О земном и о небесном. Встреча иерархов со Сталиным 4 сентября 1943 года

5 сентября 2022 г.

Сегодня поговорим об исторической дате, которую принято считать моментом возрождения патриаршества. 4 сентября 1943 года Иосиф Сталин встречался с иерархами Русской Православной Церкви. О чем говорили и каким был итог, вспомним с пресс-секретарем Пятигорской епархии протоиереем Михаилом Самохиным.

− Давайте сначала поговорим о том, какой в целом была политика советской власти в отношении Церкви и почему ее нельзя назвать однозначной.

− Политика советской власти в отношении Церкви была неоднозначной потому, что она менялась на протяжении некоторого времени. Репрессии в отношении Церкви начались практически сразу. Первый мученик, причисленный к числу новомучеников и исповедников Российских, − митрополит Владимир, занимавший Киевскую кафедру, (фамилия его Богоявленский), был убит уже в 1918 году. Участники Поместного Собора Русской Православной Церкви, который в это время проходил в Москве, почтили память мученика, а потом, через некоторое время, вынужден был прекратить заседания и сам Поместный Собор. Вопрос дальнейших действий собора остался открытым.

Самое главное действие, которое совершил собор, − избрание патриарха Тихона. Патриарх Тихон умирает при довольно неоднозначных обстоятельствах (то ли от болезни, то ли от отравления) в 1924 году. Известно, что весь период до 1924 года происходит только ужесточение политики советской власти по отношению к Русской Православной Церкви. В нынешнем году мы отмечаем столетие одного из этапов репрессий государства по отношению к Церкви − так называемых «процессов по изъятию церковных ценностей», когда под предлогом помощи голодающим было дано указание изъять все церковные ценности. Начались восстания, массовые репрессии, в том числе против духовенства. Год 1922-й стал в этом смысле переломным − произошла серия процессов над иерархами Русской Православной Церкви в тогдашнем Петрограде. Множество священников, монахов, иерархов Русской Православной Церкви было репрессировано.

Фактически все предвоенное время, вплоть до 1936 года, политика репрессий по отношению к Русской Православной Церкви усиливается, закрываются монастыри, духовные учебные заведения, приходы, уничтожается иерархия, создается движение обновленцев, издается журнал «Безбожник», объявляются первые безбожные пятилетки. В конце концов, в 1936 году, приходит к власти, практически единолично, Иосиф Виссарионович Сталин. Становится понятно, что мировой революции не случилось. Началось государственное строительство на территории бывшей Российской империи, но это государство с новой идеологией.

Знаковым моментом была перепись населения 1937 года. Интересно, что в этой переписи был вопрос о вере в Бога. Две трети сельского и треть городского населения, несмотря на двадцать лет активнейшей атеистической пропаганды, объявили, что они верующие православные люди. Это 1937 год. Конечно, в этих условиях политика власти по отношению к Церкви не могла не измениться. Это был первый переломный момент.

−  Ведь удивительно, политика насильственного атеизма, которая буквально пыталась вырвать из сознания людей православную веру, уничтожая вместе с тем и культуру, изгоняя интеллигенцию, казалось бы, должна была все разрушить, но люди сохраняли веру. У многих даже в сундуках лежали иконы.

− Удивительно не только то, что они сохраняли веру и на чердаках или в погребах прятали иконы, удивительно, что в 1937 году они (анонимно, конечно) признались в том, что являются верующими. Дело в том, что веру не так просто вытравить из душ людей. Если бы Небо молчало, к нему бы не обращались. Но мы знаем: несмотря на то, что пытались еще при царе-батюшке срастить Церковь с государством и из Церкви сделать некое министерство по делам религии, что казенщина и бюрократизм проникали в том числе, к сожалению, и в Церковь, − Господь все равно отвечал на молитвы людей, поэтому люди продолжали верить.

Следующим этапом, когда изменилась ситуация, было начало Второй мировой войны (1939 год), затем Великой Отечественной. Дело в том, то Советский Союз и гитлеровская Германия в 1939 году разделили между собой Польшу, Западная Украина получила территории Бессарабии и Буковины. Обнаружилось, что там священников на порядок больше, чем на всей остальной территории Советского Союза. Не рискнули органы НКВД провести массовые репрессии против тогдашнего духовенства Западной Украины просто потому, что это было бы началом бунта. В 1939−1940 годах вдруг огромное количество священников вновь появляется на территории нашей страны. В 1941 году начинается Великая Отечественная война. Конечно, товарищ Сталин был в курсе того, что немецкие, румынские части активно открывают православные храмы. Это было в том числе и политикой гитлеровской Германии с целью настроить православных верующих против советской власти. «Советская власть, большевики вас гнали, притесняли все двадцатые годы, жестоко уничтожали (один Соловецкий лагерь чего стоит), давайте мы вам церкви откроем, а вы будете с нами воевать против советской власти».

Удивительно, что в этот момент Русская Православная Церковь не пошла на поводу у завоевателей. Ключом к перемене отношения власти к Церкви стала патриотическая позиция Русской Церкви. Церковь, во главе с местоблюстителем патриаршего престола митрополитом Сергием, 22 июня 1941 года выпускает воззвание о том, что молится о победе русского воинства, желает этой победы, что будет вместе с нашей страной, с русским народом воевать против немецко-фашистских захватчиков.

− Не те ли триста миллионов, собранные верующими в фонд поддержки обороны, стали причиной того, что Сталин смягчился по отношению к Церкви?

− Возможность собрать эти деньги была в определенном смысле уступкой Церкви. Церковь была лишена прав юридического лица, у нее даже не было счета, на который можно было собрать эти деньги. Митрополит Сергий дает телеграмму товарищу Сталину с просьбой разрешить открыть счет, чтобы собрать средства верующих, которые желают помочь Родине в войне. Такое разрешение, в порядке исключения, было дано. Т.е. Церковь фактически получила пусть ограниченные, но права юридического лица. Патриотическая позиция Церкви, не столько даже в деньгах выраженная, сколько в проповедях, молитве, позиции самих верующих людей, была известна и учтена в позиции советской власти по отношению к той встрече, о которой мы сегодня вспоминаем.

− Сам товарищ Сталин − был ли он атеистом на самом деле? Ведь всем известно, что он учился в духовной академии. Или это какие-то политические игры, прикрытие, маски?

− Товарищ Сталин учился в духовной семинарии, а не в академии и был исключен из нее за революционную деятельность. Надо сказать, что, к сожалению, семинарии дали немалое количество революционеров, потому что духовное сословие находилось в непростом состоянии. Уровень образования и призвание к наставничеству над людьми у духовного сословия никак не соответствовали реальному положению в обществе и отношению высших слоев общества к этому сословию, которое имело место в XIX − начале XX века в Российской империи. Поэтому, к сожалению, среди семинаристов было немало революционеров − это нужно признать, потому что это действительно исторический факт.

Одним из таких революционеров, не окончивших курс семинарии, был и Иосиф Джугашвили − будущий Иосиф Виссарионович Сталин. Мы не знаем, был ли он атеистом. Думаю, да. Если читать его работы, анализировать его труды (мне довелось почитать в печатном виде издания, правда, уже 50-х годов), я бы не назвал его верующим человеком. Но нужно понимать, что его отношение к Церкви как к части культуры, общества, части его в том числе юности − было другим, нежели у человека, совершенно постороннего. Он понимал, какова роль Церкви в обществе, в народе, культуре и вообще в русской цивилизации.

− Как в Великую Отечественную войну вновь открываемые храмы, проводимые молебны в отдельных городах Советского Союза приближали победу?

− 1943 год − это год перелома. Можно, конечно, все списывать на необходимость открытия Второго фронта, на необходимость использовать Церковь в дипломатических внешнеполитических усилиях, чтобы продавить через христианские организации Запада открытие Второго фронта и усиление помощи по ленд-лизу. На самом деле внутри страны мы имеем удивительный эффект возрождения патриотизма − не казенного, не коммунистического, не бодрого и всепобеждающего «если завтра война, если завтра в поход», а глубокого и готового нести потери. Ведь на поле боя побеждает не тот, кто готов убивать, а тот, кто готов умирать. Это всегда так − закон любого поединка.

Есть воспоминания митрополита Алексия, одного из участников встречи от Русской Православной Церкви. Были три митрополита − митрополит Сергий (Страгородский), заместитель местоблюстителя патриаршего престола, митрополит Николай (Ярушевич), который был экзархом в Западной Украине и Белоруссии, митрополит Алексий (Симанский), будущий патриарх, после Сергия, который в тогдашнем блокадном Ленинграде совершал богослужения. В своих воспоминаниях он рассказывает, как были переполнены храмы, открывшиеся в Ленинграде, несмотря на блокаду, холод, голод, невозможность порой добраться до храма из отдаленного района. Насколько это действительно воодушевляло людей. Вспоминаются имена Александра Невского, Александра Суворова, Михаила Кутузова, вспоминается то, что делало Россию Россией, что объединяло народ независимо от коммунистической идеологии. Конечно, это было сделано умышленно, потому что стало понятно, что казенный патриотизм не объединяет людей. Недаром в обращении к советскому народу товарища Сталина первые слова были: «Братья и сестры».

− Давайте обратимся к той исторической встрече.

− Ночью в Кремле собралось несколько человек. Со стороны Русской Православной Церкви три митрополита, о которых я говорил. Со стороны государства − главные действующие лица: Иосиф Сталин, Вячеслав Молотов, народный комиссар иностранных дел, и Григорий Григорьевич Карпов, будущий председатель Комитета по делам религий Русской Православной Церкви, тогда сотрудник НКВД. Эти люди обсуждали возможность возрождения Церкви. Что было сделано в первую очередь? Разрешили избрать патриарха. После смерти патриарха Тихона в 1924 году избрать патриарха было невозможно. Разрешили издавать «Журнал Московской Патриархии», открыть учебные заведения (не все, но хотя бы некоторые − Московскую семинарию и академию, Ленинградскую), разрешили открыть некоторые храмы. Официально началось пусть маленькое, очень скромное, ограниченное, но все же признание того, что Церковь жива в советском обществе, имеет свое место и свою положительную (как ни странно для большевиков в советском обществе) роль в воспитании в людях самых добрых, евангельских качеств. Это была знаковая встреча, которая позволила Церкви хоть немного вздохнуть. Это был первый маленький шаг к тому, чтобы не допустить окончательного уничтожения Церкви как структуры и позволить верующим людям нашей страны сохранить веру в Господа Иисуса Христа и иметь возможность вместе, в Церкви, молиться.

Ведущая Маргарита Рекко

Записала Людмила Кедысь

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать