− Каникулы на исходе. Уже совсем скоро для школьников прозвенит учебный звонок. Ни для кого не секрет, что в наше время собрать ребенка в школу не так просто, особенно семьям с низкими доходами, многодетным, неполным. Как в этом серьезном вопросе им помогает Пятигорская и Черкесская епархия?
− На любых приходах в конце лета идут сборы денежных средств, чтобы помочь многодетным семьям, в том числе и семьям прихожан, а также тем, кто в этом нуждается, чтобы собрать детей в школу, потому что сейчас это не только ручка и тетрадь, а огромный перечень если не учебников, то различных атласов по географии, рабочих тетрадей, различных приспособлений для каких-то естественных предметов, особенно если это старшие классы (там речь идет также о сборниках по подготовке к Единому государственному экзамену). Очень много средств надо тратить даже обеспеченной семье на школьника. Поэтому в конце лета идет сбор на помощь таким семьям, особенно семьям с низким достатком.
Стоит сказать, что это не только сборы, даже подарки делают детям в начале учебного года или в конце лета на благодарственных молебнах в храмах нашей епархии, когда начинается учебный год. Семьям, которые молятся за этим молебном, или тем, кто просит, дарят определенные вещи: набор ручек, фломастеров, то, что необходимо для обучения. На территории епархии еще действует кризисный центр «Дом для мамы», который помогает семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Также летом идет сбор на покупку школьных принадлежностей, которые раздаются в начале учебного года.
− Прекрасно, что такая помощь оказывается, она очень нужная, перед началом учебного года своевременная, но, как мы понимаем, к учебному году готовятся не только семьи, родители и дети, но и учебные заведения. В Свято-Никольской православной гимназии, в которой Вы преподаете, как идет подготовка к учебному году и каким в этом году будет учебный процесс?
− Как и в любой общеобразовательной школе, в нашей православной гимназии педагоги делят летнее время на несколько частей. Для большинства детей и их родителей (кроме выпускных классов) каникулы начинаются в июне, заканчиваются 31 августа. Что касается учителей, у них отпуск начинается с 1 июля и заканчивается в середине августа, потому что июнь − это время подготовки к выпускным экзаменам, непосредственно выпускные экзамены, еще и работа с одаренными детьми, их подготовка к будущему проведению Всероссийских общеобразовательных олимпиад. Также это подготовка детей, которые не успевают по каким-то предметам, особенно по которым нужно сдавать экзамены. Поэтому в июне работа кипит, школа работает так же, как и всегда.
Что касается середины августа, учителя, как и в других школах, выходят на работу. Это связано не только с тем, что надо приготовиться морально к началу учебного года, встрече наших дорогих детей, но еще огромная работа ложится на наших завучей. У нас есть завуч по общим вопросам, которая занимается ремонтом кабинетов, покупкой каких-то новых материалов, учебников, книг, приобретением информационных технологий, которые необходимы для проведения уроков. Завуч по учебной работе занимается непосредственно документацией и внедрением новых общеобразовательных стандартов, предметов, составлением расписаний, удобных для учителей, детей и родителей. Завуч по воспитательной работе готовит целый ряд мероприятий на весь учебный год. И, конечно, в первую очередь идет подготовка к 1 сентября, Дню знаний, который у нас в гимназии начинается всегда с приезда владыки, архиепископа Пятигорского Феофилакта, который возглавляет молебен на начало учебного года и благословляет наших детей, поэтому работа в гимназии кипит уже в августе.
− А как в течение года строится учебный процесс? Например, у младших школьников есть ли группа продленного дня? Сколько времени они там находятся? Или есть просто уроки?
− Обязательно есть группа продленного дня для первых-четвертых классов − это младшая школа, у нас она называется прогимназией. Здесь ведется большая работа, в том числе творческая. У нас проводятся различные кружки для детей, которые находятся в гимназии до определенного времени (до четырех-пяти часов вечера, когда их забирают родители, возвращаясь с работы), т.е. на учителя младших классов ложится колоссальная работа. Но она такая же и в старшей школе.
В этом году будут изменения в Федеральном государственном образовательном стандарте, поменяется ряд предметов, направлений в первом-пятом классах – это так называемый государственный стандарт нового поколения, который внедряется во все школы. Мы являемся частной школой, но неотделимы от государственных программ, потому должны следовать этим требованиям − мы их выполняем. Учителя думают, как лучше, доступнее, понятнее использовать предоставленный материал. Так и в воспитательной сфере: что предложить детям по духовно-нравственному или патриотическому воспитанию. В этой сфере, особенно в наши дни, это актуально, чтобы наши дети смогли больше любить свою страну, понимать, что есть истинная добродетель. Такая же колоссальная работа проходит и в других школах.
− Мы знаем, что по инициативе Госдумы и Минобразования страны в школах вводится должность советника директора по воспитательной работе. А в гимназии нужна ли эта должность, на Ваш взгляд?
− Она необходима, безусловно, потому что та колоссальная работа, которая лежит на учителях-предметниках и классных руководителях, не позволяет в стопроцентном объеме заниматься воспитательной частью. Если мы говорим о младшей школе – это элементарные уроки вежливости и адаптации в окружающей среде. В старшей школе − это уже проблема воспитания. Наконец, государственные экзамены, реализация себя в обществе, какие-то индивидуальные достижения, конкурсы − все это имеет место и ложится на учителей. Советники директоров по воспитательной работе необходимы в тех школах, где количество детей огромно, т.е. есть это несколько параллелей, учителя более задействованы в общеобразовательной жизни всего города, в том числе и в каких-то Всероссийских олимпиадах, которые начнутся в осенний период.
В нашей школе 250 человек. Коллектив, который насчитывает более двадцати пяти преподавателей, в целом справляется со своей задачей. Плюс у нас есть еще детский психолог, духовник, те священники, которые преподают в школе. Они занимаются не только вопросами обучения, но и духовной частью воспитания детей. Духовник с понедельника по пятницу, когда идет образовательный процесс, всегда находится на территории школы, потому что это необходимо.
− Кстати, о педагогах: на государственном уровне принят очень важный закон о разбюрократизации системы образования, т.е. обязательная отчетность учителей составит пять обязательных документов. Наверно, будет больше времени для того, чтобы непосредственно учить?
− Я думаю, многие нас сейчас поддержат. Главной претензией со стороны родителей является то, что учитель мало времени уделяет детям. Естественно, для родителей их ребенок самый талантливый, успешный, способный, а учитель его не замечает. Иногда, стоит сказать, это справедливое обвинение, потому что действительно учитель слишком занят заполнением документации, причем она не только на бумажных носителях, но еще и на электронных дублируется.
− Тематическое поурочное планирование.
− Это огромный перечень документов. Многие учителя в течение года хватаются за голову и говорят: «Как можно столько документов заполнять?!» Причем заполняют их не в конце четверти или в конце полугодия, года, а ежедневно. И почти все учителя школы задействованы в проведении экзаменов или Всероссийских олимпиад. И чтобы их провести, нужно пройти соответствующие курсы. Поэтому учителям очень сложно. Надо сказать, что снижение документации очень поможет в будущем учебном году как раз минимизировать работу в этой сфере и заняться тем, чем обязаны заниматься учителя: душой, развитием, воспитанием школьников.
− Еще один важный закон, исключающий понятие «услуга» в сфере образования, президент подписал буквально в середине июля. Вместо этого теперь будут говорить о реализации образовательных программ. На Ваш взгляд, это что-то изменит?
− Хотелось бы в это верить, видя усилия нашего президента в том, что он пытается поднять в обществе уровень в первую очередь таких замечательных профессий (которые называются призванием), как учитель и врач. Я надеюсь, его предложения и внесение определенных указов, законов положительно на этом скажутся. Режет слух, когда мы говорим: «образовательные услуги». Страшно, когда кто-то из родителей или родственников детей говорит учителю: «Вы нам должны». Для многих учитель − это такой человек, сотрудник, который работает по найму, выполняет какие-то определенные услуги. Это мне кажется несправедливым, неправильным. Больно смотреть на наших учителей, с которыми так обращаются, поскольку мы перечислили, что они делают, и еще много чего не сказали (это, естественно, подготовка к самим урокам). Действительно, учитель отдает любому классу, на любом уроке часть своей души. Когда ему предъявляют то, что на самом деле он является не просто человеком, который несет подвиг, а наемником, оказывающим определенные услуги, − это очень обидно. Я надеюсь, что правильное распределение понятий, которые нам предлагает глава государства, поможет не только учителям и родителям, но и всему обществу пересмотреть те ценности, которые сложились на протяжении тридцати лет в нашей стране. Тогда уважение и почтение к учителям вернется.
− Отец Иоанн, благодарю Вас. Будем готовиться к началу учебного года и надеяться, что он будет интересным, успешным и для педагогов, и для учеников.
Ведущая Маргарита Рекко
Записала Людмила Кедысь
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Читаем Добротолюбие. «Память Божья». Священник Константин Корепанов
Литературный квартал. Пасхальные рассказы. Людмила Васильевна Камедина
Православная азбука. Что такое Церковь. Беседа с протоиереем Владимиром Пархоменко. Часть 1
О земном и о небесном. Святитель Игнатий (Брянчанинов)
Хлеб жизни. 13 мая 2024. Новости Ейской епархии
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!