О земном и о небесном. О народонаселении

11 июля 2022 г.

Сегодня поговорим о народонаселении. Много нас или мало на земном шаре, от чего больше зависит численность населения: от геоклиматических позиций, религиозных представлений или каких-то других факторов – обсудим с пресс-секретарем Пятигорской епархии протоиереем Михаилом Самохиным.

По недавним оценкам ученых, на земном шаре почти восемь миллиардов человек. Причем если до 70-х годов ученые фиксировали резкий всплеск рождаемости, после 90-х годов показатели несколько пошли на убыль. Сейчас опять фиксируется большое количество новорожденных детей. На Ваш взгляд, с чем связана динамика роста, падения рождаемости?

  – Динамика роста и падения численности населения связана, как правило, исключительно с желанием родителей иметь детей и с экономическими и социальными возможностями достойно воспитать их и вывести в люди. Поэтому, когда мы говорим об общем населении Земли, мы должны понимать, что население разделено по регионам крайне неравномерно. Мы говорим о том, что увеличивается население в мире, – на самом деле это не совсем так. Население увеличивается в нескольких регионах мира. Это Индостан, Африка южнее экватора, в меньшей степени Юго-Восточная Азия, потому что Китай перестал быть «мировым роддомом» – рождаемость в Китае снижается. В ближайшие десятилетия, до 2050 года, «мировым роддомом» будет Индия. Все остальные регионы фиксируют убыль населения.

Немаловажную роль в росте населения играют религиозные убеждения людей. По данным ученых, активнее всего воспроизводятся радикальные религиозные группы. Это те группы, которые категорически отвергают современные неолиберальные ценности и руководствуются в воспитании детей и жизни своего сообщества исключительно заповедями Божиими (если это христиане) или своими религиозными постановлениями (если это последователи других традиционных религий). Именно эти сообщества, причем в наиболее консервативной форме, активнее всего воспроизводят численность.

– Но ведь численность населения на планете действительно очень неравномерна. Выдержит ли планета вообще? Или, может быть, следует каким-то образом контролировать рождаемость на законодательном уровне?

– Попытки контролировать рождаемость и запугивание людей тем, что наша планета не выдержит такого количества людей, служили основой для человеконенавистнических идеологий практически с начала XX века. Еще в 30-е годы в Британии, странах Скандинавии, а затем и в Германии получили распространение евгенические взгляды. Одни народы признавались лучшими и достойными роста и размножения, другие менее достойными. В то же время в Америке процветал расизм и сегрегация черных и белых, чернокожим нельзя было заходить в заведения для белых.

Подобная идеология контроля за рождаемостью, как правило, не учитывает одну простую вещь: все те, кто пытается контролировать рождаемость, когда-то сами были рождены. Все те, кто призывает убивать людей, сами когда-то избежали этой участи. В этом смысле Православная Церковь жестко и категорически против методов регулирования рождаемости, связанных с убийством людей. Мы категорически против абортов и считаем, что для нашей страны проблема перенаселения совершенно неактуальна. В нашем обществе, например, целесообразно выведение абортов из системы обязательного медицинского страхования (как призывает Святейший Патриарх Кирилл), чтобы я, как налогоплательщик и религиозный человек, не платил за право какой-то женщины убить своего ребенка.

– Но ведь ни для кого не секрет, что аборты порой бывают по медицинским показаниям: иначе нельзя спасти жизнь женщины. Как Церковь смотрит на такие ситуации?

В случаях, связанных с изнасилованиями, угрозой здоровью или необходимостью  спасения жизни, Церковь снисходительно относится к абортам. Но дело в том, что из пятисот тысяч абортов в год, которые производятся в нашей стране, всего лишь несколько процентов имеют под собой медицинские показания. Все остальные случаи происходят по социальным показаниям, то есть из-за желания самой женщины жить лучше, не брать на себя тяготы материнства: некий проект по имени «Федот» или «Семен», лет на двадцать жизни, – тяжелый, с непонятными перспективами и результатами.

Некоторые люди из эгоизма, ради собственного удобства убивают своих детей. Это очень серьезно в духовном смысле. Две великие цивилизации – Ханаан и Карфаген – за детские жертвоприношения были разрушены до основания и стерты с лица земли в свое время, а Карфаген даже солью засыпали, чтобы там какое-то время ничего не росло. Обе эти цивилизации прославились тем, что в свое время приносили детей в жертву богам богатства, благосостояния и процветания.

К сожалению, мы наблюдаем в нашей стране фактически то же самое – пятьсот тысяч абортов в год. Для сравнения, на момент записи нашей программы считается подтвержденным убийство властями Украины на Донбассе 14 420 детей. Это послужило в том числе основанием для очень активных и решительных действий по защите населения Донбасса от того геноцида, который это население на себе испытывало. Четырнадцать тысяч детей! А тут пятьсот тысяч – одна тридцатая часть населения страны каждые десять лет – и ничего!

– Цифры на самом деле шокирующие. Но, возможно, экономические реалии во многом удерживают женщин и мужчин от создания больших семей, воспитания большого количества детей?

– Быть матерью – это тяжело. Даже после введения материнского капитала на второго ребенка. В обществе должно быть другое отношение к этому.

– Понятно, что господдержка не помогает.

– Господдержка помогает, но не заменяет самого главного – мотивации. Господдержкой нельзя вложить в головы женщины и мужчины, которые создали семью, не эгоистическое желание пожить для себя, а понимание того, что Бог им дает ребенка для воспитания. И этот дар Божий нужно принять, вложить в него частицу своей души. Почему (еще раз подчеркну) наиболее успешно и активно увеличивается численность религиозных меньшинств – амишей в Америке, радикальных мусульман где-нибудь в Центральной Африке или сторонников очень консервативных индуистских радикальных течений в Индии? Потому, что они знают, что детей дает Бог.

Когда мы начинаем отстаивать право на убийство собственных детей, мы скатываемся на уровень языческих цивилизаций, приносящих жертвы богам процветания и благополучия (как они нам мыслятся). Но дело в том, что как только начнется «русский крест», этот процесс станет необратимым. В 90-е годы было такое явление, когда кривые рождаемости и смертности пересеклись крестообразно – и наступил момент невозврата. Мы как нация начали активно уменьшаться…

Сейчас ни в Китае, ни тем более в России или Европе, ни в других странах (за исключением стран Африки, Юго-Восточной Азии и Индии) нет таких высоких общестрановых показателей, чтобы можно было сказать, что в этой стране люди увеличивают население. Посмотрите, в каких регионах наиболее активно рожают детей. В мусульманских, где сильны традиции, религиозное воспитание, где к семье и детям особое, строгое отношение.

Если говорить о социальных мотивах, почему не Москва и Московская область лидируют по рождаемости в стране? Ведь ни для кого не секрет, что это самые успешные в экономическом смысле регионы. Потому, что причины носят не только социально-экономический характер. Очень легко спрятаться и сказать: «Мы бедные, не потянем ребенка, боимся, не хотим». Прежде чем создавать семью, нужно помнить, что одной из целей создания семьи является деторождение. Если мы создаем семью и при этом не собираемся рожать детей, возникает вопрос, для чего мы это делаем. Для удовлетворения каких-то плотских потребностей? Или для какого-то социального статуса? Например, выше определенной должности неженатых не ставят: нужно жениться, а то тебя завотделом не назначат или, как было в советское время, за границу не пустят. Сейчас все далеко не так.

– Полностью разделяю Вашу позицию: я тоже категорически против абортов. Христианство ведь учит нас рожать столько детей, сколько Господь дает. Но при экономических, социальных реалиях люди не всегда могут себе это позволить. Правильно ли как-то контролировать численность детей в семье другими методами?

– Контролирование численности детей в семье воспринимается Церковью не с одобрением, но с пониманием, если это контролирование не ведет к убийству. Есть методы, к которым Церковь относится более терпимо, понимая, что человек слаб и все те причины, о которых Вы говорите, над ним так или иначе довлеют.

– Много ли сегодня молодых православных семей на благословенном Кавказе стремятся к большому количеству детей? Прослеживается ли такая тенденция?

– Я еще не видел достаточного количества молодых семей, которые бы стремились стать большими. Обычно дети появляются не от того, что родители хотят много детей сразу. Муж и жена просто живут вместе, они счастливы, радуются общению друг с другом, а дети – это плод их взаимной любви. В любой молодой семье, если она верит в то, что Господь поможет, что рядом есть православные люди, которые укрепят и поддержат, что и государство в какой-то степени поможет экономически встать на ноги, не происходит зацикливания на планировании. Естественным образом, как это было веками и поколениями, рождается много детей. Больше, чем там, где нет уверенности, твердого убеждения в том, что ребенок – это дар Божий.

Надо сказать в оправдание наших уважаемых современников, что основная причина нежелания рожать детей – это глубокое несчастье. В счастливых семьях с удовольствием заводят и воспитывают детей. То, что у кого-то не так, не значит, что у них не те условия. Это значит, что в тех семьях мало счастья, уверенности, спокойного взгляда в будущее.

– И мало веры, наверно?

– Мало веры в том числе. Только на вере может быть основан непоколебимый взгляд в будущее, с оптимизмом. С другой стороны, надо понимать, что далеко не все наши зрители верующие и далеко не все разделяют наше отношение к абортам. Нужно сказать только одно – в любом случае этот грех из тех, которые вопиют к Небу об отмщении. Невозможно жить в аду: убивать полмиллиона своих неродившихся сограждан в год и надеяться, что у нас все будет хорошо. Это в духовном смысле вещи несовместимые – так не бывает. И когда мы начинаем говорить: «Нам-то за что?!», нужно понимать, что мы соучаствуем (даже косвенно) в этом безумстве ради удобства некоторых.  Как мы можем потом просить Бога о чем-то, когда то, что Он нам дает, отвергаем: убиваем, уничтожаем, приносим в жертву идолам собственного благосостояния? Это нужно четко понимать.

– Отец Михаил, благодарю Вас за предельно откровенную и интересную беседу.  

Ведущая Маргарита Рекко

Записала Людмила Кедысь

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать