Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Давайте напомним, что Дом-музей находится в Марфо-Мариинской обители в Москве. Представим, что наши телезрители приезжают в Москву по делам, в паломничество, как туристы… У них есть масса вариантов, куда пойти. Как бы Вы их убедили посетить Марфо-Мариинскую обитель?
– В первую очередь к нам приходят люди, которые уже слышали о великой княгине Елизавете Федоровне, основательнице обители. Люди приходят поклониться мощам преподобномученицы, которые находятся в Покровском соборе на территории обители.
Во-вторых, обитель привлекает внимание не только воцерковленных людей, но и тех, кто интересуется архитектурой, искусством. Марфо-Мариинская обитель представляет уникальный архитектурный ансамбль (архитектор Алексей Щусев); здесь прекрасные росписи Михаила Нестерова; замечательный сад в стиле модерн. Это своеобразный оазис в центре Москвы: место спокойствия и уединения.
Третий момент – привлекает сам дом, в котором жила настоятельница обители великая княгиня. Сейчас в нем находится музей.
– Что лично Вас впечатлило в судьбе Елизаветы Федоровны, когда Вы познакомились с ней, узнали о ней, о ее судьбе? Что Вас поразило больше всего?
– Я непосредственно работаю в доме, где она жила. Конечно, это большое благословение для меня. Можно сказать, что я нахожусь под ее покровом. В процессе работы, когда я погружалась в документы, материалы, первоисточники, читала письма, воспоминания современников, наверное, трансформировалось мое восприятие. Я узнавала много новых фактов.
Но самое главное – это пример великой княгини для всех и лично для меня, пример отношений с Богом: смиренное принятие Божьей воли, когда в твоей жизни происходят не только радостные события, но и трагические. Никогда Елизавета Федоровна не разочаровывалась в вере, всегда находила утешение в Боге. Этот пример я хочу перенять для себя.
– Сам факт основания Марфо-Мариинской обители связан с трагическими событиями…
– Действительно, идея создания обители у Елизаветы Федоровны возникла после трагической гибели супруга. Для нас это пример того, как человек справляется с такими сложными ударами судьбы. Она не замкнулась в себе, не озлобилась; наоборот – всю свою энергию и любовь направила на служение ближним и Богу. Именно в тот момент она находит утешение у мощей святителя Алексия Московского. Тогда и зародилась идея создания обители, и в 1909 году обитель была открыта.
– Чем для того времени была уникальна обитель: и по архитектуре, и по уставу? В чем были отличия от других обителей?
– Очень точный вопрос. Данная обитель – совершенно новаторский проект, во-первых, в архитектурном смысле. Елизавета Федоровна привлекла для постройки Покровского собора архитектора Алексея Щусева, для росписи Михаила Нестерова; в строительстве использовались современные элементы модерна начала XX века. Единый архитектурный ансамбль привлекал москвичей своей новизной.
Во-вторых, идейное содержание. Задумка была такая – соединить два вида служения: деятельное и духовное. В начале XX века, в связи с русско-японской войной, пользовались популярностью общины сестер милосердия. Они оказывали медицинскую помощь, иногда безвозмездно, иногда за это им платили деньги. Но уровень общин был не такой высокий, потому что у девушек не было должного медицинского образования. Были монастыри в чистом виде, где акцентом было молитвенное духовное служение.
Идеей Елизаветы Федоровны стало сочетание этих двух видов служения. Почему Марфо-Мариинская обитель милосердия? Праведные сестры Марфа и Мария – это покровители обители; они олицетворяют два типа служения: деятельное и духовное; такое органичное соединение.
Сестры обители несли послушание не только в стенах монастыря, но и за его пределами. Они ходили на Хитров рынок; помогали бедным, бездомным, нуждающимся; ходили по домам неблагополучных семей. На территории обители была больница, в которой работали сестры с медицинским образованием; они ассистировали на операциях, как и сама княгиня. В этом было новаторство Елизаветы Федоровны. Она даже хотела восстановить чин диаконис (в раннем христианстве женщины помогали не только делами, но и в храме во время богослужения).
– Кто был рядом с великой княгиней Елизаветой Федоровной, кто помогал воплощать в жизнь ее задумки?
– Конечно, Господь Бог всегда был с ней рядом, ее молитвы. Но еще она собирала вокруг себя достойных,очень талантливых людей. Например, обитель не смогла бы существовать (зародиться в таком виде, в каком мы знаем сейчас) без отца Сергия; сейчас он причислен к лику святых, преподобноисповедник Сергий (Сребрянский); он был первым духовником обители, настоятелем Покровского собора. Именно его великая княгиня пригласила для создания устава обители. Устав – это основополагающий документ, где составлены основные идеи обители. Он помог написать не только устав, но и наставления сестрам. Также Елизавете Федоровне очень помогала ее родная старшая сестра принцесса Виктория Баттенбергская. Сохранилась их переписка, она часто приезжала в Россию к Елизавете Федоровне в гости.
Вообще Елизавета Федоровна не хранила в тайне свои задумки о создании обители. Она делилась с друзьями, готовила общественность к открытию обители, потому что понимала инновационность этого проекта. Для этого были выпущены информационные просветительские издания об открываемой Марфо-Мариинской обители, которые тоже написал отец Сергий. Елизавета Федоровна подходила ко всему четко, во всем у нее был порядок, она понимала значимость и нужность этого дела.
– При этом более двадцати лет она была светской дамой, была вхожа во все светские салоны; принималась там, была любима и уважаема. Сохранились ли у нее эти связи? Как с созданием обители она продолжала общаться с миром?
– У нее был большой период светской жизни, потому что ее супруг великий князь Сергей Александрович был генерал-губернатором Москвы. Не только по долгу службы Елизавета Федоровна стала попечителем и покровителем более 150 благотворительных обществ, но она открывала новые благотворительные общества и очень четко знала нужды москвичей; была включена в этот процесс. Конечно, вхожесть в высшие круги общества ей помогала, и она правильно использовала эти контакты.
Например, она основывает благотворительные базары в Москве. Конечно, для этого привлекаются средства богатых и знатных семей. Конечно, многие из ее круга предлагали ей остаться светской дамой, великой княгиней. Но княгиня понимала, что должна быть включена в процесс, что должна посвятить всю себя этому делу и быть непосредственно в обители; что она несет ответственность перед Богом за это дело. Почему она и решает переехать в обитель и жить на ее территории, хотя у нее была возможность остаться в Кремле в Николаевском дворце.
– В стенах обители часто появлялись представители светской общественности, культурные деятели. Что это было? Ради чего проводились эти встречи?
– Сердце обители – это Покровский собор; и второе важное место – дом, в котором жила настоятельница. Когда вы попадаете в обитель, первое, что видите, – это храм, а с правой стороны двери дома великой матушки (как ее тогда называли). Елизавета Федоровна понимала совершенно всех людей: к ней на прием мог записаться простой человек; она очень трепетно, с любовью и вниманием относилась ко всем.
Конечно, в доме бывали представители королевских семей Европы, королевских династий. Потому что княгиня была внучкой королевы Англии Виктории; их связывали династические родственные узы. Бывала ее родная сестра Виктория Баттенбергская; и даже побывала ее племянница, которая стала свекровью ныне царствующей королевы Великобритании Елизаветы. Также бывал и царь Николай II, потому что его супруга Александра Федоровна была родной сестрой великой княгини.
Здесь бывали и представители культуры, искусства: художники Васнецов, Нестеров; поэты; например, Сергей Есенин. Елизавета Федоровна его принимала, он читал стихи. Осталось воспоминание, как Есенин говорит, что это единственное место, где его приняли не как поэта, а как сына: он почувствовал теплоту этого дома, доброту княгини. Она подарила ему Евангелие. Это было маленькое дорожное Евангелие, дизайн которого она разработала сама; и сама его использовала в поездках, дарила своим друзьям.
– Что за история с Евангелием, которое возвратилось в обитель спустя десятилетия?
– Это было не Евангелие, а «Келейное правило». Коллекция музея пополняется подарками великой княгини, которые она дарила кому-то; сейчас потомки этих людей передают их в обитель. Есть уникальный экспонат с автографом Елизаветы Федоровны. Она подарила «Келейное правило» одной из первых крестовых сестер обители княжне Оболенской. После революции княжна эмигрировала во Францию, но ее потомки сохранили это «Келейное правило» с автографом княгини и передали в музей.
– Какова была судьба обители в советское время?
– Конечно, это были тяжелые годы. В 1918 году арестовали княгиню, это произошло непосредственно в обители. Поэтому дом, в котором она жила, где сейчас находится музей, пропитан и духом княгини, и историческими событиями того времени.
Начался тяжелый период гонений за веру, обитель выживала. Одна из сестер обители Валентина Гордеева, которая была казначеем, очень много сделала, чтобы обитель хоть как-то просуществовала до 1926 года. Но потом всех сестер арестовали, отправили в ссылку. На территории обители разместили квартиры. В доме, где жила княгиня, была поликлиника. Но с помощью Божьей сохранить обитель все-таки удалось благодаря тому, что здесь разместились реставрационные мастерские Игоря Грабаря; сохранились картины Нестерова в убранстве собора. Необычайная красота сада обители в стиле модерн была настолько привлекательной для москвичей и для гостей, что открытки с фотографиями сада уже продавались тогда. В советское же время это место стало свалкой для машин... Тяжелые были времена.
– Как после десятилетий запустения удалось восстановить облик обители? Ведь храм внутри был изменен, он потерял свой изначальный вид. То же самое произошло и с Домом-музеем.
– Когда обитель была восстановлена, встал вопрос о реставрации, о восстановлении интерьеров; храма. Тут помогли люди, огромная благодарность им за это. Прошлая настоятельница Наталья Молибога очень много сделала для возрождения обители; а также реставрационные компании. Например, компания «Бакаут», проводившая реставрацию дома, в котором жила великая княгиня. Представители компании до сих пор нам помогают; мы очень им благодарны.
Как были восстановлены интерьеры? По фотографиям, по воспоминаниям современников. Елизавета Федоровна все продумала: в 1911 году она специально заказывала фотографов, чтобы сделать детальные фотографии интерьера своего дома. А когда люди приходили в гости к ней в дом, они напитывались этой энергетикой и потом делились своими впечатлениями, вели дневниковые записи. Собирали всё по крупицам. Сейчас в музее восстановлены две комнаты, полностью один в один: это приемная и кабинет княгини; и ее личная молельная комната.
– Как можно попасть в музей? Как вы проводите экскурсии?
– Мы всех ждем в музее. Экскурсии совершенно бесплатные, проводятся по записи. Можно позвонить по телефону и записаться. У нас очень разноплановая аудитория, приходят школьники, мы работаем с образовательными организациями; присутствует корпоративный элемент; приходят семьями. Многие находят утешение после каких-то жизненных трагедий. Мы всех ждем в гости.
Экскурсии проводятся по записи и обязательно с экскурсоводом. Музей построен таким образом, чтобы человек почувствовал себя не в музее, а в гостях у великой княгини. Мы не ставим задачу сделать людей образованнее, а чтобы человек нашел утешение; чтобы подвиг и духовный путь княгини стал для них примером.
Вся экспозиция максимально передает дух того времени, начала XX века. У нас почти отсутствует этикетаж, нет заграждений, то есть человек чувствует себя действительно в гостях; очень приятная атмосфера. Не стоит забывать, что это дом не просто великой княгини, но святой; эта атмосфера там очень чувствуется. Экскурсии проводятся не только в Доме-музее, но и в Покровском соборе, по территории обители, по великолепному саду.
– Возобновили ли вы встречи, концерты, которые проводились во времена Елизаветы Федоровны?
– Возобновили. Хотя в период пандемии, как многие музеи, мы перешли на новый формат. На официальных порталах, официальном сайте обители мы публикуем научно-популярные статьи, записываем интервью, встречи, проводим лектории, рассказываем о жизни княгини, о событиях, связанных с обителью, памятных датах.
В музее проводятся временные выставки, с программами, которые включают в себя и музыкальные концерты. У нас есть рояль, который Елизавета Федоровна специально заказывала для обители, можно услышать звуки музыки начала XX века. Проводятся лектории, приглашаем известных актеров, которые читают стихи. Музей живет очень активно.
– Что лично Вам дает эта работа?
– Для меня эта работа – благословение. Я не хожу туда как на работу. Прикасаясь к делам великой княгини, погружаешься в тот мир. Заходишь на территорию обители и попадаешь в другой мир: терпения, спокойствия, принятия, доброты и любви. Это царит и в коллективе, в котором я работаю. Люди, которые приходят в обитель на экскурсии, меняются; видно, как у них меняются глаза. У многих возникает желание присоединиться к добровольческой службе обители, у нас есть служба добровольцев. Люди могут помогать, участвовать во многих социальных проектах обители. Лично я сама попала в обитель через эту службу добровольцев.
– В каком проекте Вы участвовали?
– Я участвовала в разных проектах: и посуду мыла (такое было послушание), и в творческой мастерской работала. Потом великая княгиня и Господь как-то привели меня в музей.
– Как Вы считаете, удалось возродить дух обители времен Елизаветы Федоровны?
– Мне кажется, удалось. Главной задачей обители сестер милосердия была не только деятельная помощь, но и духовная; это не только помочь страждущему, но привести его к Богу, к спасению его души. По такому принципу работает современная обитель: мы помогаем деятельно, насколько это возможно, но главное – привести человека к Богу. Дух обители восстановлен, потому что заветы великой княгини исполняются.
Записала Ирина Обухова
Об особенностях русской школы храмового зодчества рассказывает Алексей Капустин, директор Центра классической и традиционной архитектуры МАРХИ, советник Российской академии архитектуры и строительных наук.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 21 мая 2024 года
Читаем Добротолюбие. «Мудрость в деле вопрошания». Священник Константин Корепанов
Льюис. Аскетические перевертыши. Часть 40. Священник Константин Корепанов
Чистый образ. Депутат Законодательного Собрания Калужской области Сослан Токаев и министр внутренней политики Калужской области Олег Калугин
Литературный квартал. Анна Ревякина
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!