О земном и о небесном. Забота о себе

26 июля 2022 г.

25 июля отмечают день заботы о себе. Хорошо это или плохо – заботиться о себе и как это делать не в ущерб окружающим, обсудим с заведующим музеем Бештаугорского Второафонского монастыря иеромонахом Иоанном (Галумовым).

– Заботиться о себе – это правильно или грешно? Ведь по Священному Писанию нас учат в первую очередь заботиться о ближнем.

– В обывательской среде звучит часто убеждение, согласно которому Православная Церковь считает, что заботиться, думать о себе, любить себя – это грех. На самом деле все гораздо сложнее. Если мы возьмем того же Льва Николаевича Толстого, который жил в конце XIX – начале XX столетия, то в своих сочинениях и письмах он часто критиковал Православную Церковь как раз за то, что она постоянно популяризирует желание заботы о себе. Почему это звучит? Если мы берем самые главные, основополагающие слова нашего Спасителя, изложенные в Евангелии, они, обращаясь к нам, звучат так: Возлюби ближнего твоего, как самого себя. Из этой цитаты исходит мнение о том, что в первую очередь нужно научиться любить именно себя.

Здесь возникает противоречие: кого любить – ближнего или себя? Разъяснить, истолковать эту цитату нам помогает святитель Игнатий Кавказский. Он в своих письмах часто говорит о том, что человеку нужно научиться в первую очередь любить самого себя. Но любить не в том плане, в котором мы привыкли об этом думать, т.е. это состояние комфорта, личного и материального благополучия – нет. Любить себя – это прежде всего научиться любить то, что тебе дал Господь: свою жизнь, свои добродетели. Все хорошее, что в тебе есть, генерировать, делать лучше изо дня в день. Однако мы постоянно заменяем эти понятия на совершенно иное представление о любви к себе и забываем любить самое главное – свое собственное благополучие в духовном плане. Если мы научимся именно это делать, научимся понимать, что надо любить все в нас хорошее, что даровано нам Богом, – тогда мы без труда сможем научиться любить других.

– Где найти эту грань, тонкий баланс? Ведь Церковь учит нас некоему аскетизму, простоте (и в одежде, и в отношении к себе), воздержанию в дни Великого поста и других постных периодов. Как любить себя правильно? Любовь к себе – в чем она заключается?

– В первую очередь она заключается в том, что нам дано сразу же в момент нашего сотворения. Мы понимаем, что у нас есть и первородный грех, который отделяет нас от рая и Бога, но в крещении мы принимаем все дары через миропомазание, благодать Святого Духа подобно апостолам, которые приняли эту благодать много лет назад. Благодать не остается с нами навсегда, хотя, казалось бы, очень бы неплохо жить в таком состоянии. Нет, она может вовсе уйти, если мы не будем ее постоянно удваивать, утраивать в жизни. Что это значит? Нам дано право любить других людей, заботиться о своей семье, близких, родственниках, друзьях и так далее. Мы можем и вправе этому следовать и изо дня в день учиться этому. Учеба заключается в том, что мы это осуществляем еще и на практике. Любовь заключается не только в словах, но и в конкретных действиях.

– Но ведь это жертвенность?

– Конечно. Жертвенность обязательно должна присутствовать. В философии нередко говорят о том, что необходимо любить в первую очередь себя. Действительно, было такое направление: софисты утверждали, что человек это мера всех вещей. Но ряд философов говорили о необходимости избавиться от себялюбия, иначе сказать – эгоизма, когда человек ставит свое «я» превыше всего. Эта пирамида ценностей складывается таким образом: на вершине он сам и где-то в самом низу находятся все те, кто его окружает.

– А если, наоборот, полностью растворяется в других, забывая о себе и принося себя полностью в жертву, угождая другим?

– Мы не должны забывать о балансе, который существует. Он ясен, когда мы живем по законам любви, которые дарованы Богом. Когда мы от этого начинаем отходить, даже если это кажется поначалу альтруизмом (любить всех вокруг, общество и стремиться к его благу), то здесь мы видим, что это не работает, потому что мы безвестно канем, вообще не сможем что-то делать. Обратимся снова к философам: Шопенгауэр считал, что эгоизм, любовь к себе – это плохо. Но он говорит с той точки зрения, что если мы хотим благополучия в этой жизни, должны научиться дарить его окружающим нас людям. Здесь кроется себялюбие, эгоизм. Мы делаем во благо другим ради себя самих: подарим что-то другому, чтобы у нас это было.

Иммануил Кант также говорит о том, что необходимо научиться любить других людей, отрицая земное благополучие, которое мы имеем здесь (материальное). На самом деле и здесь кроется эгоизм, который заключается в том, что он обещает награду человеку на небе, т.е. человек начинает жить, ожидая награды от Бога, и не смотрит на то, что бывает здесь. Для чего мы делаем добро, благо другим? Ради себя самих, чтобы то, что мы отдали, нам вернулось? Собственно говоря, в любом магазине, при любой покупке мы отдаем деньги не просто безвозмездно, а ради того, чтобы получить какой-то товар. Но рыночная система в отношениях между людьми не должна работать. Это самое неправильное мнение. Баланс заключается в том, чтобы найти самого себя в жертве, любви, помощи кому-то и понять, ради чего ты это все делаешь. Если ты это делаешь ради человека, искренне, не задумываясь о своем благополучии и о том, что ты будешь иметь от этого впоследствии взамен, – тогда ты на правильном пути.

– А ведь любить себя и заботиться о себе тоже можно по-разному. Некоторые стремятся к личностному росту, другие к духовному развитию, третьи, напротив, думают о каком-то внешнем лоске, внешней красоте. Что правильно? Или тут тоже нужно соблюсти баланс?

– Мы должны понимать, что понятие о красоте, внешней, эстетической стороне бытия человека всегда сопоставляется с духовным миром человека. Церковь говорит всегда о духовном мире, о душе человека, его внутреннем состоянии. Однако, по мнению многих отцов Церкви, и здесь нужно найти баланс, ведь если внешняя красота идет вразрез с основой вероучения, тогда мы находимся где-то в пропасти. Потому что, как принято сейчас говорить: одежда – это продолжение души. Или известна фраза: по одежке встречают.

Это играет роль, когда мы думаем, что по нашему внешнему состоянию люди, которые нас окружают, судят о нашем внутреннем состоянии. Если они видят человека, который хорош, красив своей естественной красотой, ему не требуется никаких пластических операций и салонов красоты, тогда вроде как у этого человека все нормально. Поддерживать какое-то состояние красоты, эстетичности – неплохо, это не идет вразрез с нашим вероучением. Но когда мы выглядим слишком пестро, или, наоборот, слишком мрачно, то это уже начинает резать наши основы мировосприятия и наши взаимоотношения с другими.

– Понятно, что внешний облик в представлении современного общества еще и элемент культуры, но, допустим, мы живем на курорте, тогда нередко в наших храмах, монастырях можно встретить людей, которые приехали, возможно, на один день. Мужчины в шортах, шлепанцах или женщины в вечерних платьях хотят посетить святыню, поставить свечи, может быть, просто помолиться. Как это воспринимается святыми отцами и в обществе?

– Конечно, это воспринимается с благодарностью за то, что Бог привел этих людей сюда. Пусть они находятся где угодно: на курорте, на отдыхе или в своем сером быту, в больших городах, мегаполисах – всегда мы должны воспринимать любого человека, который пришел, кем бы он ни был, с радостью, потому что на самом деле не мы (священнослужители, те, кто отвечает за порядок в храме) являемся хозяевами храма, не мы являемся начальниками той общины, которая была создана сколько-то лет назад или десятилетий. Этим Хозяином и Главой церковной семьи является Христос. Вспомним, как Христос относился к женщине, которая была взята в прелюбодеянии. С кем Он общался в основном? Это грешники, больные люди, совершенно чуждые порядкам, условиям того общества.

На своем примере могу сказать, что много раз встречались люди, которые очень некомфортно себя чувствовали. Они проявляют смирение, озабоченность тем, что не в нужной одежде. Они меня спрашивают, правильно ли это, и согласны уйти, покинуть храм. Но как можно выгнать человека, который пришел не к нам, а к Богу? Конечно, следует держаться тех правил, традиций, которые имеет наша Православная Церковь. Если человек пришел в шортах один раз, когда отдыхает (особый зов почувствовал в душе прийти в храм или монастырь), это одно. Другое дело, когда человек это делает провокационно, специально, не желая соблюдать те требования, предписания, которые имеет наша церковная традиция. Конечно, здесь совершенно в другом ключе надо разговаривать с этим человеком. Самое главное и принципиальное: мы должны помнить – любой человек приходит к Богу; и Бог всех ждет.

– В представлении многих глубоко верующие христианки должны по минимуму пользоваться косметикой или не пользоваться ею вообще, одеваться очень скромно, возможно, даже платок на голове носить. Действительно ли это влияет на веру, на степень веры? Или можно быть современным человеком, ходить в фитнес-клубы, следить за собой, делать маникюр и при этом быть глубоко верующим, развиваться духовно?

– Я попытаюсь сказать кратко: ничто современное не может нам вредить, если мы будем помнить о том, что это надо делать с разумом и в меру. Во всем должна быть мера, норма, какие-то барьеры, которые мы не должны переходить, и тогда в нашей жизни все будет хорошо.

– Будем стремиться к гармонии.            

 

    Ведущая Маргарита Рекко

Записала Людмила Кедысь

                                                                                                                                                          

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать