Аудио |
|
Скачать .mp3 |
– В каком году на самом деле произошло Крещение Руси?
– У нас нет оснований сомневаться в данных русских летописей, которые называют дату: 988 год по Рождестве Христовом. Другое дело, что этот процесс, как говорят современные исследователи, не был одномоментным. Сначала христианство проникало на Русь через контакты с Византией (через дружинников). Исторические летописи говорят о том, что христианами были Аскольд и Дир, которые жили намного раньше, чем официально крестилась наша страна. Мы знаем, что христианкой была святая равноапостольная Ольга, бабушка князя Владимира, крестителя Руси, которая тоже жила раньше. Ко времени Крещения Руси в Киеве уже были христианские храмы (правда, мы не знаем их точное количество, но знаем об их существовании). Официальной датой принято считать момент, когда князь Владимир, приняв крещение до этого в Крыму (в Корсуни) и получив в жены византийскую царевну, прибыл в Киев и объявил о том, что он предлагает всем киевлянам вместе с ним и его ближайшими сподвижниками принять крещение.
– Крещение Руси подробно описывается в «Повести временных лет». Правда ли, что до того как принять христианство, к князю Владимиру приходили различные послы и предлагали другие религии?
– В летописи существует подобная история. Мы знаем, что князь выслушал хазар, которые исповедовали иудаизм; булгар, которые к тому времени уже исповедовали ислам; католиков и византийских посланцев. Как говорит летопись, Владимир отправлял и своих посланцев во все эти страны, чтобы посмотреть, как живут люди, исповедующие ту или иную религию. Я думаю, большинство современных ученых сходятся в том мнении, что это, конечно, скорее легендарная часть описания выбора религии, потому что выбор веры не происходит так просто и моментально, как это описано в этой замечательной истории. Но эта история отражает мысль, которая бытовала в русском народе. Когда посланцы пришли к князю Владимиру, они сказали о службе в Храме Святой Софии: «Мы не знали, на небе мы были или на земле». То, что летописец подчеркивает именно этот момент в качестве мотива выбора религии, говорит о том, что для русского народа выбор религии был выбором пути к небу, а не просто каким-то из вариантов политического или цивилизационного выбора.
– Есть мнение, что Русь Владимир крестил огнем и мечом. Действительно ли это так и откуда это выражение?
– Действительно, есть такое выражение. Оно уходит корнями в русскую пословицу, которая говорит, что новгородцев крестил Добрыня мечом, а Путята огнем (или есть варианты наоборот). В летописях есть один случай. В Новгород Великий приехал митрополит Иларион для проповеди на Вечевой площади. Его охраняли местные воеводы Путята и Добрыня. Летопись говорит, что пока войска стояли в охране митрополита, языческие жрецы живьем сожгли семьи Добрыни и Путяты в их собственных домах. Если бы вы узнали о том, что пока вы выполняли что-то, вашу семью сожгли живьем, как бы вы отнеслись к зачинщикам подобной истории? Я думаю, здесь дело вовсе не в распространении веры, а в том, что сотворили эти люди. Они перешагнули черту, которая отделяет христианское терпение от нормального человеческого чувства мести за собственные семьи, за жен и детей. Надо понимать, что сожжение было и актом жертвоприношения языческим богам. Все это учинили именно жрецы.
Это, пожалуй, единственный случай, когда в летописях было зафиксировано такое серьезное пролитие крови в процессе христианизации Руси со стороны христиан. С другой стороны, могу сказать, что, например, в XIII веке (напомню, что это практически накануне монгольского нашествия) епископа Ростова Великого Леонтия язычники сожгли. То есть если бы мы действительно поверили в то, что в X веке всех язычников жестоко уничтожили, то кто тогда в XIII веке сжег Леонтия? Поэтому то, что Русь крестилась огнем и мечом, – это злая сказка для исторически необразованных людей.
– Что еще нам известно из летописей о Крещении Руси? Как воспринимал это народ? Сколько времени все это длилось?
– Надо сказать, что, на удивление, этот процесс оказался не очень длительным. Сам факт существования пословицы о Добрыне и Путяте (если вчитаться в текст летописи) говорит о том, что жители остальных земель как бы подтрунивают над новгородцами: мол, ребята, вы совсем уже в своих лесах застряли. Потому что все остальные приняли это более спокойно. Дело в том, что славянское язычество вовсе не было таким, каким его принято себе представлять. Мы знаем и о зарубинецком идоле, вокруг которого несколько десятков (как минимум) детских скелетов – детей, принесенных в жертву языческому идолу. Мы знаем из писаний арабских, византийских, западных, готских хронистов о существовавших традициях человеческих жертвоприношений в славянском язычестве. Это действительно имело место. Поэтому, думаю, многие из тогдашних славян с радостью восприняли новость о том, что теперь не нужно своих собственных детей отдавать в жертву и убивать ради какого-то очередного бога и его благоволения. Могу сказать, что даже современное сожжение Масленицы, которое мы так радостно делаем (иногда даже в детских садах), – это не что иное, как гуманизированный ритуал человеческого жертвоприношения.
– Почему языческая культура, точнее ее элементы, некоторые атрибуты так живучи?
– Этот феномен называется двоеверием. Он характерен не только для Руси, но и для любого общества. Когда древняя религия уходит из официального почитания (государство и народ меняют свою религию), она переходит в область суеверий, скоморошества, каких-то пословиц, поверий, фольклора. В области фольклора долгое время, в том числе и на Руси, живет двоеверие. Ведь что такое языческая религия? «Язык» по-славянски – это «народ». Языческая религия – это та религия, которую народ сам для себя придумал. Конечно, человеку в чем-то проще спуститься до уровня собственной выдумки (понятной, человеческой), чем поднимать себя до уровня откровения, которое не всегда удобно, понятно и не так просто исполнимо. Господь дает нам религию откровения для того, чтобы мы росли, а языческая религия, наоборот, предлагает нам упрощенный религиозный «фастфуд», который никакого роста и усилий не предполагает.
– Правда ли, что князь Владимир, который спас Русь от этого языческого безумия, сам пострадал за веру?
– Я бы не сказал, что он прямо пострадал за веру. Надо сказать, что он и сам был достаточно убежденным язычником долгое время. Отец его был язычником и стремился воспитать сына в языческой вере. Но все же князь Владимир под влиянием своей бабушки княгини Ольги сделал для себя выбор. Он делал его, конечно, с воинской позиции, с позиции силы: стремился завоевать новую веру, осадив для этого греческий полис Корсунь, вытребовав византийскую царевну себе в жены в обмен на то, что он крестится. Изначально, может быть, он подходил с языческих позиций к выбору веры, чтобы заручиться сильным союзником, войти в союз с сильным государством. Как тогда мыслил человек? Если рядом сильное государство, значит, его бог сильнее; если это государство сильнее меня, значит, его боги точно сильнее моих. Так рассуждал язычник. Для него языческий бог имел территориальное ограничение: здесь он поклонялся этим богам, там тем. Для язычника это было вполне нормально.
Может быть, с такими мыслями и пришел Владимир к купели, но когда он из нее вышел, то изменился и искренне стал христианином (об этом свидетельствуют летописи). Он изменил весь свой воинско-варяжский образ жизни. Конечно, многие его дружинники удивились такому изменению. Кто-то сразу вместе с ним крестился, кто-то потом. А кто-то (в меньшинстве, конечно) остался язычником, какие-то из этих людей были недовольны князем Владимиром. Однако сила его убеждения, веры, сила той благодати, которую Господь подал ему через крещение, помогла ему быть достаточно убедительным.
Есть языческая байка о том, что Владимир огнем и мечом убил девять миллионов язычников. Во-первых, цифра совершенно несуразная: не было столько людей в Киевской земле в то время (сейчас их столько нет, а тогда тем более). Во-вторых, что это за княжеская дружина (численностью до тысячи человек), если она смогла убить девять миллионов людей? Даже если посчитать по законам демографии: должно было быть минимум сто восемьдесят тысяч молодых, здоровых вооруженных мужчин, которые могли оказать сопротивление. Что же это за воины были такие, которые смогли такое сотворить при численном превосходстве в восемнадцать раз? Поэтому когда про такие вещи рассказывают, это смешно. С другой стороны, нужно понимать, что Владимир своим изменением (как и апостол Павел) многих удивил и стал живым примером для своего окружения. Прежде всего для воинов, которые его любили и уважали, а вслед за ними и для всех остальных.
– Когда на Руси стали появляться первые церковные организации?
– Церковные летописи донесли до нас имя первого киевского митрополита Михаила, который был поставлен в Византии. Историки говорят, что существует слишком большая лакуна между 988 и 1072 годами (под которым значится имя митрополита Михаила). Говорят, что первыми крестителями Руси все же были болгары (следующее поколение учеников и сподвижников Кирилла и Мефодия). Дело в том, что как раз в это время между Византией и Болгарией начинаются войны. То, что в наших летописях существует подобная лакуна, историки объясняют именно болгарско-византийскими сложными отношениями того периода. Первые иерархи, священники, которые были с Владимиром, могли быть и греками, и болгарами. Во всяком случае, с конца XI века мы уже знаем о существовании митрополии, священников. Первых священников привез с собой из Корсуни сам Владимир, потому что кто-то должен был совершать массовое крещение в Днепре. Возникает митрополия, долгое время она остается в таком статусе, потом начинает дальше развиваться, но это уже другая история.
Ведущая Маргарита Рекко
Записала Людмила Кедысь
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Церковный календарь 2 мая. Великий Четверг. Воспоминание Тайной Вечери
Евангелие 2 мая. И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое
Читаем Апостол. 2 мая 2024
День ангела. 2 мая
Этот день в истории. 2 мая
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!