О земном и о небесном. Хоровое пение

21 декабря 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
Сегодня у нас творческая тема, которая близка и мне, и моему собеседнику, – хоровое пение. Заведующий музеем Второафонского Бештаугорского монастыря иеродиакон Иоанн (Галумов), кстати, прекрасно поет.

– Отец Иоанн, как давно Вы начали петь и что это для Вас – творческое увлечение или часть профессии?

– Без преувеличения можно сказать, что для меня пение – это жизнь, потому что с самого рождения, с воскресной школы, первых классов православной школы, в которой я учился, мы пели – классом, детским хором; в духовных школах Санкт-Петербурга я шесть лет был хористом и смешанного, и мужского хоров. Для меня пение всегда было связано с нашим Творцом и Создателем. Помните, в знаменитой песне звучат такие слова: «Если, Господи, это так, если правильно я пою, дай мне, Господи, дай мне знак, что я волю понял Твою». Эти слова мы произносили в детстве, может быть, не осмысляя их, но, наверное, знак от Бога я ощущал на протяжении всей жизни. Петь, прославляя своего Творца и Бога,  самое счастливое и радостное предназначение; можно сказать, миссия.

– Сейчас Вы тоже поете?

– Если говорить о монастырском богослужении, которое проходит ежедневно, приходится совмещать и богослужение, в котором я участвую, и пение на клиросе. Может быть, какие-то выступления, которые были раньше, до принятия мною пострига, отложены в сторону, но богослужения и пение за богослужениями имеет место – за это благодарю Бога.

– Считается, что хоровое пение – не важно, академическое, или народное – очень полезно для здоровья. Вы на себе это ощущаете?

– Для телесного здоровья или для духовного? Смотря о какой сфере говорить. Если мы говорим о народном пении, то, конечно, оно полезно прежде всего тем, что помогает всегда находиться в радости и не унывать. Как у нас часто бывает: наступают серые будни, мы переживаем, постоянно находимся в стрессе, движении, суете, и пение, с одной стороны, приостанавливает нашу бурную деятельность, с другой стороны, предлагает нам задуматься над более важным и глубинным, что исходит от нас самих. Все, что мы произносим, не только поем, является плодом наших мыслей и душевного состояния.

Академическое или церковное пение на богослужениях играет огромную роль для нашей души. Мы должны понимать, что прославление Творца – это не просто профессия, исполнение видимого благословения, а гораздо больше. Если человек не поет – это повод задуматься, что-то у него в душе не так. Если он, особенно в хоре, во время богослужения не раскрывает рта, просто молчит (к сожалению, бывает и такое), мы должны понять, что с человеком что-то случилось. Это повод поговорить с ним духовнику, настоятелю, священнику, поразмыслить вместе с ним, что произошло в его жизни.

– То есть это еще и индикатор состояния души и внутреннего мира человека?

– Разумеется. Пение всегда было для нас чем-то душевным и духовным.

– Давайте обратимся к истокам. История хоров берет свое начало еще в Древней Греции. Для чего они служили тогда и чем отличаются от современных церковных хоров?

– Зарождение церковных хоров и церковного пения происходит гораздо раньше, это описано в Священном Писании еще Ветхого Завета. Царь и пророк Давид именуется в Церкви псалмопевцем. Он пел свои псалмы и дарил их Богу. Знаменитые слова, которые стали девизом для многих регентов церковных хоров в то время: «Пою Богу моему дондеже есмь», то есть «пока я есть и живу на этой земле». Это один из девизов пророка Давида.

В Священном Писании Нового Завета евангелист Лука на праздник Рождества Христова описывает ангельское пение так: Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. Мы знаем, что Спаситель с учениками, восходя на гору Елеонскую, тоже пел. В своих посланиях апостол Павел указывает, чтобы пение сохранялось. Однако само церковное пение хоров берет свое начало в Греции, потом в Византии – преемнице этих традиций.

Огромное количество святых отцов приняли участие в созидании церковного пения. Преподобный Иоанн Дамаскин (основатель осмогласия, которое легло в основу греческого церковного пения), святой Ефрем Сирин и другие отцы нашей Церкви написали огромное количество различных церковных служб, стихир, текстов, которые легли в основу нынешних богослужебных текстов на особые праздники. Человеку достаточно прийти на службу, послушать стихиры, песнопения, чтобы понять, что это не просто особый слог греческого восточного церковного мира, это произведения, идущие не от человеческого ума, а свыше, особая благодать, которой наделены гимнотворцы, как называют святых, создавших богослужебные тексты.

– Правда ли, что до XVII века петь в церковном хоре могли только мужчины и почему?

– Говоря о церковных хорах того времени, стоит сказать о церковном менталитете, который тогда присутствовал, и особом статусе мужчины в Церкви. Здесь надо глубоко копнуть. Само по себе служение женщины в Церкви, если мы говорим о Руси, было даже странным. Священнослужители, алтарники, те, кто помогает в храме, были мужчины, соответственно, и пели на клиросе только мужчины.

Сам жанр церковного знаменного пения, до XVII века существовавший на Руси, был исключительно в мужском исполнении. Этот жанр был на протяжении многих веков. Мы это взяли из Византии, греческого мира и видели в этом определенный смысл. Женщин к хорам не допускали, потому что думали, что они испортят богослужебное пение. Естественно, все это было переосмыслено после XVII века, когда появилось многоголосие, а в XVIII веке при императоре Петре I и партесное пение. Женщина стала украшением хора – это было одним из важных шагов в сторону развития богослужения. Произведения церковных композиторов (Бортнянского, Архангельского и других), которые украсили наши службы на сегодняшний день, звучали по-другому.

Стоит сказать и о XX веке. Мужчин после гонений в оставшихся храмах в основном не было. Не было даже возможности присутствовать на богослужении, не говоря уже о необходимости петь на клиросе, поэтому создавались так называемые «бабушкины хоры» или «квартеты», которые присутствовали на службе (они и сейчас имеют место).

Мы говорим совершенно справедливо, что женщины спасли нашу Церковь и богослужение в то тяжелое время. Традиции, которые существовали, были поруганы, можно сказать, отрезаны от нашего общества, мы всё это осмыслили в то время.

– Интересно, как сейчас в церковных хорах происходит подбор исполнителей? Каждый ли желающий, обладая определенными данными (слухом, голосом), может петь в церковном хоре или это исключительно профессионалы, с музыкальным образованием?

– В церковной сфере некоторые наемные хоры (это уже стало нарицательным понятием) берут профессионалов на особые богослужения, и хотя они являются профессионалами в деле пения и знания нотной грамоты, тем не менее их исполнение звучит по-другому. Молящиеся в храмах, в том числе священнослужители, миряне, это чувствуют: ускоренный темп, не совсем молитвенное состояние. Конечно, это профессионализм в исполнении, но мы всегда говорим о церковном пении как о душе, внутреннем состоянии, которое с ранних веков побуждало молящегося человека к какому-то осмыслению. Внутренние качества и, прежде всего, вера необходимы тому, кто хочет стать певцом, участником церковного хора.

– В нашей епархии много хоров?

– При каждом большом храме есть свой отдельный хор либо квартет (несколько поющих человек). Они очень качественно и молитвенно исполняют богослужения на церковных службах.

– Наверняка у них тоже существуют творческие фестивали, возможность увидеть другие коллективы. Расскажите, как это происходит.

– В наше время все это непросто, потому что есть ограничение на проведение каких-то массовых мероприятий. На протяжении долгих лет мы организовывали и продолжаем организовывать внутри церковных приходов общие мероприятия. Если говорим о больших фестивалях церковных хоров – такие фестивали имели место на территории нашей епархии, в Спасском кафедральном соборе, в других городах. Встретиться и обменяться опытом в исполнении тех или иных церковных песнопений очень полезно. Также в нашей епархии проходят творческие вечера на территории приходов, других организаций, даже светских, при участии церковных хоров. Церковный хор на любом мероприятии дарит особую, удивительную атмосферу для слушателей.

– Складывается ощущение, что все священники тоже поют. Этому обучают?

– В духовных школах, в семинарии на первом, втором курсах обязателен предмет «церковное пение». Это, конечно, не постановка голоса, не сольфеджио, но знакомство с обиходом церковного пения, осмогласием, ключевыми воскресными и праздничными песнопениями. Любой из студентов семинарии может попасть в академический семинарский хор или в церковный хор прихода, при котором основано учебное заведение, если у него есть в первую очередь желание.  Всему остальному научат в процессе, – это занятия с вокалистом, нередко многочасовые спевки (особенно перед большими праздниками или выездными концертами), знакомство с регентом и традициями, которые есть на приходах.

Ведущая Маргарита Рекко

Записала Людмила Кедысь

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать