Православный взгляд. Беседа с митрополитом Томским и Асиновским Ростиславом

17 ноября 2022 г.

– Владыка, меня всегда занимала старинная русская пословица: «Не стоит село без праведника, а город без святого». На Ваш взгляд, имеет ли она под собой какую-то реальную почву или это просто слова?

– Наш мир устроен так, что даже в каких-то житейских, бытовых делах у каждого явления есть своя определенная цель. Например, дорога существует для того, чтобы привести нас к какой-то конечной цели. Если же эта дорога никуда не ведет, если она заканчивается тупиком, то это не дорога.

У нашего мира в целом, у определенного общества, народа, города, села, у каждой деревеньки и даже хутора тоже есть какое-то свое предназначение, и не только прагматичное, чисто утилитарное, но и высшее. Священное Писание учит нас, что наш мир держится не только и не столько какими-то внешними силами, но и силами духовно-нравственными. И если какой-то город, населенный пункт утрачивает свое духовное предназначение, он утрачивает и перспективу своего существования.

Поскольку любое человеческое общество начинается с малой ячейки – с семьи, города, деревни и так далее, то, конечно же, в такой ячейке должны быть какие-то нравственные ориентиры – люди, которые, являясь для всех образцом, будут и крепкими молитвенниками.

Ради таких особо одаренных в духовном плане людей Господь не лишит то или иное общество его предназначения, потому что, пока такие люди есть среди своих современников, человечество не сделает окончательный выбор в пользу зверинца, а значит, оно еще не запустит программу самоуничтожения, самоликвидации и развиваться будет позитивно.

В рамках нашей программы время от времени мы вспоминаем известный библейский эпизод из Книги Бытия – беседу Господа с ветхозаветным праведником Авраамом. В этом эпизоде говорится о том, что Господь явился праотцу Аврааму в виде трех странников. Гостеприимный Авраам предложил странникам отдохнуть и подкрепиться, и они приняли его предложение. Уже уходя, Господь поведал провожавшему Его Аврааму, что идет Он в город Содом, утративший свое предназначение, чтобы покарать его жителей, вопль о беззаконии и нечестии которых дошел до Него.

Но Авраам стал ходатайствовать перед Богом о сохранении этого города хотя бы ради пятидесяти праведников, которые могли в нем быть. И Господь ответил, что Он пощадит этот город, если найдет в нем пятьдесят праведников. Ободренный успехом своей просьбы, Авраам продолжил свое заступничество за Содом с еще большим дерзновением и, постепенно снижая планку, спрашивал о сорока, тридцати, двадцати и наконец о десяти праведниках. И Господь обещал пощадить этот город даже ради десяти праведников.

В народе говорят, что малая закваска сквашивает все тесто, так и праведник, пребывая в среде, далекой от духовно-нравственных идеалов, может оздоровить все общество, все окружающее пространство. Ради молитв, ради подвигов этого праведника Господь ниспошлет Свое благословение и всем тем, кому посчастливилось быть современниками этого человека. И, конечно же, горе тем людям, тем городам и весям, в которых не найдется такого человека.

Из истории мы знаем, что погибали великие цивилизации, и чаще всего не тогда, когда они переживали времена своего экономического или культурного упадка, а когда, казалось бы, они достигали своего расцвета, но расцвета лишь внешнего. В духовном же отношении они превращались в настоящие зверинцы, в которых царствовали законы джунглей. Поэтому совсем неудивительно, что мы знаем о таких цивилизациях, как ассирийская, древневавилонская, шумерская и другие, только из научных, исторических трудов.

– Владыка, из Вашего рассказа я сделал вывод, что село или город, где нет благочестивых людей, обречены на гибель, но если там будут праведники, то ради них Господь сохранит эти населенные пункты, и у живущих там людей будет шанс со временем прийти к вере.

Мы знаем, что есть люди, которые еще не причислены к лику святых, но наверняка ради них Господь услышит молитвы людей, которые живут в том или ином городе или селе. Вы знали одного из таких людей – архимандрита Кирилла (Павлова). Он еще не причислен к лику святых, поэтому как к нему можно обращаться с просьбами, молитвами, чтобы он был ходатаем за нас перед Богом?

– Канонизация святых это акт земной Церкви, который не является чем-то, что прибавляет святости тому или иному человеку или, наоборот, отнимает у него эту святость. Акт канонизации не делает кого-то святым, это лишь констатация факта для общей пользы всей Церкви Божией.

Когда для всей Церкви становятся несомненными, однозначными и засвидетельствованными на протяжении долгого времени святость, праведность, близость, причастность к Богу того или иного человека, Церковь совершает его канонизацию. То есть Церковь свидетельствует о святости этого человека не потому, что он не был святым, а она вдруг сделала его таким. Он был святым, и Церковь как бы засвидетельствовала это.

Сегодня многие праведные, благочестивые люди по какой-то причине еще не причислены к лику святых. Для нас не секрет, что после революции 1917 года вся наша страна, в том числе и Томская область, прошла через непростые времена гонений, преследований интеллигенции, ученых, священников. Священнослужители и миряне шли на верные мучения и смерть за стойкость в своей вере, и с церковной точки зрения эти люди, конечно же, являются святыми мучениками, но многие из них до сих пор еще не причислены к лику святых.

В Томской епархии в разное время служили епископ священномученик Герман (Коккель), епископы Сергий (Васильков), Серафим (Шамшин), Серафим (Кокотов), Фостирий (Максимовский). Все они в 19371938 годах были расстреляны, и, несомненно, они являются святыми. Но для того чтобы Церковь объявила об этом, необходимо тщательно исследовать документы, касающиеся периода их заключения и мученической кончины.

К сожалению, архивы, в которых содержатся необходимые документы, в настоящее время труднодоступны, а для канонизации архиереев с этими документами должна работать Комиссия по канонизации святых, причем не выборочно, а в полном объеме. Поэтому вопрос о канонизации этих священнослужителей официально пока не поставлен. Но я считаю, что эти мужественные люди, преданные Церкви и Богу, являются для нас духовно-нравственными маяками. Это святые люди.

Вы упомянули архимандрита Кирилла (Павлова) подвижника наших дней, известного всероссийского старца. К нему в Троице-Сергиеву лавру за духовным наставлением и советом ехали люди со всей России, и не только из России, но и из других стран, поэтому, пожалуй, его можно назвать не всероссийским, а вообще православным старцем, человеком великой подвижнической жизни.

Даже с точки зрения светского, мирского человека, судьба его очень интересна и удивительна. Он прошел всю Великую Отечественную войну, был одним из защитников Сталинграда. Его представляли к присвоению звания Героя Советского Союза и не присвоили это звание лишь потому, что по религиозным соображениям он отказался вступать в компартию, а в те времена считалось, что героями могут быть только коммунисты. Об этом свидетельствует его личное дело, в настоящее время поднятое из архивов и обнародованное.

Люди тянулись к старцу Кириллу, потому что они чувствовали, что это тот кладезь духовной мудрости, духовного опыта, из которого они могут черпать эти дары до бесконечности. Все, кто общался с архимандритом Кириллом, свидетельствуют об этом. Даже просто находиться рядом с ним, ни о чем его не спрашивая, было для каждого великим счастьем, потому что человек чувствовал идущее от него духовное умиротворение и любовь.

Я уже не говорю о каких-то частностях (которым и я был свидетелем), когда даже кратковременное общение с ним иногда переворачивало жизнь человека, изменяло ее в лучшую сторону. Именно поэтому архимандрит Кирилл святой, праведный человек, и хотя он еще не причислен к лику святых, его святость несомненна не только для меня, но и для всех, кто хоть немного соприкоснулся с ним.

А можно ли молиться подвижникам благочестия, которые к лику святых еще не причислены… В Церкви все делается не самочинно, не так, как заблагорассудится человеку. Апостол Павел заповедовал: все должно быть благопристойно и чинно.

Традиции Церкви и нормы, принятые Церковью, говорят нам о том, что таких людей мы должны поминать в молитвах об упокоении. Обычно за упокой души, об упокоении мы молимся о наших усопших близких, родственниках, а здесь вроде бы человек праведной, высокой жизни, и хочется ему помолиться. Но поскольку Церковь еще не вынесла общесоборного суждения о нем, мы молимся об упокоении его души.

Так, до канонизации, до причисления к лику святых блаженной Ксении Петербургской в ее часовне на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге служились не молебны, которые служатся и обращены к святым, а панихиды, то есть заупокойные службы, которые мы служим об обычных усопших, наших близких и родных. Но в Церкви сложилось так, что иногда, когда мы молимся об упокоении таких людей, мы добавляем фразу, которая позволяет нам заручиться их молитвенной поддержкой там, в ином мире, пред Престолом Божиим.

Каждый раз, посещая Троице-Сергиеву лавру, я направляюсь в древний Троицкий собор к мощам преподобного Сергия и прохожу мимо могилки старца отца Кирилла. Вокруг этой могилки всегда очень много людей, которые, окружив ее, молятся Господу. Я останавливаюсь перед этой могилкой и произношу такие слова: «Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего приснопамятного архимандрита Кирилла и его святыми молитвами укрепи, помоги, благослови меня, грешного».

Так обычно поминают подвижников благочестия, еще не причисленных к лику святых. То есть мы молимся о них за упокой, но я думаю, что не будет зазорным добавить просьбу о том, чтобы их святыми молитвами Господь принял нашу молитву, помиловал нас и явил нам Свои милости.

– Владыка, давайте перейдем ко второй части нашей программы и поговорим о человеке, который причислен к лику святых сравнительно недавно: 18 ноября празднуется день памяти святителя Тихона, патриарха Московского. Расскажите подробнее об этом святом, за что Церковь причислила его к лику святых.

– Канонизация святых – это не медаль и не награда, поэтому я думаю, что не совсем верно говорить, что Церковь причисляет к лику святых за что-то. Жизнь святителя Тихона была подвижнической. Он был миссионером, очень активно и успешно распространял православное вероучение на американском континенте. Благодаря ему на территории нынешних Соединенных Штатов Америки появилось огромное количество православных приходов.

Когда он уже был в России, в переломный момент для нашего государства, когда пала царская власть, а затем и Временное правительство и к власти пришла партия большевиков, для Церкви наступили непростые времена. Мы знаем, что Петром I патриаршество было упразднено, и Церковь тогда оказалась частью государственной машины. После революционного переворота Церковь как бы утратила эти путы государственной власти и получила относительную свободу, но, с другой стороны, внешние условия были такими, что Церковь стали физически уничтожать, гнать, преследовать.

В эти непростые времена на своем Соборе Церковь восстанавливает древнее церковное каноническое управление – патриаршество, и появилась необходимость избрать кого-то на этот ответственный пост. Тогда было три кандидатуры, и, наряду со святителем Тихоном, другие кандидаты с внешней точки зрения были ничуть не менее талантливыми и способными, чем он. Причем святитель Тихон не был в лидерах соборного общественного мнения.

Избрание патриарха проводилось в два этапа: тайным голосованием и посредством жребия. После тайного голосования специально привезенным на этот Собор в храм Христа Спасителя старцем был вынут жребий с именем митрополита Тихона, и он стал патриархом Всероссийским (так тогда назывался этот титул).

Нужно сказать, что Промыслом Божиим был избран именно тот человек, который в это непростое время был крайне нужен Церкви. Патриарх Тихон сумел повести церковный корабль и не дал ему разбиться в непростых условиях, когда внешние гонения на Церковь сопровождались насаждением при посредстве властей всевозможных раскольничьих движений, одним из которых было движение обновленцев, ставшее, по сути, ножом в спину для Православной Церкви, оно разрушало Церковь изнутри.

Святитель Тихон успешно возглавлял Церковь в эти непростые годы – с 1917 по 1925 год. Кончина святителя Тихона была мученической. Он скончался, будучи лишенным свободы, находясь под домашним арестом в Свято-Донском монастыре в Москве. Исследователи полагают, и сейчас это, в общем-то, уже не оспаривается, что умер он не своей смертью – закончить земную жизнь помогли ему недруги Церкви. Кончина святителя Тихона превратилась в Москве в своего рода триумф православной веры. В то непростое для Русской Православной Церкви время на погребение патриарха Тихона собралось такое огромное количество людей, какого Москва еще не видела.

Святитель Тихон еще при жизни достиг такой святости, что совершал чудеса, оказывал людям духовную поддержку. Чудотворения происходили и на его гробнице в Донском монастыре. И патриарх Тихон был причислен к лику святых угодников Божиих. Этим Церковь засвидетельствовала его несомненную святость перед Богом.

– У нас еще есть вопросы телезрителей.

«Владыка, на Ваш взгляд, какие святые лучше нас слышат – древние или те, которые жили сравнительно недавно (например, такие, как Серафим Саровский)?»

– Чтобы тебя кто-то услышал, нужно хорошо говорить. Помните, в известной советской кинокомедии «Иван Васильевич меняет профессию» герой Пуговкина кинорежиссер Якин говорит: «Да Вы меня не так поняли», – на что царь Иван Васильевич Грозный отвечает: «Да как же тебя понять, коли ты ничего не говоришь?»

Нельзя сказать, что какие-то святые слышат нас лучше, потому что они древнее или более новые. Здесь все зависит от того, как мы молимся и какое проявляем усердие в молитве. Чтобы наша молитва была услышана, она должна исходить из сердца.

Ежегодно в пятницу Светлой седмицы Православная Церковь совершает празднование в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». В этот день в церковных песнопениях звучит: «Живоносный Источник» и «Живоприемный Источник». Так Церковь пытается донести до нас мысль: чтобы источник был для нас живоносным, нужно, чтобы он стал живоприемным. То есть источник несет некие струи жизни, обновления, но способны ли мы их принять? Вот когда мы способны их принять, тогда этот источник становится для нас живоносным.

Все святые слышат нас одинаково, и они одинаково готовы возносить за нас молитвы перед Престолом Божиим. Но будем ли мы услышаны, зависит от того, насколько искренне мы молимся, насколько мы чтим святых, к которым обращаемся. Если мы делаем это с усердием и с душой, то молитва наша обязательно будет услышана.

– «Я больше люблю тихий семейный уют, а жена, наоборот, хочет ходить в гости и любит, чтобы гости приходили к нам. Она любит ходить в кино, в театры, на разные мероприятия. Из-за всего этого часто у нас возникают ссоры. Посоветуйте, пожалуйста, как мне быть».

– Давать какие-то советы здесь уже поздно. Вы привели пример прямо из моей жизни. Когда я встречаюсь со студентами Томской духовной семинарии, которые приходят ко мне со своими избранницами, невестами, чтобы взять благословение на вступление в брак, я спрашиваю у них: «Внимательно ли вы посмотрели друг на друга, убедились ли вы в том, что подходите друг другу?»

Часто бывает так, что сами по себе хорошие, замечательные люди имеют разные интересы. Одни люди компанейские, а другие любят одиночество и уют. Кто-то считает, что его дом должен быть хлебосольным и открытым для всех, а кто-то считает свой дом своей крепостью, в которой он может в полной мере отдохнуть от всякой суеты. Кто-то любит интеллектуальные изыскания, а кто-то – какие-то технические вещи.

Если жена упрекает мужа, например, в том, что тот, разбираясь в технике, день и ночь лежит под своей любимой машиной, а муж предъявляет претензии жене, что она не варит ему борщ, то кто мешал им еще до свадьбы узнать, что их избранник или избранница вообще любит и к чему стремится? Поэтому, конечно же, такие вопросы следует задавать не тогда, когда люди уже в браке, а еще до брака.

Иногда я в шутку говорю супругам, что удивительно то, что они вообще поженились, потому что муж, будучи «совой», мог никогда не встретиться со своей женой – «жаворонком», ведь спят и бодрствуют они в разное время. Конечно, это шутка, тем не менее… Но если брак уже заключен, то супругам нужно поступаться своими «хочу». Люди в браке должны оценивать ситуацию не с позиции своего «я», а с позиции «мы», им нужно входить в положение друг друга и уступать друг другу.

Ведущий Виталий Стёпкин

Записала Людмила Белицкая

Показать еще

Время эфира программы

  • Воскресенье, 19 мая: 05:30
  • Вторник, 21 мая: 03:00
  • Четверг, 23 мая: 12:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать