Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Назвать этот архитектурный ансамбль Вологодским кремлем (именно такое обозначение вы встретите в буклетах для туристов) не совсем правильно. Это все здание архиерейского двора. Резиденцию вологодских владык начали строить практически одновременно с кремлем, который в XVI веке возводил Иван Грозный. Сердцем крепости был Софийский собор. Именно рядом с этим храмом и возник так называемый Малый кремль – архиерейский двор со своими стенами и башнями, воротами, корпусами и палатами. Но все же Софийский собор (главный храм и украшение епархии) имел один недостаток: он не отапливался.
Священник Сергий Зяблицкий, ключарь Воскресенского кафедрального собора Вологды:
– Молиться в таких условиях было достаточно сложно. Был придуман примитивный, но действенный метод обогрева: в специальные шары помещался уголь, и люди держали их в руках, чтобы сохранять тепло. Даже в лютый мороз приходили люди сюда, чтобы молиться. С развитием технологий и печного отопления было принято решение построить теплый храм (людям хотелось молиться в подобающих условиях).
Но строительство теплого храма затянулось. Первая зимняя церковь дала трещину, и пришлось начинать все заново. Только в 1772 году приступили к возведению храма, в котором мы сейчас находимся.
Священник Сергий Зяблицкий:
– Окончательно собор был построен в 1777 году. Строился он по проекту столичного архитектора в стиле барокко. Собор получился незаурядным и интересным с архитектурной точки зрения. Впервые в вологодской среде была применена металлическая конструкция: весь центральный купол состоит из металлического каркаса, который покрыт кровлей.
Главный парадный вход, который выходит на кремлевскую площадь, был построен уже в стиле ампир в честь посещения Вологды императором Александром I. Но немало и других исторических личностей связано с Воскресенским храмом. 28 июня 1831 года в Воскресенском соборе Вологды состоялся монашеский постриг. Насколько значимым было это событие, люди смогли оценить чуть позже: ведь постриг принимал послушник Димитрий Брянчанинов, который с того времени стал носить имя Игнатий.
В 15 лет дворянин Димитрий Брянчанинов, уроженец земли Вологодской, поступил в Санкт-Петербургское военно-инженерное училище, где был первым учеником в своем классе. Перед юношей открывалась блестящая светская карьера. Но герои тех лет (Печорины и Онегины) вызывали у юноши неприятие и отторжение. Быть лишним человеком не хотелось, и, пытаясь успокоить свое душевное томление, юноша начал изучать Священное Писание и посещать богослужения в Александро-Невской лавре. В этой святой обители он нашел своих первых наставников. Несмотря на сословную принадлежность к дворянству, будущему святителю предстояло пройти совершенно особый путь: стать монахом и служить Богу.
Если мы сейчас посмотрим на стены храма, то увидим аккуратные белые своды, но в прошлом все они были покрыты особой альфрейной живописью.
Священник Сергий Зяблицкий:
– Воскресенский собор в 1805 году был расписан московскими живописцами. Альфрейная живопись имеет объем, как будто на стенах расположены барельефы и вытесанные из камня фигуры.
Но вся живопись была утрачена в XX веке, когда здесь было расположено общежитие.
Священник Сергий Зяблицкий:
– После революции в 1923 году собор был передан обновленческой общине и стал центром распространения обновленчества. Вологодские обновленческие архиереи занимали этот храм до 1938 года. Затем храм был изъят у общины верующих. Изначально предполагалось приспособить его под клуб. Но вмешалась война, и этому плану не суждено было сбыться. Собор долгие годы занимало общежитие.
Позже всем приезжающим в город это здание было знакомо как картинная галерея. Вернули храм епархии всего лишь пять лет назад.
Священник Сергий Зяблицкий:
– Храм был в удручающем состоянии. Началась полномасштабная научная реставрация, которая охватила и внешний фасад храма, и внутреннее пространство. Храм имеет два этажа: нижний и верхний. Сейчас мы видим, что внешний и внутренний вид собора благоустроен. Но еще предстоят работы по благоукрашению храма. Нижний храм сейчас реставрируется.
В конце 2020 года состоялось четвертое в истории освящение Воскресенского собора. Торжество стало логичным завершением масштабной реставрации: специалисты отремонтировали фасад, кровлю, чердачные перекрытия, сделали гидроизоляцию и даже поправили купол собора, который отклонился от центральной оси.
Но еще раньше, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, здесь состоялось первое архиерейское богослужение. В день торжества в собор внесли мощи святителя Антония Вологодского.
Священник Сергий Зяблицкий:
– Святитель, живший в конце XVI века, когда-то освятил Софийский собор. И тем, что его мощи внесли в Воскресенский храм, он принял участие в освящении собора, в организации уже современной богослужебной жизни. Какое-то время его мощи находились в музее. В конце XX века их передали Церкви, и с того времени они находились в одном из храмов Вологды. В 2016 году мощи обрели упокоение здесь. Вологжане приходят к святителю Антонию и приносят ему свои беды, печали, делятся своими радостными событиями, благодарят Бога и святителя Антония.
В этом храме есть частицы мощей святителя Иннокентия Херсонского и Маркелла Вологодского.
Священник Сергий Зяблицкий:
– Святитель Маркелл Вологодский в середине XVII века своими молитвами и деятельным участием избавил Вологду от смертоносного поветрия, когда в огромном количестве умирали люди. Святитель Маркелл предложил построить обыденный храм (то есть храм, построенный за один день). Таким образом вологжане, объединившись в совместном труде, выразили свой молитвенный порыв к Богу и были избавлены от губительного поветрия.
Святитель Иннокентий пробыл на Вологодской кафедре меньше года, но оставил в жизни епархии значимый след и добрую память о себе.
Священник Сергий Зяблицкий:
– Святитель Иннокентий Херсонский был вологодским архиереем в 1841 году. Прибыв на кафедру, он занялся восстановлением вологодского кафедрального собора (и Софийского собора тоже). Здесь он совершал богослужения, а рядом находилось место его жительства.
Впоследствии проповеди святителя были изданы под названием «Слово к вологодской пастве». Цитата оттуда: «Куда ни посмотрю, везде вижу целые лики святых. Воззрю ли на восток? – Там святой Прокопий Устюжский отводит молитвами своими каменную тучу, висящую над Устюгом... Обращусь ли к западу? – Здесь обители святого Павла Обнорского, святых Корнилия и Арсения Комельских высятся, яко твердыни духовные… в отражение врагов видимых и невидимых. Посмотрю ли на север? – Тут, среди волн на скале каменной, вижу несокрушимее всех скал и камней раку святого благоверного князя Иоасафа, преподобных Петра и Василия».
Священник Сергий Зяблицкий:
– Самым главным праздником Вологодской епархии является празднование в честь преподобных отцов, в земле Вологодской просиявших. Сейчас мы с вами находимся перед иконой, изображающей преподобных отцов этой земли. На иконе изображены лишь избранные святые. Но на самом деле здесь просияло больше 150 святых: святители, блаженные, благоверные. Перед этой иконой мы совершаем особое моление ко всем святым, в земле Вологодской просиявшим. В июне мы молимся перед ней в праздник Собора Вологодских святых.
Вологодская епархия − одна из древнейших в Русской Православной Церкви. Еще до образования самостоятельной кафедры сюда шли священники и монахи. Одни − с проповедью евангельской истины, другие − в поисках уединения и безмолвия.
Еще один святой, чья жизнь и подвиги связаны с Вологодской землей, – Феодосий Тотемский. Его мощи вернули Церкви лишь в конце XX века.
Священник Сергий Зяблицкий:
– Долгие годы мощи Феодосия Тотемского хранились в Лазаревской церкви Вологды. В знак привязанности преподобного к нашему городу тут хранится его рука.
Престольный праздник храма – Пасха Христова. Но, наверное, можно сказать, что и в каждый воскресный день собор отмечает малое престольное торжество и славит воскресшего Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.
Автор и ведущая программы Надежда Калинина
Записала Елена Чурина
Мы завершаем наше путешествие по Славгородской епархии. Вспомним дореволюционные храмы, церкви, построенные в советские годы, и современные монастыри и храмы. И еще раз вспомним некоторые вехи истории православия на Алтае.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Концерт арт-группы Ларго «10 лет вместе!». Второе отделение
Концерт арт-группы Ларго «10 лет вместе!». Первое отделение
Канон. Заслуженная артистка России Олеся Железняк. Часть 1
Ульяновск. Крестный ход к Никольской горе
Йошкар-Ола. Выставка победителей конкурса детского рисунка «Светлая Пасха»
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!