О земном и о небесном. Перенесение мощей благоверного князя Александра Невского

12 сентября 2022 г.

(В расшифровке сохранены некоторые особенности устной речи)

Сегодня поговорим о перенесении мощей Александра Невского. Дата отмечается 12 сентября. Об историческом событии, ярких личностях в истории нашей страны поговорим с заведующим музеем Бештаугорского Второафонского монастыря иеромонахом Иоанном (Галумовым).

− Какова роль личности выдающегося полководца и великого князя Александра Невского в истории нашего государства?

− Сегодня мы много говорим об этом святом человеке не только как о личности в истории, но еще и как о созидателе такого слоя в нашей Церкви, нашем Отечестве, как защитники, патриоты Родины. На его имени многое держится и держалось раньше. Он был князем Новгородским и одержал блистательные победы над полчищами шведов при реке Нева, орденом тевтонцев на Чудском озере в 1242 году, но они лишь малая часть его деятельности не только как воина, но и как князя, дипломата, человека, который сохранил целостность нашей Руси. Исторический выбор он сам принял на себя − сближение с монголо-татарами, Золотой Ордой и конфронтация с западными странами, которые представляли для нас тогда угрозу не только в отношении территориальной целостности, но и духовной, потому что вся эта война шла по благословению и под эгидой римского престола, понтифика, который собирался хотя бы наши северные земли, а в перспективе, возможно, и всю нашу Русь подвергнуть процессу окатоличивания, но ничего не получилось.

Также известно, что благоверный князь Александр Невский своими усилиями основал в Золотой Орде несколько епархий. Князь Александр пытался найти подход и к другим князьям, при нем были проведены первые попытки объединения. Для меня важным является то, что после одной из блистательных побед новгородцы его выгнали. На самом деле он мог организовать какую-то смуту, провести чистку (как сейчас бы сказали) в Новгороде, но поскольку там была не автократия, а больше демократия, то благоверный князь Александр устои, традиции, строй Новгородского княжества не стал разрушать − это тоже его заслуга. Он не проливал крови, а останавливался перед ней, если говорить о собственном народе.

− С какого именно момента Православная Церковь стала почитать Александра Невского как святого?

− Перед его могилой после его кончины молились другие князья, помня о том, что «не в силе Бог, а в правде», одерживали блистательные победы. Это не только Димитрий Донской перед Куликовским сражением, но и Иван III (стояние на реке Угре), были и другие блистательные победы, что завершило монгольскую экспансию в нашей стране. В то же время мы должны сказать, что исторически это сложилось уже после второй половины XVI столетия при царе Иване Грозном… В последующие события, связанные со Смутным временем и вторжением других иноверных на территорию нашей страны, имя Александра Невского звучало все чаще. Потому что он сумел отразить вражеское нашествие, сохранить единство, целостность.

− С чем было связано историческое решение Петра I о перенесении мощей святого благоверного князя из Москвы в Санкт-Петербург и почему именно в этот период времени?

− В 1703 году был основан город на Неве, который потом стал носить название в честь святого апостола Петра, покровителя нашего великого самодержца и будущего императора Петра I. Несмотря на свою безнравственную, а иногда и провокационную с точки зрения веры жизнь, император Петр все равно обращал внимание на духовную составляющую страны. Когда основывался не просто новый город, а новая столица Российской империи, он понимал, что православие, вера и святыни должны стать основополагающим сердцем этого города. Был построен сначала Петропавловский храм, затем Троицкий монастырь. Сразу, с момента основания города, Петру виделось, что необходимо туда перенести мощи именно святого благоверного князя Александра Невского. Петр видел символизм в своей недавней победе в Северной войне в том, что под Полтавой он сокрушил, казалось бы, непобедимое шведское войско. Александр Невский когда-то это тоже сделал, поэтому возвращение мощей святого на историческую родину (с точки зрения военных побед) благоверного князя Александра Невского, в перспективе покровителя новой столицы, − Петр I видел важным, и не только для него самого, поскольку он себя, наверное, сравнивал с Александром Невским. Он тем самым хотел показать, что Россия − это не земледелие, ремесленные работы, а серьезная военная дипломатия.

− Бесспорно, такие важные исторические факты, впрочем, как и такие яркие личности, как Александр Невский, Петр I, должны более тщательно изучаться в школах. Что Вы думаете о новом решении Минобразования об активизации работы по патриотическому воспитанию, пропаганде?

− Я поддерживаю то, что необходима активизация военно-патриотического воспитания подрастающего поколения. Этот вопрос встал очень остро, особенно в последние месяцы проведения специальной военной операции. Для нас важным и приоритетным является то, что говорил Дмитрий Сергеевич Лихачев: «Патриотизм должен присутствовать в любой гуманитарной науке, любом гуманитарном направлении». Министерство образования, Министерство просвещения дали рекомендацию, что необходимо заниматься этим сейчас, с нового учебного года.

Что касается пропаганды, то здесь она будет неприемлема, потому что любая пропаганда никогда не даст представления, что так и должно быть; особенно дети чутко воспринимают, где правда и где ложь. К сожалению, мы это видим на печально создавшемся ореоле событий, связанных с историей Советского Союза. В истории государства было много чего важного для нас − это Великая Отечественная война, массовый подвиг людей, наша культура, самое лучшее во всем мире на тот момент среднее и высшее образование, которое рождало не только рабочих, но еще и ученых своего времени. Но мы не должны забывать, что злую роль сыграла как раз пропаганда, в том числе и в школах, организациях. Партийная цензура была везде и всюду: на фильмы, книги, на все, что связано с художественной, культурной частью страны. Это сыграло злую роль.

− Если вчитаться в планы Минобразования, задачи во многом перекликаются с тем, что было и впредь. Где-то имеет место даже пропаганда.

− Возвратимся к словам Дмитрия Сергеевича Лихачева, который сказал, что патриотизм не должен превращаться в национализм, а любовь к Родине и разговоры об этой любви не должны никогда превратиться в пропаганду.

Эпоха фейков и различной дискредитации даже нашей армии и всего того, что мы делаем, к сожалению, привела к тому, что многие наши дети не то что не понимают или безразлично к этому относятся, но нередко становятся жертвами «промывки мозгов», когда говорят совершенно о другом. Задача учителя говорить о важности духа патриотизма. Но патриот − это не тот, кто любит только свою страну и ненавидит другие страны, хотя очень часто жить так становится гораздо легче: на представлении гонки, соревнования, которая нередко превращается в настоящую ненависть и желание прекратить существование той или иной враждующей стороны, когда-то соревнующейся с тобой. Поэтому очень важно нам, учителям, заниматься не зомбированием, а разговорами о главном, что у нас остается жизнь в том ключе, которая для нас написана в Священном Писании. Немало взято оттуда при построении всего законодательного комплекса в течение истории всей нашей страны, будь то Российская империя, Советский Союз или современная Российская Федерация.

− Кстати, об учителях. Казалось бы, Министерство просвещения в кои-то веки позаботилось о воспитательной работе в школах, подготовили даже методические материалы. Учителю не надо тратить на это дополнительное время. Но все мы понимаем, что нагрузка на учителя (Вам, как педагогу, это понятно), безусловно, возрастет. Когда проходить остальной учебный материал?

Здесь нагрузка ложится на гуманитарные предметы. Если мы говорим о младших классах − это «Окружающий мир», в старших классах − родная литература, история и предметы религиозного компонента. Мы не говорим, что программа этих предметов должна быть полностью порезана, исчеркана и туда должна встать повестка, которая сегодня для нас актуальна. Нет, но в этом контексте мы должны разрабатывать какие-то уроки (открытые в том числе), чтобы наши дети чувствовали гармоничность проведения учебной программы... Поэтому здесь все довольно грамотно построено, но нельзя забывать о том, что и в «Окружающем мире», и тем более в предметах религиозного компонента (будь то «Основы православной культуры» или «Основы религиозных культур и светской этики») тема патриотизма − не ключевая, но одна из самых важных. Она там присутствовала до этого приказа. Поэтому я надеюсь, что в этом учебном году она впишется гармонично и будет одной из хороших, добрых дополнений.

− Будем с интересом наблюдать, отец Иоанн. Я благодарю Вас.    

Ведущая Маргарита Рекко

                                                                                                             Записала Людмила Кедысь

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать