О земном и о небесном. Органы ЗАГС

19 декабря 2022 г.

(В расшифровке сохранены некоторые особенности устной речи)

Сегодня поговорим про ЗАГС. 18 декабря работники отрасли отметили профессиональный праздник. О функциях, которые ранее до революции исполняла Русская Православная Церковь, о правилах хранения метрических книг, а также о том, плохо или хорошо, что впоследствии эти функции переложили на органы ЗАГС, государственные органы, обсудим с пресс-секретарем Пятигорской епархии протоиереем Михаилом Самохиным.

– Почему в XVIII веке (если я не ошибаюсь) именно Церкви было доверено заниматься регистрацией актов гражданского состояния, велся ли такой учет когда-то ранее?

– Немного уточню. Первое указание Святейшего Синода о ведении метрических книг было дано в 1802 году – это XIX век. А единая форма для всей Российской империи таких метрических книг была создана только в 1838 году. До этого так называемые брачные отношения на Руси регулировались сложно и многообразно. Долгое время заинтересованными сторонами в заключении каких-то письменных условий брака были прежде всего те семьи, которые заключали между собой браки. Вплоть до конца XVII века церковный брак, т.е. венчание, был, к сожалению, прерогативой прежде всего высших слоев. Многие крестьяне так и продолжали ритуально умыкать невест, как это делали в X веке их языческие предки. Многие продолжали ритуально давать какие-то подарки... На самом деле все время Московского царства (т.е. не Российской империи, а именно Московского царства) отношения между мужем и женой – это скорее договорные отношения.

На славянском языке приданое жены называлось «вено» (понятно, откуда пошло слово «венчание»). Долгое время получалось так (до XVIII века, о котором Вы сказали), что брак заключали между собой родители детей, причем дети зачастую не знали друг друга и даже толком, может быть, не были знакомы. Брак заключался в письменной форме как некий контракт – это наследует прямо древнеримской традиции, когда при обручении был положен некий залог (задаток), который как в Древнем Риме, так и в средневековой Руси, если жених отказывался жениться на невесте, не возвращался. Затем, в XVIII веке, нужно было идти к митрополиту и заявлять ему о своем желании обвенчаться. Выдавался специальный архиерейский указ, так называемое «венчальное знамя», по которому приходской священник должен был произвести так называемый обыск, т.е. расследование, не женат ли молодой человек, который желает венчаться, не замужем ли девица, не обещала ли она другому мужу выйти за него; или он другой женщине не обещал ли на ней жениться. Это называлось «обыск».

Венчать имели право только приходские священники того прихода, который был местом, где живут либо жених, либо невеста. Нельзя было, как сейчас, поехать вместе обвенчаться в красивом соборе в Петербурге где-нибудь; либо по месту жительства жениха, либо по месту жительства невесты. Историю, связанную с договоренностью родителей о венчании детей, жестко разделил Петр I. Если раньше могли в раннем детстве договориться родители жениха и невесты о предстоящем венчании и совершить так называемое обручение, то Петр I, наоборот, сказал, что обручение не может быть ранее полугода до самого венчания. Т.е. предполагалось, что к этому времени и жених, и невеста будут совершеннолетними.

Возраст совершеннолетия, кстати, Петр I резко повысил, до этого руководствовались древними византийскими правилами, когда возраст совершеннолетия жениха был 15, а невесты – 13 лет. Потом, через некоторое время, в Византии этот возраст еще снижается до 12 и 14 лет соответственно, а Петр I резко поднимает этот возраст до 17 лет для невест и до 20 лет для женихов. Предполагается, что к этому времени человек уже мог быть самостоятельным в выборе своей второй половины. Относительно современный порядок венчаний устанавливается уже в Российской империи. Возникает два возраста совершеннолетия. В 30-х годах XIX века (в 1838 году) выходит постановление Священного Синода, которое регулирует этот брачный возраст до 18 лет у мужчин и до 16 лет у женщин. Если очень коротко, то примерно так это все было, долго, сложно, но только с середины XIX века мы можем говорить о сложившейся системе метрических книг и о строгом обязательстве записывать эти книги усилиями приходских священников и сотрудников приходов. До этого семьи сами составляли подобные договоры, все это было в ведении архиерейских служащих, т.е. немного по-другому.

– Мы много говорили о браке, венчании, но ведь метрические книги фиксировали и другие гражданские состояния. Что они собой представляли?

– Метрические книги представляли собой амбарные, довольно мощные разлинованные книги. Их можно увидеть в архивах. Метрические книги XIX века доступны, например, в архивах «Новой и новейшей истории». Все они были туда сданы еще в советский период, в некоторых регионах в неплохой сохранности, в некоторых в худшей, но все архивы, касающиеся рождений, венчаний, смертей (отпеваний), сейчас находятся в государственных органах, учреждениях (архивах). Это большая книга, в которой записывались (по единой форме) фамилия, имя, отчество жениха и невесты, обязательно то, первый это брак или нет, и записывались имена двух свидетелей, которые сами расписывались в метрической книге как люди, удостоверяющие действительность совершенного таинства и его правомочность.

– Кто вел метрические книги? Каковы были правила хранения? Сколько лет, где? Может быть, были какие-то централизованные церковные архивы?

– Как я говорил, в 1838 году устанавливается определенная форма и дальше, в соответствии со сводом законов Российской империи, эти книги хранились в епархиях, но потом, к сожалению, в 1917 году, вся эта система была разрушена. Вплоть до 30-х годов ХХ века, когда хотя бы часть этих книг начала собираться, аккумулироваться в архивах, мы имеем полный разгром системы учета гражданского состояния, потому что организовались государственные органы ЗАГС, о которых мы сегодня начали говорить, и они не получили преемственно эти книги сразу же, потому что церковные округа и церковные административные единицы были упразднены, у государства были свои представления об административном делении; плюс к тому надо понимать, что некоторые акты Церковь не могла регистрировать так легко, как это делало государство в начале ХХ века.

Например, когда дело касается разводов. Церковь всегда была против разводов, хотя Православная Церковь знает разводы еще из времен римского права, в отличие от Католической Церкви. Всегда были некоторые основания для разводов. Но Церковь всегда была их противницей, и перечень возможных оснований для разводов постоянно сокращался. Он и сейчас не так велик в церковном праве. Естественно, наше светское государство (тогда советское) разводило гораздо легче людей, и тут первая нестыковка. Вторая нестыковка – это официальный остракизм тех, кто после государственной регистрации брака шел венчаться. Многие люди, верные чада Русской Церкви, особенно в 30-е годы, не могли себе этого позволить, потому что подверглись бы жесткой социальной изоляции, давлению, прессингу, серьезным неприятностям и по службе, и по какой-то общественной линии. Они вынуждены были скрывать свою веру и свое отношение к таинству Брака, потому что это было небезопасно. Это привело к тому, что прямой преемственности между церковной системой регистрации гражданских состояний в Российской империи и советской системой, которая образовалась в 1918 году, к сожалению, не получилось. Сейчас, когда многие спрашивают, как найти те или другие документы, могу сказать: в храмах не хранятся метрические документы, касающиеся дореволюционного периода и периода до начала ХХ века. Все это в государственных архивах.

– Сбором регистрации сведений о людях неправославных, представителей других национальностей и конфессий кто и каким образом занимался?

– Церковное право вплоть до сего дня строго ограничивало возможность совершения брака между православным и неправославным человеком. До сего дня это считается крайне сложной историей – совершается через епархиального архиерея и при определенных условиях. Первым человеком, который решил продавить этот вопрос через Церковь, был Петр I. По просьбе Василия Никитича Татищева, который завез на Урал в горные заводы в 20-е годы ХVIII века массу протестантов (специалистов горного дела). Они хотели жениться на местных девках без перемены веры, как писал Татищев Петру I. Как мы помним, Петр I фактически упраздняет патриаршество на Руси, не давая избрать нового патриарха. Царь через свой Синод (который он утвердил), через фигуру обер-прокурора продавливает решение о том, что Церковь начинает признавать браки с протестантами и разрешает заключение подобных браков при определенных условиях.

Поскольку мы учились прежде всего у протестантской Европы всяким новейшим технологиям и приглашали оттуда специалистов, первыми получили приглашение на брак с православными русскими девушками протестантские специалисты (голландцы, немцы и так далее). Последними право венчания с православными получили старообрядцы. До последнего венчание со старообрядческими раскольниками считалось невозможным, и это было крайне сложно. Поэтому межконфессиональные браки были самыми сложными по учету, потому что они не могли быть официальными. Что касается отношений между собой инославных, здесь дела регулировались императорскими указами. Такие указы принадлежат в основном екатерининскому периоду. Екатерина II для иноверцев образует специальным образом право, во-первых, открывать свои храмы и в них уже по образу и подобию православных метрическую систему органов записи гражданского состояния.

– Понятно, что с формированием органов ЗАГС Церкви, может быть, стало даже несколько легче: не приходится заниматься учетом регистрации актов гражданского состояния,  тем не менее то, что происходит сейчас (венчание, крещение детей),  где-то каким-то образом отражается в документах?

– Метрические книги продолжают вестись на приходах, их точно так же ведут сотрудники приходов. Однако нужно понимать, что это документ скорее памятный, чем официальный. Официального признания в качестве документа гражданского состояния в России он не имеет. Именно поэтому в Православной Церкви мы венчаем только тех, кто сначала пришел и зарегистрировал брак в органах ЗАГС – это обязательное условие, которое прописано у нас. Это самый часто, кстати, задаваемый вопрос о браке. Мы венчаем только тех, кто сначала расписался в ЗАГСе. Во-первых, во избежание двоеженства, во-вторых, если штамп в паспорте для вас ничего не значит, почему он так мешает, почему бы вам не поставить его? В чем тут проблема, мы не понимаем. Тем более если вы берете на себя ответственность перед Богом, то почему ответственность перед государством не взять за свое решение соединить судьбу с человеком?

– Для крещения тоже требуется свидетельство о рождении?

– Да, конечно, потому что мы должны понимать, что именно эти люди являются родителями ребенка, чтобы не было вопросов со стороны других людей, которые придут и скажут, например: «Почему вы нашего ребенка без согласия нас, законных представителей, крестили?»

Ведущая Маргарита Рекко

Записала Людмила Кедысь

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать