Православный взгляд. Митрополит Томский Ростислав отвечает на вопросы

8 сентября 2022 г.

– Владыка, мы стараемся обсуждать разные актуальные темы. Сейчас самая актуальная тема и в нашей стране, и в Томской области – единый день голосования. Часто я слышу вопрос: нужно ли православному человеку идти на избирательный участок или можно просто довериться воле Божией? Входит ли голосование в традицию верующего человека?

– Во-первых, странно, что такие вопросы у кого-то возникают. А во-вторых, противопоставлять волю Божию и поход на избирательный участок не стоит. Может быть, для какого-то человека воля Божия и состоит в том, чтобы он пошел на избирательный участок. Все верующие люди являются гражданами государства, поэтому участие в жизни своей страны, области, поселка, города, своего родного дома, конечно же, дело очень нужное и святое.

Церковь всегда строилась на соборных началах. Святейший Патриарх Московский и всея Руси у нас избирается, для этого собирается Поместный Собор, в котором принимают участие и духовенство, и миряне. На каждом приходе есть приходское собрание, которое выбирает руководящие органы прихода, и хотя священник назначается архиереем, все другие должности выборные. И поэтому вполне естественно, что голос народа должен учитываться, и средством выражения воли народной является голосование.

Поэтому верующему человеку не только позволительно участвовать в выборах, но и нужно. А если мы устраняемся от этого, то мы не предаемся воле Божией, а отдаем этот важный вопрос на откуп другим людям, как бы перекладывая на них свою ответственность, снимая ответственность с себя, а это неправильно. Я считаю, что каждый человек, каждый гражданин нашей страны должен принимать участие в выборах.

– Но люди, задающие вопрос, нужно ли идти на избирательный участок и голосовать, могут руководствоваться положением, что Церковь у нас отделена от государства.

– На мой взгляд, люди, которые задают такие вопросы, не понимают, что такое отделение Церкви от государства. То, что Церковь у нас отделена от государства, не означает, что ее куда-то задвинули, отовсюду изгнали и она ни в чем не должна принимать участие. Отделение Церкви от государства предполагает, что Церковь не является частью государственной машины. Действительно, со времен Спасителя Церковь никогда не была частью государственной машины. В нашей стране лишь Петр Первый провел религиозную реформу и, по сути, сделал Церковь государственной.

Возьмем наш современный герб. Он представляет собой двуглавого орла. Две головы орла символизируют власть духовную и власть светскую, которые, как предполагается, должны действовать в согласии, в симфонии. Поэтому отделение Церкви от государства, по сути, акт для Церкви весьма нужный и полезный, когда Церковь, не являясь государственной машиной, тем не менее является духовной силой общества.

Церковь вправе (и так она и делает) высказывать свое мнение по всем актуальным вопросам современности. Она активно участвует во всех процессах, которые происходят в стране, в том или ином регионе. Я думаю, каждый человек в этом отношении должен занимать активную позицию, высказывать свое мнение, и не где-то на кухне, а посредством голосования, отдавая свой голос за того или иного кандидата.

– А нужно ли человеку, собравшемуся проголосовать, брать для этого благословение? И можно ли нашу беседу считать неким таким благословением?

– Во-первых, у каждого человека есть свой духовник. И если человек во всех сферах своей жизни старается жить по благословению и совету своего духовника, то поход на избирательный участок ничем не отличается от всего прочего. Но если человек во всех случаях поступает самостоятельно, полагая, что все вполне укладывается в логику поступков верующего человека, а благословение берет только на какие-то особенные, выходящие за обычные рамки дела, то брать благословение для похода на избирательный участок совсем необязательно. Здесь все зависит от уровня взаимоотношений человека с духовником.

У нас есть документ, который был принят в 2000 году на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви, посвященном 2000-летию Рождества Христова. Этот документ называется «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». В нем Церковь дала ответы на многие злободневные вопросы, возникающие у верующего человека, в том числе четко сформулировала свое отношение к избирательной системе, которую она однозначно считает позитивной.

– На Ваш взгляд, когда монашествующие идут на избирательный участок, не противоречит ли это каким-то церковным укладам? Ведь, принимая постриг, они, по сути, отказываются от всего мирского.

– Монашествующие являются гражданами нашей страны, и участие в избирательной системе не препятствует их монашескому деланию. Конечно, есть иноки, несущие разные подвиги, в том числе послушание в затворе, абсолютно отрешаясь от мира, есть иноки, живущие в каких-то пустынях. Выходить из них, чтобы принять участие в выборах, может быть, и необязательно, даже неполезно. Если же монашествующие живут в какой-то обители, это никоим образом не мешает им принять участие в голосовании.

Я помню свое пребывание в Свято-Троицкой Сергиевой лавре, когда только начинал свой путь служения Церкви. Там избирательный участок всегда организовывался на территории монастыря,  поэтому не было необходимости выходить за монастырские стены, чтобы отдать свой голос за того или иного кандидата. Поэтому для монашествующих препятствий здесь никаких нет. И у каждого монашествующего есть свой духовник, руководству которого он вверен при постриге, и каждый монах советуется со своим старцем, что ему полезно или неполезно.

Может быть, кому-то по его личным причинам и неполезно участвовать в выборах, но это скорее исключение из правила. Это может относиться к каким-то людям, чрезмерно ангажированным темой выборов. С православной же точки зрения, когда в человеке чрезмерно кипят страсти, это не способствует верному выбору, который человек может сделать, да и, наверное, повредит ему. И если человеку свойственна какая-то неумеренность, может быть, духовник и не посоветует ему принимать участие в выборах. Но, еще раз повторю, скорее всего это исключение, а не правило.

– Владыка, мы говорили о важном для Церкви документе 2000 года. На мой взгляд, в 2000 году наметился некий водораздел, потому что до этого года в Государственной думе можно было увидеть каких-то церковных деятелей, которые избирались депутатами, а после этого года церковные деятели не стали избираться на подобные посты. Значит ли это, что верующему человеку не следует избираться в какие-то государственные органы, а с другой стороны, кто же тогда будет отстаивать в них интересы Церкви?

– Церковь принимает подобного рода решения, реагируя на ту или иную ситуацию. Скажем, когда в нашей стране прекратила свое существование советская власть и Россия вступила в новую фазу своего бытия, Церкви нужно было как-то определиться, и она на какой-то период пыталась реализовать опыт, который был у нее в дореволюционные годы.

Как мы помним, в начале ХХ века в Санкт-Петербурге пытались создать Думу как некий совещательный орган управления нашей страной, и в нее избирались разные слои русского общества, чтобы их голос был там представлен, в том числе избирались и священнослужители. Мы знаем делегатов и от Томской губернии.

Когда же советская власть ушла в прошлое, у многих создалось впечатление, что будет полезно, если в работе Верховного Совета, а потом и Государственной думы будут принимать участие и священнослужители. И они действительно принимали активное участие в работе высших органов государственной власти и, с моей точки зрения, принесли немало пользы. Есть много конкретных очень позитивных решений, которые были приняты тогда не без их участия.

Но потом стало очевидно, что любые выборы все-таки сопряжены с предвыборной борьбой, с каким-то противостоянием, когда священник обязательно должен занять сторону определенной группы людей, но тогда уже пастырь не может быть пастырем для всех и Церковь, делая какой-то свой политический выбор, не может быть Церковью для всех.

Поэтому после обсуждения этого вопроса Церковью было принято соборное решение о том, что духовенство, священнослужители, являясь пастырями для людей любой партийной ориентации, любых политических взглядов, не должны участвовать в политической борьбе, они должны быть над этим, и с тех пор духовенство в выборах не участвует.

Если же кто-то из священников все-таки считает, что его место в политической жизни, то этот человек должен оставить священнослужение. Господь говорит: никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Так и здесь. Человек, который дал Господу свое согласие трудиться в Его вертограде, не должен быть занят в каких-то других сферах деятельности.

– Но тогда вторая часть моего вопроса: а кто же будет отстаивать интересы Церкви?

– В нашей стране живет не только духовенство, и у нас не Ватикан, граждане которого исключительно кардиналы и другие представители Римско-Католической Церкви. Верующие люди вполне могут участвовать в выборах. В указанном документе не говорится, что верующий человек не должен принимать участие в выборах.

– Давайте перейдем ко второй части нашей программы. 11 сентября, как раз в единый день голосования, Церковь празднует грустный, трагичный праздник – Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Расскажите об этом подробнее.

– Этот праздник основан на евангельском повествовании, которое говорит нам о том, что в дни земной жизни Христа Спасителя звучала проповедь не только Самого Господа, но и великого пророка Иоанна Крестителя, которого называют Предтечей Христа и который как бы шел впереди Христа и готовил Ему путь.

Первую половину своей жизни Иоанн Предтеча провел в аскетических подвигах в суровых условиях пустыни. Подготовив себя духовно, он вышел на берега реки Иордан, где стал проповедовать людям покаяние. Он говорил о том, что приблизиться к Богу и встретить Бога может лишь тот человек, который разрушит стену греха, воздвигнутую им самим между собой и Богом.

Проповедь Иоанна Крестителя была бескомпромиссной. Он обличал в грехах не только простых людей, но и людей власти. Более того, он считал, что человек, находящийся у власти, должен быть примером для своих подданных, подчиненных.

Иудея, где происходили эти события, была завоевана Римской империей и разделена на четыре провинции. Во главе каждой провинции римскими властями был поставлен свой правитель, который назывался четверовластником. Одним из таких четверовластников и был Ирод. (Не нужно путать его с Иродом Великим, который, согласно евангельскому повествованию, устроил бойню вифлеемских младенцев после Рождества Христова.) Ирод оказался не менее коварным и жестоким, кроме того, он был весьма распущенным человеком. Пользуясь своей властью, своим положением, он завладел женой своего родного брата Филиппа и стал с ней сожительствовать. Причем делал это открыто, перед всем народом, что, естественно, сеяло соблазн среди людей и подавало им недобрый пример.

Конечно же, никто не осмеливался сказать Ироду правду в лицо. Лишь святой Иоанн Креститель сказал ему: не должно тебе иметь ее. За это Ирод возненавидел Иоанна Крестителя и бросил его в темницу. Наверняка Ирод расправился бы с ним более жестоким образом, но он боялся народа, ведь Иоанна Крестителя все почитали как великого пророка.

Ирод боялся спровоцировать народное восстание, бунт своим приказом казнить Иоанна Крестителя, поэтому Иоанн Креститель какое-то время был заточен в темнице. Он был ненавидим не только Иродом. В значительно большей степени его ненавидела Иродиада – та самая жена Филиппа, брата Иродова. Она рассчитывала завладеть сердцем царя, стать полноправной царицей и пользоваться своим положением. Преградой на этом пути она видела Иоанна Крестителя, и, ненавидя его, она, конечно же, хотела избавиться от него. Однажды такой повод ей предоставился. В день своего рождения Ирод устроил шикарное празднество, на которое было приглашено множество гостей. Дочь Иродиады исполнила для гостей свой танец и настолько угодила и гостям, и самому Ироду, что Ирод, к тому времени уже заметно охмелевший, стал клясться и божиться, что за такой танец он готов подарить ей что угодно, хоть полцарства.

Ошеломленная таким предложением Ирода, девушка не решилась сразу озвучить свое желание. Она пошла и посоветовалась со своей матерью – Иродиадой. Но той не нужно было полцарства, ей нужно было все царство, и она научила дочь потребовать голову Иоанна Крестителя, то есть потребовать его смерти. И когда девица пришла к Ироду и перед всеми гостями объявила свою волю, конечно же, это омрачило торжество. Опечалился и сам Ирод, потому что он не хотел смерти Иоанна Крестителя. Но, как сказано в Евангелии, ради клятвы, которую он дал, он послал воинов в крепость, где в темнице томился Иоанн Креститель, с повелением отсечь ему голову, принести ее на серебряном блюде и вручить этой девице. Это и было сделано. Так совершилось это страшное злодеяние.

Тело Иоанна Крестителя погребли его ученики, а голову взяла Иродиада. Ненависть Иродиады даже к замолчавшим устам Иоанна Крестителя была настолько велика, что она бросила его голову в отхожее место, чтобы подвергнуть его еще большему поруганию. Но как ароматические вещества обнаруживают место своего пребывания благодаря исходящему от них аромату, так и глава Иоанна Крестителя не могла долго быть сокрытой от людей.

Прошло какое-то время, место это уже заросло растительностью, но вдруг благочестивые люди начали замечать на том месте некий свет, и Господь открыл некоторым инокам, монахам, что там находится глава Иоанна Крестителя. И когда те стали копать на том месте, они обнаружили главу Иоанна Крестителя, сохранившуюся нетленной. Эта великая святыня сохранилась до наших дней. Она находится в Западной Европе, в Париже и в определенные дни выносится верующим людям для поклонения.

В честь этого события и была установлена памятная дата, которая в Православной Церкви считается днем великого праздника. Но праздник этот совсем не означает, что в этот день люди должны веселиться или ликовать, потому что это праздник сродни Дню Победы, о котором мы говорим, праздник со слезами на глазах. Поэтому Церковь установила день Усекновения главы Иоанна Крестителя знаменовать постом.

В этом году этот праздник приходится на воскресный день, но пост все равно не отменяется, и мы постом воздаем честь великому проповеднику покаяния, ревнителю праведной духовной жизни, чистоты сердечной и телесной Иоанну Крестителю.

– У нас еще есть вопросы телезрителей.

«Есть такое понятие, как осенняя хандра. Случалась ли такая хандра с Вами? И как с ней бороться?»

– Мне кажется, что хандра случается с теми людьми, кому нечего делать. Раньше была такая пословица: «Скучен день до вечера, коли делать нечего». Когда у человека много дел, ему некогда хандрить, некогда скучать. А если говорить о каких-то стрессовых ситуациях, которые чаще встречаются в осеннее время, этому есть какие-то объективные причины духовного характера, и тогда нужно приводить в порядок свою духовную жизнь.

Если духовная жизнь в порядке, то хандре не остается места в нашей жизни. Но есть и какие-то объективные объяснения этой хандре: осенью меньше солнечных, светлых дней, человек получает меньше витаминов и прочего. В таком случае советуют принимать магний или продукты с большим содержанием этого микроэлемента, что тоже помогает.

– «Должны ли аграрии молиться о даровании хорошей погоды, позволяющей убрать урожай? Бывают ли вообще такие молебны?»

– Мы излагаем перед Богом все наши нужды и потребности. Конечно, Господь Сам видит, что нам полезно, тем не менее Господь ждет от нас каких-то шагов к Нему. Известная молитва, которой научил нас Сам Иисус Христос, «Отче наш», содержит в себе такую фразу: хлеб наш насущный даждь нам днесь. То есть мы просим у Бога необходимого пропитания, какой-то минимум благ, необходимый человеку. Конечно же, любой человек, чем бы он ни занимался (производством чего-то, строительством, еще чем-то), если он верующий, должен призывать благословение Божие на свои труды.

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) – крупнейший ученый своего времени, профессор медицины, лауреат Государственной премии, каждый раз, перед тем как войти в операционную, усердно молился, призывая Божие благословение. И, может быть, не только его высочайший профессионализм и уровень научных познаний, но и благочестие и молитва способствовали тому, что у него не было ни одной неудачной операции.

Так и аграриям, приступающим к работам на земле, нужно помолиться Господу. Раньше крестьяне, перед тем как начинали пахать и засевать поля, всегда приглашали на поле священника. Он служил молебен, окроплял ниву святой водой, и после этого люди приступали к своим трудам. Точно так же было, когда урожай созревал. Люди не забывали поблагодарить Бога и совершить молебен на уборку урожая. И благословение Божие, конечно же, содействовало им.

Я думаю, что это не будет лишним и в наше время. Любой человек, не только занимающийся аграрным бизнесом, но и имеющий небольшой земельный участок, дачу, огород или маленькую клумбочку, прежде чем начать возделывать землю, может обратить свои взоры к небу и попросить благословения Божия.

– Еще один вопрос: «Журналисты иногда используют термин “небесная канцелярия”. Не является ли это кощунством?»

– Здесь все зависит от того, с каким внутренним устроением человек произносит эти слова. А вообще это образное выражение. Мне кажется, ничего слишком зазорного здесь нет, хотя мы не должны забывать о том, что всесвятейшее имя Божие и все, что связано с Господом, должно произноситься нами со священным трепетом. Может быть, и не стоило бы использовать такие термины, но какого-то большого зла я все же в этом не вижу.

Ведущий Виталий Стёпкин

Записала Людмила Белицкая

Показать еще

Время эфира программы

  • Воскресенье, 19 мая: 05:30
  • Вторник, 21 мая: 03:00
  • Четверг, 23 мая: 12:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать