Православный взгляд. Беседа с митрополитом Томским и Асиновским Ростиславом

16 марта 2023 г.

– Владыка, в одной из наших предыдущих программ мы с Вами условились продолжить разговор о святых местах. Вы очень увлеченно и интересно рассказывали о посещении Святой Земли, поэтому мы с Вами решили, что рассказ о посещении мест, которые оставляют в душе неизгладимый след, наверное, будет интересен не только нам с Вами, но и нашим телезрителям.

Кроме того, нам поступило много благодарственных сообщений, поэтому я предлагаю продолжить сегодня разговор о святых местах. Расскажите, пожалуйста, где еще Вам довелось побывать, помимо Святой Земли – Израиля, Иерусалима и мест, так или иначе связанных с земной жизнью Господа Иисуса Христа.

– Я думаю, что не только в моей жизни, но и в жизни любого паломника очень глубокий след оставляло и оставляет посещение Святой Горы Афон. К сожалению, в последнее время посещение Святой Горы крайне затруднено в связи с санкциями, которые введены против воздушного транспорта России, авиасообщения с европейскими странами практически нет, да и получение греческой визы, чтобы попасть на Афон, тоже достаточно проблематично.

Для меня Афон – это место, которое ближе всего к небу. Святую Афонскую Гору называют земным уделом Божией Матери. Как-то Пресвятая Богородица направлялась на корабле на остров Кипр, и корабль бурей был прибит к Святой Афонской Горе. Сойдя на берег, Пресвятая Богородица благословила эту Гору и сказала, что она будет Ее земным уделом, Ее садом.

С древних времен Афонская Гора стала местом пустынножительства монахов, а потом средоточием большого количества монастырей, которые осуществляют свое служение и до настоящего времени. Еще до посещения Афонской Горы я слышал много рассказов о том, что Матерь Божия и по сей день является рачительной хозяйкой в Своем земном уделе. С распростертыми объятиями Она принимает каждого паломника, который туда приходит, заботится о нем.

Паломники, направляющиеся на Святую Афонскую Гору, строят планы посещения тех или иных монастырей, святынь, но часто эти планы рушатся, потому что Матерь Божия ведет каждого паломника по местам, наиболее для них спасительным и полезным. Если какой-то человек на Святой Горе испытывает в чем-то нужду или недостаток, стоит ему помолиться Божией Матери, как то, о чем он просил в молитве к Царице Небесной, сразу же начинает осуществляться.

Я много слышал об этом и сам убедился в достоверности этих рассказов, когда в 2013 году впервые посетил Святую Афонскую Гору. После этого я стал посещать ее регулярно, как минимум один раз в год, а то и чаще, потому что Святая Гора имеет некую притягательную силу, вызывает в человеке непреодолимое влечение к этому святому месту, и некоторые в шутку называют это афонской болезнью.

Я помню, когда я впервые направлялся на катерке на Святую Гору Афон из города Уранополис и мы уже проплывали вдоль берега Афонского полуострова, меня охватило необыкновенное глубокое эмоциональное чувство. Вообще я человек не очень эмоциональный, но тут у меня к горлу подступил комок, глаза наполнились слезами, и я почувствовал, что духовное небо рядом. И когда мы сошли на берег и ноги наши ступили на землю Афона, я осознал, что это действительно дом Пресвятой Богородицы.

Во время своих последующих визитов, как и в этот первый свой паломнический визит, я всегда ощущал живое присутствие Божией Матери на Святой Афонской Горе. Причем не один я это чувствовал, но и другие паломники говорили о подобных переживаниях.

Чем же в настоящее время так значим для нас Афон? Конечно же, прежде всего это место концентрированного средоточия монастырей, в которых монахи непрерывно несут свой молитвенный монашеский подвиг на протяжении более тысячи лет. Монашеская традиция не прерывалась ни на один день, она передавалась из поколения в поколение. Задача каждого паломника, который туда направляется, – научиться молитве, приобщиться к духовной жизни.

В монастырях Святой Горы Афон сосредоточено огромное количество святынь. Дело в том, что в середине XV века перестала существовать Византийская империя, и когда под натиском турок-османов наконец пал Константинополь, Афон остался осколком этой Византийской империи, потому что он не был разорен османами. Афонское монашество продолжало осуществлять свою миссию и под властью турецких султанов.

В монастырях Афона сохранились святыни, которые, к сожалению, погибли в других частях Византии либо были вывезены оттуда в страны Западной Европы. Это огромное количество прославленных древних чудотворных икон, ковчеги с мощами древних святых. Все это предлагается паломникам, чтобы они, приобщаясь к этим святыням, каким-то образом помогали своей душе, своей духовной жизни. Посещение афонских монастырей в жизни каждого человека является своего рода трамплином, духовным толчком.

Богослужения на Святой Афонской Горе начинаются глубокой ночью, в три-четыре часа. Весь мир еще спит, а на Афоне уже начинают молиться. Как правило, богослужения достаточно продолжительные, размеренные, и, конечно же, Афон молится не только о себе, о своих насельниках, но и обо всем мире, и эта молитва восходит к Престолу Божию.

Одной из главных святынь Афона является чудотворная Иверская икона Божией Матери. Для нас, томичей, эта икона особенно дорога, потому что именно на Афоне, в монастыре Иверон в 2002 году был написан для нас список с этой прославленной иконы. Список был освящен у древнего первообраза и привезен сюда, на нашу землю. Эта святыня находится в часовне в центре нашего города как благословение земного удела Божией Матери.

На Афоне с этой иконой связано много благословений. Пресвятая Богородица в Своем откровении сказала афонским монахам, что пока Иверская икона находится на Афоне, Афон будет твердо стоять.

Когда эта икона чудесным образом явилась на Афоне, монахи занесли ее в храм и поставили на почетное храмовое место, но каждое утро, приходя на богослужение, они не находили икону в храме – она была вне храма у монастырских ворот. В конце концов им явилась Божия Матерь, и Она сказала: «Что вы держите Меня в храме? Я желаю, чтобы не вы Меня хранили, а Я была вашей Хранительницей и Вратарницей». Тогда у монастырских ворот была построена небольшая часовенка, где и была поставлена, как некий стражник Афона, Иверская икона Пресвятой Богородицы.

Эта чудотворная икона до сих пор находится там. Ежегодно во вторник Светлой пасхальной недели икона выносится из места ее обитания – из часовенки, и проносится по тропинкам Святой Афонской Горы. Матерь Божия в Своей чудотворной иконе как бы обозревает Свои земные владения, благословляя Афонскую Гору.

Также особо почитаемой чудотворной иконой является хорошо известная в России своими чудесами икона Божией Матери «Скоропослушница». Многие старцы, в частности старец отец архимандрит Кирилл (Павлов), советовали людям, имеющим какие-то проблемы, которые хотят заручиться помощью Божией Матери, читать акафист Божией Матери «Скоропослушница» перед Ее иконой. Матерь Божия быстро откликается на молитвы.

Среди афонских монастырей русскому паломнику ближе всего наш русский Пантелеимонов монастырь, основанный в честь святого великомученика и целителя Пантелеимона. Нужно сказать, что русские на Святой Афонской Горе присутствуют уже более тысячи лет. Скорее всего, выходцы из Руси пришли на Святую Гору Афон и приняли там монашество еще до официального Крещения Руси.

Дело в том, что на Руси еще до 988 года были христиане, и кто-то из них приходил на Афон и принимал там монашество. Один из таких насельников Святой Горы после явления Ему Божией Матери вернулся на Русь и стал основоположником русского монашества. Это был преподобный Антоний – основатель Киево-Печерской лавры. На Святой Афонской Горе до сих пор сохраняется пещера, в которой он жил и подвизался.

Первое документальное упоминание о русских монахах в афонских источниках относится к 1016 году, но не потому, что именно тогда русские появились на Афоне. В это время упоминается уже существующая обитель – монастырь русов. Обитель эта называлась Ксилургу. Сейчас на месте этой древней обители находится наш русский скит, который также называется Ксилургу.

В переводе с греческого Ксилургу означает «древодел», то есть это обитель древоделов. Дело в том, что на Афоне все здания в основном строились из камня, деревянных сооружений греки не строили. И вдруг на Афоне появились монахи из дальней страны, которые построили монастырь из дерева. Их и прозвали древоделами, а обитель – монастырем древоделов (или Ксилургу). Конечно, сейчас все здания там уже из камня.

Монастырь Ксилургу переходил с места на место. В настоящее время русский Пантелеимонов монастырь расположен прямо на морском побережье, и когда паром плывет на Афон и делает остановки у разных монастырей, паломников поражает величественная панорама нашего русского Пантелеимонова монастыря.

Величайшей святыней монастыря является честная многоцелебная глава святого великомученика и целителя Пантелеимона, от которой по молитвам великомученика Господь подает верующим людям многочисленные чудеса. В день престольного праздника, 9 августа, в монастыре проходят особенно торжественные богослужения. В монастырь приезжают паломники практически со всех стран мира и молятся у этой святыни.

Несомненно, Афон является местом духовной силы. У одного паломника как-то спросили, для чего он регулярно приезжает на Святую Афонскую Гору, и он сказал: «Как батарейка нуждается в подзарядке, так и моя душа, мое сердце нуждаются в духовной подпитке, которую я получаю на Святой Афонской Горе».

Это действительно благодатное место, и наряду с Иерусалимом – местом, где Господь пострадал за нас на кресте, где Он воскрес из мертвых, с Вифлеемом – местом рождения Христова, важной святыней и местом паломничества является Святая Афонская Гора – земной удел Божией Матери, Ее духовный сад.

– Владыка, когда я смотрел информацию об Афоне, я увидел, что существует некая иерархия афонских монастырей. Разве христиане не равны? И что означает эта иерархия?

– Все христиане, конечно же, равны, но в любом списке есть нумерация. Монастыри на Афоне появились не одновременно, они возникали в течение какого-то времени. Есть более древние монастыри, и самый древний из них – Великая Афонская Лавра Афанасия Великого. После этого монастыря появился второй монастырь, затем третий и так далее, так и выстроилась эта иерархия.

Эта иерархия не означает, что какой-то монастырь обладает большей властью или большим влиянием и силой. В этом отношении все монастыри – как родные братья, но с точки зрения исторической значимости, что ли, времени появления их на Святой Афонской Горе они выстроены в определенной очередности.

Управление Святой Горой Афон осуществляется по демократическим принципам. Но если западная демократия показала свое истинное лицо и на самом деле никакого народовластия на Западе нет, а правит там олигархия, добиваясь иногда не самых чистых целей, то на Афоне существует монашеское самоуправление. Высший орган монастырского управления Святой Горы – Чрезвычайное двадцатичленное собрание, в котором есть представители всех двадцати монастырей.

Ни одно важное для Афона решение не выносится без консенсуса всех двадцати монастырей. Представители монастырей обладают равными голосами, и ни один вопрос на Афоне не решается без каждого отдельного голоса. Исполнительная власть на Святой Горе осуществляется Священным Собором – Кинотом.

Монастыри Афона делятся на четыре группы, и ежегодно каждая группа этих монастырей осуществляет текущее управление Афоном. Афонская печать состоит из четырех частей, каждая часть хранится в своей группе монастырей. Чтобы заверить какой-то афонский документ, необходимо, чтобы все группы монастырей достигли согласия и принесли свою часть печати. И когда печать складывается вместе, она прилагается к документу, и это свидетельствует о полном согласии, полном консенсусе. Поэтому в этом отношении ущемления какого-либо монастыря нет, все они равны.

– Владыка, настало время перейти ко второй части нашей программы: 19 марта Церковь отмечает праздник Обретения Честного Креста Господня и гвоздей святой равноапостольной царицей Еленой. Вы недавно были в Иерусалиме, возможно, посещали это святое место. Расскажите об этом, пожалуйста.

– Храм Воскресения Христова, воздвигнутый на том месте, где Христос воскрес, на месте Его живоносного гроба, покрывает и Голгофу, где царица Елена в IV веке обрела Святой Животворящий Крест Христов и гвозди, которыми Спаситель был пригвожден ко Кресту. На месте обретения Креста в храме Воскресения Христова есть отдельный придел святых равноапостольных царя Константина и матери его царицы Елены. Паломникам показывают место, где был обретен Святой Животворящий Крест.

Иерусалим – древний город, имеющий непростую судьбу. Хотя название города –Иерусалим – означает «город мира», на самом деле мир никогда не был свойствен этому городу. Он пережил многие войны, многие нестроения, и после того, как Господь Иисус Христос пострадал на Кресте и воскрес, спустя несколько лет, а именно в 68 году, римляне в ответ на национальное восстание евреев двинули свои войска и разрушили Иерусалимский храм и весь город Иерусалим, поэтому многие места, почитаемые христианами, обратились в руины. Тем не менее христиане продолжали посещать даже эти руины и совершать там богослужения.

Так почиталось и место Воскресения Христова – Гроб Господень, и Голгофа, и другие святые места. Но в начале II века император Адриан приказал полностью снести с лица земли Иерусалим, распахать землю и на этом месте построить новый языческий римский город, который стали называть Элия Капитолина.

Чтобы отвадить христиан от мест, связанных с почитанием христианских святынь, император Адриан приказал воздвигнуть на этих местах языческие капища, языческие храмы. Но этим он сослужил огромную службу будущим поколениям христиан: он точно зафиксировал места расположения древних святынь – место Гроба Господня и Голгофы.

Когда же в начале IV века на царский римский престол взошел император Константин Великий, он объявил свободу христианскому вероисповеданию, и христианская религия перестала быть гонимой. Этот указ, подписанный императором в 311 году, получил название Миланского эдикта, а мать императора царица Елена, будучи христианкой, сделала все для того, чтобы зафиксировать святые христианские места воздвижением на этих местах храмов или других молитвенных сооружений.

Царица Елена направилась в Иерусалим, возглавила серьезные археологические изыскания, и под основаниями разбираемых языческих храмов обнаружились места, которые были святыми, дорогими для христиан, – Гроб Господень и Голгофа. При проведении раскопок на Голгофе был обнаружен Святой Животворящий Крест Христов, другие святыни.

Нужно сказать, что на Святой Земле многие места отмечены созидательной строительной деятельностью царя Константина и царицы Елены. И хотя Иерусалим многократно разрушался то персами, то арабами-мусульманами и многие христианские базилики иногда разрушались до основания, но когда археологи находили даже руины той или иной базилики, благодаря этому они смогли точно определить места, связанные с известными событиями Евангельской истории.

Именно поэтому мы точно знаем места, где Господь проповедовал, где Он совершил то или иное чудо. В Кане Галилейской на участке, приобретенном русскими, были проведены археологические раскопки, и там было обнаружено место древней византийской базилики. Когда стали проводить раскопки под этой базиликой, то обнаружились развалины того самого дома, где Господь сотворил Свое первое чудо – претворил воду в вино.

В развалинах этого дома был найден один из каменных водоносов, он сохранился до сих пор, и его показывают паломникам. Сейчас на этом месте стоит католический храм, а рядом с ним наш православный храм. Таким образом, дом, в котором Господь совершил первое чудо, обретен благодаря созидательной деятельности святых Константина и Елены, отмечавших такие места.

– У нас еще есть вопросы телезрителей.

«Мой муж был мусульманином, но я похоронила его по православному обычаю. Наверное, можно было связаться с муллой, но я не могла себе этого представить. Получается, я совершила грех?»

– Я не знаю, грех это или нет. Каждый человек обладает свободой. Если он при жизни не связал свою жизнь с христианством, то получается, что после его смерти мы навязываем ему то, в отношении чего он свой выбор не сделал. Если жена заботилась о вероисповедании своего мужа, нужно было сделать все для того, чтобы при жизни он принял крещение, стал христианином.

В домашних же условиях можно молиться о человеке любой национальности, любого вероисповедания, поэтому, конечно же, и эта женщина может молиться о своем покойном супруге. Но церковное поминовение в храме тех, кто при жизни своей не связал себя с Православной Церковью, по крайней мере, совершенно бессмысленно.

– «В чем смысл посещения церкви? Многие люди крестятся и потом всю жизнь кичатся тем, что принадлежат к какой-то вере, но в храме со дня крещения больше  никогда не были. В данной ситуации ношение крестика – это как бы успокоение для самого себя. Можно ли называть себя православным, не посещая церковь и не соблюдая минимальных традиций Церкви у себя дома?»

– Я знаю много людей, которые имеют грандиозные планы и все время что-то пытаются начать. И есть люди, которые всю жизнь учатся. Вот они поступили куда-то учиться и все никак не закончат свое образование, не могут довести дело до конца. Эта ситуация сходна с принятием Святого Крещения.

Человек встал на путь, который ведет к Богу, и это уже хорошо. Но ведь важно не только встать на какую-то дорогу, важно дойти до конечной цели. Если человек больше не делает никаких движений в этом направлении, то, конечно же, все это обесценивается. Принятие крещения не есть достижение конечной цели.

Господь в Евангелии произносит притчу о семени. Он говорит, что Царство Небесное подобно маленькому горчичному семени – меньшему из всех семян, сущих на земле. Но если его посеять, оно вырастает и превращается в огромное дерево, и птицы небесные укрываются в ветвях его.

И вот в чем отличие крещеного человека от некрещеного? Крещеный человек тот, в духовном поле которого посеяно семя, а это значит, что у него есть потенциальная возможность что-то вырастить из этого семени. Если же человек не крещен, даже если он ухаживает за своим земельным наделом, старается не совершать каких-то скверных поступков, поддерживает в нравственной чистоте свой духовный огород, на нем все равно ничего не вырастет, потому что там ничего не посеяно. Поэтому, конечно же, принять крещение важно, но это только начало. Человек, принявший святое крещение, должен заботиться о своей духовной жизни.

Ведущий Виталий Стёпкин

Записала Людмила Белицкая

Показать еще

Время эфира программы

  • Вторник, 21 мая: 03:00
  • Четверг, 23 мая: 12:30
  • Воскресенье, 26 мая: 05:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать