По святым местам. 8 июля. Храм в честь Всех святых, г. Гороховец

8 июля 2020 г.

Два храма в этом приходе ждут паломников. Первый, построенный более трех веков назад, - Благовещенский собор. Сейчас там идут восстановительные работы. А вторая церковь, где совершаются богослужения, находится на кладбище и посвящена Всем святым. 

Программа «По святым местам» продолжает свое путешествие по Муромской епархии, и мы в городе под названием Гороховец. В свое время для развития этого города много делали местные купцы. Один из них меценат Михаил Федорович Сапожников построил гимназию, богадельню, городскую больницу и храм во имя всех святых. Об этой церкви наш сегодняшний рассказ.

Гороховец – это город во Владимирской области на берегу реки Клязьмы. Он основан в 1168 году святым благоверным князем Андреем Боголюбским. В начале XV века при князе Василии I Гороховец входит в состав Московского княжества, в это время это была пограничная территория – засечная черта Руси проходила по реке Оке и называлась Поясом Пресвятой Богородицы. Наверное, поэтому здесь так много храмов и монастырей, но, несмотря на обилие древних церквей, храмостроительство в городе не прекращалось даже в начале XX века. Всехсвятский храм освятили в 1911 году.

Протоиерей Александр Степанов, благочинный Гороховецкого благочиния:

– В настоящее время он активно функционирует, это многоштатный приход, несмотря на то, что это кладбищенская церковь, тем не менее  активная позиция православных христиан дает возможность иметь такой замечательный светильник для Гороховца, как Всехсвятская церковь.

В советское время храм был закрыт. Точная дата неизвестна, зато известно другое.

Протоиерей Александр Степанов:

– История с закрытием церкви была уникальна, потому что священников вывезли отсюда, а староста осталась. И люди по привычке, по традиции сюда приходили и усопших приносили (кладбище же рядышком, погост), читали Псалтирь, молились. Революционным властям это тоже не понравилось, поэтому силой выдворили отсюда старосту и открыли храм на разграбление. Разломали весь иконостас, все, что можно было, даже плитку на полу стали разбирать, но не ожидали, что разобрать ее нельзя – она толстая (раньше такую изготавливали плитку);  насколько смогли, поломали.

В этой церкви сохранились фрагменты дореволюционной росписи, а когда 25 лет назад здесь вновь был образован приход, члены общины стали прилагать труды для того, чтобы церковь постепенно начала возвращаться к прежней красоте.

Протоиерей Александр Степанов:

– Она обновляется, здесь построен новый иконостас, прихожане активно участвуют в этом деле, готовится проект к росписи храма. Так как это кладбищенская церковь (погост), понятно, что сюда в родительские субботы стекается народ, а в остальные служебные дни здесь есть постоянный приход, так как у прихожан очень активная жизненная позиция. Здесь ведется очень интересная работа с детьми (у нас довольно большая воскресная школа, есть группа старших, группа младших, с детьми занимаются преподаватели и художники), замечательный клирос, который осваивает древнее пение, пытаясь возродить удивительные традиции. Мы не отменяем партесное пение, но хотелось бы проникнуться тем духом, который нашим предкам давал возможность настроиться на молитву. Наверное, главное в церковном пении – создание молитвенного настроения для людей.

Широкий фронт работ дает свои духовные плоды – работа кипит. Так, Феодоровская икона Божией Матери, которую написали в честь 300-летия Дома Романовых, сейчас на реставрации. Для нас доступен только старинный оклад – он пребывал на образе, который в начале XX века преподнесли в подарок императору Николаю II.

Протоиерей Александр Степанов:

– Также есть удивительный образ Казанской Божией Матери, который находится в левой части храма, сейчас для него будет изготавливаться новый киот, его история тоже очень интересна. Когда я сюда пришел, мне сказали, что эта икона стоит где-то за сейфом – негоже иконе за сейфом находиться, я ее достал, росписи как таковой нет, деревенское письмо, она покрылась зеленым налетом. Я поставил ее в алтарь – налет исчез, тогда пригласили реставраторов, они стали снимать верхний слой, а под ним оказался замечательный образ Казанской Божией Матери. Чуть-чуть перестарались, и на лике, если присмотреться, можно увидеть еще один более древний слой иконы. Тогда владыка Евлогий не благословил больше снимать, потому что мог оказаться просто фрагмент. Перед этой иконой молятся люди со своими просьбами, чаяниями, надеждами даже во время, когда в храме не идет богослужение. Матерь Божия помогает, поэтому люди с благодарностью, кому Она помогла, приносят в дар на память какие-то свои украшения. Мы можем посмотреть, каким образом это происходит, там случайно никто ничего не вешает – Матерь Божия помогает Своим Покровом.

Восстановление святынь – один из векторов развития города. Собор Благовещения Пресвятой Богородицы был построен 320 лет назад. Активные работы по реконструкции этого храма ведутся около трех лет, и начались они в рамках подготовки празднования 850-летнего юбилея города. Но первое богослужение после того, как храм вернули верующим, состоялось в 1999 году.

Протоиерей Александр Степанов:

– Когда состоялась первая служба, тогда еще был архиепископ Евлогий, молебен был прямо на улице. Вопрос, который задали ему люди после молебна: «Владыка, когда собор откроется?» – «Он будет восстанавливаться столько, сколько будут восстанавливаться ваши души». Представляете, какое благословение дал архиерей?! И люди приходили, усердно молились в течение этих 20 лет, и вдруг случилось чудо – собор вдруг обрел золотые купола, он обретает уже благолепный вид.

Не всегда восстановление храмов ведется так быстро, как нам хотелось бы, но торопиться нельзя – работа очень кропотливая. Обратите внимание, как выглядят западные врата собора – они сделаны по историческим образцам с применением берестяного покрытия. В начале VIII века построили собор, какого в Гороховце и не было доселе: строгий, внушительный, общая высота около 35 метров. Для городка, население которого к 1700 году составляло около полутора тысяч человек, это было грандиозное сооружение.

Протоиерей Александр Степанов:

– Это было сердце Гороховца, кафедральный собор. Я, общаясь с людьми, с прихожанами, всегда говорю: раньше у наших предков в основе их жизненного уклада жизни был Бог. Поэтому неудивительно, когда едешь по старым дорогам и вдруг упираешься в храм. Здесь тоже, когда едете по трассе, открывается замечательный вид на Казанский храм, а это центр. Раньше в избах красный угол отдавался для поклонения Творцу, там были иконы – благолепие. И в жизни точно так же человеком устраивается. Человеческое и христианское мировоззрение создало такой удивительный пласт, в котором внутренний мир человека отразился во внешних чертах его жизнедеятельности – это замечательное храмостроение, удивительные дома и палаты, которые строили. Это не в укор нашим современникам, что сейчас мы пытаемся храм построить, чтобы никто не видел (пускай он на обочине стоит; или вообще не нужен – он нам мешает, звонят колокола); людей поражает, как жили наши предки, нам есть с кого брать пример.

Церковь возвели на деньги нескольких муромских меценатов, главным из которых был купец Семен Ершов.

Протоиерей Александр Степанов:

– Семен Ершов входил в десятку богатейших купцов России. А сейчас какими усилиями храм должен восстанавливаться? Здесь, конечно, здорово, что государство на себя взяло такое бремя по восстановлению. Самое важное, чтобы восстанавливались души людей. Это все-таки камни, какими бы красивыми они ни были, но это камни, которые, по евангельской притче, могут возопить, они и сейчас кричат со стен фресками.

В стенах, когда на нас взирают поблекшие от времени лики святых, молитва слышится по-особенному. В этом могут убедиться гости фестиваля «Под Покровом Пресвятой Богородицы». Здесь считают, что древний византийский знаменный распев, его благозвучие очень сильно затрагивают внутренние струны души, настраивают на молитву, на созерцание и обращают человека к покаянию.

Благовещенский собор поражал наших предков своим пространством, разделенным четырьмя круглыми столбами, и даже у революционеров не поднялась рука полностью уничтожить храм, построенный местным купечеством.

Протоиерей Александр Степанов:

– Огромную роль сыграли купцы в деле строительства, потому что это возможность отблагодарить Бога за то, что у них получается как-то обеспеченно в этом мире быть. Но это, наверное, свойство души русского человека, верующего христианина, который вот так благодарит Бога, ведь это место, где люди собираются возвеличить Господа и Божию Матерь, то есть молиться Творцу, где приносится жертва за род человеческий. Поэтому на таком маленьком участке земли столько храмов и монастырей находится, здесь такой противовес баланса купеческого: во что ты веришь больше. То есть если часть купцов строила храмы, то другая часть строила заводы – тоже интересный исторический факт…

В Лаврентьевской летописи, датированной 1239 годом, Гороховец упоминается как град Пресвятой Богородицы. Будем надеяться, что благая весть о восстановлении собора скоро прозвучит над градом, и услышат ее не только гороховчане, но и гости, туристы и паломники со всего мира.    

Автор и ведущая программы Надежда Калинина

Записала Елена Чурина

Показать еще

Время эфира программы

  • Воскресенье, 12 мая: 12:45
  • Среда, 15 мая: 07:45
  • Четверг, 16 мая: 15:15

Анонс ближайшего выпуска

Мы завершаем наше путешествие по Славгородской епархии. Вспомним дореволюционные храмы, церкви, построенные в советские годы, и современные монастыри и храмы. И еще раз вспомним некоторые вехи истории православия на Алтае.      

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать