– Отец Владимир, об истории, о том чуде, которое произошло в Вифлееме, пожалуй, всем все известно. Но в такой светлый день просто невозможно не поднять эту тему, давайте вспомним об этом еще раз.
– Да, сбываются чаяния всего человечества. Действительно, как замечают многие письменные источники, время начала нашей эры было периодом ожидания. По всему Ближнему Востоку в умах бродила мысль о том, что нечто меняется, нечто происходит, что так, как было раньше, теперь быть не может. И религиозно настроенные люди или имеющие некое мистическое сознание размышляли о том, что действительно это время некого исполнения, что сейчас решается очень многое в мире. Никто толком не понимал, что именно происходит и что именно меняется. Люди обсуждали: то время, в котором они находятся, это время необыкновенное и предельно важное.
– То есть появление на свет Спасителя предвидели?
– Да, о Нем говорит Ветхий Завет в пророчествах. И время, и место Его прихода были если не точно, но примерно определены. Время примерно определено, а место действительно точно, потому что все ожидали Его конкретно в Вифлееме…
Волхвы приходят из Персии, то есть это люди иной культуры. В то время астрология еще не была неким набором суеверий, это было что-то между культурой, философией и наукой. Астрономия еще не была выделена из этой системы, потому это некие ученые люди. Они понимают, что небесное знамение, которое они увидели, не случайно и говорит о рождении некоего великого царя, как они полагают, или, выражаясь категориями того времени, некоего героя. Потому они отправляются в такое сложное и длительное путешествие. И когда они приходят в Иерусалим (очевидно, что царь должен родиться в столице), они разговаривают с Иродом, спрашивая его: «Где Тот, Чье знамение мы видели в небе?» Ирод собирает неких толковников, и они отвечают, что надлежит Ему родиться в Вифлееме.
Действительно, происходит чудесное рождение Мессии. Происходит не в палатах, не в царском дворце, не в Иерусалиме, не под сенью Иерусалимского храма, не в покоях, а очень просто, тихо и совершенно скромно. Опять-таки в подтверждение знамений пророков, как изображают на рождественских открытках или в росписях, присутствуют вол, осленок как некая иллюстрация слов Даниила. Поэтому время Рождества Христова – это время, когда нечто сверхъестественное и чрезвычайно важное становится очень простым, скромным и доступным. В этом один из глубоких символизмов этого великого дня.
– Как давно в нашей стране празднуют Рождество Христово? Когда возникла эта традиция?
– Рождество Христово на Руси отмечается с X века, с Крещения Руси. Этот праздник стал, если так можно сказать, государственным, и Рождество Христово стали отмечать потому, что это, наверное, второе по важности событие после Воскресения Христова. Но Воскресения бы не было без Рождества; это дни, которые непременно связаны с христианской традицией, культурой и вообще с Евангелием. Начало Евангелия, этой Благой Вести, в том, что Мессия пришел, Сын Божий воплотился на земле. Рождество Христово как важнейший день в христианской культуре отмечается от самого начала, с Крещения Руси.
– Какая существует традиция празднования Рождества в Пятигорской епархии? Если я не ошибаюсь, в Спасском кафедральном соборе уже много лет существует традиция обязательно организовывать во дворе ясли, привозить баранчиков…
– Да, существуют храмовые традиции не только в Спасском соборе, о котором было сказано, но и во многих других храмах епархии. Во дворах храмов устраиваются ясли, где-то с живыми овечками, где-то это просто инсталляция, изображающая Рождество Христово. Так или иначе, храм становится не только местом, где мы можем помолиться и поучаствовать в богослужении все вместе. Для людей, которые еще только на пути к Богу, храм становится местом, где приятно побывать в эти праздничные дни.
Расчет отчасти направлен и в миссионерскую сторону: человеку в рождественский день было бы полезно хотя бы зайти в храм. В храме мы ожидаем и гостей города, и жителей нашего города, и членов нашей приходской общины, и людей, которые еще только на пути к храму и Богу. Всем рады и потому готовимся встречать всех максимально радушно. Готовим украшения, праздничные мероприятия, дети обычно готовят песнопения, сценки. Это традиция, которая уже стала естественной для каждого прихода.
У нас традиционно проводится архиерейская елка, а также есть подарки для детишек, подготовленные архиереем, обычно с трогательным коротким поздравлением, посланием от владыки деткам. Эти подарки приятны не только потому, что сладкие, но и потому, что ребенок получает личное пожелание, поздравление с Рождеством Христовым от правящего архиерея. Это тоже для ребенка очень важно, что он не просто малыш, а член Церкви и о нем проявляется забота. Это трогательная традиция нашей епархии.
– Рождественский период действительно время особое: это и сказочная, невероятная атмосфера, ожидание подарков, чудес. Это двенадцать святочных дней, многие по-прежнему (наверное, это пережитки прошлого) связывают этот период с какими-то суевериями, приметами. Многие девушки любят гадать. Правильно ли это и как вообще следует провести это время?
– Начнем с того, что длительное время праздников – это необязательно время длительного пребывания в праздности. Отдых может быть различным, иногда не очень полезным с культурной или духовной точки зрения. Существует множество рождественских традиций. Как мы уже сказали, есть очень хорошие рождественские традиции, а есть совершенно неполезные. Например, рождественские гадания. У нас однозначное отношение к гаданию: в Книге Левит, что называется, черным по белому дается прямой запрет на подобные вещи.
Но возникает тут же, как правило, ответ: «Что вы такое говорите? Это же не по-настоящему, это же ради шутки, ради веселья». Но то, что выглядит как розыгрыш или некая шутка, не значит, что является чем-то безопасным или полезным. Если мы относимся к гаданию как к какому-то развлечению и не принимаем его всерьез, тогда возникает важный вопрос: если ты не веришь в гадания, зачем тебе гадать? Если же ты веришь в гадания, тогда возникают сопутствующие вопросы о внимательности твоего чтения Священного Писания. Надо признать, есть люди, которые и не знают, что это может быть неполезно и в Священном Писании об этом не читали.
Тут несколько проблем, связанных с гаданиями, от духовных и вполне ясных человеку религиозному: во-первых, это грех, а во-вторых, в подобных вещах человек спрашивает совета не у Бога, а у противолежащей стороны, так скажем. Здесь не только духовные проблемы. Например, есть такая социальная теория, как самосбывающееся пророчество: человек, прочитав или услышав нечто, начинает действовать таким образом, что в конце концов происходит именно так, как было сказано в этом мнимом пророчестве.
– То есть притягивает к себе это…
– Да. Если человек испугается, и, боясь чего-либо, какой-то неудачи, будет вести себя таким образом, что эта неудача с ним случится, приключится, то в этом ничего хорошего, конечно, нет. Но могут возразить: а если что-то полезное, положительное он слышит? Тогда возникает вопрос некой трезвости: ты полагаешься не на собственные силы, усердный труд, благословение Божие, а просто на случай и на прочитанные или какие-то услышанные слова? Тут вопрос очень-очень серьезный к каким-то мотивационным моментам в жизни человека. Странно полагаться на какие-то слова или обряды, проводимые в святочную ночь. Потому мы говорим, что к святочным гаданиям относимся отрицательно и настороженно.
В святки мы прежде всего Рождество Христово встречаем в храме, участвуя в Божественной литургии. А далее проводим эти радостные дни со своей семьей, родными и близкими. И, самое важное, Господь родился в той ситуации, когда Его Мать и Иосиф Обручник находились в пути и не имели места, где могли бы остановиться на ночь. Потому вокруг нужно видеть людей, которые нуждаются в нашем уходе, нашей заботе, добром слове, в поддержке и помощи. Потому ради рожденного Христа в эти святочные дни уместно было бы оказывать милосердие, совершая его по отношению к окружающим нас людям во славу родившегося Господа Иисуса.
Ведущая Маргарита Рекко
Записала Ольга Смирнова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Читаем Апостол. 11 мая 2024
Этот день в истории. 11 мая
День ангела. 11 мая
Церковный календарь 11 мая. Мученики Саторний, Иакисхол, Фавстиан, Ианнуарий, Марсалий, Евфрасий, Маммий и иные
Евангелие 11 мая. Иоанн сказал в ответ: не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с неба
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!