О земном и о небесном. Педагогика

2 октября 2023 г.

В начале октября свой профессиональный праздник отмечают педагоги. О престиже учительской профессии, новшествах этого года, провозглашенного президентом страны Годом педагога и наставника, поговорим с преподавателем Свято-Никольской православной  классической гимназии, заведующим музеем Бештаугорского  Второафонского монастыря иеромонахом Иоанном (Галумовым).

– Второго марта президент дал официально старт Году педагога и наставника. У нас площадкой общения с главой государства стал центр знаний «Машук». Год необычный: отмечаем сразу две круглые датыюбилеи со дня рождения выдающихся педагогов Ушинского и Макаренко. Учительская профессия, как никогда, в центре внимания государства.  Как изменились подходы в этом году, как изменилась работа?

–  Весь учебный год направлен на то, чтобы популяризировать подвиг любого педагога, любого учителя. Это связано с проведением различных мероприятий, акций, форумов, конференций, выставок. За полгода уже сделано очень много, чтобы подчеркнуть опыт преподавателя. Иногда кажется, что для детей, на кого нацелено проведение всевозможных мероприятий, они не самое важное. Самое важное – подчеркнуть значимость любого педагога, о чем мы нередко говорим в наших программах. Очень помогло время дистанционного обучения, когда многие родители и их дети, что немаловажно, буквально молили вернуть обычное обучение и пытались всеми силами заставить наши административные власти, Министерство просвещения и образования вернуться в прежнее русло – боялись, что дистанционное обучение останется у нас навсегда.

Для многих стало шоком, когда вместо живого человека, который делится не только знаниями предмета, но и своим опытом, выступает неживой экран компьютера или планшета. Благо такое время прошло и сейчас во всех школах идут уроки оффлайн, то есть не дистанционно. Это помогло во многом переосмыслить роль педагогов. В ковидное время мы много говорили о роли врачей, об их подвиге, но роль и значение педагогов в это время слегка приуменьшено. На мой взгляд,  это неправильно. Научиться новым технологиям и давать знания, готовить детей (если это выпускные классы) к экзаменам и к дальнейшему поступлению в таких реалиях было очень непросто, но педагоги нашей страны показали очень высокий результат и еще раз доказали каждому, что они готовы, даже в таких тяжелых, неформальных условиях работать и выполнять свой долг.

Сейчас у нас все мероприятия возвращаются к формату реального, живого общения, поэтому важно ту роль педагога наставника, которая была передана тогда, не забывать и всегда ее поддерживать в сердце и своей памяти. Если мы начнем, как и прежде, относиться к любому учителю как к прислуге, который должен поставить нашему любимому чаду хорошую оценку и чтобы в аттестате у него были одни хорошие отметки, тогда, конечно, мы потеряем самую главную суть этого года, которая была обозначена нашим президентом.

 Говоря о новшествах этого года, невозможно не отметить тот факт, что все школы России, включая и новые регионы, получили совершенно новые учебники истории, над которыми трудились ведущие ученые, профессора МГУ. Ключевую роль в создании двухтомника сыграл и советник президента Владимир Мединский. Полностью переработаны разделы, начиная от 70-х годов, появилась современная история, отдельным блоком идет спецоперация. На Ваш взгляд, почему важен именно такой подход сегодня в преподавании этого предмета?

 Думаю, что любой педагог, даже не учитель истории и обществознания, этот учебник уже в руки брал и хотя бы пролистывал, знакомясь с его основным содержанием. Это двухтомник, очень интересная, насыщенная программа. Он нацелен на единые материалы для подготовки к ЕГЭ. Вопросы, которые возникают на экзаменах, проявляются по-разному: до нынешнего времени в одном учебнике была написана одна концепция мышления, в другом совершенно другая.  Конечно же, дети очень сильно страдали и приходили подавать апелляции, потому что не понимали, в чем причина неправильного. Теперь этого не будет. Есть единая концепция, единая структурированная связь между параграфами, между двумя томами и между всей историей XX начала XXI века, на них уже будут опираться в дальнейшем составители тестов ЕГЭ по истории.

С другой стороны, какой бы учебник хороший ни был, все равно все зависит от педагога: от манеры и способа подачи, что он несет на уроках. Можно просто конспектировать учебник с тем материалом, который внутри есть, можно подавать его от себя. Важно, чтобы то, что написано, и мнение учителя совпадали, чтобы не шли вразрез. Учебник можно читать не только в процессе обучения, можно просто читать его и на досуге всем интересующимся историей. Здесь важно, конечно же, помнить практику любого медика: не навреди. Учитель тоже не должен навредить при подаче информации. А вообще учебник очень хорошо структурирован, там интересные задания, блоки, на которые раньше не обращалось внимание.

Учебник затрагивает самый противоречивый, самый сложный и неоднозначный период в истории нашей страны – XX век, многие видят, что идет симпатия в сторону советского времени. Нужно понимать изъяны того времени, и этот учебник, я считаю, их указывает. Можно говорить, что учебник справедливо описывает какие-то исторические реалии, и по сравнению с другими он один из самых лучших.

– Кажется, что в этом году нагрузка на учителей стала еще больше: кроме качественного преподавания предметов, большой воспитательный компонент – уроки о важном. О чем они в этом году и кто их проводит?

 Разговоры о важном обязательный урок: один час, который дается всем классам. В течение всего года он проводится по понедельникам на первом уроке. Очень важный компонент раскрывать таланты ребенка через примеры наших соотечественников, наших государственных деятелей, которые рассказывают о каких-то достижениях, победах в нашей стране: будь то освоение космоса или новых земель. Дат в этом году очень много, они посвящены не только году педагога и наставника, но и другим достижениям нашей страны.

Оглядываясь на свой опыт, можно сказать, что такие уроки очень помогли, когда речь зашла о личном творчестве детей. Особенно мне запомнился урок, когда рассказывали о том, что можно прийти к каким-то достижениям, в том числе побывать в нашем большом детском лагере «Артек». Для этого не нужно ожидать приглашений от вышестоящих инстанций. Можно самостоятельно принять в этом участие: собирать сертификаты, дипломы, грамоты, которые получены за определенное время, загрузить их на сайт и получить путевку на три недели. В нашей гимназии многие дети именно так поступили: кто-то участвует в общегородских мероприятиях, благо у нас конкурсов проводится в течение года очень много. Некоторые наши ребята уже съездили и намереваются съездить еще раз это для них бесценный опыт.

– Как в гимназии относятся к «Движению первых»? Много ли активистов, вступивших в эти ряды?

Есть такие. Дети не только погружены в повестку школы они могут и самостоятельно все это изучать, что, собственно, и делают. Интересное  направление, когда ребенок самостоятельно может прийти к какому-то ожидаемому результату через различные месседжеры, сайты, Telegram-каналы. Это очень хорошо показывает взаимодействие с государственными структурами не только преподавателей, но и самих детей. Два года показали очень хорошую позицию именно со стороны нашего молодого поколения.

– Что касается непосредственно учительской работы, стала ли меньше бюрократическая нагрузка?

Для педагога главными, приоритетными задачами остаются такие: научить и дать необходимый старт или, наоборот, завершить уже обучение у выпускников. Ежегодно такие задачи ставятся 1 сентября, и педагоги, конечно же, с надеждой вступают в новый учебный год, чтобы этих целей достигнуть. Нужно сказать, что каждый из педагогов хочет стабильности, чтобы меньше загружали внеурочной деятельностью. Все хотят делать свое дело, но делать его хорошо можно только тогда, когда есть спокойная обстановка…

Осталась нагрузка на завучей по воспитательной, по учебной работе, потому что постоянно нужно что-то заполнять, постоянно проводятся какие-то мероприятия. В сентябре закончился мониторинг выпускников, кто какие экзамены хочет сдавать и по каким экзаменам будут готовиться в приоритете за 9-й и 11-й классы. Уже начались школьные олимпиады по различным предметам, затем будут городские туры, потом пойдут городские проверочные работы. Таких обязательных мероприятий в течение года очень много. Это не только нужно раздать печатный материал, а потом его собрать, это еще и ведение различных отчетностей, статистика и мониторинг успеваемости. Будем надеяться, что наше государство в дальнейшем эту нагрузку оставит, а больше давать не будет. Бумажной волокиты и так очень много.

                                                                                          Ведущая Маргарита Рекко

                                                                                          Записала Ксения Комарова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать