Аудио |
|
Скачать .mp3 |
«Все мы с малых лет имели желание служить и угождать Богу, поэтому, несмотря на отрицательные советы родных, отказались от вступления в брак» – такими словами в марте 1885 года начиналось обращение трех орских девиц к епископу Оренбургскому и Уральскому Вениамину. Будущие монахини жили в своих семьях, но понимания у близких девушки не находили, да и в консистории ответили, что хоть и с полным сочувствием относятся к прошению, но не могут представить его в Синод, ведь у девушек нет средств для постройки монастыря. Дело затягивалось, и тогда подключилось к нему орское общество – жители города и окрестностей жертвовали деньги, коров, овец, пшеницу, строительные материалы, а мещанин Спиридонов обещал построить храм.
Через три года общину официально зарегистрировали, а на месте, которое носило название Пустошь Оричная, в 1908 году был построен и торжественно освящен каменный монастырский храм – тот самый, что сохранился до наших дней.
Протоиерей Анатолий Сопига, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы:
– Они жили своим трудом – была золотошвейная мастерская, а также свой огород. На территории монастыря стояли три храма, один уцелел.
А при монастыре была своя школа для детей из бедных семей. В святой обители жили монахини и послушницы – всего около ста человек. Еще один храм – домовый – был освящен в честь Параскевы. Должность настоятельницы занимала игумения Евлампия (Васильева). Кроме здания храма от дореволюционных построек сохранился игуменский корпус. Но в 1925 году отсюда прогнали и настоятельницу, и сестер, монастырь закрыли, а монахини вынуждены были поселиться в квартирах у местных жителей. Следы многих сестер после этого бесследно теряются.
В кельи же заселили бойцов 45-го дважды Краснознаменного Орского кавалерийского полка. Сестринский корпус превратился в казарму, трапезная – в столовую, монастырская площадь – в плац. Покровский храм военное руководство приспособило под клуб. Колокольня была разобрана до уровня первого яруса, все купола с барабанами также были сняты, а все здание было покрыто единой крышей. Толщина этих стен примерно 1 м 20 см – здание сделано на совесть, и, несмотря на все внешние и внутренние перестройки, которые были в советский период, жители Орска не забывали, что это все-таки храм, и не раз обращались к властям с просьбой вернуть им здание церкви. Но ходатайства под разными предлогами все время отклонялись.
Когда в 1993 году военную часть расформировали, жители Орска вновь обратились к властям, и на этот раз храм передали православной общине. Когда верующие принялись за ремонт, они были поражены – в месте, где столько лет не звучала молитва, стали явственно проявляться прежние дореволюционные черты.
Протоиерей Анатолий Сопига:
– Не было ни адреса, ничего – была воинская часть «Парус». Мне рассказывали, что одна прихожанка пришла и говорит: «Батюшка, купол кто-то похитил». А его не было, была коньковая крыша, здание переоборудовали под клуб. Сцена, полы полностью демонтированы, сзади была кинобудка. Сейчас на территории храма община, воскресная школа с 60 детьми, которые принимают участие в церковной жизни, поют. Также у нас есть летний детский лагерь, где наши детки трудятся. В награду мы их стараемся возить по святым местам.
Благодаря одной из таких поездок здесь появилась икона святой Варвары Скворчихинской. До революции она была сельской учительницей, а после, когда на одном из собраний педагогам объявили, что необходимо преподавать атеизм, святая стала затворницей. Сейчас блаженная – небесная покровительница всех учащих и учащихся.
Протоиерей Анатолий Сопига:
– У нас воскресная школа семейного типа. Когда убирали мусор из-под полов, приходило до ста человек. Приходили родители с детьми – потихонечку родители получали свои уроки (они тоже учились; сами понимаете, какие были годы), а детки – свое преподавание.
В 1995 году в восстанавливаемом храме была проведена первая за 70 лет литургия. Отопления не было, священник служил в дубленке и валенках, а еще до этого из храма вынесли остатки прежней росписи стен. До этого прежние владельцы здания сбивали фрески со сводов, а обломки прятали в подвале церкви. В храм технику не загонишь, и вот бабушки-прихожанки на руках всё из подвала перенесли на улицу. В 90-е годы на восстановление храма приходили до 150 человек в день. В работе соблюдали историческую достоверность – взяли советские чертежи реконструкции храма в клуб и проделали обратную работу – вновь сделали здание храмом.
Одним из самых знаковых моментов в восстановлении храма стала установка купола.
Протоиерей Анатолий Сопига:
– Сам купол имеет очень большой вес, мы его монтировали на земле – 300 м² меди выложено на крышу этого купола.
Центральный купол 13,5 тонны весит. Его установили в 2002 году.
Протоиерей Анатолий Сопига:
– На фотографии видно: когда купол поставили на место, у крана был прогиб – все на пределе сделано.
А к осени 2004 года на колокольню подняли восемь кампанов. Их отлили на заводе Каменска-Уральского, теперь колокола созывают верующих на молитву. Святыни храма – старинные иконы. Образ Троицы Живоначальной предположительно первоначально находился здесь, в Покровском храме. Иконы передала в церковь мама одного из сотрудников ОМОНа. Дело в том, что база отряда мобильного назначения находится прямо рядом с храмом.
Протоиерей Анатолий Сопига:
– Икона была полностью темная, не было видно ничего. Получается, как только мы ее взяли в киот, она потихонечку проявилась.
Говоря о празднике Покрова Богородицы, которому посвящен храм, мы вспоминаем прежде всего о материнской заботе и любви. Так вышло, что другая особо чтимая икона тоже появилась в Покровской церкви через маму одной из жительниц города.
Протоиерей Анатолий Сопига:
– У нее умерла мама, и начало ей сниться, что на чердаке находится икона, надо ее отнести в храм. И этот храм видела, а залезла на чердак – там всего много, посмотрела первый раз, второй, третий – нашла икону. Пошла по улицам города, увидела этот храм. Какая судьба у этой иконы, неизвестно, но видно, что она старинная.
«Семя, которое попало в плодотворную землю, дает свои плоды» – так говорят здесь, когда вспоминают, сколько священников и даже монахинь вышло из стен этого храма уже в наши дни. Воскресная школа, конечно, не ставит себе цель связать жизнь каждого ребенка с духовным служением, главное – приобщение к христианским ценностям. Милосердие к ближнему, радость общения, творчество и, конечно, любовь к Богу объединяют детей и педагогов. Двадцать восемь лет назад из Почаева в Орск приехал отец Анатолий Сопига, настоятель Покровского храма.
Протоиерей Анатолий Сопига:
– Владыка Леонтий (Царствие Небесное) сказал так: «Город Орск – это благодатный город для духовенства». Прекрасные люди, прекрасный народ… Сами понимаете, что не было никого знакомых, а сейчас много друзей, знакомых, и кумовьями были и являемся – все как у людей, слава Богу.
Автор и ведущая программы Надежда Калинина
Записала Елена Чурина
Мы завершаем наше путешествие по Славгородской епархии. Вспомним дореволюционные храмы, церкви, построенные в советские годы, и современные монастыри и храмы. И еще раз вспомним некоторые вехи истории православия на Алтае.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 12 мая
День ангела. 12 мая
Церковный календарь 12 мая. Неделя 2-я по Пасхе, апостола Фомы. Антипасха
Евангелие 12 мая. Ты поверил, потому что увидел Меня
Читаем Апостол. 12 мая 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!