О земном и о небесном. «Троица» и другие работы Андрея Рублёва

3 июля 2023 г.

Икону Андрея Рублева «Святая Троица» бессрочно передали Русской Православной Церкви на хранение. Об иконе, ее ценности и других произведениях художника поговорим с пресс-секретарем Пятигорской епархии протоиереем Михаилом Самохиным.

– В начале июня, как мы помним, Патриарх Московский и всея Руси призвал молиться перед «Троицей» Андрея Рублева о президенте,  помощи Отечеству и сказал о том, что Владимир Путин передал ее РПЦ. Кому икона раньше принадлежала, где хранилась и какова ее дальнейшая судьба?

– Икона кисти великого русского иконописца преподобного Андрея Рублева изначально была создана для Церкви и Церковью. Если мы говорим о хронологии – это либо 1411-й, либо 1425–1427 годы. Ученик преподобного Сергия преподобный Никон Радонежский в славу и похвалу своего учителя благословил инока Андрея написать этот образ, который изначально был так называемой местной иконой Троицкого собора Свято-Троицкой Сергиевой лавры.

Разногласия историков только в том, принадлежала эта икона иконостасу деревянной церкви 1411 года, которая сгорела, или каменному собору, который был построен уже ближе к концу первой трети XV века. Но никаких сомнений нет, что икона является частью иконостаса Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Об этом свидетельствуют, например, химические особенности левкаса, скрепляющего соединительные швы трех досок, из которых состоит образ.

– Почему второе название иконы «Гостеприимство Авраама»? И как долго в Троице-Сергиевой лавре она пробыла?

– Два разных вопроса. Начнем с конца. Икона оставалась в Троице-Сергиевой лавре вплоть до 1917 года, потом ее передали в Сергиево-Посадский музей. Оттуда она попала в Государственную Третьяковскую галерею.

 «Гостеприимством Авраама» называется событие 18-й главы Книги Бытия, когда трое Путников были встречены праотцем Авраамом, нашли у него приют, кров. Они шли в город Содом, чтобы покарать его жителей, которые вели нечестивый образ жизни.

С одним из этих Путников праотец Авраам разговаривал как с Богом, пытаясь, скажем прямо, выторговать возможность спасения для этого города, если там найдется в конечном итоге хотя бы десяток праведников. Десятка праведников там не было, только семейство Лота, племянника Авраама, которое было выведено из города теми Ангелами, о Которых идет речь.

Обычно «Гостеприимство Авраама» изображается иначе. Иконы «Гостеприимство Авраама» предполагают, во-первых, самого Авраама, во-вторых, Сарру, его супругу, в-третьих, слугу, который должен где-то в уголочке зарезать теленка. Ничего этого нет на иконе преподобного Андрея.

Уникальность и особенность иконы преподобного Андрея Рублева в том, что он сосредоточен именно на этих трех Ангелах, Которые отождествляются Церковным преданием с Пресвятой Троицей – Богом Отцом, Сыном и Святым Духом. Из деталей мы находим там только Мамврийский дуб и гору Мориа, которые символизируют важные библейские места, события, обозначают географическую и историческую привязку этой иконы. Но смысл ее выходит за рамки того, что мы называем библейским событием гостеприимства Авраама.

– Почему именно перед ней призывают молиться об Отечестве?

– Об Отечестве мы молимся не только перед иконой Пресвятой Троицы. Дело в том, что в начале июня был праздник – день Святой Троицы, Пятидесятницы, схождения Святого Духа на апостолов. Понятно, что главная икона праздника – икона Святой Троицы. Естественно перед ней молиться обо всех наших нуждах, потому что это и есть Единый Бог в трех Лицах: Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой, к Которому мы непосредственно обращаемся в этот праздник.

Этот день для нас еще и день схождения Святого Духа на апостолов, образно он называется днем рождения Церкви, когда вся полнота Святой Троицы оказывается в Церкви. Мы говорили об этом в одной из наших программ. Понятен призыв Патриарха молиться об Отечестве перед той иконой, которая является одним из олицетворений Бога для православных христиан.

В чем особенность этой иконы? Это воззрение на трех Лиц Святой Троицы как на Единого Бога и как на призыв нас самих к единству сейчас особенно важно. Сам Бог, будучи Единым в Себе, и нас призывает к единству, как мы читаем в Священном Писании: да будут едино, как Мы едино. Об этом Господь молится в последние часы Своего земного существования.

«Троица» Рублева – то самое олицетворение единства, к которому мы сейчас и призваны;  духовного единства нашей страны перед лицом тяжелейших внешних испытаний. Понятно, почему перед таким очень важным, глубоким, возвышенным образом, созданным великим русским иконописцем, преподобным, святым Русской Православной Церкви, его Святейшество и призывал молиться.

О том, что это единство – образ жизни Святой Троицы, что нарушение единства – грех против Самого Бога, говорил и наш владыка архиепископ Феофилакт в своих Троицких проповедях.

– Хотелось бы немножко остановиться на личности и творчестве выдающегося художника Андрея Рублева. Много ли известных икон, росписей принадлежат его кисти? Почему многие историки и искусствоведы спорят о его авторстве?

– Я категорически против того, чтобы называть иконописца художником. Все же парсуны, то есть художественные полотна нерелигиозного содержания, которые писали художники, появились гораздо позднее. Общепринято, что икона «Святая Троица» авторства Андрея Рублева.

Не было другой живописи, кроме иконописи. Самые известные иконы в городе Владимире, принадлежащие кисти Андрея Рублева, 1408 года. Очень явное сходство многих икон Троицкого собора с иконами работы преподобного Андрея – не только той «Троицы», которую вынули из иконостаса, но и многих других. К сожалению, сохранились далеко не все иконы. Пожалуй, первый ряд и, говорят, часть второго ряда огромного семиярусного иконостаса сохранились.

Есть несколько копий иконы «Святая Троица». Самая первая копия – так называемая копия Бориса Годунова. Когда он подарил новый оклад для образа Святой Троицы, предыдущий оклад, который был подарен Иваном Грозным, перевесили на специально написанную копию. Но даже не этот образ поставили на иконостас Троицкого собора лавры вместо оригинала, который утащили в музей, а образ, специально написанный к одному из юбилейных выставочных форумов начала 20-х годов ХХ века.

Нужно сказать, что трудности с датировкой заключаются в том, что по времени написания «Троица», скорее, ближе к началу, к самому расцвету творчества Андрея Рублева – к 10-м годам XV века. Тогда как, если говорить об украшении каменного собора, это 30-е годы XV века, когда другие иконы работы преподобного уже лишены той силы, красоты, законченности, величия, чем мы можем охарактеризовать образ Троицы.

– А икона Богоматери Владимирская «Умиление» также написана Андреем Рублевым?

– Дело в том, что иконы, в отличие от картин, никогда не подписываются. До сих пор нет единства среди историков, искусствоведов, чтобы они говорили: «Да, это точно он». До сих пор нет единства даже в датировке авторства и времени написания образов, которые мы отождествляем с творчеством Андрея Рублева. Скорее всего, как и с «Троицей».

Ведь первые упоминания о «Троице» – в деяниях Стоглавого Собора, это середина XVI века. Первая треть XV века и середина XVI века – это больше 100 лет. Но первые упоминания о том, что преподобный Андрей написал «Троицу» (что она правильно написана и является канонической, что так нужно писать Троицу), относятся только к середине XVI века.

Поэтому мы не можем ничего определенного утверждать ни об авторстве иконы того периода, ни о времени написания – стопроцентно сказать, что именно тогда это было. Но с большой степенью вероятности ученые склоняются к тому, что и образ Божией Матери, о котором Вы говорите, тоже принадлежит Андрею Рублеву.

– Икона «Святая Троица» – старинная. В каком она сейчас состоянии? Нуждается ли в реставрации?

– С исторической точки зрения все, что старше 50 лет, – старинное, все, что старше 100 лет, – антикварное. Все, что старше 200 лет, можно назвать исторической культурной ценностью, но это чисто светское определение. Я скажу так: икона середины XV века – это не просто старинная икона, а величайшая древность и величайшая ценность.

Относительно состояния иконы сейчас много спекуляций. К сожалению, единство воззрения на «Святую Троицу» сейчас у нас отсутствует: сформировались две противоположные позиции.

Нужно понимать только одно: икона создана для молитвы, для храма верующими и для верующих. Низвести (а я считаю, что это именно низведение) икону только до предмета искусства, музейного экспоната – значит убить ее. Икона перестает быть просто картинкой на доске тогда, когда перед ней молятся.

Что касается состояния иконы, кто-то говорит, что проблема в том, как ее перевозили, кто-то – что проблема в том, как ее хранили. Начиная с прошлого века икону и перевозили, и хранили величайшие профессионалы – сотрудники Государственной Третьяковской галереи, которые взяли в свое время на себя замечательный подвиг спасения множества икон от большевиков. Эти иконы были спасены от Торгсина, от вывоза Армандом Хаммером из нашей страны в обмен на золото, ленд-лиз и все остальное.

Но сейчас возникает большой вопрос: если икона в таком ужасающем состоянии, кто же ее до такого состояния довел? В том же соборе во Владимире масса свечей, множество верующих, проезжих туристов – никакого специального режима хранения, никаких броне-капсул, систем подачи вентиляции воздуха нет. Эти росписи в своей естественной среде существуют с 1408 года – и ничего.

И другие иконы, примерно одинаковые по возрасту с иконами работы преподобного Андрея, точно так же стоят до сих пор в иконостасе Троицкого собора Свято-Троицкой Сергиевой лавры – и ничего. Ни у кого не вызывает никаких опасений состояние этих замечательных образов, росписей.

Их периодически реставрируют, просматривают, чтобы они были в порядке. Понятно, что забота об этих образах – предмет беспокойства Церкви в том числе. Но если говорить о том, что именно сейчас вдруг икона оказалась такой, что ее невозможно передать, возникает вопрос: почему?

Окончательное решение о будущей судьбе иконы Пресвятой Троицы нам еще неизвестно, если оно и принято. В этот момент мне известно только то, что, скорее всего, она какое-то время будет пребывать в Храме Христа Спасителя для поклонения верующих, а затем вернется на свое место в Свято-Троицкую Сергиеву лавру. Займет она место в иконостасе или будет отдельно выставлена для поклонения верующих в соборе, я не знаю.

У нас есть один человек, который возглавляет в том числе и Троице-Сергиеву лавру, – это Святейший Патриарх Московский и всея Руси, Он – наместник этой обители, так как это ставропигиальный монастырь. Он, думаю, решит, как будет лучше.

– Будем с интересом наблюдать за дальнейшей судьбой святыни и ждать ее.

Ведущая Маргарита Рекко

Записала Людмила Кедысь

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать