Православный взгляд. Протоиерей Андрей Туров отвечает на вопросы

6 октября 2022 г.

– Настали такие времена, когда нам приходится обсуждать не очень приятные, но необходимые темы, потому что Церковь и общество у нас неотделимы. Отец Андрей, как Вы относитесь к тем, кто пытается избежать мобилизации? Ведь по большому счету Церковь должна быть и с теми, и с другими. Есть ли какие-то приоритеты в Вашем личном отношении к таким людям?

– Дело в том, что мобилизация никогда не проводится просто так, ради каких-то умозрительных, может быть, теоретических целей. Мобилизация – это всегда свидетельство того, что в данный момент наша страна находится в опасности. И кому, как не гражданам этой страны, защищать ее интересы, стараться сделать так, чтобы возникшие угрозы миновали?

Любой человек, который приобщается к ратному подвигу, должен отдавать себе отчет в том, что это не только его личный подход к решению того или иного вопроса, выражение его отношения к этому вопросу, но и задача исполнения евангельских истин. Для верующего человека это очень важно, потому что верующий человек так наполняет свою жизнь, что правда Бога становится и его правдой и закон Бога становится и его законом. Евангелие призывает нас к тому, чтобы мы заботились о своем ближнем, любили его, а если есть такая необходимость, то и жертвовали собой ради того, чтобы наши дети, наши жены и вообще все люди в нашей стране не подвергались никаким опасностям.

Конечно, бывает так, что человек не может быть мобилизован из-за каких-то ограничений по здоровью или в связи с его профессиональной деятельностью. Но если он не испытывает желания рисковать и поэтому не хочет быть мобилизованным, то, конечно, ничего хорошего в этом нет. Каждый человек должен исполнить свой воинский долг перед Родиной.

Мне вспоминается, как в детстве отец говорил мне, что каждый мужчина должен служить в армии и, если нужно, нести ратный подвиг. В нынешние времена для многих это не столь очевидно, но, когда наступает тревожное время и в стране объявляется мобилизация, пусть и частичная, каждый человек должен ответить для себя на вопрос, что он может сделать в этой ситуации, какую пользу может принести, как может проявить себя в том деле, к которому призывает его Родина.

– Наша страна славится своими ратными традициями. Нам известны баталии, в которых приходилось участвовать нашим воинам, или, как иногда говорят в Церкви, святому воинству. Но сейчас мы видим в новостях какие-то очереди из молодых людей на границе с Грузией, Казахстаном. Вас это не удивляет?

– Да, я удивляюсь этому, и я не вижу ничего рационального в том, что происходит. Скорее всего, это вопрос психологический, когда человек испытывает панику и пытается убежать из страны. Но я не думаю, что таким образом можно избежать проблем. Это путь изгнанника, путь человека, который находится в чужом обществе, в чужой стране с непонятным статусом, с непонятными перспективами или их полным отсутствием. На мой взгляд, это совершенно нерациональный шаг, который создает некую иллюзию решения этой проблемы, точнее – это бегство от нее. Это совсем не то, к чему должен стремиться человек.

Я думаю, что наверняка будут предприняты какие-то шаги по предотвращению бегства от мобилизации. Может быть, людей начнут возвращать, используя какие-то дипломатические, политические каналы, другие возможности. Мне думается, что такие действия, конечно же, не красят мужчину. Все же ему нужно пытаться сделать что-то полезное для своей страны, применить свои навыки, проявить мужество, храбрость в той ситуации, в которой оказалось наше общество.

– Сейчас у наших телезрителей может возникнуть вопрос, могут ли призвать кого-то из Томской епархии. Ведь наверняка кто-то из батюшек в свое время проходил военную службу.

– Насколько я знаю, есть священнослужители, которые очень хотели бы участвовать в военных действиях. Но факт принадлежности к священному сану налагает на священника определенного рода ограничения. Говоря об этом, конечно, можно услышать комментарии негативно настроенных людей о том, что, конечно, очень легко рассуждать о мобилизации в телевизионной студии, зная, что лично тебя это не коснется.

– Наверняка и в отношении этой нашей программы будут какие-то подобные комментарии.

– Да. Но я могу сказать: я слышал от нескольких священников, у которых есть опыт срочной службы и которые были в зонах боевых действий, что они считают своим долгом участие в защите своего Отечества. Но священник не должен проливать ничьей крови, и, следовательно, он может участвовать в военных действиях, в том числе и в специальной военной операции, только как священник. То есть он не должен даже подносить патроны, заряжать пушки и так далее. Он должен делать то, что необходимо делать священнику, – окормлять свою паству, совершать молитву, то есть, по сути, помогать человеку, который находится в этих условиях, оставаться человеком.

Мы знаем, что во время подобных конфликтов зачастую упраздняются все нравственные ограничения. Есть даже расхожая фраза, что боевые действия всё спишут. На самом деле это, конечно же, не так. И вот священнослужители, молясь о своей пастве, которая, безусловно, есть и среди воинов, просят у Господа скорейшего разрешения сложившейся конфликтной ситуации. Они просят того, чтобы сердце человека, который многое испытал, может быть, испытал такое, что не каждому дано пережить, осталось сердцем живым, не стало сердцем каменным. Именно так священнослужители могут участвовать в военных действиях.

И, конечно же, в каждом храме на каждом богослужении священники возносят молитвы о нашем воинстве. А встречи с женами, детьми, родственниками, которые ждут возвращения своих мужей, отцов, сыновей живыми и невредимыми, тоже большая работа, которую берут на себя священнослужители.

– Вы сейчас говорили о людях, которые находятся в зоне боевых действий в священном сане. Вы имеете в виду капелланов или это какая-то добровольческая история?

– Мы знаем, что немало священников несут свое пастырское служение в зонах боевых действий. Кто-то сам выразил желание там оказаться, для кого-то это является послушанием, на которое его направляет Церковь. Одним словом, священнослужители от этого не устраняются. И если священник в своем мужском запале чувствует себя более полезным в бою, проявляя себя воином, он прекрасно понимает, что, приняв священный сан, он должен отдать все свои силы, все свое умение и желание на служение Богу. Мы знаем, что среди священников есть жертвы, и мы поминаем этих попавших под обстрелы священников за богослужениями.  

– Отец Андрей, а ведь для воинов, участвующих в спецоперации, есть и побочные ее эффекты. Насколько я знаю, по канонам Церкви человек, который принимал участие в боевых действиях, на какое-то время должен быть лишен Святого Причастия. Это так?

– Дело в том, что Господь дает нам заповедь «не убий», а война – это всегда зло, где люди убивают друг друга. Если мы даже не говорим в полной мере о войне, то понимаем, что человек и подвергает опасности свою жизнь, и вынужденно, чтобы восстановить справедливость, восстановить мир, проводит какие-то военные действия по отношению к своему противнику.

Конечно, сейчас война очень технологична, и порой воины напрямую не сталкиваются друг с другом, но кто-то нажимает на кнопку, кто-то отдает команду, и оружие наносит такое поражение, что число жертв бывает гораздо больше, чем при прямом столкновении. И поэтому на человека, который стрелял в другого человека, совершал такого рода деяния, действительно налагаются определенные ограничения.

Здесь Церковь придерживается рекомендаций святителя Василия Великого о том, что человеку необходим покаянный дух. Мы знаем, что раньше человек, вернувшийся с войны, старался какое-то время провести в монастыре, чтобы привести в порядок свои мысли, очистить и снова сделать живым свое сердце, понести какие-то посильные труды во славу Божию.

Конечно, каждый конкретный случай рассматривается индивидуально, и в рамках нашей программы нельзя дать какой-то универсальный совет. Человек должен поговорить со своим духовником, описать ситуации, в которых ему пришлось побывать, и совместно принять решение, стоит ли ему какое-то время воздерживаться от принятия Святого Причастия и совершить какие-то покаянные действия, чтобы сердце его вновь пришло в такое состояние, чтобы он и Бога чувствовал, чтобы и благодать Божия им усваивалась, да и сам он, забыв ужасы, свидетелем которых стал, мог бы снова радоваться жизни и благодарить Бога за это.

– Правильно ли я понимаю, что здесь есть некий духовный казус? Вы сказали, что война – это, с одной стороны, зло, но с точки зрения защиты Отечества дело благое.

– Мы знаем, что разного рода распри и крайние их состояния – какие-то действия людей друг против друга или даже убийства – вошли в мир с грехопадением человека, когда была испорчена человеческая природа. Практически с самого начала человеческой истории мы видим, что уже дети людей, которые не были рождены, но были сотворены Богом, дети Адама и Евы, подверглись тлетворному влиянию греха, и их испорченная природа проявилась очень сильным образом, когда Каин убил своего брата Авеля.

На протяжении всей истории человечества военные действия велись практически всегда, и нельзя найти периода, когда на земле не было бы войн. Об этом говорит и Господь в Священном Писании: что войнам надлежит быть, потому что испорченность человеческой природы никуда не делась. Причиной войн всегда является человеческая гордыня, жестокость, возможно, алчность, и когда люди противостоят этой злой силе, конечно же, это ратный подвиг, на который они благословляются.

Церковь молится за воинов, которые, рискуя, жертвуя собой, исполняют завет Божий: нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. В условиях таких справедливых действий, в условиях того, что зло этим ограничивается, не распространяется по всему миру, мы стараемся возносить свои молитвы, а находящийся на войне человек призывается оставаться христианином и жизнь свою устраивать по тем истинам, которые открыл нам Господь.

– Отец Андрей, наверное, Церковь не очень правильно называть каким-то механизмом. Это гибкая структура, в том смысле, что она может пойти на какие-то уступки тем ребятам, которые попадают под частичную мобилизацию. Наверняка были такие случаи, когда парням приносили повестку – и они должны были явиться в военкомат. Если они православные, естественно, у них возникало желание исповедоваться и причаститься. Но, чтобы причаститься, необходим пост, говение в течение трех дней. Можно ли в таких случаях делать для них какое-то исключение и допускать их к Причастию без поста?

– В обычной жизни мы стараемся, чтобы человек не приступал к Святой Чаше без подготовки. Безусловно, элемент воздержания, говение полезны. Если же возникают какие-то экстренные ситуации (а частичную мобилизацию можно отнести к такому экстренному случаю), то, конечно, сроки говения, подготовки сокращаются. В таких  ситуациях, конечно же, нет возможности долго держать пост, прибегать к тем или иным аскетическим приемам, которые готовят человека к принятию Святых Христовых Таин.

Человек может принять Святые Христовы Таины накануне отправки его в воинскую часть, в которой он будет служить, прибегнув перед этим к спасительному таинству Исповеди и испросив у Господа прощения тех грехов, которые он за собой чувствует. Но мы знаем, что пост, наложение на себя определенных рамок, когда человек уберегает себя от различного рода увеселений, дается нам не как цель, а как средство, чтобы душа, сердце были готовы принять благодать Божию, Самого Бога.

Вообще нужно сказать, что нынешнее время  испытаний – это время, которое задает вопросы не только людям, попадающим под частичную мобилизацию. Это время задает вопросы всем оставшимся, тем, кто их дожидается, кто просит Бога сохранить их в тех обстоятельствах, в которые они попадают. Поэтому все, кто не отправился служить (жены, дети, близкие), тоже призываются к тому, чтобы с этого момента жизнь их была особой, не такой, как обычно.

Многие люди, которые бегут от мобилизации, стараются продлить для себя жизнь беззаботную, вольготную, комфортную, мечтают о том, чтобы все вернулось. Мы же понимаем, что мы должны выйти из тех испытаний, из тех условий, в которые все мы попали, качественно другими. И поэтому нужно, чтобы была молитва, чтобы храмы были открыты и каждый человек мог прийти и помолиться о своих родных и близких.

Это не должно быть некой однократной акцией, когда мы один раз сходили, помолились и, успокоив себя, дожидаемся дома своего близкого человека. Это должно стать для нас таким действием, чтобы Господь увидел наше усердие и наше постоянное прибегание к Его помощи. Примером для нас может послужить практика одной из епархий, в которой верующих, прихожан храмов призвали наложить на себя пост и это постное время провести в воздержании и горячей молитве к Богу о благополучном возвращении близких, которые были призваны для исполнения их воинского долга.

– Давайте перейдем ко второй части нашей программы: 8 октября Русская Православная Церковь вспоминает преподобного Сергия, игумена Радонежского, всея Руси чудотворца. Я думаю, что пример преподобного Сергия показателен даже в отношении специальной военной операции – как Церковь относится к таким событиям. Мы знаем, что преподобный Сергий благословил монахов принять участие в ратной битве, несмотря на то, что дело монаха – молиться. Давайте поговорим подробнее об этом великом святом Русской Церкви.

– Действительно, события сегодняшнего дня налагаются на день памяти величайшего русского святого, которого мы называем игуменом земли Русской, основателем знаменитого монастыря, который мы знаем как Троице-Сергиеву лавру. Вспоминается высказывание священника, философа отца Павла Флоренского: «Чтобы понять Россию, нужно понять Лавру». Люди, побывавшие в стенах этого святого монастыря, поклонившиеся святым мощам преподобного Сергия, познают тот особый дух, особую благодать, которые являют эти святые стены, а сам монастырь является свидетелем ратных побед нашего народа.

В смутные времена Троице-Сергиева лавра являлась непреодолимой крепостью, твердыней, цитаделью, которую враг не мог взять, а преподобный Сергий своей молитвой, своей просьбой к Богу помог разрозненным русским землям противостоять великой разрушительной силе Орды, что ополчилась на Русь. Преподобный Сергий Радонежский являет собой пример того, что может сделать священник, духовное лицо в противостоянии врагу, когда победа одерживается не только с помощью оружия, не только благодаря ратному подвигу воинов, но и горячей молитвой к Богу.

Преподобный Сергий объединил силы русских людей. Мы знаем, что он преподал благословение князю Дмитрию Донскому на участие в Куликовской битве, которая называется историками переломным моментом в противостоянии монголо-татарскому нашествию. Преподобный Сергий благословил на битву двух иноков, которые, казалось бы, порвали связь с миром и посвятили свою жизнь Богу, но в тяжелую для Русской земли годину отправились на место битвы – Куликово поле, чтобы встать плечом к плечу с нашими русскими воинами.

Иноки Пересвет и Ослябя пожелали сражаться на поле брани, оставив свою единственную обязанность – молиться Богу. Жертвуя собой, они, поддерживаемые благословением преподобного Сергия, вступили в битву с врагами земли Русской. И мы знаем, что Господь даровал победу русскому оружию в этой очень важной, очень значимой битве, которая положила начало избавлению от ига, нашедшего на нашу землю, способствовала объединению русских земель и стала основополагающим кирпичиком в основании русской государственности.

– У нас еще есть вопросы телезрителей.

«Имя моего сына при рождении Мирослав. В 1967 году его крестили в Петропавловском соборе на Алтайской, записали тоже Мирославом. Много лет я подавала записки о его здравии с этим именем, и никто в храме не возражал. Но мой сын умер, и теперь в храме мне говорят, что в православии нет такого имени. Как мне теперь поминать моего сына?»

– Этот вопрос разрешим, и, в общем-то, здесь нет большой проблемы. Я советую этой женщине обратиться к настоятелю храма или священнику, у которого она окормляется, в присутствии которого она приносит свою исповедь Богу, и ей скажут, как поступить, чтобы у нее не было этого смущения, чтобы она могла посещать храм и молиться за своего умершего сына со спокойной душой и спокойным сердцем.

– «Какие молитвы лучше читать перед боем?»

Вопрос пересекается с основной темой нашей программы.

– Вся жизнь человека сопровождается духовным боем, духовной бранью, и в этом плане я не стал бы выделять эту часть жизни, когда человек несет свой ратный подвиг. У нас есть общеизвестные молитвы, которые всегда с нами. Прежде всего это молитва Господня, или, как мы называем ее по первым словам, молитва «Отче наш».

Эту молитву каждый человек не должен носить с собой в молитвослове или напечатанной на листочке, эта молитва должна отобразиться на скрижалях его сердца. И поэтому в любой ситуации, в какой бы ни оказался (на поле брани, где-то в дороге), всегда можно к Богу обратиться.

Это и 90-й псалом (его еще называют по первым словам «Живый в помощи»), в котором говорится, что тот, кто уповает на Бога и строит свою жизнь по правде Божией, не споткнется о камень, не будет укушен змеей. Эти метафоры позволяют человеку понять, что от всех опасностей его спасает Господь. Вот к этому источнику помощи, к Господу, Живому в помощи, то есть очень скорому в помощи, обращается человек словами этого псалма.

Но если возникла какая-то экстраординарная ситуация, то молитва, состоящая всего из двух слов, «Господи, помилуй», призывает благодать Божию на каждого, кто обращается к Богу. После получения помощи нам нужно не забывать еще об одной молитве, которая тоже очень краткая и тоже состоит из двух слов. Это молитва «Слава Богу», когда мы благодарим Господа за то, что Он подал нам избавление от опасности, сохранил нашу жизнь.

– «Как можно узнать о вакансиях в томских храмах? Насколько я понимаю, служба занятости о них не сообщает. Получается, что на работу лампадницами или поварами можно устроиться только по знакомству?»

– Здесь дело не в знакомстве, а в том, что жизнь каждого прихода имеет свою определенную специфику, а человек с обычными мирскими подходами и стереотипами порой не понимает, что от него требуется и чем он может быть полезен храму. Поэтому здесь важно, чтобы для человека была известна жизнь прихода, где бы он хотел потрудиться, и чтобы сам человек тоже был известен приходу, чтобы все воспринимали его не только как наемного работника, получающего зарплату, но прежде всего как брата по вере, единоверца.

Когда человек вливается в жизнь прихода, когда он становится узнаваемым, своим в приходе, то и приход становится для него родным, и тогда в большинстве случаев решаются все вопросы, в том числе и относительно трудоустройства, если для прихода есть необходимость в замещении той или иной вакансии.

Ведущий Виталий Стёпкин

Записала Людмила Белицкая

Показать еще

Время эфира программы

  • Воскресенье, 19 мая: 05:30
  • Вторник, 21 мая: 03:00
  • Четверг, 23 мая: 12:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать