О земном и о небесном. Священники-блогеры

25 марта 2024 г.

Синодальный миссионерский отдел Русской Православной Церкви запустил пилотный образовательный курс для священников-блогеров и миссионеров. Обучение нацелено на то, чтобы основой блогосферы стала именно проповедь о Христе, способствующая воцерковлению аудитории.

Так ли это действительно необходимо и о священниках-блогерах вообще поговорим с пресс-секретарем Пятигорской и Черкесской епархии протоиереем Михаилом Самохиным.

–  Отец Михаил, действительно ли священников, на Ваш взгляд, нужно обучать блогерству? Неужели духовных знаний и опыта для этого недостаточно?

– Курс, о котором Вы только что сказали, не совсем первый. Дело в том, что с блогерами давно работает не только Синодальный миссионерский отдел, но и Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и средствами массовой информации. При этом в отделе действует клуб священников-блогеров. Для них с помощью общецерковной аспирантуры и докторантуры проводились даже специальные занятия, лекции.

Нужно ли учить священника мастерству общения с аудиторией посредством технических средств? Да, нужно. Знаете, я считаю, что обучение всегда полезно. Полезно потому, что священника учат определенному жанру общения со своей паствой. Это проповеди. Он выходит на амвон в определенной обстановке, в определенные моменты богослужения и в монологовом жанре вещает с обязательным включением цитат из Священного Писания, с обязательными отсылками к святоотеческим мыслям или их цитацией, с обязательным историческим построением. Это достаточно устоявшийся определенный жанр.

В современном мире образ общения священника с обществом изменился. Прежде всего благодаря журналистам. Появляются интервью, беседы, статьи – необходимость свидетельствовать о Христе в совершенно ином жанре. И вот тут возникают первые трудности. Когда к священнику, вдохновленному пасхальным богослужением после долгого поста, прибегает новостная группа местного телеканала и говорит: «Расскажите нам на две минуты о Пасхе», – священник впадает в ступор. Он думает: «О Пасхе… две минуты... Это же центр всей христианской жизни! Это же то, чем мы живы, – Воскресением Христовым. Как можно об этом сказать за две минуты?» Он, очень смущаясь, нервничая и переживая, что-то говорит перед камерой, а из этих двух минут в эфир можно выдать секунд тридцать. Священник смотрит на себя в телевизоре, плюется, как-то нелицеприятно о себе выражается. И ладно бы только о себе, а еще и о коллегах- журналистах, которые, как ему кажется, во всем виноваты. В итоге получается недопонимание.

В обществе есть запрос на информацию о празднике, о духовном смысле этого праздника, о том, чтобы напомнить обществу, что существует этот праздник в жизни значимого количества наших ближних, наших граждан, наших людей. А Церковь, оказывается, не всегда готова дать ответ на этот вопрос, как пишет нам Священное Писание, с должной кротостью и упованием.

Каким путем пошли наши профильные, в том числе общецерковные, структуры? Стали привлекать специалистов, профессионалов. Это самый правильный, как мне кажется, путь, когда Церковь занимается своей работой (воцерковляет человека), а журналист занимается своей (сообщает о деятельности Церкви обществу). И тогда из простого журналиста Церковь делает верующего журналиста, а верующий журналист помогает Церкви в этой непростой области коммуникации.

Но наступила другая эпоха, когда СМИ, как некий модератор общения между разными слоями общества, уходят в прошлое и каждый сам себе становится средством массовой информации. И вот здесь, мне кажется, мы идем немножко позади паровоза. Мы не забегаем вперед, но видим, что наша паства в значительной степени уже в сети. Наша паства, особенно среднее и молодое поколение, даже мои ровесники (я считаю себя человеком среднего возраста) уже значительную часть своего времени (по 6–8 часов) проводят во Всемирной сети. И естественно, к подаче информации в этой сети немного другие требования. Понятно, что в корне это не отличается от того стандарта этичной профессиональной журналистики, о котором мы все знаем и который стараемся в своей работе реализовывать, но форма подачи информации в Интернете совершенно иная. Это личностная история, это всегда некоторая вовлеченность, какая-то позиция.

Для священника в этом нет ничего нового, потому что позиция священника, в том числе в Интернете, это прежде всего морально-нравственная оценка того, что вокруг происходит, и взгляд на мир с точки зрения человека, для которого главным являются Евангелие и Христос.

– Отец Михаил, согласитесь, ведь с контентом, с выражением собственной позиции, скажем, священнику-блогеру тоже нужно быть осторожнее, он невольно может выдать свое личное мнение, скажем, за позицию епархии или Русской Православной Церкви.

– Вот здесь есть некоторая аберрация, когда наши коллеги изобрели замечательные фразы: «в РПЦ сказали»; «в Церкви прокомментировали»; «Церковь считает». А за этой фразой стоит замечательный отец Михаил из города Пятигорска, который вовсе не выражает мнение Церкви в целом. Еще раз хочу сказать, что мнение Церкви в целом – это очень серьезно, и далеко не каждое явление общественной жизни достойно того, чтобы мнение Церкви в целом по этому вопросу выражать. Мнение Церкви выражает Архиерейский Собор, Поместный, а также Святейший Патриарх, Священный Синод.  Больше никто. Все остальные, очень уважаемые, любимые, замечательные батюшки, архиереи, миряне, члены Церкви, говоря о каких-то вещах, относящихся к Церкви, выражают исключительно свою личную позицию.

Если я говорю как пресс-секретарь епархии, я всегда могу сказать: «Пятигорская епархия доводит до вашего сведения (или сообщает, или считает), дорогие, что вот так и вот так». Как было в случае с концертом одного замечательного певца, который к нам собирался приехать. Мы сделали официальное заявление, в котором было написано: «Пятигорская епархия не рекомендует православным верующим посещать этот концерт, поскольку считает, что некоторые представленные номера противоречат христианской нравственности, морали и могут оскорбить чувства православного человека». Это была официальная позиция, которая была четко и ясно выражена. То есть запретить мы, естественно, ничего не можем, к запретам никаким не призываем, это не наш метод, но призвать наших православных людей чего-то делать и чего-то не делать мы вполне можем и даже иногда обязаны.

А вот когда я веду свой Telegram-канал (или когда любой другой священник ведет свой замечательный канал), я выражаю личную позицию. Недаром у меня подзаголовок (или описание) моего канала очень простой: «Неофициальные мысли». Неофициальные!

– Ссылочку пришлите, пожалуйста.

– Подписывайтесь: https://t.me/s/msamohintg. И сразу могу сказать, что в священнической блогосфере, уже некоторым образом сложившейся, услышав об этих курсах, напряглись: не будет ли это формой цензуры, давления, ограничений, сужения возможных рамок неформального общения священников со своей паствой?

И сейчас в блогах священников это мнение звучит с разной степенью радикальности, в разной степени выраженности. Но есть, конечно, внутреннее напряжение блогерского сообщества, которое говорит, что опять нас будут контролировать, опять нам будут говорить, что нужно сказать, будут заставлять говорить что-то одно и не говорить чего-то другого. На самом деле обучение, на мой взгляд, этого не предполагает. Обучение – это некий профессиональный стандарт работы с видео, звуком, текстом, со смыслами, с мыслью, который должен быть даже на минимальном уровне. Но вместе с тем, конечно, хотелось бы избежать того, чтобы мы все были одинаковыми. Очень приятное отличие Русской Православной Церкви от других христианских конфессий, с духовенством которых мне приходилось общаться, в том, что в Русской Православной Церкви священники разные. Общаешься с представителями других христианских конфессий – замечательные люди, очень аккуратные, улыбчивые, вежливые… И все абсолютно одинаковые.

– Шаблонно мыслят, шаблонно говорят?

– Да. И когда пытаешься иногда умышленно выйти за рамки этого шаблона, порвать этот шаблон, встречаешь глубокое непонимание и стремление вернуться обратно в шаблон, потому что в нем удобнее, привычнее. Не хотелось бы, чтобы из наших православных блогов кто-то пытался сделать некую шаблонность, но я полагаю, что такого намерения вовсе и нет. Есть стремление сделать язык общения Церкви со своей паствой в Интернете максимально христианским, этичным и хотя бы минимально профессиональным в смысле стандартов проверки информации, качества ее подачи, того языка, которым изъясняются авторы, чтобы читателю было приятно видеть за текстом, фотографией, видео, аудио собеседника, с которым интересно поговорить.

– Как Вы верно отметили, в блогах привлекает ведь не проповедь в чистом виде, а подача, язык, фотографии.

– В блогах, как и во всякой другой современной журналистике, за которой, на мой взгляд, будущее, привлекает личность. Личность. Человек. Слишком много мы пишем для роботов. Я как-то уже говорил, что мы сейчас пишем с учетом интересов роботов. С учетом того, как робот отразит это информационное сообщение в ленте новостей. И с этим связаны опасения очень многих наших коллег, что искусственный интеллект скоро их заменит. Потому что роботы лучше понимают роботов. Это понятно. Все более ценным становится человеческий взгляд, личностный взгляд на события, явления, мысли, идеи. И понятно, что за любой формой подачи информации должна оставаться и все более ярко проявляться личность человека. От того, какие слова он употребляет, какие позволяет себе сравнения, метафоры, какие употребляет выражения, сразу составляется некоторый портрет человека. И подделать это чрезвычайно сложно. Все равно прорывается истина. И хорошо, если это истина настоящая, христианская, истинное имя, которое Христос. Вот задача именно в этом: чтобы за каждым священническим блогом был виден не только сам священник, а Христос, о Котором он говорит. Это сверхзадача, которая независима от любых светских или внутрицерковных отделов, школ, курсов. Это задача, которую каждый из нас перед собой ставит и старается реализовать. Мы хотим, чтобы в каждом блоге священника люди вспоминали о Христе.

– В нашей епархии много ли священников-блогеров?

– Тех священников, которые ведут личные блоги, всего двое. Тех священников, которые ведут блоги храмов, благочиний, социальных учреждений, церковных округов, больше. У нас сейчас сформировалась небольшая группа внутриепархиальных каналов. Мы как-то даже давали на нашем епархиальном канале «Благословенный Кавказ» (https://t.me/s/blagokavkaz ) список этих каналов. Иногда мы привлекаем внимание к новым каналам. Например, недавно совсем запустился Telegram-канал нашего центра иппотерапии «Целебный Ессентуки» (https://t.me/ippoterapiakmv). Они собираются рассказывать о том, как работают, у них сейчас новая программа – реабилитация участников СВО. Мы тоже просим подписываться на них, сделали репост. Поэтому потихонечку небольшая группа каналов как принадлежащих храмам, так и лично священникам существует. Самый главный, флагманский канал, который существует в нашей епархии, называется «Архиепископ Феофилакт» (https://t.me/feofilakttg). Этот канал самый большой по количеству участников, по распространению – это 100 000 просмотров, 50 000 просмотров, 40 000 просмотров видео.

– Этим невозможно не восхищаться.

– Да, это уникальный контент, которого нет больше в Интернете, в Telegram. Этот контент мы используем и на других епархиальных ресурсах, и на сайте, и на канале в YouTube, который называется «Пара минут о вечном». Рекомендую подписываться.

– С удовольствием. Отец Михаил, я благодарю Вас.

Ведущая программы Маргарита Рекко

Записала Елена Чурина

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать