Православный взгляд. Митрополит Томский Ростислав отвечает на вопросы

23 сентября 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
– Одна из тем, которую я предлагаю обсудить по просьбе наших телезрителей, называется «Церковь и психология». К нам на почту пришел вопрос: «Уместно ли православному человеку обращаться к психологу, психиатру или психотерапевту?» Интересно услышать Ваш ответ.

– Конечно, для меня это немного неожиданно: эту тему лучше рассматривать со специалистом в области психологии. Попробуем посмотреть на нее православным взглядом не специалиста, а просто священника. Наши взгляды могут разниться, потому что пастыри, давая совет, сами иногда обращаются к специалистам за консультацией.

Психология связана с душой («психея» – по-гречески «душа»), а душа – составляющая часть человека. В Священном Писании и у святых отцов мы читаем, что Бог создал человека тройственным. Он состоит из материального тела, которое содержит в себе те же элементы, что и весь окружающий нас мир. Кроме того, Бог дал человеку душу, которая была оживлена благодатью Духа Святого.

Психология – это наука, направленная на исследование души, и, конечно, эта область очень важна. Близка ли Церкви психология? Я скажу, что близка, потому что святые отцы нашей Церкви всегда были и остаются настоящими психологами. Кто знает душу человека лучше, чем святые отцы? Поэтому когда встает вопрос, следует ли православному священнику или вообще христианину знать психологию, то для меня это вопрос праздный. Для того чтобы знать психологию, нужно читать не популярные книги, написанные на эту тему (например, те, где пытаются дать человеку совет, как манипулировать людьми, используя низменные человеческие страсти), а обращать внимание на законы духовной жизни, изучать святых отцов.

Идеальным психологом для меня является преподобный Иоанн Лествичник. Он оставил нам учебник, букварь духовной жизни, подробно рассказывающий в деталях о том, как выстраивать душевную и духовную жизнь. Причем он довольно подробно описывает механизм действия в нас как грехов и страстей, так и добродетелей; как происходит выстраивание нашей духовной жизни, борьба с грехом и страстями.

Что же касается психологии как науки, то, несомненно, она тоже может быть полезной. Ведь в классическую эпоху многие святые отцы, излагая свои богословские воззрения (естественно, уходившие корнями в Библию), не стеснялись пользоваться системой Платона, Аристотеля, то есть классической греческой философией. Иногда даже говорят о неком синтезе философии и Священного Писания. На самом деле это не совсем так,  тем не менее святые отцы пользовались понятиями, которые разработали античные философы.

Есть такие понятия, как детская психология, возрастная психология. Ведь чтобы донести до человека какие-то истины (в том числе и религиозные), нужно ориентироваться на его возраст, социальное положение. Естественно, если мы говорим о Боге, разговор нужно выстраивать по-разному с физиками-ядерщиками и с детьми в детском саду. И однажды я ощутил практическую пользу психологии. Лет пять назад я посетил Третьяковскую галерею. Приезжая в Москву, я часто там бываю, но то посещение мне запомнилось надолго. Я заходил в залы, смотрел на хорошо знакомые любимые картины. Зайдя в один из залов, я увидел там группу школьников лет семи-восьми. Их сопровождал, видимо, профессиональный экскурсовод: он имел понятие о возрастной психологии, потому что понятно рассказывал детям о таких вещах, которые, казалось бы, должны быть им еще недоступны в силу их возраста.

У нас при Томской духовной семинарии есть замечательный церковный музей, где собраны уникальные коллекции различных раритетов. Иногда к нам приходят школьники, я провожу для них экскурсии. Я замечал, что школьники не всегда слушают со вниманием и интересом то, что я говорю. И тут я понял, что мне не хватает ориентации на возраст. В то посещение Третьяковской галереи я взял на вооружение какие-то нюансы из профессиональной деятельности экскурсовода Третьяковской галереи, и ситуация изменилась.

В духовных учебных заведениях Русской Православной Церкви (пусть и в небольшом объеме) дается курс психологии. В частности, мы изучаем возрастную психологию и какие-то другие направления.

– Людей с отклонениями в психике иногда называют душевнобольными. Окормляет ли Церковь таких людей, допустим, в психиатрической больнице?

– Здесь уже речь идет не о психологии, а о серьезном психиатрическом заболевании. И должно быть не просто приведение в порядок духовной или душевной жизни человека, а лечение. Священник должен немного разбираться в этих вопросах, чтобы различать: у человека проблемы духовного, душевного свойства или психиатрического. Иногда не обойтись без врача, к которому священник, не стесняясь, должен направить человека, пришедшего к нему. А иногда такой необходимости нет, тогда священник должен оказать внимание такому человеку.

Вполне естественно, что между психиатрическими больницами и приходами существует определенная взаимосвязь. В частности, у нас в Томске при областной психиатрической больнице есть церковь святителя и Чудотворца Николая, где несет свое постоянное служение отец Игорь, который окормляет и приход, и больницу. В 1922 году, когда были изгнаны отряды Колчака и советская власть окончательно утвердилась в Сибири (в частности, в Томской области), начали активно реализовываться декреты о конфискации и закрытии церквей при разных государственных учебных и медицинских учреждениях. Были закрыты университетские храмы, домовые храмы при различных приютах, богадельнях, больницах, гимназиях, школах. И вот пришло постановление о закрытии Никольского храма при психиатрической больнице. В нашем архиве есть интересный документ – коллективное письмо с огромным количеством подписей медиков этой больницы к советским властям с просьбой оставить церковь действующей. Причем они требуют этого не просто как верующие люди, а как профессионалы: они обосновывают, насколько важно наличие храма для выздоровления людей. Конечно, аргументы медиков не были должным образом оценены советскими властями, и церковь все-таки была закрыта. В наше постсоветское время она возрождена и снова успешно выполняет свою функцию.

– Владыка, в одной из наших передач мы говорили, что святые люди иногда выставляли себя людьми не от мира сего (слово «душевнобольными» здесь неуместно). Для чего они это делали?

– Человек со странностями не всегда является психически больным человеком. Дело в том, что понятие о некой норме относительно. Что такое норма? Скажем, для нас, живущих в ХХI веке, может показаться странным поведение людей VI века. Есть фильм, в котором рыцарь со своим слугой из ХVIII или ХIХ века попадает в наше время. И им кажется нелепым, глупым наше поведение, а для наших современников – поведение этих людей.

Так что норма – понятие относительное. Поэтому когда мы говорим, что человек странный (не больной психически, а когда его поведение отличается от поведения других), я психиатрические вопросы вообще оставил бы в стороне. Например, в советские времена к нам с Запада  проникло движение хиппи, с которым боролась советская власть. Чем не странные люди? Они носили одежду, которую в Советском Союзе большинство не носило, имели длинные волосы (а тогда было только два вида прически: бокс и полубокс). Они были людьми странными, а значит, подозрительными для советской власти (а где-то и опасными), поэтому с ними боролись.

Когда какой-то человек живет в мире, погруженном во зло и беззаконие, по заповедям Божьим, он становится странным. Сейчас стало нормой блудное сожительство молодых людей. Они без венчания и даже без государственной регистрации брака живут половой жизнью. К 18-летнему возрасту многие уже утрачивают свою девственность. Лет 50 назад (я уж не говорю про 100 или 200 лет назад) сохранить девственность до брака было величайшей честью для человека. Сейчас это предмет для многих шуток: такого человека могут счесть странным, несовременным, неадекватным. Иногда все это выворачивается наизнанку.

Многих подвижников, Христа ради юродивых, почитали странными, потому что они демонстрировали то, от чего мир давным-давно отказался. Они срывали маски с лицемерия и показывали, что подлинная жизнь – это жизнь в простоте. Многим из нас не хватает простоты, поэтому мы иногда навешиваем ярлыки странности на тех людей, которые на самом деле должны быть эталоном поведения.

– Владыка, настало время перейти к следующей части нашей программы; 17 сентября – день празднования в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина». Есть много разных икон Пресвятой Богородицы. Чем же знаменит этот образ?

– Прежде всего должен сказать, что в церковных песнопениях Пресвятую Богородицу именуют различными эпитетами, уходящими своими корнями в библейскую традицию. Дело в том, что в Библии во времена Ветхого Завета произошло много событий, которые имели не только историческое, но и преобразовательно-пророческое значение.

Одним из таких событий, которое было пророческим предуказанием на Божию Матерь и рожденного от Нее без мужского семени Христа Спасителя, стало явление пророку Моисею. Он, тогда еще пастух, пас в пустыне овец своего тестя Иофора. И вдруг он увидел необычное явление – куст терновника, охваченный огнем, не сгорал. Более того, даже листочки этого куста не были опалены и сохраняли свою свежесть.

Пораженный этим необычайным явлением, Моисей решил подойти ближе и посмотреть, что же происходит. Вдруг из среды огня он услышал голос Самого Бога, Который явился Моисею таким образом и призывал его к пророческому служению. Господь назвал его по имени и сказал: сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая (Исх. 3, 5). Когда Моисей подошел, Господь вступил с ним в беседу и призвал его к будущему пророческому служению.

Этот охваченный огнем, но не сгоравший куст всегда воспринимался святыми отцами и Церковью как прообраз Божией Матери, Которая тоже совместила в Себе несовместимое: Она и сохранила девственность, и родила, стала Матерью, после этого оставшись Девой. Поэтому мы называем Ее Приснодевой, и слова «Неопалимая Купина» являются одним из эпитетов Божией Матери.

На этой иконе, в центре, изображена Пресвятая Богородица с Младенцем Христом, а вокруг находятся различные ветхозаветные пророки. В том числе изображен сюжет, связанный с явлением пророку Моисею Бога в охваченном пламенем кусте. Эта икона получила название «Неопалимая Купина». Иногда Божия Матерь изображается на ней охваченной языками пламени. Иногда Ее помещают в два ромба, один темного, а другой красно-огненного оттенка, – это сочетание Ее девства и материнства.

Матерь Божия держит в руке лестницу – это указание на другой ветхозаветный прообраз, о котором мы читаем в Книге Бытия. В этой первой книге Ветхого Завета описывается ветхозаветный праведник Иаков, который однажды увидел во сне лестницу, одним краем касающуюся земли, а другим уходящую в небеса. На вершине лестницы был Бог. Эта лестница соединяла небо и землю, человечество с Богом. Она также является прообразом Божией Матери, Которая через рождение от Нее Сына Божия соединила небо и землю, человека и Бога.  

Но в нашем человеческом сознании, в Русской Православной Церкви, эта икона ассоциируется еще и с той, через которую Пресвятая Богородица (исторически это действительно так) помогает человеку избавиться от такого бедствия, как пожар. Оригинал этой иконы находился в одном из храмов Москвы в Неопалимовском переулке, который получил свое название от этой иконы. До сих пор это название сохраняется.

Москва много раз горела: иногда она сгорала почти дотла, но тот деревянный храм и район, где он находился, не пострадал ни разу. Заметив это, люди стали связывать происходящее с иконой Пресвятой Богородицы и обращаться к Божией Матери с молитвой перед этой иконой. Тогда, когда человеку угрожала опасность от пожара, они видели силу заступничества Божией Матери.

Зафиксировано много случаев, когда пожар сам собой прекращался до того, как прибывали пожарные, если верующий человек, взяв эту икону, обходил место бедствия и осенял ею горевшие здания… Я знаю, что во многих регионах при пожарных службах есть храмы или часовни, освященные в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина». В этот день наши спасатели МЧС часто приходят в храм, чтобы почтить Пресвятую Богородицу.

– У нас остались вопросы телезрителей: «Недавно была информация о том, что в школах не хватает учителей, а в больницах – врачей. Есть ли дефицит в священниках?»

– В силу того, что в последнее время количество приходов снова начало умножаться, такой дефицит опять начал ощущаться.

– А как же семинарии?

– Церковь ощущала острый дефицит священников дважды. Первый раз это стало происходить после падения советской власти, когда храмы начали открываться повсеместно, массово. Представьте себе, при советской власти в Томской области на протяжении многих десятилетий было всего лишь пять храмов, а потом вдруг сразу стало семьдесят.

Когда храмы стали открываться во всех районных центрах (а это уже около двух десятков), в крупных населенных пунктах, в самом городе стало уже не два храма, а много. И, конечно, только в нашем регионе сразу потребовалось несколько десятков священнослужителей, а есть регионы и более крупные. За эти годы каким-то образом дефицит был преодолен. Но в настоящее время мы опять видим процесс умножения приходов, храмов: в крупных городах их строится очень много. Например, в Москве осуществлялась так называемая программа «100 храмов». Потом она переросла в программу «300 храмов».

Строятся и открываются некоторые приходы и у нас, в Томской области. Поэтому снова начинает чувствоваться недостаток в священнослужителях. Надо сказать, что Томская область в этом отношении не является  показательной: у нас есть своя семинария, которая пока справляется с поставленными задачами. Но все-таки я бы хотел сказать, что в наше время такой дефицит снова начинает проявляться.

– Владыка, можно ли совершать литургию без священника? Не секрет, что в советское время священников не хватало, а люди собирались самостоятельно и молились. И кто такие беспоповцы?

– Во-первых, так литургию никто не может совершать: даже те же беспоповцы, о которых Вы говорите. Беспоповцы – это старообрядцы. Есть такое течение в Православной Церкви, которое в XVII веке не признало реформ, проводимых патриархом Никоном. Многие люди откололись от Православной Церкви и, желая сохранить все старые обряды, стали независимо строить свою церковную жизнь. Но, поскольку тогда в старообрядчество не перешло ни одного епископа (а священников может рукополагать только епископ), со временем у многих общин старообрядцев иссякли и священники, и епископы. Остались только миряне, поэтому у них прекратилось совершение такого богослужения, как таинство Причащения.

Они соотнесли это с последними временами: Господь отнял даже священников, поэтому они собираются только для молитвы. В их общине есть авторитетный лидер: он совершает мирянским чином службы, которые можно проводить без священника; какие-то таинства, допустимые в экстремальных случаях для совершения обычным человеком. В таких условиях совершить крещение может и мирянин.

Что же касается такого таинства, как таинство Евхаристии, то мирянин, конечно же, не может его совершить. Здесь речь идет о литургии, а литургия – это таинство Причащения. Литургию не может совершить даже священник, если у него нет на то благословения епископа, потому что это таинство Церкви обязательно должно совершаться по благословению архиерея, епископа. Священник является лишь своего рода руками епископа, его продолжением. Поэтому литургию без священника совершать нельзя.

Как же быть там, где в настоящее время в приходах нет постоянного священника и батюшка может приезжать не каждый день? У нас есть такие приходы, которые окормляются одним священником. Например, священник служит в воскресенье в каком-то основном приходе, в субботу едет в другой, а третий посещает среди недели.

Но наступает такой день, как праздник Пасхи или Рождества Христова. Конечно же, везде хотят, чтобы у них прошла служба на Пасху, но священник по церковным канонам  может совершить только одну литургию, а не две или три. Поэтому священник совершает литургию только в одном месте, а затем посещает оставшиеся приходы.

Там совершается другая служба, немного похожая на литургию. Называется она обедница. На этой службе не совершается таинство Причащения, но за этим богослужением поются многие песнопения Божественной литургии, читается Священное Писание. Батюшка приносит с собой на этот приход  Святые Дары, Тело и Кровь Христовы, освященные на литургии, которую он совершал на соседнем приходе, и причащает верующих этими освященными Дарами. Поэтому молитвенная жизнь в таких приходах тоже есть.

– Почему раньше священников называли попами, а сейчас – иереями? В чем отличие?

– Большого различия здесь нет. Поп – это слово латинского происхождения, родившееся от слова «папа», «отец». Мы же называем священника батюшкой – тут то же самое. Слово «поп», скажем, в ХVII–ХVIII веках было вполне почтительным и означало то же, что в настоящее время означают слова «отец» или «батюшка».

Потом это слово стало приобретать какой-то негативный оттенок, носящий в себе некий элемент пренебрежения или даже оскорбления. Поэтому сейчас священника обычно называют батюшкой.

Что касается слова «иерей», официального названия священника, то это слово произошло от греческого «иерос» – «священный», тот, который имеет посвящение от Бога. Слово «иерей» переводится как «священник». Когда мы к кому-то обращаемся, например, придя на завод и встречаясь с инженером, то мы не говорим ему: «Инженер, сделай нам это». И когда мы обращаемся к священнику, то не говорим: иерей такой-то. Как инженера мы называем по имени и отчеству, так и к священнику обычно обращаемся: отец Иоанн, отец Сергий, отец Дионисий. Если мы не знаем его имени либо просто хотим обратиться без имени, то называем его так: батюшка.

Ведущий Виталий Стёпкин

Записала Людмила Белицкая

Показать еще

Время эфира программы

  • Воскресенье, 19 мая: 05:30
  • Вторник, 21 мая: 03:00
  • Четверг, 23 мая: 12:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать