«Православная Брянщина» (Брянск). 9 июля. Чудотворные иконы Божией Матери Брянской митрополии

9 июля 2020 г.

Дмитрий Терехов:

Паломничество по святым местам – это прекрасная возможность познакомиться с известными храмами и монастырями, глубже окунуться в историю православия и прикоснуться к великим святыням, источающим Божественную благодать.

Елена Ларина:

Сколько удивительных мест хранит древняя Брянская земля! С них мы и начнем наше паломничество вместе с экспертом Министерства культуры России по культурным ценностям, кандидатом искусствоведения Ириной Злотниковой. Ирина Владимировна расскажет о наиболее известных чудотворных иконах Пресвятой Богородицы, которые находятся на Брянщине.

Ирина Злотникова, кандидат искусствоведения, эксперт Министерства культуры РФ по культурным ценностям:

– Мы как паломники привыкли ездить куда-то, считаем, что все самые главные и важные для христиан святыни находятся очень далеко и что для этого нужно ехать за границу, претерпевать какие-то трудности, связанные с посещением святых мест. Но мы забываем о том, что на территории нашей Брянской митрополии сохранилось огромное количество мест, которые связаны с древней русской святостью, с русским православием.

Дмитрий Терехов:

Современная территория Брянской области уникальна своим географическим положением. Регион граничит с Беларусью и Украиной. Конечно, такое соседство не могло не отразиться на культуре народа, населяющего Брянскую область.

Ирина Злотникова:

– Поскольку Брянщина лежит на перепутье, пограничье (мы всегда были юго-западным пограничьем России), то через нас проходили различные захватчики, на территории области велись различные войны и смуты. Поэтому западная часть нынешней современной Брянской митрополии когда-то относилась к землям Малороссии и находилась длительное время под властью Речи Посполитой. И только в середине XVII века она присоединилась к Российской империи. В то время как юго-восточная и восточная части тяготели больше к Москве. Соответственно, одна территория вошла в Черниговскую губернию, другая – в Орловскую. И там формировались две немного отличающиеся друг от друга культуры, которые дали поистине огромное количество православных святынь и абсолютно уникальных мест.

Зачем нам  ехать куда-то, когда на территории современной Брянской митрополии сохранились такие древние православные святыни, как Свенский монастырь, Николо-Одринский монастырь, Богородицкая Казанская Площанская пустынь, Белобережская пустынь, монастыри и обители Трубчевска, Карачева, Севска? Это те отправные точки, с которых нужно начинать православное паломничество тем, для кого Брянщина – малая родина.

Елена Ларина:

Чудотворных икон в Брянской области существовало немало. По источникам XVIII – начала XX веков искусствоведы выявили 257 почитаемых образов.

Ирина Злотникова:

– Чудотворных, явленных, почитаемых, местночтимых, особо чтимых икон. Причем первое место занимают, несомненно,  иконы Пресвятой Богородицы – приблизительно 142 почитаемых иконы на территории Брянщины. То есть мы живем и не знаем, что те места, откуда мы родом, осенены благодатной помощью Божией Матери, Спасителя, святых через чудотворные иконы, которые здесь находились. К сожалению, за последние годы многие святыни, конечно, не сохранились. Но стоит отметить, что ряд знаковых, скажем так, образов, почитаемых с древнейших времен на территории Брянщины, сохранился до настоящего времени. И мы как паломники можем прийти за благодатной помощью и вознести свои молитвы именно у этих икон.

Дмитрий Терехов:

Среди чудотворных образов Пресвятой Богородицы особенно почитаема Свенская икона, древнейшая на Брянской земле. Сейчас она находится в Третьяковской галерее в Москве. Документы, хранящиеся в Брянском архиве, открывают имена людей, благодаря которым Свенская икона сохранилась при закрытии монастыря в XX веке.

Ирина Злотникова:

– В тот момент (это начало 20-х годов) учителя и наставники, руководившие беспризорниками, которые жили в Свенском монастыре, что называется, вкладывали в детские руки топоры, и эти несовершеннолетние неразумные дети шли и громили иконостасы церкви, убранства и иконы Свенского монастыря. В этот тяжелый для обители момент, в 1924 году, приехал Игорь Грабарь, который сумел в этом состоянии разрухи найти святой уникальный образ как для Брянщины, так и для России в целом и спасти его – он увез Свенскую икону в Москву, где провели ее реставрацию. Вследствие того, что он икону увез, она и оказалась в Третьяковской галерее.

Здесь возникает один интересный момент. Мы считаем, что только непосредственно протограф, первообраз иконы является чудотворным. Но мы забываем о том, что в православной иконописной культуре существовало такое понятие, как список. Список – это копия. Как правило, с чудотворных икон делали списки, которые отличались размером, может быть, немного какими-то особенностями письма. Но были списки, которые назывались «копия и мера», то есть они воспроизводили оригинал по мастерству иконописца и размер чудотворного образа.

Со Свенской иконы Божией Матери было написано множество списков, которые тоже прославились своей благодатной помощью. Один из современных списков находится в Свенском монастыре. Список в музейном собрании (он немного меньше по размеру) в  художественном Брянском музее. И вообще по всей нашей стране можно найти огромное количество списков Свенской иконы Божией Матери.

Елена Ларина:

Искусствовед Игорь Грабарь спас от поругания не только Свенскую икону Божией Матери, но и многие другие святыни.

Ирина Злотникова:

– Это был очень известный до революции искусствовед, который с 1918 по 1930 год возглавлял реставрационные мастерские в Москве. Это человек, который в свое время провел реставрацию Спасо-Андроникова монастыря, реставрировал «Троицу» Андрея Рублева. То есть его вклад в сохранение русской духовной культуры несомненен.

Как руководитель центральных реставрационных мастерских (которые сейчас носят его имя) он участвовал в так называемых изъятиях, поскольку в этот момент активно по всей стране изымали церковные ценности. Было два указа об отделении Церкви от государства от 1918 года и 1924-го, и его, как специалиста по этому вопросу, естественно привлекали.

Дмитрий Терехов:

Свенская икона привлекла внимание художника-искусствоведа Игоря Грабаря своей древностью. Это уникальный памятник русской иконописи.

Ирина Злотникова:

– По преданию, Свенскую икону Божией Матери написал первый русский иконописец Алипий. Но предание одно, а исследования иконы показали, что она немножко моложе, чем время жизни преподобного Алипия Печерского. Ее датируют приблизительно концом XVIII века, но пока это под вопросом, потому что исследования иконы продолжаются, и датировка может измениться.

Игорь Грабарь, естественно, знал, что один из таких уникальных памятников находится в Брянске. Как председатель реставрационных мастерских, он приехал для отбора памятников, потому что прекрасно знал, что те памятники, которые не удастся спасти, вывезти, просто погибнут. Что, собственно, и произошло с уникальным барочным иконостасом Свенского монастыря: его разобрали, потом он долго лежал в подвале, судили, какому ведомству его передать, и в конце концов судьба его осталась абсолютно неизвестна.

Елена Ларина:

В Брянск Свенская икона Божией Матери была принесена из Киево-Печерской лавры. Дату написания образа специалисты относят к 1288 году.

Ирина Злотникова:

– Она очень интересна по иконографии, очень интересна по письму. Несомненно, это список с Печерской иконы Божией Матери, которая находилась в Киево-Печерской лавре. Несомненно, ее привезли оттуда. Но возникает вопрос: то ли эта икона уже была там, а сюда ее привезли по просьбе Романа Михайловича, то ли написали специально список с чудотворного образа и отправили в Брянск. Этот момент мы решить пока не можем, поскольку все это требует очень сложных исследований (это пигменты, рентген, большой комплекс исследований связан и с доской, и с грунтом, и с красочным слоем). Причем не нужно забывать, что за все то время, пока икона существовала, на ней было огромное количество записей. В мастерских Грабаря произвели первую реставрацию, все записи убрали и открыли тот образ, который мы и знаем сейчас, он находится в Третьяковской галерее и датируется пока предварительно концом XIII века.

Дмитрий Терехов:

В брянских монастырях до революции находились и другие чудотворные иконы Божией Матери. Но до наших дней дошли только списки этих святынь.

Ирина Злотникова:

– Это Николо-Одринский монастырь, где сохранился образ Божией Матери «Споручница грешных». Казанская Площанская Богородицкая пустынь: здесь образ Казанской иконы Божией Матери. Протограф 1620 года, который был принесен из Оружейной палаты на благословение восстанавливаемой обители, исчез после Октябрьского переворота, но сохранились списки, написанные в мастерской Площанской пустыни во второй половине XIX века. Уникальный абсолютно случай, потому что нам известны имена иконописцев. И этих списков более десяти на настоящий момент. Причем один из них находится на Афоне. Один находится в Санкт-Петербурге, происхождение его из императорской семьи. А множество находится на территориях Брянской и Орловской областей, они сохранились до сих пор.

Елена Ларина:

На юго-западе Брянской области прославлены Чубковичская и Балыкинская иконы Божией Матери. Чубковичская находится в селе Чубковичи Стародубского района, а Балыкинская – в селе Балыкино Погарского района. Иконография этих образов уникальна.

Ирина Злотникова:

– Если мы привыкли к тому, как выглядит Казанская икона Божией Матери (у нее определенная иконография), то у чудотворных святынь юго-запада Брянской области была очень интересная особенность: иконография пряталась за топонимом, то есть иконы называли по месту прославления. Если икона прославилась в селе Балыкино, значит, она Балыкинская. Если в Чубковичах – соответственно, Чубковская.

Но эти две иконы абсолютно уникальны, потому что в них можно проследить влияние западноевропейской барочной культуры на русскую иконопись нового времени. Балыкинская икона в своем происхождении восходит к голландским и немецким образам Божией Матери «Мадонна на полумесяце». Чубковская икона, в свою очередь, восходит к образам, которые были известны в Западной Европе под названием «Трижды Дивная Матерь». Мы это название знаем немножко по-другому: «Прежде Рождества, во время Рождества и после Рождества Дева». В сокращенном варианте «Прежде Рождества Дева». Отличительной особенностью (которая, к сожалению, не сохранилась) Чубковской иконы была роза в левой руке у Младенца Христа. А на Балыкинской иконе Божией Матери сохранился атрибут, который выделяет икону из ряда других, – Младенец Христос держит яблоко. Вот этим абсолютно уникальным святыням любой паломник может поклониться.

Дмитрий Терехов:

На юго-западе Брянщины также сохранились списки Новодворских икон Божией Матери. История этих образов связана с влиянием католической культуры, так как некоторые районы в XVII столетии входили в состав Речи Посполитой.

Ирина Злотникова:

– Многочисленные Новодворские иконы, которые у нас до революции были распространены именно на юго-западе, носили совершенно разнообразные названия: Новодворская Каменская, Новодворская (Суражская), Дубовичская, Любечская, Мохнатинская, «Умягчение злых сердец», Рудненская. Все эти многочисленные названия относились к одной иконографии, которая восходила к иконографии Ченстоховской иконы Божией Матери. Ченстоховская икона, по преданию, была написана апостолом Лукой и привезена на Русь. Затем она попала в Западную Русь и в Польшу, где до настоящего времени находится в монастыре Ясная Гора в Ченстохове, и там поклоняются этому образу.

В связи с тем, что в свое время юго-западные районы современной Брянской митрополии входили в состав Речи Посполитой, здесь активно насаждалась уния, католическая культура. Среди почитаемых католиками образов первое место занимает Ченстоховская икона Божией Матери. Но поскольку происхождение ее связано, по преданию, непосредственно с апостолом Лукой, то списки этой иконы прославились под совершенно разными названиями и почитались как местночтимые святыни. Их было большое количество именно на юго-западе митрополии.

Елена Ларина:

В старинном городе Севске в Крестовоздвиженском женском монастыре находится чтимая Молченская икона Пресвятой Богородицы. А вот главная святыня Иоанно-Предтеченской Белобережской пустыни – образ Божией Матери «Троеручица» до наших дней не сохранился. Белобережская икона была настолько почитаемой, что на крестные ходы с этим святым образом собирались до восемнадцати тысяч богомольцев. Белобережская икона считалась вторым по значению образом Богоматери «Троеручица» в России.

Ирина Злотникова:

– Она была принесена сюда в 1724 году, и было известно, что эта икона написана очень хорошими мастерами Оружейной палаты. Причем отличительной особенностью этого образа являлась надпись, что икона написана таким-то иконописцем «по обещанию по родителям своим». То есть это была вкладная икона для того, чтобы поминали усопших родителей в каком-то из московских храмов.

Старец Серапион привез сюда икону в 1724 году, и она пользовалась такой огромной популярностью и известностью у паломников, что с нее стали делать даже копии, списки в украинской народной манере. Мы можем видеть очень простого письма доски, украшенные желтым орнаментом, розанчиками. Казалось бы, икона «Троеручица», но иконописец очень четко определял, какая это «Троеручица». Потому что после московской «Троеручицы» XVII века наша Брянская Белобережская икона Божией Матери «Троеручица» была вторая по значению. Тоненько над нимбом обязательно делали надпись «Богоматерь Троеручица Белобережская», чтобы паломник знал, куда ему идти.

Поэтому, мне думается, брянскому паломнику совершенно необязательно куда-то далеко стремиться. Нужно просто вспомнить, что наша малая родина богата святынями, которые ждут, когда мы вознесем свои молитвы именно перед этими образами и Пресвятой Богородицы, и святителя Николая Чудотворца, и других святых, которые, к счастью, у нас сохранились.

Ведущие Дмитрий Терехов и Елена Ларина

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать