно, должен следить за тем, какая литература попадает в церковную лавку.

– Поскольку мы с Вами заговорили о книгах, как бы рекламируя любовь к чтению, хотелось бы у Вас кое-что уточнить. Если говорить о духовной литературе, как правило, на первой странице пишут: «По благословению епископа такого-то...» Это является гарантом того, что вы покупаете проверенную книгу? Или возможны варианты?

– Сейчас духовная литература, которая распространяется через церковную сеть и издается Издательским советом Русской Православной Церкви или другими православными издательствами (их много в России), должна иметь гриф «Рекомендовано к распространению...» или «Одобрено Издательским советом Русской Православной Церкви» (там есть и номер). Прежде чем книги издавать, собирается коллегия духовно и литературно мудрых людей, которые изучают предлагаемые тексты и дают добро или не дают. Вся богослужебная литература издается только Издательским советом Русской Православной Церкви, и на ней есть гриф: «По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла».

– Какая книга у Вас настольная и какую Вы сейчас читаете?

– Я сейчас читаю книгу митрополита Илариона (Алфеева) об апостоле Павле. Удивительный труд, очень интересный. Он позволяет узнать то, чего я не знал, и систематизировать уже известное.

– На меня лично самое большое впечатление за последние годы произвела книга «Несвятые святые» (я думаю, ее читали, наверное, уже все наши телезрители).

– Я ее купил в Сретенском монастыре, первое издание, смотрел что-то интересное, а эту книгу выносили и ставили на полки. И я, не особо задумываясь, зная, что тут ничего плохого мне не попадется, просто взял ее. Пока летел обратно, прочитал в самолете и был потрясен. Мне хватило времени (четыре с лишним часа), чтобы прочесть ее от корки до корки.

– Давайте вернемся к рекламе. Скажите,  насколько вообще уместно, чтобы Церковь открыто рассказывала о своих услугах? Например, о молебнах, каких-то требах, чтобы это было на телеканалах, в бегущей строке. Или это абсолютно неуместно?

– Я не думал, нужна ли бегущая строка с информацией о молебнах, отпеваниях. Мне кажется это очевидной вещью, о которой люди сами знают.

– А какие-то небольшие аншлаги возле храмов уместны, на Ваш взгляд?

– Нет. А зачем?

– Чтобы знать о начале вечернего, воскресного богослужения.

– Есть стенды около каждого храма, где висят информационные листочки о каких-то событиях: предстоящих праздниках, мероприятиях на территории храма, с ними связанных, богослужениях. Это везде есть.

– Тем более когда сейчас такая непростая ситуация (быть может, не во все храмы можно пройти без маски, к примеру).

– Без маски приходить нежелательно, но в течение дня храм не переполнен. Одновременно в нем могут быть человек пять-десять. Храмы имеют достаточную вместимость, чтобы люди разошлись на двойную или тройную социальную дистанцию. Это не проблема.

– Резюмируя все вышесказанное, подытожим, что реклама – это ни хорошо, ни плохо, просто к ней нужно подходить с умом, как к огню, который может согреть, а может и сжечь.

Давайте теперь перейдем ко второй части нашей программы: 25 октября отмечается память святых отцов VII Вселенского Собора. Чем они знамениты?

– Это чрезвычайные события в жизни Церкви. История знает семь Вселенских Соборов. Они собирались с IV по VIII век. Их называют Вселенскими, потому что приезжали люди со всего христианского мира, «со всей вселенной» – тогда это так называлось. Возникали недоумения относительно вероучения, ереси, неправильное понимание церковного учения. В ответ на эти вызовы собирались святые отцы и вырабатывали формулы православного понимания, например, Святой Троицы, Девы Марии или богочеловечества Иисуса Христа.

Поводом для VII Вселенского Собора в 787 году послужила ересь иконоборчества, которая почти шестьдесят лет до этого сотрясала христианскую Церковь. Кому-то показалось, что икон не должно быть.

– Из серии «не сотвори себе кумира»?

– Да. Конечно, это не на пустом месте возникло, не просто так. Действительно, некоторые люди стали поклоняться иконе, чего не должно быть. Чтобы изменить неправильное отношение к святыне, людей качнуло в другую крайность – вообще уничтожить иконы. И возникла проблема. Собрались святые отцы, которые сформулировали православное отношение к иконе в 787 году на последнем VII Вселенском Соборе.

Почему не было восьмого, девятого Собора? Потому, что человеческий разум больше не производил ересей. На все основные догматические вопросы вероучения Церковь ответила. И если сейчас люди мыслят не совсем православно, это не потому, что они выдумали какую-то новую ересь или новое учение, просто они безграмотные и ничего не знают.

Когда сейчас некоторые обвиняют православных в идолопоклонстве, в поклонении иконам, это неправда. Мы воздаем иконе должную честь, понимая, что доска и краски не суть Иисус Христос, Божия Матерь или святой. Мы понимаем, что это не просто портрет, перед которым мы совершаем молитву, возжигаем свечи, а что в этом изображении есть еще и духовная реальность. Через икону мистическим, таинственным образом человек соединяется с первообразом, с тем, кто изображен на иконе. И через этот образ человеку, по его вере, подается благодать, те дары, о которых он просит.

– Когда православных обвиняют в том, что они идолопоклонники, поскольку поклоняются иконам, мне приходит на ум пример с фотографией. Вы достаете фото мамы или любимой женщины, можете поцеловать его. Но это же не значит, что вы влюблены в фотографию, а не в того, кто на ней изображен.

– Конечно. И если мы говорим «икона», то это образ. Но ведь Священное Писание – это словесный образ, Библия – это ведь тоже икона. Те, которые обвиняют православных в поклонении иконам, на самом деле сами являются грубыми идолопоклонниками, потому что они постоянно держат в руках Священное Писание и без него ничего не могут. Это и есть самое настоящее идолопоклонство.

– Но ведь икона по правилам иконографии и изображена особым образом: как будто не человек смотрит на икону, а икона смотрит на него.

– Это технические приемы прямой и обратной перспективы. Да, икона – это не портрет.

– А можно сказать, что икона – это глаза, которыми Бог смотрит на нас?

– Можно и так сказать. Если мы видим в иконе какое-то несоответствие реалиям нашего мира (анатомические странности или странности в позе, в изображении тела), то иконописец, тоже верующий человек, не просто так это написал. Он показывает нам иной мир, мир Божественный, Царство Небесное, где все по-другому. Тем не менее я как личность в нем не исчезаю.

– У нас есть еще вопросы телезрителей. Практически все они на одну тему. У Вас есть опасения, что в связи со второй волной доступ в храмы могут снова ограничить?

– Опасения такие могут иметь место, но все зависит от нас, нашей дисциплины и ответственности перед самими собой и перед другими людьми. Если уж так случилось, что эта напасть нас посетила, то надо быть предельно серьезными. Об этом говорят все, я тут ничего нового не скажу. Но если маски будут носить, особенно в многолюдных местах, то вероятность заражения и распространения этой инфекции резко уменьшится, станет предельно мала. Тогда ничего не надо будет закрывать.

– Насколько велика заболеваемость новой коронавирусной инфекцией среди духовенства Томской епархии?

– Эти случаи были, их немного, но все они, слава Богу, проходили в легкой форме, отцов не госпитализировали.

– Как Вам идея собрать особую группу священников, которая в защитных костюмах могла бы исповедовать и причащать в ковидальных госпиталях? Ведь люди в этом очень нуждаются?

– Переговоры об этом с властями сейчас идут. Это необходимо.

Ведущий Виталий Стёпкин

Записала Елена Кузоро

Показать еще

Время эфира программы

  • Воскресенье, 19 мая: 05:30
  • Вторник, 21 мая: 03:00
  • Четверг, 23 мая: 12:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать