По святым местам. Покровский храм города Вологды

7 апреля 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3

Программа «По святым местам» приветствует вас из Вологды. Северной Фиваидой называл эти края писатель Андрей Муравьев. Сама Фиваида находится в Египте и известна как место жительства раннехристианских монахов-отшельников. Вологду тоже основал монах − преподобный Герасим. Он в 1147 году пришел сюда из Киева и построил храм Живоначальной Троицы, с которого и началась история Вологды. 

Но мы сегодня поговорим о другой церкви – храме Покрова на Торгу. В XIII веке Вологда − это пограничный город между землями Новгородской феодальной республики и Великого Владимирского княжества. 

Алексей Николаевич Красиков, проректор по научно-методической работе Вологодской духовной семинарии: 

– Новгородцам принадлежала верхняя часть города, а владимирцам – нижняя. Именно в нижней части города и располагается Покровский храм. Общеизвестно, что представители древнерусских княжеств старались освящать на освоенных землях храмы в честь особо почитаемых в своих княжествах святых или праздников. Для владимирцев таким праздником был Покров Пресвятой Богородицы, установленный на Руси Андреем Боголюбским. 

Так что по одной из версий в самом центре города еще в период Средневековья возникает Покровский храм. Здесь же рядом жили княжеские сборщики дани и татарские баскаки из Золотой Орды. 

Алексей Николаевич Красиков: 

– Городская легенда рассказывает о том, что в этой части города находилась Числиха − место, где располагалось представительство ордынской администрации, которое вело учет местного населения и осуществляло сбор налогов. Абсолютно точно на Числихе был храм. Во всяком случае, известно, что в конце XV века он сгорел. Но какое наименование носила эта церковь, мы не знаем. 

Впоследствии, в XV столетии, именно здесь находился двор вологодских князей Василия Васильевича Темного и его сына Андрея Васильевича Меньшого. Последний прославился как воевода московско-вологодской дружины в том самом знаменитом противостоянии ордынцев и русских на реке Угре, после которого Русь обрела свою независимость. А история Покровского храма продолжается в XVI веке с приездом сюда Ивана Грозного. 

Алексей Николаевич Красиков: 

– Грозный строит в Вологде огромную крепость, в два раза превосходящую по размерам Московский Кремль. Внутри крепости (или, как тогда говорили, в городе) строится небольшой деревянный дворец для царя Ивана Васильевича, а в нем домовый (то есть предназначенный для личной молитвы царя и его ближайшего окружения) храм в честь Богоотец Иоакима и Анны, родителей Пресвятой Богородицы. 

В 1549 году у Иоанна Васильевича родился первенец – дочь Анна, крещенная в честь матери Пресвятой Богородицы. А известно, что по указу царя храмы освящались так, чтобы имена угодников Божиих были связаны с членами царской семьи. 

Алексей Николаевич Красиков: 

– Дворец царя Иоанна Васильевича Грозного не сохранился: в Смутное время случилось вологодское разорение − дворец и храм сгорели. Но деревянный храм на государевом дворе был отстроен заново уже в середине XVII века. В писцовых книгах мы находим его весьма краткое описание: «Деревянная церковь, а в ней книги и ризы, и все строение мирское». Но писцы XVII века доносят до нас некоторые отголоски принадлежности этого храма к дворцу царя Ивана Васильевича Грозного. В частности, сказано, что на колокольне два колокола, которые были пожалованы царем Иваном Васильевичем. 

Иван Грозный покинул Вологду, а позже уже перестроенный храм был освящен в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы. 

Алексей Николаевич Красиков: 

– То здание Покровского храма, которое мы можем видеть сейчас, появилось в Вологде в конце XVIII века. Это теплый храм, который с 1820 года объединился в приход с рядом стоящим Казанским холодным храмом. Приход получил название Покрово-Казанского. На протяжении XIX века и до начала XX века служба совершалась в двух храмах: в Казанском храме летом, в Покровском зимой. 

А на Севере переход от летних богослужений к зимним происходит именно на праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Но когда и откуда появилось название храма «на Торгу»? 

Алексей Николаевич Красиков: 

– Именно в IX веке входит в обиход это словосочетание. Храмы находятся в центре огромной торговой площади, застроенной деревянными лавками, которые сгруппированы в торговые ряды по типу продаваемых в них товаров. 

Судьба храмов в XX веке печальна. Началось все с того, что площадь, на которой стоят две церкви, переименовали в площадь Борьбы со спекуляцией. 

Алексей Николаевич Красиков: 

– Правда, в 1922 году в период НЭПа название (Торговая площадь) вернули. В 1924 году закрывается один из крупных приходов города − приход храма святителя Николая на Сенной площади. 

Один из самых красивых храмов Вологды в стиле классицизма − храм Николая Чудотворца на Сенной площади снесли в 1927 году. Община храма стала молиться в Покровском храме. Но даже такое количество прихожан, которые собирались под сводами этого храма, не помешало советской власти закрыть Покровскую церковь. 

Алексей Николаевич Красиков: 

– Архивные источники рассказывают нам о том, что закрытие произошло исключительно по инициативе местных органов власти и с нарушением действовавшего тогда законодательства. Верующие Покрово-Казанского прихода пытались протестовать и даже писали обращения и жалобы во Всероссийский центральный исполнительный комитет. Но эти жалобы остались без ответа, храм был передан губернскому архиву, а за верующими остался только холодный Казанский храм. 

Но в 1929 закроют и Казанскую церковь. Приход стал молиться в соседнем храме Параскевы Пятницы, но и эту церковь вскоре закроют, а позже снесут. 

Алексей Николаевич Красиков: 

– По планам местных властей Покровский храм должен был лишиться колокольни и сохранить основной объем здания. Казанский же храм подлежал разборке до основания. Однако это решение было пересмотрено, и Покровский храм сохранил колокольню и свою архитектуру. Казанский храм значительно пострадал, в частности утратил великолепную колокольню. 

Сначала в Покровском храме был губернский архив, позже − склад учебных пособий соседнего с храмом педагогического института. Но в 1990 году встал вопрос о возрождении церкви: была зарегистрирована православная община. Свой первый престольный праздник после того, как церковь вернули верующим, православный приход отмечал на паперти храма. Но зато уже 4 декабря 1991 года на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы община молилась в церкви. 

Храм начал возрождать отец Василий Павлов − настоящий русский интеллигент, потрясающий музыкант, оставивший великолепную карьеру ради служения Церкви. Он очень легко сходился с самыми разными людьми: от профессоров и умудренных жизненным опытом стариков до молодежи с ее сверкающими наивными глазами. Неизменная вежливость и добрый юмор всегда отличали священника. 

Прихожане начали восстанавливать церковь: выносили мусор, очищали от зеленой краски стены, штукатурили их, настилали полы. Работа шла не только в самом здании, но и в душах прихожан. Первые службы совершались в насквозь промерзшем храме − у певчих изо рта шел пар. Несколько маленьких свечек, поставленных в песок в самодельном деревянном подсвечнике, старые иконы, скромные трапезы, вера в Бога и в Пречистую согревали храм. Сейчас Покровский храм продолжает свое возрождение уже в качестве архиерейского подворья. 

Автор и ведущая программы Надежда Калинина 

Записала Елена Чурина

Показать еще

Время эфира программы

  • Воскресенье, 12 мая: 12:45
  • Среда, 15 мая: 07:45
  • Четверг, 16 мая: 15:15

Анонс ближайшего выпуска

Мы завершаем наше путешествие по Славгородской епархии. Вспомним дореволюционные храмы, церкви, построенные в советские годы, и современные монастыри и храмы. И еще раз вспомним некоторые вехи истории православия на Алтае.      

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать