О земном и о небесном. Конфликт в Нагорном Карабахе

3 ноября 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с архиепископом Пятигорским и Черкесским Феофилактом.

– Сегодня поговорим о конфликте в Нагорном Карабахе.

– Об этом мы не только говорим, но и горячо молимся, чтобы этот конфликт перестал уносить самое драгоценное – жизни людей.

– Я лично знаю людей, которые готовы прямо сейчас ехать и защищать людей своей нации. Думаю, к Вам тоже такие обращались. Что сказать в таком случае?

– Пожалуй, лучше слов Святейшего Патриарха, которые он сказал в своем обращении, не найти. Я хочу эти слова процитировать: «Обращаюсь ко всем участникам конфликта с горячим призывом: щадите жизни друг друга. Пусть хронометр кровопролитной распри остановится во имя мирного будущего. Армения и Азербайджан исторически всегда были и будут соседями, азербайджанцам и армянам в любом случае жить бок о бок друг с другом».

Пожалуй, лучше слов не найдешь. Надо щадить жизни друг друга. Когда возникает вполне естественное желание помочь своим родным и близким, мне кажется, помощь эта должна заключаться именно в этом: сохранить  жизнь друг друга. Не отобрать ее. Ведь когда отберешь  жизнь, мира больше не станет. Нужно сделать все, чтобы жизнь сохранить.

– Некоторые не вникают в геополитическую и политическую подоплеку этого конфликта. Они готовы ехать и воевать на стороне своего народа просто потому, что на другой стороне другой народ. Вот такая национальная заостренность является грехом в церковном понимании?

– Это является не только грехом, но ересью. Любой национализм, любой расизм – это проявление испорченной человеческой природы. Парадокс христианства заключается в том, что, как говорит апостол, во Христе нет ни иудея, ни эллина, ни раба, ни свободного, но все едины. Господь показал каждому человеку, что первостепенным, важным и вечным отечеством является небо, где мы все соединимся. На небе нет границ, как они есть на земле.

Для страстного человека земная привязанность является основой его жизни; отсюда эта бесконечная борьба за свое: мол, это не отдадим, это наше. Более того, борьба именно для себя. К примеру, в Ветхом Завете была такая традиция: когда с поля собирали свой урожай, никогда не собирали до самого края. На самом краю оставляли колосья для людей нуждающихся. Да, это твое поле, но ты должен понимать, что рядом может находиться человек в нужде. Проще говоря, с тобой рядом есть соседи.

Христианская идея заключается в том, что все мы воистину братья и сестры во Христе. Древняя Церковь вообще не была этнической до своего разделения. Если взять Древнюю Восточную или Западную Церковь в Риме, там были люди совершенно разных национальностей, разного социального статуса (свободные и рабы), люди, говорящие на разных языках. Ярким примером может служить наш Кавказ. Я всегда говорю, что здесь, на Кавказе, мы в большей степени говорим на русском языке, но все – с национальными акцентами. И когда мы подходим к Чаше, мы – одна, единая семья. Поэтому Церковь относится к подобного рода проявлениям как к ереси, как к проявлению ничтожной, падшей человеческой природы.

– Насколько целесообразно, на Ваш взгляд, вмешательство в такие конфликты третьих сторон?

– Если это вмешательство связано с понуждением к миру. Знаете, когда во дворе дерутся ребята, выходит кто-то старший и оттягивает одного от другого. Конечно, каждый будет доказывать свою правоту, что их потасовка, драка совершенно справедлива. Но когда один изо всех сил ненавидит другого, правду установить невозможно. Апостол очень интересно говорит: побеждая зло добром, сам не будь побежден злом. Если ты хочешь установить правду и истину, но при этом клокочешь ненавистью и злобой, правды больше не станет, она просто не найдет в тебе места.

– Процитирую высказывание главы Карабахской епархии Армянской Апостольской Церкви. Владыка Паргев сказал, что он знает способ, как остановить конфликт. Он пишет: «Россия в 1994-м остановила боевые действия в Карабахе. То же самое было в 2016 году, во время апрельской войны. Думаю, и сейчас самую решающую роль может сыграть только Россия как традиционная сила в регионе, которая здесь уже больше двухсот лет». Что Вы по этому поводу думаете? Обсуждается ли как-то это заявление в церковной среде?

– Да, конечно. Очень хорошо, что владыка помнит о том, о чем очень многие политики забывают. Наверное, это вложено в традицию нашего народа. Когда пахнет порохом на границе, это не означает, что этот запах там, у них; это означает, что это уже близко к нам. Когда начался пожар, надо быть готовым тушить его и у соседей, потому что таково свойство пожара. Таково свойство ненависти, в том числе национализма, расизма – это никогда не останавливается на одном. Это как раковая опухоль: она будет все больше и больше поглощать вокруг себя все живое.

Россия действительно традиционно участвовала в том, чтобы восстановить мир, и в этом понуждении к миру она имеет не только силу сегодняшнего дня, но и столетний опыт, показывая, что главным, важным продолжает оставаться сохранение мира. Собственно, мы видим, что руководство нашей страны принимает все необходимые усилия для того, чтобы подвести конфликтующие стороны хотя бы к перемирию. Очень надеюсь, что эти шаги принесут свои результаты.

– Сейчас много говорят о геополитической составляющей этого конфликта. А какую роль занимает религия в этом многолетнем противостоянии?

– В начале нашей беседы я уже вспоминал слова Святейшего Патриарха. Патриарх обратился и к Католикосу всех армян Гарегину, и к руководителю исламской уммы Азербайджана Аллахшукюру Пашазаде с призывом всеми доступными силами побуждать человека к тому, чтобы сохранять жизнь. Конечно, эти призывы имеют очень большое значение.

– Сейчас пишут о том, что вместе с солдатами на передовой можно встретить и священнослужителей. Имеет ли право священнослужитель выступать с оружием в руках?

– Там где человек, там и священник. Ведь где человек, там и его душа. Там не только эмоции, мысли, но и самые главные вопросы: ради чего я живу? ради чего я могу отдать свою жизнь? моя жизнь – это цена за что-то, выкуп за что-то или это новое семя, которое я бросаю в поле, чтобы оно выросло для моих детей? На эти вопросы ни один политик ответить не сможет. На эти вопросы может ответить священник, который словами Священного Писания, примером жизни святых угодников Божиих может помочь человеку найти правильный ответ. Я сегодня уже вспоминал слова апостола: не будь побежден злом. Важно, чтобы с поля брани человек вышел не с окровавленными руками, а с душой, свободной от страсти. В этом призыв священника. Но при этом священник не может взять в руки оружие; его единственным оружием остается слово Божие.

– Когда я готовилась к передаче, нашла очень интересную цитату министра иностранных дел СССР Андрея Андреевича Громыко. Он сказал: «Лучше десять лет переговоров, чем один день войны». Вы могли бы к этому что-нибудь добавить?

– Слова из Евангелия: «Блаженны миротворцы, ибо они сынами Божиими нарекутся». Миротворцы – это те, которые мир приносят не только на словах, умея только говорить. Знаете, на Кавказе есть такая традиция. Когда два джигита вступились в схватку, девушка-горянка может остановить их, бросив перед ними белый платок и положив конец этой распре. Это образ человека, который жаждет мира. Эта девушка приходит как миротворец, который жаждет мира, и этот мир она приносит в себе. Она не разделяет одного и другого, не питает ненависти к одному или к другому, она имеет чувство мира и этим миром делится. Этот брошенный под ноги белый платок – знак мира, который человек приносит в себе.

– На Ваш взгляд, что сегодня может стать этим белым платком? Что должно стать первоочередным в решении этого конфликта? Что должны сделать главы?..

– Мужество опустить оружие к земле. Мужество остановить кровопролитие. Пока рвутся снаряды, пока льется кровь, никто не может услышать друг друга. Знаете, во время спасательных мероприятий объявляют минуту тишины и все вслушиваются: вдруг где-то под завалами раздастся тонкий голос. Потому что именно ради этого тонкого голоса все сейчас здесь.

– Недавно я была в музее «Россия – моя история». Знаете, что в первую очередь меня поразило? Ходишь по этим залам и понимаешь, что с самого начала нашей истории постоянно были конфликты, войны, распри, раздел земель и так далее. Нет экспозиции, где было бы написано, например: золотой век без войн, абсолютный мир. Почему человечество не может существовать без этого?

– Тогда начнем еще глубже вспоминать историю человечества. Вспомним Каина и Авеля: брат убивает своего брата. Казалось бы, что им делить: вокруг громадная земля, история человечества только начинается. Но испорченная природа человека, который видит только землю и не поднимает головы к небу, заставляет землю любить больше всего и ради этого клочка земли ненавидеть тех, кто на ней находится.

Это изменение собственного мира. Потому что все, что мы видим вокруг, мы видим своими внутренними очами. Когда наш мир свободен от ненависти, мы вокруг видим свет, а когда он застлан мраком, то и все вокруг кажется таким же.

– Владыка, большое спасибо, что нашли ответы на непростые вопросы, поговорили на такую непростую тему. Ваше заключительное слово...

– Сегодня я хочу обратиться ко всем своим согражданам, к своим чадам и прихожанам, потому что среди наших прихожан есть люди, которые родились и выросли и в Азербайджане, и в Армении. Мы живем рядом друг с другом. Слова из Евангелия, которые я хочу сегодня обратить к вам, я сегодня уже вспоминал: блаженны миротворцы. Я очень хочу пожелать всем нам жажды внутреннего мира. Потому что обидеть горьким словом, каким-то пренебрежительным жестом легко. Но жизнь коротка, и все мы однажды встретимся перед лицом Бога. Как перед лицом того, кто выходит во двор нашей жизни, растаскивает нас по углам и говорит: учитесь говорить не кулаками, а по-человечески, объяснив друг другу свою правду. Дай Бог, чтобы у нас нашлись и слова, и дела эту правду пред Богом показать. Храни вас всех Господь! Молюсь о мире на нашем Кавказе.

Ведущая Юлия Бычкова

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать