О земном и о небесном. Киберпонедельник: о покупках в Сети

30 января 2023 г.

Тема сегодня о покупках в сети и обо всем, что с этим связано. Об этом поговорим с преподавателем отделения теологии Пятигорского госуниверситета священником Владимиром Зегнуном.

– Как известно, «черная пятница» и следующий за ней «киберпонедельник» – это западные маркетинговые традиции. Как давно мы их переняли и для чего?

– Большинство маркетинговых традиций – это западные маркетинговые традиции… Так или иначе, традиции торговли переходят. То, что работает, нет смысла заменять чем-то другим, поэтому это начали активно внедрять и использовать. Для чего это делается? Как любой маркетинг – для продажи. Повышение покупательского спроса приводит к тому, что люди активнее начинают тратить – это позволяет, с одной стороны, разгрузиться торговым площадкам, сократить людям свои запасы и приобрести что-то в преддверии праздников, важных дат, когда нельзя оставить друзей, родных без подарка.

– С точки зрения потребителей, удобства, конечно, не отнять, но есть ведь и риски. Риск купить кота в мешке, т.е. на картинке один товар, на самом деле – качество может не соответствовать.

– Такой риск есть всегда. Нет разницы – онлайн-площадка это или оффлайновый магазин через дорогу от твоего дома, такой риск всегда есть. Но ты же понимаешь, что конкретно покупаешь, что тебе нужно или не нужно. Плюс возможность возвратов никто не отменял.

– Головокружительные скидки, которыми манят покупателей, – это риск потратить даже больше, чем изначально планировал.

– Здесь вопрос в другом. Я бы хотел по-другому посмотреть на это. Дело в том, что наша культура, к сожалению, призывает человека к двум вещам. Во-первых, к тому, что твоя жизнь, твой быт характеризуются именно тем, как ты тратишь, т.е. качество твоей жизни равно качеству твоего потребления. Вторая проблема в том, что наша массовая культура вынуждает человека к инфантильности, т.е. к излишней эмоциональности в ущерб рациональности. Если человеку тринадцать или пятнадцать лет, нет ничего удивительного в том, что, когда ему хорошо, радостно, он бурно и активно проявляет свои эмоции – это нормально в тринадцать лет, ни у кого не вызывает какого-то отторжения. Посмотришь с улыбкой: молодость. А когда примерно так же свои эмоции проявляет человек, которому, условно выражаясь, «тридцать пять плюс», ничего, кроме усмешки или даже какого-то осуждения, он не встретит, потому что выглядит это уже не так забавно; по меньшей мере, странно.

Почему? Ты ожидаешь, что взрослый, эмоционально зрелый человек  проявляет себя в мире особым образом: он сначала анализирует, прежде всего думает, демонстрирует осознанность и может прогнозировать результат своих действий, слов и поступков. А наша массовая культура вынуждает человека как можно дольше оставаться в плену эмоций. Знания, умения – это все скучно, поэтому не очень интересно, а испытать эмоции для нас важно. Поэтому когда ты излишне эмоционален и стремишься к качественному потреблению, ты естественным образом будешь падок на всевозможные акции, продажи, распродажи. Насколько это полезно и удобно – об этом можно спорить: сколько людей, столько мнений. Но с точки зрения духовной жизни и религиозного взгляда человек всегда должен стараться себя контролировать.

– Когда интернет-торговля у нас достигла своего апогея?

– С развитием Интернета интернет-магазины у нас в стране начали развиваться достаточно быстро. Уже в 2010 году была возможность приобретения толковых, хороших книжек в Интернете, в том числе на наших отечественных площадках предлагались книжки из западных интернет-магазинов или западных издательств, что было находкой. Да, там цена была намного выше, но она покрывалась тем, что было меньше трудностей достать ту или иную книгу. С развитием Интернета все развивалось быстрее и быстрее, динамичнее и динамичнее. Апогея все это достигло в пандемию. Мы видим, как благодаря такой страшной ситуации, когда у людей был большущий стресс, никто не выходил на улицу (это было невозможно), интернет-площадки активным образом начали развиваться, доставка заработала неимоверными темпами. Были места, в которые никто никогда не ездил, и доставщики, курьеры доставки пищи, продуктов начинают ездить в какие-то глухие села без проблем. Это стало положительным моментом при случившейся пандемии.

Поэтому мы видим: когда начали работать интернет-площадки, действительно это стало удобно (в пандемию и после нее). Большие торговые продовольственные сети начинают свои доставки, появляются удобные приложения для смартфонов, удобные сайты, где можно удобно и быстро (в два клика) сделать покупку, – это помогло развить отрасль. Как говорят, не было бы счастья, да несчастье помогло. В этом смысле это положительное явление, для многих людей – большая помощь и поддержка. Например, маме с детьми в плохую погоду, когда грязь или еще что-то, добираться не очень удобно (у нас несколько бед, в том числе и дороги). Доставка свежих, хороших продуктов из магазина – это действительно находка, помощь. Доставка лекарств – это тоже хорошо. Например, одинокий человек. К сожалению, мы живем в таком обществе, когда одинокому человеку иногда нет возможности обратиться к кому-то, чтобы получить те или иные лекарства. Доставка в этом смысле – большая помощь и поддержка. Поэтому, как говорится, наши недостатки являются прямым развитием наших плюсов (и наоборот).

Точно так же и здесь – интернет-торговля, какие-то распродажи и прочее могут вынуждать тебя к необдуманным тратам, покупкам: зашел на какую-то интернет-барахолку, все копеечное, понажимал, понажимал несколько раз мышкой, а тут смотришь, у тебя уже значительная сумма собралась. Может быть такой соблазн, но мы видим и другие проявления. Попали мы в такую сложную ситуацию, как пандемия, нет выхода в город, на улицу, в магазин. Пожилой или заболевший человек: бесконтактная доставка – удобно, быстро (от продуктов питания до каких-то серьезных вещей, бытовой техники и прочее).

– Мы говорили, что скидки, всевозможные распродажи порождают лишние траты. С точки зрения православия быть шопоголиком грешно?

– Неумеренность – это всегда дурно. Потому шопоголика, как человека, который бесконтрольно что-то покупает, вряд ли можно назвать свободным от этой страсти. Поэтому, конечно, нужно себя контролировать. В любом случае, если мы говорим о распродажах, не всегда они порождают траты. Они порождают лишние и непредвиденные траты именно тогда, когда ты не понимаешь, что с тобой происходит. Ты поддаешься, условно выражаясь, на провокацию и готов поддаться общему течению – это очень легко, но, к сожалению, неполезно.

Апостол Павел говорит: все мне позволено, но не все полезно. Так же и здесь: иногда, в некоторых случаях, отслеживание изменения цены на ту или иную покупку, ожидание какой-то распродажи может быть полезно, если тебе предстоит какая-то серьезная покупка, которую не всегда можно с легкостью себе позволить (например, бытовая техника, что-то дорогое, что существенным образом может отразиться на благосостоянии твоей семьи). Вырвать такую сумму из семейного бюджета сразу может быть тяжело. Потому осмысленная покупка, с отслеживанием изменения цены и ожидание каких-то распродаж может принести хороший плод. Действительно, ты можешь потратить меньше и приобрести полезную, нужную вещь.

Другое дело, когда заходишь в какой-то магазин с маленькими, на первый взгляд, ценами, хватаешь все подряд и на кассе понимаешь, что потратил очень серьезную сумму. Это говорит о том, что ты поддался на эту уловку. Взрослый человек, тем более религиозный, всегда должен проявлять некий контроль над своими эмоциями, желаниями и задаваться очень простым вопросом: «Для чего мне это надо?»

– Кстати, православные товары стоит ли приобретать в сети?

– Тут еще надо сказать, что такое православные товары.

– Товары, связанные с Церковью.

– Да, конечно, например, литературу и подобные вещи можно приобрести в сети, тем более если ты проверил и видишь, что она продается выгоднее, дешевле. Если тебе это действительно нужно, то следует приобрести, если есть такая возможность. Закупаться книжками впрок – это странно. «Я сейчас наберу их с десяточек; даст Бог, когда-то прочитаю» – это неверный подход. Если ты покупаешь книги, то нужно их читать. Если покупаешь товары, связанные с твоей религиозной жизнью, то должен их покупать с конкретной целью. Дома устраивать склад каких-то неучтенных вещей, по меньшей мере, глупо.

Церковь не дает оценку тем или иным явлениям, как «киберпонедельник», «черная пятница» или какая-то межсезонная распродажа. Это не в ведении Церкви, но Церковь предлагает христианину внимательно относиться к своей жизни и к тому, как он проявляет себя в мире, потому поддаваться на такие маркетинговые уловки, наверное, не следует. Ко всему нужно подходить с трезвой, холодной головой. Есть же рекомендации: перед покупкой в магазин составь четкий список, чтобы не поддаваться на эти уловки. Дело в том, что маркетинг – это работа конкретного человека, которая заключается в том, чтобы ты все-таки купил предлагаемый тебе товар. Люди работают и делают свою работу хорошо, поэтому здесь нельзя рассчитывать на авось, нужно не отключать сознание, а всегда понимать, что и для какой цели делаешь.

– Будем стараться себя контролировать.

Записала Людмила Кедысь

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать