О земном и о небесном. Социальная справедливость

22 февраля 2022 г.

Аудио
Скачать .mp3
Всемирный день социальной справедливости ежегодно отмечается 20 февраля, и сегодня мы тоже поговорим о социальной справедливости.  Что означает это понятие и как оно интерпретируется в контексте православия, обсудим с заведующим музеем Бештаугорского Второафонского монастыря иеродиаконом Иоанном (Галумовым).

– Давайте обратимся к истокам: когда и где впервые возникло понятие «социальная справедливость» и что оно означало?

– Впервые это понятие было использовано еще в античном мире Аристотелем. Но он говорил о справедливости в отношении тех благ, которые тогда были наиболее ценны, необходимы и, к сожалению, были не в таком количестве, как сейчас. Сейчас блага – это не только деньги, но и медицинская помощь, образование, равенство.

А сам термин «социальная справедливость» был введен в XIX веке итальянским ученым-иезуитом Луиджи Тапарелли. И мы констатируем, что это понятие родилось хотя и не в православной, но все же в одной из христианских конфессий. То есть Церковь тоже приняла в этом определенное участие, поскольку к XIX веку особо остро стоял вопрос социального неравенства людей.

Богатые были малой частью населения, но уже был превышен порог допустимости, а такой прослойки, как средний класс, тогда фактически не существовало. Поэтому необходимо было не на уровне народных возмущений, а на церковном, религиозном уровне определить какие-то рамки. Но, к сожалению, этого сделать не удалось.

Социальная справедливость так и не была достигнута мирным путем – к ней приходили через многие беды: революции, кровопролитные войны. Двадцатый век тоже оказался непростым – в то время несправедливость выражалась в расовом, национальном неравенстве. Что же касается нашего  времени, то на вопрос, актуальна ли на сегодня проблема социальной справедливости, лучше всего ответят цифры – статистика.  

Восемь лет назад, в 2014 году, на нашей планете насчитывалось более миллиарда людей, живущих на полтора доллара в день. Более 160 миллионов детей не получают среднего школьного образования. Более 124 миллионов детей, к сожалению, ежегодно умирают от недоедания. Поэтому проблема социальной справедливости  для нас очень важна. То есть и в античном мире данная проблема была актуальна, и сейчас мы с нею продолжаем сталкиваться.

– Тема очень сложная и серьезная. Наверняка поэтому она и занимала умы философов в разные исторические периоды. Сократ с Платоном и философы эпохи Возрождения  по-разному интерпретировали это понятие. Что можно  сказать об этом?

– Стоит сказать, что представители философских школ откликались не на то приземленное понятие справедливости, которое мы привыкли использовать в наши дни. Сейчас мы живем совершенно другими ценностями – это капиталистические ценности, которые сводятся только к деньгам. А древние философы говорили о справедливости, подразумевая  в первую очередь нравственную сторону. Хорош не тот, кто получает достойную зарплату, а тот, кто ведет себя правильно и не допускает в своей жизни никаких моральных послаблений, – вот о чем говорили древние философы.

Но потом, к сожалению, все стало меняться. В наши дни многие проводят параллель между социальной справедливостью и человеческой жадностью. Например, один человек смотрит на другого (а тот живет зажиточно) и начинает испытывать к нему не только чувство зависти, но и ненависти: появляется стремление отнять чужое добро или увидеть другого в крайней нищете.

– При этом Организация Объединенных Наций уверенно называет социальную справедливость основой мирного существования как внутри стран, так и в международных отношениях. Не пустые ли это декларации? Ведь налицо классовое расслоение. 

– Конечно, эту проблему необходимо решать в первую очередь, потому что с темой справедливости встречаются все и на каждом шагу. Тема справедливости актуальна и на семейном уровне, и на уровне какого-то предприятия, где работает несколько десятков, а то и сотен человек. А в глобальном смысле – это народ, страна, целое объединение стран, цивилизация. И говорить об этом стоит, чтобы ограничить расслоение людей  какими-то законами. Это не пустые декларации. Важно подвести людей к тому, чтобы они одумались и задумались над тем, что происходит и к чему это может привести.

– Согласно православным канонам все люди равны. Как применяются, интерпретируются принципы социальной справедливости в православии?

– В Православной Церкви к термину «социальная  справедливость» относятся осторожно. Можно привести цитату преподобного Исаака Сирина, который говорил: если бы Бог был справедлив, то я бы с вами не общался и не жил – я бы умер.

Это показатель того, что Церковь к данному вопросу относится осторожно. Но она обращает на него внимание, не упускает из виду. Почему и как рождается справедливость с точки зрения православия? От кого исходит справедливость и стремление к ней – от людей или от Бога? Конечно, на этот вопрос можно ответить, что исходит она от Бога, и Священное Писание свидетельствует об этом.  

Весь свод законов и всех тех моральных и нравственных правил, которые были выработаны в Ветхом Завете, указывают нам на то, что общество стремилось к справедливости. «Справедливость» и «правда» – это одно и то же греческое слово. Христос говорит людям: Ищите же прежде Царства Божия и правды Его (Мф. 6, 33).  

Другой вопрос, который возникает, когда мы говорим о церковном понимании социальной справедливости: существует ли она вообще? Конечно, существует! Но на каком уровне? На земном? Нет, на небесном уровне! Мы пытаемся жить по справедливости здесь, чтобы после унаследовать ее там. Поэтому христиане, верующие люди стремятся к справедливости.

– Но как в таком случае объяснить с христианской точки зрения, почему одни люди богаты, а другие бедны? Почему кто-то живет счастливо, а кто-то претерпевает постоянные испытания? Почему так? За грехи предков? А если предки не грешили? Где справедливость? Допустим, в буддизме это объясняется кармой за ошибки в прошлой жизни. У нас этого нет – мы православные люди.

– Действительно, мы часто можем услышать такие претензии к христианству – мол, это вера, которую придумали богатые для того, чтобы контролировать бедных; мол, вы все стерпите, потому что Бог терпел и вам (именно вам, а не всем) велел.

Если мы говорим о справедливости, то давайте вспомним о тех принципах социальной справедливости, на которых было построено наше общество несколько десятилетий назад, то есть в советское время. Как были обретены эти принципы? Что этому предшествовало?  В течение многих и многих даже не десятилетий, а столетий  в народе вызревал бунт против несправедливости. Но в один момент общество взорвалось, и произошла величайшая трагедия, хотя ей предшествовал довольно продолжительный период времени.

Давайте вспомним, на чем стояло социалистическое общество. Давайте вспомним устав, который читали при вступлении в партию или комсомол.  И мы вдруг увидим, насколько знакомы нам эти обещания людей жить по законам правды, насколько они близки нам. Где-то мы это уже слышали. Где? В Священном Писании – все это было взято оттуда! Именно из закваски православной веры было создано и наше социалистическое общество. И не потому ли люди, вспоминая о том прошлом, говорят: «Как мы хорошо жили! У нас раньше не было такого безобразия, какое творится сейчас».

Советские люди жили по принципу: каждый заработает столько, сколько он потрудится. Сегодня всё не так. В любой фирме работодатель, который, на наш взгляд, палец о палец не ударил, все равно получит в разы больше денег, чем простой трудяга. Тот занимается делом, стоит у станка по восемь часов, а то и больше, но получит в разы меньше. Хотя если рабочий взбунтуется, перестанет работать, то фирма закроется. Конечно, пострадает работодатель, но пострадает и рабочий.

Поэтому необходимо всегда помнить о той справедливости, которая стремится к нормализации отношений, которая не создает конфликтные ситуации. Потому что любой конфликт может привести к катастрофе, в которой пострадают все. И Господь предупреждает нас о том, что богатому трудно войти в Царствие Божие.

За Господом следовали женщины (на Востоке было принято считать, что прав у них гораздо меньше), Он с ними общался, и они становились Его последовательницами. Можно сказать, что первым, кто признал их права, был Христос. Важно говорить о том, чтобы мы пытались нормализовать эту ситуацию. Конечно, не всегда это получается, но Господь с нами.

– Всегда ли Господь справедлив? Почему многие люди (главным образом невоцерковленные) в этом сомневаются?

   – Могу ответить кратко и просто. Одного священника спросили: «Если ваш Бог такой хороший, праведный, то почему умирают дети? Почему страдают совершенно невинные люди – и среди них есть даже верующие?» Поразмыслив, священник ответил: «Если вы меня спрашиваете ради красного словца, то я могу вам так же и ответить. Но если вы искренни и желаете узнать, справедлив ли Бог, почему Он так, а не иначе поступает, то спросите об этом у Самого Бога. И если вопрос ваш будет идти от сердца, то вы обязательно получите ответ – не от меня, а от Него».

Ведущая Маргарита Рекко

Записала Людмила Кедысь

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать