Православный взгляд. Митрополит Томский Ростислав отвечает на вопросы

19 августа 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
– Владыка, тему, которую я хочу сегодня Вам предложить, я условно обозначил так: «Не от мира сего». Объясню почему. Церковь отмечает 15 августа память святого Василия Блаженного. Почему на Руси с особым трепетом относятся к таким святым, как блаженные?

– Василий Блаженный действительно особый святой Русской Православной Церкви. Наверное, его все знают, благодаря храму, воздвигнутому на Красной площади царем Иоанном Васильевичем Грозным. И хотя он освящен в честь Покрова Пресвятой Богородицы в память о победе над Казанью, в народе он получил название храма Василия Блаженного.

На самом деле в честь этого святого освящен лишь один из многочисленных приделов этого собора, поскольку Василий Блаженный, московский святой, современник Иоанна Грозного, был похоронен на кладбище рядом с этим храмом, а затем, после причисления его к лику святых, над его мощами был устроен придел.

Почитание этого святого в Москве всегда было и остается настолько великим, что по этому маленькому придельчику весь храм в народе стал именоваться собором Василия Блаженного. Когда люди хотели посетить его, то говорили, что пойдут не в храм Покрова на Рву, как он официально назывался, а к Василию Блаженному, чтобы поклониться его святым мощам.

Собор Василия Блаженного знают все, и не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами. Это своего рода лицо, архитектурная визитная карточка Москвы, и не только. С духовной точки зрения это, конечно же, одна из главных святынь Москвы благодаря мощам блаженного. Вообще мощи Василия Блаженного покоятся не в гробнице, которую можно видеть в храме, они находятся под спудом, то есть глубоко под полом, а сверху сооружено лишь надгробие.

Кстати, я должен сказать, что Томск – один из немногих городов, где есть частица мощей святого. В советские времена в храме происходили реставрационные работы, в том числе было вскрыто захоронение – мощи святого Василия Блаженного. Тогда небольшая их частица была поднята, и один из моих знакомых реставраторов, ныне покойный, передал ее мне, тогда еще иеромонаху Троице-Сергиевой лавры. Я привез ее в Томск, и теперь у нас в Ильинском приделе Богоявленского собора в большой храмовой иконе Василия Блаженного капсула с достаточно большой частицей мощей этого святого.

Но вернемся к Вашему вопросу. В чем же все-таки секрет почитания этого святого и вообще подвига Христа ради юродства? Казалось бы, этот подвиг не совсем обычный, хотя на самом деле уже на страницах Нового Завета в посланиях святого апостола Павла мы видим характеристику христианского образа жизни как, собственно говоря, подвиг юродства Христа ради. Почему? Потому, что мир, в котором мы живем, настолько проникнут гордыней, тщеславием, греховностью, что они кажутся неотъемлемыми качествами этого мира. И жить по-христиански, руководствоваться заповедями любви, милосердия, сострадания, смирения – это настолько не прагматично, настолько не вяжется с бытием этого мира, что само по себе уже кажется юродством. И действительно, когда вокруг так много зла, не явится ли слабостью с нашей стороны исполнять заповеди Христа Спасителя и отвечать на зло добром, любить не только любящих нас, но и своих врагов? Не в ущерб ли нам будет поступать так, как заповедует Евангелие?

Те, что жили по Евангелию, всегда выглядели как необычные люди. Иногда, чтобы быть юродивым, не нужно было надевать личину безумия, достаточно было тщательно исполнять евангельские заповеди. Так было всегда. Хотя в истории христианской Церкви, и в Византии, и у нас, на Русской земле, были периоды, когда жить по-христиански было действительно почетно, тщательно соблюдать заповеди Божии означало заработать не насмешки, а похвалу.

В истории Русского государства таким периодом был XVI век, и, несмотря на определенные его сложности и неоднозначность исторических оценок, это было время, когда быть христианином было престижно. Именно в такие времена Церковь давала миру подвижников, прославившихся подвигом Христа ради юродства. Он заключается в том, что под личиной некой неадекватности или кажущегося безумия человек скрывает свои христианские подвиги.

Сейчас трудно представить человека, который взял бы на себя такой подвиг, по причине его бессмысленности. В наше время достаточно жить по-христиански, чтобы тебя сочли не совсем адекватным. А тогда было не так: если человек хранил чистоту, целомудрие, поступал по-христиански, это вызывало всеобщую похвалу и уважение. И чтобы скрыть эти подвиги ради Христа, он прятался под личиной безумия.

Обычно человека, который исполняет заповеди Божии, Господь наделяет определенными дарованиями, он становится носителем благодатных даров Духа Святого. Часто он именем Христовым исцеляет больных, творит чудеса. Человек же, который пребывает в гордыне, тщеславии, может приписать такие чудотворения себе, своим подвигам, заслугам, но это не так, потому что источником чуда является Бог, Божественная благодать. Такими чрезвычайными дарами Господь наделяет только людей смиренных, которые способны адекватно оценить себя, не приписывать их собственной персоне, а относить к Богу.

Такими людьми, которые имеют добродетель смирения, являются также Христа ради юродивые. Так было и с Василием Блаженным. Его почитал и царь Иоанн Васильевич Грозный, который, несмотря на определенную сложность характера и довольно жесткие методы правления, был благочестивым и набожным, регулярно посещал церковь, был усерден в молитве.

– Говорят, он боялся Василия Блаженного.

– Да. Он боялся его, потому что тот был единственным человеком, который мог сказать ему правду в глаза, причем не такую, которая есть плод надменности человека. Мы ведь тоже, как говорится, готовы резать правду-матку и иногда можем кого-то обидеть, глубоко ранить. Иногда, говоря так называемую правду, на самом деле мы хотим проявить себя, а не помочь человеку избавиться от каких-то грехов и пороков, чтобы он спасся, стал из человека греха Божиим человеком. Нами не всегда движет любовь, а святые были движимы христианской любовью, и поэтому могли позволить себе сказать правду, в том числе и сильным мира сего.

Приведу в пример один случай. Иоанн Грозный молился в одном из соборов Московского Кремля. После богослужения на пороге храма его встретил Василий Блаженный. Царь, как обычно, наделял милостыней Христа ради юродивых и нищих и, увидев Василия, конечно же, подал ему какую-то монетку и сказал: «Василий, сегодня большой праздник. Столько народу было в храме!» Это был день какого-то церковного праздника, и храм действительно ломился от богомольцев. Вдруг, к удивлению царя, Василий сказал: «Нет, сегодня на службе почти никого не было». – «Как так? – удивился царь. – Смотри, вот и сейчас из храма выходит большое количество людей, и я был в церкви». На что Василий ответил: «Нет, в церкви молились митрополит Макарий (он совершал богослужение)  и еще несколько человек. А тебя, царь, в храме не было». – «А где же я был?» – «Ты был на Воробьевых горах, строил свой дворец».

И действительно, в то время царь был занят строительством своей резиденции на Воробьевых горах и поэтому во время богослужения периодически отвлекался на хозяйственные дела, которые его очень беспокоили. Это не скрылось от наделенного даром прозорливости Василия Блаженного, и таким очень мягким способом он сказал царю, что, бывая в храме, важно не только быть там телом, но и молиться. Так Христа ради юродивые помогали и до сих пор помогают нам корректировать нашу жизнь, выстраивать ее по Божественным заповедям.

– Как Вы считаете, подвиг блаженных, Христа ради юродивых, присущ всем народам или все-таки только русскому? Я спрашиваю потому, что в русских сказках зачастую главные герои – Емеля-дурак, Иванушка-дурачок. Конечно, есть и богатыри, тем не менее именно эти герои очень популярны у детей, может быть, потому, что именно они им близки.

– Любой святой, по сути, в душе ребенок. Сам Иисус Христос заповедал: «Если вы не уподобитесь детям, то не сможете войти в Царство Небесное». Поэтому любой святой своей простотой, чистотой в какой-то степени уподобляется ребенку. И юродивые не исключение.

Присущ ли этот подвиг исключительно русскому народу? Я бы сказал, что Христа ради юродивые есть и среди православных христиан других Поместных Церквей, в частности в Византийской Церкви. Например, известный блаженный Андрей. Он стал свидетелем события, которое впоследствии праздновалось на Руси как один из главных Богородичных праздников, как Покров Пресвятой Богородицы. Это было видение Божией Матери, распростершей Свой покров над молящимися во Влахернской церкви.

Русскому народу этот подвиг всегда был понятен, наверное, из-за его простоты, открытости, которые и в настоящее время свойственны именно нашему народу. Кто еще отличается такой открытостью?

Конечно, у каждого народа свои особенности и достоинства. Подвиг Христа ради юродства действительно близок нашему народу, сибирякам в том числе. Среди подвижников сибирских есть блаженная Домна Томская, подвижница XIX века. В Томске ее до сих пор очень любят и почитают. В студенческом университетском городке есть часовня блаженной Домны, воздвигнутая примерно над ее могилой. К сожалению, после революции кладбище при Иоанно-Предтеченском монастыре, которое располагалось на этой территории, было разорено, все могилы были осквернены. На этом кладбище, помимо блаженной Домны, были похоронены выдающиеся профессора томских университетов. Все эти могилы были уничтожены. Когда в нашей стране в постсоветский период началось возрождение церковной жизни, по инициативе руководства университета и Томского благочиния (Томской епархии еще не было) было решено на территории студенческого городка построить часовню в честь блаженной Домны примерно над ее могилой. Точно локализовать захоронение не удалось, но примерно установить место не составило большого труда, поскольку есть фотографии.

Эта часовня была построена не только в честь блаженной Домны, но и в память всех выдающихся томичей, которые когда-то были погребены на том кладбище. На ней есть памятные доски, но имя она носит блаженной Домны, которая была особой подвижницей и молитвенницей.

Подвиг молитвы и другой аскезы блаженная Домна тщательно скрывала, иногда принимая на себя вид неадекватного человека. Например, она носила на себе одежду полностью в узелках. Домна перебирала эти узелки, и со стороны казалось, что человек совершает какие-то странные действия. Так блаженная Домна скрывала свой молитвенный подвиг, а узелки служили ей четками. Если бы она взяла в руки четки и перебирала их, то, конечно же, каждый видел бы, что Домна пребывает в молитве, и наверняка томичи, люди благочестивые, восхваляли бы ее как молитвенницу, подвижницу, а это вредило бы ее смирению. Вот так подвижники скрывали свои подвиги.

– Перейдем к следующей теме программы. Настал Успенский пост, а с ним и время Спасов, которые так любимы русским народом. Расскажите о них подробно.

– Успенский пост один из самых коротких в Православной Церкви. Длится он всего две недели, начинается 14 августа и продолжается до Успения Пресвятой Богородицы 28 августа. Но, как предписывает церковный устав, по своей строгости он равен Великому посту. За этот пост вкушение рыбы разрешается только один раз – на праздник Преображения Господня.

Конечно же, каждый раз, когда в нашей передаче речь заходит о постах, мы говорим, что смысл его не только и не столько в воздержании от скоромных видов пищи, сколько в духовном подвиге борьбы с грехом и страстями, а воздержание от пищи является лишь средством, которое позволяет быстрее и удобнее достигнуть обозначенных целей. Тем не менее каждый человек постится по мере своих сил, насколько ему позволяет здоровье, но есть определенные сформулированные церковные правила.

Успенский пост готовит нас к празднику Успения Пресвятой Богородицы, который на Руси иногда называли Богородичной Пасхой, он очень любим нашим православным народом. Что же касается Спасов, то некоторые из них приходятся на пост, а некоторые следуют за ним. Так, например, 1 августа по старостильному календарю, что соответствует 14 августа по нынешнему летоисчислению, бывает празднование Всемилостивого Спаса и Пресвятой Богородицы и Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня – такое сложное и не совсем понятное название. В этот день Константинополь сотрясался от землетрясений, толчки шли один за другим,  было много разрушений. Патриарх Константинопольский решил изнести на улицы города величайшую святыню – часть того Креста, на котором был распят Христос Спаситель. Прошли с крестным ходом по городу, и землетрясения прекратились. Поэтому в этот день из алтаря в центр храма износится для поклонения Святой Животворящий Крест. Это бывает вечером 13 августа. Поскольку праздник установлен в честь Спасителя, в народе он именуется первым Спасом.

Второй праздник Спасителя, который в народе именуется вторым, или Яблочным, Спасом, – Преображение Господне, великий христианский двунадесятый праздник, установленный в честь евангельского события, когда Господь взошел на Фаворскую гору и показал Своим ученикам и апостолам Свою Божественную природу, преобразился перед ними. Этот праздник всегда отмечается 19 августа. В этот день по русской традиции в храмах освящают яблоки, груши, другие древесные плоды, виноград, а на Востоке – исключительно виноград. Был обычай: прежде чем вкушать плоды нового урожая, приносить их в храм и освящать. И в наше время в праздник Преображения Господня люди не только стараются посетить храм Божий, сходить на богослужение, но и приносят различные плоды, которые дает наша матушка-земля (и Господь, благословляющий ее), освящают их и вкушают.

И, наконец, 29 августа, на следующий день после Успения Пресвятой Богородицы, совершается празднование в честь Нерукотворного Образа Иисуса Христа. Этот праздник именуется третьим Спасом. Вспоминается событие, когда этот образ, величайшая реликвия христианского мира, был перенесен в Константинополь из Эдессы, с территории нынешней Сирии.

Скажу для тех телезрителей, кто, может быть, не знает о чуде, которое не записано в Евангелии, но известно из других источников. Иисус Христос омыл Свое пречистое лицо водой, отер полотенцем, и на полотне запечатлелся Его лик. Он отправил это изображение в Эдессу, в Малую Азию царю Авгарю, который таким образом исцелился от слепоты. Из светских источников мы знаем, что небольшое Эдесское царство, благодаря этому чуду, стало первым в мире христианским государством.

– У нас остались вопросы телезрителей.

«Как Вы относитесь к разного рода пророчествам? Например, есть ссылки на афонского старца, который говорит, что Россию завоюет Китай, причем без войны, только благодаря продажности чиновников, и Китай заберет всю территорию до Урала, включая Сибирь».

– Когда говорят о пророчествах каких-то старцев, часто для авторитетности добавляют, что они афонские или иерусалимские. На самом деле очень много народных домыслов, иногда старцам приписывают то, чего они не говорили или имели в виду что-то совершенно другое.

Вообще, когда пророчества изрекались пророками и старцами, чаще всего они носили характер сотериологический, или спасительный. То есть цель была одна – привести в порядок духовную жизнь человека, напомнить ему о Боге, о небе, о спасении. Ни у одного пророка не было цели рассказать, что же ждет нас в будущем. Пророки и старцы – это не какие-то бабки, которые предсказывают судьбу, гадая на кофейной гуще. Это люди, которые обращают внимание на какие-то проблемы духовной жизни и лишь в контексте этого иногда приоткрывают завесу будущего. Поэтому, что будет, сказать трудно.

Неправильно делают люди, которые останавливают внимание на пророчествах в этой материальной, что ли, части, ожидая, что будет: придут китайцы или не придут (или мы куда-то придем). Иногда говорят, что русские когда-то завоюют Константинополь, а потом Храм Святой Софии отдадут грекам. На самом деле все это внешнее. Будет так или иначе – мы не должны на этом зацикливаться. Господь говорил: Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. Поэтому я бы не слишком акцентировал внимание на таких псевдопророчествах или даже пророчествах подлинных.

– Еще один вопрос: «Есть такая поговорка – «мечтать не вредно», при этом, как я понимаю, в православии мечтательность является грехом. Так ли это?»

– В наше время слово «мечтательность» очень емко по содержанию. Действительно, это качество в чистом его виде всегда порицалось аскетами Православной Церкви, потому что мечтательность уводит человека в иллюзорный мир, не соответствующий действительности. Но ведь в наше время под мечтательностью иногда понимают что-то более прагматичное, когда человек, строя определенные планы на будущее, думает: как хорошо было бы так и так. Это не из разряда неосуществимых мечтаний, а это планы, которые человек имеет в виду, хотя они, может быть, труднодостижимы. Если человек их строит, соотносит с духовной жизнью не во вред ей, уповает и на свои силы, и на Бога, прося Его благословения и поддержки, то в этом нет ничего плохого.

А вот какую-то беспредметную мечтательность иногда называют маниловщиной. В нашей классической литературе у Н. В. Гоголя был такой персонаж – Манилов, который мечтал: хорошо бы через пруд построить мост (на самом деле никому не нужный) и на нем поставить самовар. Конечно же, маниловщиной и с точки зрения гражданской этики, и тем более аскетической, церковной, человек увлекаться не должен.

Ведущий Виталий Стёпкин

Записала Людмила Белицкая

Показать еще

Время эфира программы

  • Воскресенье, 19 мая: 05:30
  • Вторник, 21 мая: 03:00
  • Четверг, 23 мая: 12:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать