О земном и о небесном. Крестовоздвижение

27 сентября 2022 г.

Сегодня наша тема − праздник Крестовоздвижения. В честь какого события и когда он был установлен, почему так называется, а также связанные с ним традиции обсудим с преподавателем отделения теологии Пятигорского государственного университета священником Владимиром Зегнуном.

− Как мы знаем, Крестовоздвижение − один из двенадцати главных церковных праздников. Правда ли, что событие, в честь которого он был установлен, произошло уже спустя триста лет после распятия Господа?

Священник Владимир Зегнун:

− Когда мы говорим о двунадесятых праздниках, как правило, подразумеваем события, которые являются библейскими, евангельскими. Но это событие отстоит достаточно далеко от исторической евангельской канвы. В 320 году (еще есть версия, что в 326 году) Крест Христов был найден и водружен для всеобщего обозрения. Событие поднятия Креста, вознесения, утверждения на возвышенной местности стало причиной появления праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.

− А где, когда, при каких обстоятельствах Крест Господень был обнаружен и какое отношение к этому имеет, согласно преданию, царица Елена?

− Святая равноапостольная царица Елена имеет к этому непосредственное отношение. Согласно не только Преданию, но и историческим документам, царица Елена, будучи в преклонных летах, отправляется в Палестину для того, чтобы обрести святыни христианского мира.

Будучи христианкой, она предпринимает большие усилия к тому, чтобы спустя время и не обладая ни технологиями, ни археологическими методиками, прибегнуть к тому, чтобы, по сути, начать археологические раскопки в Палестине. Помимо Креста Господня, ее усердием были обнаружены Гроб Господень, фундаменты зданий, материальные свидетельства того времени, евангельских событий по всей территории Палестины.

Самым знаменательным является Воздвижение Честного Креста. Используя небольшой объем знаний, который существовал в устной традиции, используя его как некоторое начало для исследований, опрашивая людей, удалось найти предполагаемое место Голгофы − место распятия Господа Иисуса Христа. Через некоторое время, ввиду раскопок на этом месте, согласно преданию, было обнаружено несколько крестов.

Есть две редакции предания, обе удивительные, повествующие о том, каким образом решили, какой из этих крестов подлинно принадлежит Господу Иисусу. Одна версия говорит о том, что произошло чудо исцеления от Креста Христова, другая версия более впечатляющая: шла погребальная процессия, несли хоронить молодого юношу – и когда к телу приложили Крест, человек ожил. Потому Крест тут же стали называть Животворящим Крестом Господним.

Мы можем только удивляться тому, какая огромная работа была проведена. Иерусалим, как мы знаем, был уничтожен, стерт с лица земли, через некоторое время там появляется новое поселение, опять начинают жить люди, появляются новые здания, начинается городская жизнь. Спустя такой промежуток времени вновь прибегнуть к раскопкам такого уровня − это действительно титанический труд. Не случайно царица Елена Церковью восхваляется как равноапостольная, то есть потрудившаяся так же много, как потрудились и апостолы.

− В то время всё делали вручную, никаких карт, ориентиров не было, то есть была проделана действительно титаническая работа. Но почему Крест, найденный и обретенный, впоследствии разделили? Как это можно объяснить? И какова дальнейшая судьба Креста?

− Очевидно, такая большая святыня не может находиться в одном месте при учете того, что государство было разделено. Есть западная и восточная части империи. Это тоже наталкивает на мысли о том, что, вероятнее всего, такая святыня должна быть представлена и в одной, и в другой столице. И сам Крест найден в Святой Земле. Невозможно оставить жителей Иерусалима без такой святыни.

Согласно преданию, часть от Креста была отделена сразу, предложена Иерусалимской Церкви и осталась в Иерусалиме. Вторую часть святая Елена забрала с собой. По пути своего следования она отделяла небольшие части Креста для строящихся по ее инициативе храмов и для монастырей, основательницей и попечительницей которых она также становилась.

Уже в конце IV века частицы Креста Господня находятся не только в различных храмах и монастырях – какие-то очень маленькие (не такие крупные, как иерусалимская, или римская, или частица, принесенная в Константинополь), но все же частицы находятся и в частных владениях тех или иных семей. Как правило, речь идет не об обычных горожанах, а о представителях власти, знати, но все же мы видим, как постепенно Крест Христов распространяется. И вот есть письменные замечания о том, что частицы Креста Господня распространились уже по всей империи.

В нашем храме присутствует частица Креста Господня. Благодаря усердию владыки и помощи друзей собора такая святыня есть сегодня у нас, есть возможность к ней прикоснуться. Мы можем увидеть, как выглядели древние реликварии, потому что в нашем храме частица хранится так, как подобные частицы хранились в древних реликвариях. Маленькая частица Креста Господня убрана в драгоценную шкатулку, которая выносится на обозрение, поклонение людям. У нас же она даже не прячется никуда, а стоит на почетном месте в храме и всегда доступна.

− Это, конечно, прекрасно, что частицы святыни есть в храмах, монастырях, мы можем помолиться, но, с другой стороны, не кощунственно ли было так поступать со святыней? Может быть, стоило в цельном виде этот Крест сохранить для потомков?

− Вряд ли это можно назвать кощунством, но стоило или нет, не нам в этом разбираться. Мы имеем то, что имеем: святыня разделена. Нужно уяснить одну вещь: почему обретение Честного Креста происходит спустя так много времени и по какой причине? Раньше это было попросту невозможно, христианам и не нужно.

Несмотря на пиетет перед Крестом Господним, христиане уже начинают крестить лоб, изображать Крест символически, но речи об обретении подлинного креста еще никто не ведет. О каких раскопках может идти речь, если христианство гонимо, и не то что за какие-то поиски – ты за свое исповедание можешь лишиться жизни.

Христианству понадобилось много времени для того, чтобы стать сначала разрешенной религией  (то есть чтобы появилась возможность открытой миссионерской деятельности) и уже позднее стать государственной религией. С поддержкой государства такие проекты могли быть осуществлены.

Пиетет ко Кресту Господню был не как к материальному объекту, перед которым совершается некое поклонение. Нет. О Кресте задумывались, его изображали, о нем размышляли и говорили, но, как правило, не о самом объекте, предмете, а о том, что произошло на Кресте. То есть, прежде всего, речь была о страданиях Господа и о принесенной Им Жертве любви на этом Кресте.

Потому разделить Крест Господень не представлялось для людей чем-то кощунственным, недостойным или неправильным – ведь он сам не являлся и не является объектом поклонения, христиане молятся не Кресту, а Христу, Который на этом Кресте принял смерть за каждого из нас. Потому разделить его и такую драгоценную реликвию предложить всем христианам, чтобы каждый имел возможность поклониться перед этой святыней, не только допустимо, но и правильно.

− Почему же в таком случае Крест целых четырнадцать лет в Персии пробыл в плену?

− Объекты религиозного поклонения в той или иной культуре, религии очень часто являлись целью захвата врагов. Во-первых, это демонстрация силы и сильно деморализует противника. Об этом мы знаем еще из Ветхого Завета. Даже Ковчег Завета был отнят у израильтян (не без Божественного вмешательства, конечно, но все же).

Точно так же и Крест Христов, и Гроб Господень, эти ценные для христиан объекты поклонения, так или иначе становились захваченными в происходивших политических и военных компаниях. В этом нет ничего удивительного. К сожалению, человек в своем стремлении к разрушению, к войне, ко всяким проявлениям греховности очень часто использует в том числе средства давления через ценные для тех или иных групп людей вещи.

− Крестовоздвижение как праздник когда впервые начали отмечать?

− С самого исторического события этот праздник и становится почитаемым днем воспоминания. Сначала это был единственный день, когда большие группы христианских паломников могли прикоснуться к святыне − Крест выносился для поклонения верующих. Через некоторое время появилась возможность поклониться частице Древа Господня уже не только в Иерусалиме, но и в других частях империи.

Со временем в этот день появляется чин Воздвижения Креста Господня, то есть символического поднятия Креста для всеобщего обозрения, поклонения и прославления. Поэтому в IV веке праздник и устанавливается – как только само историческое событие случилось, начинают поминать его постоянно.                                    

                      Ведущая Маргарита Рекко

Записала Людмила Кедысь

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать