По святым местам. Софийский собор Вологды

20 января 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
Храм строился по указу царя Ивана Грозного, но когда возведение собора было практически завершено, государь неожиданно покинул город. В чем причина изменения отношения правителя к храму? Что изображено на самой большой в России фреске Страшного суда? И как сотрудники музея спасли колокола собора от поругания? Об этом узнаете из программы.

Программа «По святым местам» приехала в Вологду. Этот город – ровесник Москвы, и как в столице главным храмом до революции был Успенский собор, который находится на территории Кремля, так и здесь есть свой Кремль и свой Успенский Софийский собор. О нем наш сегодняшний рассказ.

Морозным зимним утром мы начали свое знакомство с Вологдой, которая в XVI веке вполне могла стать северной столицей Руси. На берегу реки по указу царя Ивана Грозного в Вологде начинают строить крепость. Будущая резиденция царя должна была быть в два раза больше, чем Московский Кремль. И вот в центре вологодского Кремля стали возводить каменный собор.

Священник Сергий Зяблицкий, ключарь Софийского Успенского кафедрального собора города Вологды:

– Мы с вами сейчас находимся в главном храме этой земли, жемчужине города Вологды, Софийском соборе, который построен на средства царя Ивана Грозного, и церковное предание гласит, что царь Иван Грозный непосредственно жил здесь, в Вологде, два года и контролировал строительство этого храма.

За это время собор был практически готов, но стройке суждено было остановиться более чем на 15 лет. Весной 1571 года Иван Грозный неожиданно покидает Вологду. Царь утратил интерес к своей северной резиденции, и Софийский собор 17 лет пустовал. Что стало причиной изменения отношения государя? На этот вопрос есть несколько ответов. Одной из причин, по которой царь уехал из своей недостроенной резиденции, называют распространение в городе моровой язвы, другой – то, что на Москву напал крымский хан. Но летописные источники сохранили еще одну легенду.

Священник Сергий Зяблицкий:

– Случилось несчастье в финальный момент строительства собора. Царь Иван Грозный, войдя под своды этого храма, смотрел на завершение строительства, и на него упала плинфа, он опечалился таким событием и решил изменить свои планы на этот храм, уехать из города Вологды и больше сюда никогда не возвращаться.

Царь даже дал приказ разрушить Софийский собор до основания, но у вологжан не поднялась на это рука. Только когда Иван IV скончался, вологодский епископ Антоний освятил церковь. Было это в 1587 году. В сентябре 1612-го на Вологду напали поляки и литовцы: они не только пожгли город, но и разорили собор. Со всех приходов пришлось собирать средства на восстановление величественного храма. Долгая работа велась почти весь XVII век.

Священник Сергий Зяблицкий:

– К концу XVII века он получил свое главное украшение – живопись. Работы осуществляли ярославские мастера Дмитрий Григорьевич Плеханов с артелью 30 человек, они за два года расписали всю поверхность стен храма, которая составляет более 5 000 м².

В результате этой работы появилась одна из достопримечательностей храма – самая большая в России фреска Страшного Суда.

Священник Сергий Зяблицкий:

– Всю западную стену храма занимает единое изображение – фреска Страшного Суда. На ней изображен змей, то есть прообраз сатаны, искусителя, который по всему морю нашей жизни движется и кого-то уловляет и искушает, а кто-то ему противится и таким образом получает наследие в Царстве Небесном.

– Очень интересно, что здесь отражены костюмы эпохи того времени, я так понимаю –  группа мужчин в голландских шляпах?

Священник Сергий Зяблицкий:

– Действительно, Вологда была большим торговым городом, здесь находились торговые представительства Индии, Голландии, может быть, и других торговых стран. Люди видели этих представителей инославия и представителей других государств, и на этой фреске как раз изображены такие люди европейского вида.

Стены собора украшены летописью о том, кем и когда был расписан собор, и изображениями в виде тканых полотенец.

Священник Сергий Зяблицкий:

– Самое интересное то, что ни одно изображение не повторяется – у каждого полотенца свой уникальный вид.

В XIX веке фрески выглядели ярче – тогда их подновили, но реставрация уже наших дней показывает, как выглядели краски в момент росписи в XVII столетии.

Священник Сергий Зяблицкий:

– Софийский собор также носит еще и мемориальную функцию, так как здесь покоятся останки вологодских архиереев. Эту традицию заложил в конце XVI века святитель Антоний Вологодский, он впервые в 1588 году принес в этот храм останки своего предшественника – владыки Киприана из старой Воскресенской соборной церкви. И с тех пор всех скончавшихся на Вологодской кафедре стали хоронить в Софийском соборе. Всего здесь насчитывается 12 захоронений.

В алтаре Софийского собора находится особая ниша, в которой предполагалось захоронить главного строителя, донатора этого собора, царя Ивана Грозного. Поэтому здесь после росписи этого храма изобразили фреску «Подаяние милостыни», свидетельствующую о том, что царь Иван Грозный на свои собственные средства из царской казны возвел этот дивный величественный собор.

Значимым для этого места является то, что здесь похоронен вологодский архиерей, который в свое время являлся придворным священником царской семьи Петра I. Это владыка Павел Васильев, который до 1716 года выполнял эту должность – он совершал таинства Крещения, Венчания, Исповеди, Причастия при царской семье Петра I. Сам он крестил Елизавету Петровну (дочь царя Петра I), и впоследствии, в 1716 году, он был назначен на Вологодскую кафедру. Он здесь трудился до 1725 года, Петр I неоднократно к нему приезжал и одаривал различными наградами, орденами и памятными панагиями, которые до сих пор хранятся в Вологодском музее.

Уже после смерти владыки Павла был создан вот этот иконостас, который и дошел до наших дней.

Священник Сергий Зяблицкий:

– Сейчас мы с вами видим иконостас, который является третьим по счету, потому что предыдущие иконостасы сгорели в результате пожаров. Этот иконостас выполнен польскими мастерами, польским живописцем, поэтому он интересного вида: святые изображены с пышными лицами, румяными. Святые на иконах не соответствуют нашей русской традиции письма: у нас изображения пишут стройными, строгими, аскетичными.

Одновременно с возведением собора рядом с ним появлялись здания архиерейского двора, но в 20-е годы прошлого века все постройки были переданы музею, в соборе Софии Премудрости Божией разместилась экспозиция, посвященная истории религии и атеизма. Экспозиция включала в себя картины, на которых были изображены (как считалось) известные атеисты, например Джордано Бруно, Галилео Галилей, которые, кстати, атеистами не были. Также здесь находились копии гравюр с изображениями средневековой инквизиции, а по центру храма прямо под куполом был прикреплен маятник Фуко, который экспериментально показывал суточное вращение Земли. Есть съемки из Исаакиевского собора Санкт-Петербурга – там тоже был антирелигиозный музей.

Священник Сергий Зяблицкий:

– В военные годы этот храм был превращен в военный склад. В одном месте здесь был продуктовый магазин, и в это время к этому храму относились не как к святыне, не как к памятнику культуры, а просто как к помещению, в котором удобно складировать вещи. Поэтому были нанесены большие потери фресковой живописи, поцарапаны изображения, царские врата были сняты и вынесены из храма вместе с плащаницей Спасителя.

Сотрудники музея понимали, какой уникальный памятник архитектуры может разрушиться буквально на глазах. Еще в 20-е годы они не позволили снять с колокольни старинные кампаны: когда комсомольские активисты пытались взять башню штурмом, чтобы скинуть колокола, сотрудники музея заперлись в колокольне – в добровольном заточении они провели несколько дней, пока из Москвы не пришла телеграмма, запрещающая демонтаж колоколов. А в 60-е годы в соборе началась научная реставрация.

Священник Сергий Зяблицкий:

– В результате реставрации в XX веке храму вернули аутентичный первоначальный вид: были расчищены фрески, которые наполняют этот храм. Сейчас храм находится в таком виде, как его отреставрировали в 60-х – 70-х годах XX века.

В 1988 году в связи с празднованием 1000-летия Крещения Руси в Софийском соборе после долгого перерыва была снова проведена служба. Молитвенная жизнь продолжается в соборе и в наши дни, двери храма открыты как для путешественников, так и для богомольцев.

Автор и ведущая программы Надежда Калинина

Записала Елена Чурина

Показать еще

Время эфира программы

  • Воскресенье, 12 мая: 12:45
  • Среда, 15 мая: 07:45
  • Четверг, 16 мая: 15:15

Анонс ближайшего выпуска

Мы завершаем наше путешествие по Славгородской епархии. Вспомним дореволюционные храмы, церкви, построенные в советские годы, и современные монастыри и храмы. И еще раз вспомним некоторые вехи истории православия на Алтае.      

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать