Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Во второй половине XIV века в Вологду вместе со своим учеником пришел святой Димитрий Прилуцкий. Он был собеседником Сергия Радонежского, крестным детей благоверного князя Димитрия Донского.
Иеромонах Ферапонт (Широков), благочинный Спасо-Прилуцкого монастыря:
– Преподобный Димитрий пришел сюда из Переславля-Залесского, где он к тому времени уже снискал славу. Его очень почитал великий московский князь Дмитрий Иванович Донской. Вместе со своим учеником Пахомием он надеялся найти уединение для монашеских подвигов.
Слава и почитание тяготили святого, и он отправился на север. Но местные жители не сразу его приняли, даже прогоняли, думая, что преподобный хочет завладеть их имуществом.
– И Димитрий принимает решение идти еще дальше на север, доходит до Вологды, ровесницы Москвы (год основания – 1147-й), и видит, что город славный. Из жития преподобного известно, что в нем было много церквей, но общежительного монастыря не было. И преподобный на окраине, в излучине реки Вологды, при луке, основывает Спасо-Прилуцкий монастырь.
Сложно поверить, но в истории этого большого монастыря важную роль сыграли два крестьянина. Из летописи мы знаем их имена – «благонарочитый муж Илья и Исидор Выпряг».
– По преданию, преподобный приходит сюда осенью. Здесь были поля, засеянные рожью, на тот момент рожь уже колосилась, было время собирать урожай. Святой, помня отрицательный опыт взаимодействия с крестьянами, решает действовать дипломатично и предлагает обосноваться после сбора урожая. Удивительно, что крестьяне, узнав о великом подвижнике, затоптали поля и попросили преподобного, чтобы он именно сейчас и здесь основал монастырь.
Еще при жизни Димитрий Прилуцкий заложил главный храм монастыря. Правда, в 1371 году, когда обитель была основана, Спасский собор был деревянным. Строительство шло быстро: люди обрадовались, что у них будет свой монастырь, и помогали, чем могли. В XVI веке принялись строить каменный собор.
– Комплекс монастыря формировался на протяжении нескольких столетий. Первые каменные строения появились в первой половине XVI века, а самые поздние – в XIX веке. Древнейшая каменная постройка не только нашего монастыря, но всей Вологды – Спасский собор, главный храм святой обители. Он заложен в 1537 году, а завершен в 1542 году, то есть строился сравнительно недолго, что по тем временам было чем-то из ряда вон выходящим. В середине XVI века ни в одном крупном городе еще не было каменного строительства, а в Вологде – Спасский собор. Это было сделано благодаря вложениям великого московского князя и средствам Государева двора, поступающим за молитвенную помощь преподобного. Еще не было Софийского кафедрального собора Вологды, а Спасский уже строился.
Чтобы ускорить его возведение, Иван Грозный даже повелел освободить монастырь от пошлин.
– Иван IV многократно бывал в этом монастыре, молился у мощей преподобного Димитрия Прилуцкого, много жертвовал на благоустройство, во время похода на Казань брал с собой Киликийский крест – одну из величайших святынь обители и образ преподобного.
Сейчас эти ценные реликвии можно увидеть в экспозиции Вологодского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, а в монастыре остался список древней иконы.
– Главной святыней верхнего храма монастыря является образ преподобного Димитрия Прилуцкого. Это точный список с древнего образа, который сейчас находится в Вологодском государственном музее-заповеднике. Тот образ написан в самом начале XVI века, датируется 1503 годом и приписывается кисти известного иконописца того периода Дионисия, который расписывал собор Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре. Образ известен тем, что участвовал в походах великих московских князей, которые почитали преподобного Димитрия.
Святой окончил свой земной путь в ночь на 11 февраля (по старому стилю) 1392 года. Когда его душа оставила тело, келья и монастырь наполнились благоуханием, по которому братия узнала о кончине своего наставника.
– Мы находимся у мощей небесного покровителя и основателя нашего монастыря преподобного Димитрия Прилуцкого. Из жития святого известно, что он вел строгую аскетическую жизнь. По преданию, был очень красив, это смущало его самого, так что он часто был вынужден скрывать свое лицо от прихожан. Сразу же после его прихода сюда стали стекаться многочисленные паломники. Из Переславля-Залесского, откуда преподобный пришел, собралась братия, и в скором времени здесь возник уже полноценный монастырь, первый общежительный на севере Руси.
У мощей преподобного Димитрия Прилуцкого совершались многочисленные исцеления. Самое известное чудо – исцеление от болезни, которая была названа «корчета», потому что больных корчило, они вынуждены были опираться на палки. У мощей преподобного они получали исцеление, свидетельством чего были многочисленные оставляемые здесь палки, которые ежедневно два сильных монаха выносили из собора.
Рассказы о чудесах и помощи святого приводили в монастырь немало паломников, и святая обитель начала процветать, но одновременно у злых людей появилась и зависть к ее богатствам – на монастырь стали нападать разбойники. Эти храмы выдержали не одну осаду.
– В 1619 году произошли страшные события в истории нашего монастыря. Смутное время закончилось, но, несмотря на воцарение Романовых и наступление мира, остатки бродячих поляков, литовцев, изменников из русских казаков разоряли северные села и города. Разбойники подошли к Вологде, уничтожили город (серьезно пострадал кафедральный собор) и двинулись на монастырь. Более двухсот человек, из которых пятьдесят девять было монахов, закрылись в Введенской церкви. Поляки обложили храм дровами и подожгли – эти двести человек скончались в тяжелых муках.
В день трагедии всегда совершали и совершают заупокойное богослужение и поминовение убиенных.
С окончательным завершением Смутного времени были выстроены каменные стены и башни. Теперь это уже была настоящая крепость, в стенах которой хранились пушки, ядра, порох. Бой можно было вести и сверху, и снизу, для чего были проделаны отверстия. Правда, пользоваться стеной в качестве военного укрепления не пришлось: осады святой обители больше не было. Сейчас каменные стены – это символ духовной защиты монастыря от мира. Кстати, белый, желтый и оранжевый цвета башен – не новодел, так было и прежде.
– Также в XVII веке строятся трапезный корпус, надвратный храм, колокольня, появляется галерея от трапезной до собора, крыльцо – главный вход в собор.
Главные ворота Спасо-Прилуцкого монастыря оформляют въезд в святую обитель со стороны дороги на Архангельск, Кириллов и Белозерск. Надвратная церковь была освящена в 1590 году во имя святого Феодора Стратилата, а в 1844 году переосвящена в честь Вознесения Господня. Больничный храм во имя всех святых – это уже XVIII век. А в следующем столетии усердием Вологодского помещика Владимира Волоцкого возвели еще одну церковь.
– Самая поздняя постройка – храм великомученицы Екатерины, он датирован началом XIX века.
Владимир Волоцкий построил эту церковь над могилами своих родственников. Род Волоцких был хорошо известен в Вологде. Они жили здесь с XVI столетия.
На территории монастыря есть хлебная лавка, можно купить горячий чай или кофе, попробовать вкусную домашнюю выпечку.
– Наш монастырь славится хлебом, пирогами, и многие паломники не только получают духовное утешение, но и приобретают монастырскую выпечку.
Так что в монастыре можно подкрепиться не только духовно.
– По большим праздникам до пандемии к нам приезжало большое количество людей, богомольцев. В течение лета очень много приезжих из других регионов, которым интересна история нашей обители, Вологодской епархии. Наш край славен многочисленными монастырями, древними обителями. Паломники стремятся не только познакомиться с историей, но и приложиться к святыням, получить духовное утешение.
В монастыре, как и в прошлые века, живут монахи, а также находится Вологодская семинария.
– Я приехал в Вологду в 2014 году, поступил в Вологодскую духовную семинарию, после ее окончания продолжил обучение в духовной академии и вернулся сюда, в alma mater. Здесь совершаю служение в качестве благочинного монастыря и проректора духовной семинарии. Насельников не может не утешать то, что мощи небесного покровителя, первого игумена монастыря, преподобного Димитрия Прилуцкого, находятся здесь. Ежедневно во время братского молебна братия просит поддержки святого. Особенно это важно для тех, кто несет административные послушания. Принимая решения, они молятся у святых мощей.
О духовной школе Вологды, о других святых, подвизавшихся здесь, и об известных паломниках святой обители мы расскажем во второй части программы о Спасо-Прилуцком Димитриевом монастыре.
Автор и ведущая программы Надежда Калинина
Записала Елена Чурина
Мы завершаем наше путешествие по Славгородской епархии. Вспомним дореволюционные храмы, церкви, построенные в советские годы, и современные монастыри и храмы. И еще раз вспомним некоторые вехи истории православия на Алтае.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 12 мая 2024 года
Концерт арт-группы Ларго «10 лет вместе!». Второе отделение
Концерт арт-группы Ларго «10 лет вместе!». Первое отделение
Канон. Заслуженная артистка России Олеся Железняк. Часть 1
Ульяновск. Крестный ход к Никольской горе
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!