Православный взгляд. Митрополит Томский Ростислав отвечает на вопросы

4 ноября 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3

– Владыка, слово, которое мы сегодня будем обсуждать, часто не сходит у нас с языка. На мой взгляд, мы применяем его там, где нужно, и там, где не нужно. Это слово «судьба». Скажите, может ли существовать такое понятие в жизни православного человека? Есть ли такое понятие, как «судьба», или мы свободны и судьба – это что-то из серии предрассудков? 

– Понятие судьбы сопряжено с древнегреческой языческой мифологией, когда предполагалось, что жизнь человека, все его поступки, его будущность полностью предопределяются богами, какими-то высшими силами. Церковь, конечно же, с понятием судьбы не согласна. В понятие судьбы или судеб Божиих Церковь вкладывает понятие Промысла Божия, а это не то же, что судьба. 

Господь действительно дает человеку благоприятную возможность выстроить свою жизнь таким образом, чтобы в результате земной жизни он приблизился к Господу и вошел в жизнь вечную. Господь создает для этого все необходимые условия. А насколько это можно назвать судьбой?.. Скорее всего это Промысл Божий о каждом человеке. Господь каждого ведет к спасению, каждому определяет наиболее благоприятные условия этой жизни для спасения. Другое дело, пользуемся мы этим или нет. 

У каждого человека есть свобода воли. Он может воспользоваться тем, что дает ему Господь, но может и отвергнуть эти действия Промысла Божия. Есть такое часто встречающееся выражение: «Человек сам творец своей судьбы». 

– Своего счастья. 

– Да, или своего счастья. Казалось бы, эта фраза звучит чуть ли не вызывающе по отношению к Богу, на самом деле это не так. Действительно, каждый человек в какой-то степени и в определенном смысле слова является творцом своей собственной судьбы. И, поскольку человеку дана свобода воли как одно из отличительных его свойств, то он, пользуясь этой свободной волей, может направлять свой жизненный путь либо к Богу и через это все более и более достигать духовного совершенства, либо, наоборот, уходить все дальше от Бога, погружаться во тьму. 

А поскольку Бог есть полнота, источник жизни, то, по мере удаления от Бога, человек погружается во мрак и становится участником области смерти. И поэтому нет того, что было бы определено человеку как нечто неизбежное. 

В Священном Писании мы находим много примеров, как человек, благодаря своей собственной свободе воли, по сути, менял даже определение Бога относительно целых народов. Казалось бы, Бог неизменен – и если уж Он что-то сказал, то это сразу должно стать актуальным. Но одна из библейских книг, Книга пророка Ионы, дает нам совершенно другую картину. 

В этой книге описывается ветхозаветный пророк Иона, ему является Господь и посылает его в город Ниневию, чтобы Иона пошел туда и, ходя по улицам этого города, возвещал его жителям, что через три дня Ниневия будет разрушена за ее грехи и беззакония. Но мы знаем, что Иона не сразу последовал призыву Божию. Сначала он хотел этого избежать, но в конце концов прибывает в Ниневию и проповедует о том, что через три дня Ниневия будет разрушена. 

И какой же была реакция ниневитян? Они не ожесточились, не смеялись над этим пророком как над каким-то безумцем, который, казалось бы, пророчит им что-то нереалистичное. Они действительно обратили свои взоры на самих себя и, увидев, что жизнь их далека от совершенства, от Божественной правды, от совести, начали приносить покаяние. Покаяние жителей Ниневии было столь велико, что по истечении этих трех дней Ниневия осталась целой и невредимой. 

Правда, это привело в состояние печали самого пророка Иону, который боялся сойти за лжеца, лжепророка, ведь он от имени Бога предвозвещал, что через три дня Ниневия будет разрушена, но эти три дня прошли, а Ниневия стоит. На это Господь, явившись Ионе, дал следующее знамение. Когда Иона сидел и изнемогал не только от печали, но и от палящего солнца, над ним вдругочень быстро выросло растение, которое покрыло его своей пышной листвой и своей тенью спасло его. 

Потом Иона заснул в тени этого растения, а когда проснулся, то увидел, что растение засохло, и опечалился еще больше. И тогда Господь сказал ему: «Иона, ты опечалился о растении, которое не садил, за которым не ухаживал. Оно выросло само по себе, а потом само по себе и засохло. Неужели Я, Господь, Творец всего мира, не буду печалиться о каких-то грешниках, которые еще способны к покаянию, к исправлению своей духовной жизни, и не пощажу их?» И мы видим, как изменилась судьба Ниневии, когда, казалось бы, меч правосудия Божия был над ней уже занесен. 

Так бывает и в жизни каждого человека. Человек способен повлиять на свою жизнь. Конечно, Господь направляет жизненные стези человека по наиболее благоприятным для него маршрутам, но если человек уклоняется от них, то он неизбежно получает какие-то удары. Иногда эти удары называют ударами судьбы, на самом деле это не удары судьбы, это удары глупости, которую человек делает ориентиром своей собственной жизни. 

Что такое заповеди Божии, по которым Господь заповедует нам жить? Это те правила, которые позволяют нам гармонично вписаться в Богом зданный мир. Они определяют нашу духовную жизнь, чтобы, следуя этим заповедям, мы не просто удовлетворяли каким-то предписаниям, которые Господь нам дал. Это как раз те правила, которые вписывают нас в Богом зданный мир и направляют нас по пути, который указывает нам Господь. Если человек уходит с этого пути, то он оказывается на стропотных, очень шатких распутьях. 

В русском языке распутным называют человека, который ведет не очень приличный образ жизни. Это человек, который свернул с магистрального пути на какие-то тропинки, распутья, ушел с того пути, который указывает ему Промысл Божий. 

Чем чреват для человека этот стропотный путь, распутье? Тем, что человек может забрести в болото, завязнуть в нем и погибнуть для вечности, для спасения. Господь ведет нас по жизни, но иногда мы уклоняемся от этого пути Божия, и поэтому в этом отношении нет понятия судьбы как некой неизбежности, которая есть в жизни каждого человека. 

– Как-то много лет назадя листал какую-то религиозную книжку и был слегка обескуражен. Одному старцу задают подобный вопрос, но не о судьбе, а о каком-то таком термине, и он отвечает примерно следующее: «Все мы суть сосуды Божии, и кто мы такие, чтобы возражать Богу в том, что одни сосуды Он избрал для почетного употребления, а другие – для низкого?» 

И я подумал: «Как же так? Неужели человек изначально может родиться, что называется, сыном погибели?» То есть я правильно понял, что даже Иуда мог избежать того, что он совершил? Он не был сыном погибели? 

– Цитата, которую Вы привели, на самом деле принадлежит не какому-то старцу, это цитата из Священного Писания, из Нового Завета. Об этом рассуждает апостол Павел. Он говорит, может ли горшок, глина сказать горшечнику: «Зачем ты сделал меня таким?» На самом деле действительно Господь наделяет нас определенными талантами, но не все певцы такие же талантливые, как Паваротти, и не все художники такие же талантливые, как Суриков, Антропов и прочие. 

У каждого человека есть какое-то свое призвание, Господь каждому определяет свое место по Своему предведению. Он знает, на что мы способны, чего мы стоим, как мы можем воспользоваться теми или иными дарами. Например, если человек может воспользоваться каким-то даром не ко благу, разрушая свою собственную духовную жизнь, жизнь других людей, то Господь может и не давать этого дара, а дать какой-то другой дар, который для человека более спасителен. Но, даже получив какой-то дар от Бога, человек может воспользоваться им ко спасению, а может, наоборот, поставить этот дар в погибель и себе, и окружающим людям. 

У Ивана Крылова есть басня, не помню ее название, там речь идет о писателе или о поэте, который написал много развратных произведений. После смерти он оказывается в аду, где его помещают в место мучения. И если под другими грешниками огонь, который там горел, со временем начинает ослабевать, то под этим грешником он все более и более разгорается. И этот человек начинает роптать и взывать к высшей справедливости, почему так происходит. 

И вот его приводят на суд к языческому богу Зевсу, который говорит: «Посмотри, другие люди совершили какие-то проступки, они уже долго тут страдают, и поэтому огонь под ними ослабевает. А твои произведения люди продолжают читать до сих пор, и с каждым годом все новые и новые люди гибнут от этого, повреждают свою духовную жизнь. Твои произведения, как оружие массового поражения, и после твоей смерти продолжают свою разрушительную работу, и поэтому твои страдания как бы увеличиваются, оттого что все больше и больше людей погибает». Господь каждому человеку дает сообразно тому, на что человек способен. Кто-то призван быть одним, кто-то другим, но каждый на своем месте может реализовать себя во всей полноте. 

– Задам уточняющий вопрос: «Мог ли поменять свою судьбу Иуда Искариот?» 

– Господь поставил его на это место, потому что Он уже видел гнилостность его души – неисправимую рану, и если бы Иуда, скажем, был способен и хотел реализовать добрые начала своей души, он просто не был бы поставлен на это место. Он мог бы оказаться на месте апостола Петра или на месте апостола любви Иоанна Богослова, если бы в нем нашлось столько любви, сколько было у Иоанна Богослова. Но он оказался здесь в силу гнилостности своей души, и, как сказано в Священном Писании, Господь иногда и зло обращает в добро. 

Некоторые говорят: «Если бы не было Иуды, если бы он не предал Христа Спасителя, то как бы в конце концов Пилат осудил Его на крест? А если бы Христос не пострадал на кресте, как бы мы были спасены? Ведь все мы спасены крестной жертвой Христа Спасителя». В конечном счете Господь обратил зло Иуды в добро. Как часто Господь делает это в отношении и нашей жизни, но это отнюдь не оправдывает Иуду и гнилостность его души. 

– Как отличить Божие откровение от гадания цыганки? 

– Во-первых, не только гадание цыганки, но и любая ворожба, любое гадание Церковью не поощряются и считаются греховными. Как-то в одной из передач мы вспоминали преподобного Иоанна Лествичника. В его бессмертной книге «Лествица» есть размышление о прозорливости, где он пишет, что прозорливость бывает трех видов. Бывает прозорливость от Бога, когда человек преисполнен Духа Святого, и в Духе Святом он получает от Бога какие-то откровения. Это те святые угодники Божии, через которых Господь возвещал людям Свою волю. 

Бывает прозорливость от природы, когда у человека очень хороший аналитический ум, аналитическое сознание, мышление. Этот человек, проанализировав различные частности, может сложить их вместе и сделать какие-то выводы, то есть составить какой-то аналитический прогноз, который в значительной степени тоже иногда сбывается. Но эта прозорливость (или откровение, как говорится) естественна, здесь нет ничего чудесного или Божественного, и так к этому и надо относиться. 

И наконец, есть откровение от бесов. На самом деле бесы не знают Божественной воли, они не могут постигнуть глубины духовной жизни человека, но зато они знают греховные обстоятельства, в которых человек живет, и иногда они возвещают людям как некое откровение что-то греховное. Иногда лжепророки или провидцы, которые, казалось бы, и говорят какую-то правду, что-то сказали (и на самом деле действительно все так и было), но это было откровение от беса. 

– Как отличить Божий дар от яичницы? 

– Во-первых, истинная прозорливость неразлучно связана с подлинной высокой духовной жизнью. Если человек не живет духовно, то какой дар Божий или откровение от Бога он может иметь? Прозорливость от Бога свойственна людям, которые посвятили Господу всю свою жизнь, – это старцы, подвижники. 

Но это не значит, что если какой-то подвижник живет свято, то в нем вдруг открываются какие-то естественные чрезвычайные особенности и он может видеть или предсказывать будущее. Все это открывает Господь. Но если человеку неполезно что-то знать из того, что он силится узнать, Господь это не открывает. 

Однажды к преподобному старцу Амвросию Оптинскому пришел посетитель, который хотел получить у него советы и назидания по очень трудному вопросу, зная, что старец Амвросий имеет дар прозорливости от Бога, Господь через него открывает Свою волю. Старец Амвросий не нашелся, что сказать этому человеку, и попросил его подождать, а сам удалился в свою келью и несколько часов там молился. Но когда он вышел, сказал: «К сожалению, я ничего не могу сказать тебе. Несколько раз я вопрошал о тебе Господа, но Господь молчит». 

Иногда Господь даже через святых не открывает какую-то Свою особую волю, не дает свое откровение, опять же для спасения души человека. Значит, человеку это знать неполезно. 

– Владыка, настало время перейти к следующему этапу нашей программы – к церковной теме; 29 октября Русская Православная Церковь и вообще христиане всего мира отмечают память мученика Лонгина, который был при Кресте Господнем. Что это был за мученик? 

– Лонгин был сотником, то есть римским воином, в подчинении у которого было сто римских военнослужащих. Именно этому сотнику по имени Лонгин наряду с некоторыми другими римскими стражниками властями было определено нести свою стражу, охранять распятых на Голгофе узников – двух разбойников, нечестивого и благоразумного, и Христа Спасителя. 

Лонгин был среди тех, кто поначалу скептически относился к Христу Спасителю, воспринимая Его как обычного преступника, Которого римская власть приговорила к смертной казни. Когда одежды Христа Спасителя делились между этими воинами, сотник 

Лонгин тоже бросал жребий, чтобы и ему достался хитон Христа Спасителя. Ему досталась одна четвертая часть Его ризы. 

Когда Лонгин видел страждущего Христа Спасителя, видел, как Господь вел Себя на кресте, какие слова Он произносил, как молился за Своих распинателей, как проявлял заботу о Своей Матери, вверяя Ей Своего ученика, а Ее, Свою Матерь, заботе Своего ученика Иоанна Богослова, он, конечно же, понимал, что здесь страждет не обычный человек, что здесь, на Голгофе, происходит нечто большее. 

Но особенный переворот в душе Лонгина произошел в момент земной кончины, смерти Христа Спасителя, когда Господь по плоти умер на кресте, испустил дух, но при этом сотряслась, содрогнулась земля, и небо померкло, как бы облачившись в темные, печальные ризы. Видя все эти происходящие знамения, Лонгин произнес: «Воистину Этот Человек был Божиим Сыном». 

Это не было каким-то сиюминутным, временным, мимолетным впечатлением Лонгина. То, что он увидел на Голгофе, настолько глубоко запало в его душу, что произвело в ней некий духовный переворот. После этих голгофских событий Лонгин познакомился с учениками Христа Спасителя и принял веру христианскую, принял крещение и сам стал проповедником спасения, которое на Голгофе совершил для человечества Господь. 

В конце концов за проповедь Христа сам Лонгин был арестован, подвергнут мучениям и, не желая отказаться от веры в Христа Спасителя, претерпел мученическую смерть. Поэтому Церковь почитает его как одного из сонма святых мучеников, страдальцев за веру. 

– У нас есть еще вопросы телезрителей. 

«Почему иконы для незрячих людей есть только в двух томских храмах? Планируется ли увеличить количество таких храмов?» 

– Дело в том: хотя в Томске и есть незрячие люди, но их не так много, и поэтому как бы рассеиваться в этом отношении вряд ли стоит. У нас есть несколько храмов, которые наиболее часто посещают незрячие люди. В этих храмах как раз такие объемные иконы и размещены, и слепые могут перед ними не просто вознести свою молитву, но и осязать их своими руками и иметь о них некое представление. 

Это касается не только людей, лишенных зрения. Есть люди глухонемые, для которых в определенных храмах мы проводим богослужения, литургию с сурдопереводом. Во всех храмах этого нет, потому что у нас нет столько переводчиков, но и нет столько глухонемых людей, чтобы они рассеялись по всем храмам и чтобы каждую службу для них переводили. 

Но, скажем, в нашем кафедральном Богоявленском соборе, как правило, два раза в месяц происходит богослужение, где наши священнослужители либо студенты Томской духовной семинарии переводят службу на язык жестов, и прихожане имеют возможность побывать на такой службе. 

То же касается и незрячих людей. В ряде храмов есть такие иконы, и этого пока достаточно. Но если вдруг таких прихожан станет много и в других храмах, то, я думаю, не проблема и в других храмах тоже иметь такие иконы. 

– Ведется ли в Томской епархии подготовка больничных капелланов? 

– Мы не называем батюшек, которые несут свое служение в больницах, капелланами. Не знаю, насколько вообще это православное название. Священники, которые окормляют больных в различных медицинских учреждениях, были у нас всегда. После падения советской власти, когда стало возможным восстановить служение священников при больницах, это сразу было сделано. 

Самый старый больничный храм – это храм в честь иконы Божией Матери «Целительница» при ОКБ. К сожалению, в связи с ковидными ограничениями доступ сейчас в этот храм весьма ограничен, нет возможности совершать в этом храме регулярные богослужения, но священник все равно регулярно посещает тех, кто проходит лечение в ОКБ. Есть у нас и другие больничные храмы, храм при психбольнице… 

– При кардиоцентре. 

– Да, при кардиоцентре есть молитвенные помещения, а то и храмы при больницах. За многими такими учреждениями закреплены священнослужители. Кстати, в Томске долгое время не удавалось достигнуть консенсуса по поводу того, чтобы священнослужители посещали в больницах людей, которые оказались там из-за заражения коронавирусом, поскольку болезнь достаточно заразная. Власти всячески ограничивали доступ к таким людям, в том числе и священнослужителям. 

К сожалению, в Томске было несколько очень печальных случаев, когда некоторые из наших прихожан в конце концов ушли в вечность, так и не получив последней исповеди и причащения. Но в настоящее время как в Центральной России, так и здесь, в Томске, достигнута договоренность о том, что священнослужители имеют возможность посещать ковидных больных, если те изъявляют такое желание. 

Проверено на опыте, и не только на томском, но и на общероссийском: когда священники духовно поддерживают таких людей, процесс преодоления болезни идет намного успешнее. 

– Владыка, сейчас в храмах молятся об избавлении от новой коронавирусной инфекции, но она так и не отступает. На Ваш взгляд, возможно ли организовать общероссийский молебен, чтобы все верующие люди в одно и то же время начали молиться, и есть ли в этом смысл? 

– А разве у нас эта молитва не общероссийская? Благословением Священного Синода и Святейшего Патриарха во всех храмах за каждым богослужением совершается эта молитва. И как это можно организовать? Взять и под конвоем привести все население нашей страны в храм, чтобы они приняли участие в этой молитве? 

– Это как аналог «Часу Земли», когда в одно и то же время все выключают свет. Здесь в одно и то же время все начинали бы молиться. 

– Да объявить-то можно, но кто будет молиться? Вот мы сейчас молимся, приходите, молитесь. Я думаю, что здесь дело не в том, что кто-то должен дополнительно что-то объявить, а в том, насколько мы подключаемся к этому. Ведь мы до сих пор надеемся: «Да как-нибудь само по себе пройдет. Поставим прививку, и все будет нормально. Еще чуть-чуть, и наука изобретет какую-то волшебную таблетку. Мы ее примем, и от коронавируса не останется камня на камне». 

Если мы не приведем в порядок нашу духовную жизнь, появится что-то другое. В таких сложных обстоятельствах Церковь всегда призывала обратить внимание на наше молитвенное предстояние пред Богом. Если все мы будем усердны в этом, то, думаю, Господь явит Свою милость. 

Ведущий Виталий Стёпкин 

Записала Людмила Белицкая

Показать еще

Время эфира программы

  • Воскресенье, 19 мая: 05:30
  • Вторник, 21 мая: 03:00
  • Четверг, 23 мая: 12:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать