Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Наша тема сегодня – грехи. Что это такое с точки зрения православной культуры и можно ли прожить без греха? Эти темы мы сегодня обсудим с заведующим музеем Бештаугорского Второафонского монастыря иеродиаконом Иоанном (Галумовым).
– С точки зрения христианства что такое грехи и как в них правильно исповедоваться?
– В Послании апостола Иоанна Богослова говорится четко и ясно, что грех есть беззаконие, то есть преступление против Божиих заповедей и против Божественной любви. Когда Господь с распростертыми объятиями идет навстречу нам, а мы Его переступаем или обходим, не желая принимать ту любовь, которую Он дает, – это и есть главное преступление, это и есть грех. Грех – это то, что несет за собой иногда необратимые последствия, которые приходится исправлять посредством покаяния или исповеди.
Человек, идущий на исповедь, не просто хочет что-то перечислить, что он сделал в своей жизни, как какие-то этапы или моменты своей биографии, но хочет покаяться, измениться. Главными условиями таинства Исповеди и настоящего покаяния являются: твердое желание человека исправиться, измениться, изменить свою жизнь; память о своих грехах, которые совершил, те грехи, которые особенно запомнились, потому что человек считает, что это как-то повлияло и на него самого, и на окружающих его близких и знакомых людей; и упование на Божью милость, потому что не просто священник видимым образом стоит на таинстве Исповеди, слушает нас и читает в конце разрешительную молитву, но невидимо рядом стоит Бог, Который также нас слушает и хочет, чтобы мы изменились и покаялись.
– Изначально человек рождается во грехе? Что такое первородный грех и почему считается, что ребенок (младенец) безгрешен?
– «Нет повести печальнее на свете, чем третья глава Книги Бытия», говорят библеисты. Именно там описан страшный и чудовищный первородный грех, который совершили наши прародители Адам и Ева. Совершив этот грех, Адам и Ева передали его своим потомкам. С первородным грехом рождается человек. Когда держишь на руках младенца, «комочек счастья», не можешь сказать, что он наполнен грехом. Для нас это настоящий ангел, и мы не можем представить, что в нем есть что-то злое и плохое. В нем есть первородный грех, от которого избавляет таинство Крещения, то есть перерождение. Крещение сравнивается с купелью, баней, когда человек полностью омывается и очищается от всякой скверны, поэтому мы детей крестим. Относительно того, содержатся ли в младенцах, только рожденных, какие-то грехи помимо первородного, бытуют разные мнения.
В «Исповеди» блаженного Августина рассказывается эпизод, как один младенец, глядя на своего брата, испытывает зависть к нему, потому что тот питается молоком матери. Некоторые считают, что младенцы не имеют грехов. Исповедь совершается не над младенцем, но над отроком. В нашей церковной практике это семилетний возраст, но к этому нужно их сознательно подготовить, и эта задача лежит на родителях и, конечно же, на крестных родителях, которые приняли своего восприемника в таинстве Крещения. Главной задачей является принятие ребенка в лоно Церкви. После крещения первое таинство, которое должно совершиться над ним, – таинство Евхаристии, Причастия. Уже потом мальчик или девочка подрастают, достигают определенного возраста и могут сказать самостоятельно, в чем каются, правильно осмыслив, что это означает. Не просто прийти и доложить о том, что сделал, а понимая, что ты хочешь это исправить и постараешься никогда так не поступать.
– Бытует мнение, что дети отвечают и за родительские грехи. Так ли это?
– Сложно сказать. С одной стороны, каждый человек индивидуален, рождается он со своими грехами, впоследствии взращивая свои грехи, и со своими добродетелями. Говорят, что дети являются продолжением своих родителей, иногда звучит страшная фраза, что дети являются наказанием для своих родителей за их какие-то прошлые грехи. Церковь не отвечает на этот вопрос однозначно, но если в дальнейшем ребенок доверяет себя Богу, то Бог его ведет своей дорогой. Но ребенок в детстве смотрит на своих родных. Священник может пытаться настроить отрока на покаяние, месяцы и даже годы с ним разговаривать, но тот приходит потом из церкви домой и дома видит свой идеал в родителях. Естественно, он смотрит на то, как они поступают, и считает это образцом, эталоном. Чтобы не допустить, чтоб ребенок стал наказанием для своих родителей, нужно заниматься его воспитанием и приводить его к Богу, к Церкви, к добру.
– Бывают смертные грехи, их семь. Это, как известно, гордость, зависть, чревоугодие, блуд, гнев, алчность, уныние. Если по пяти пунктам относительно все понятно, то гнев и уныние тоже относятся к смертным грехам: разве это не чувства, эмоции, которые могут возникнуть сиюминутно?
– Грехи гнева и уныния между собой очень похожи, потому что гнев возникает у человека (как и уныние), когда он, находясь в каком-то обществе или общаясь с кем-то, не удовлетворяется этим общением. В жизни так часто бывает. Мы понимаем, что у нас может быть огромное количество хороших друзей (близкие, родственники), но мы все равно будем искать чего-то большего. Находясь в таком поиске, нередко человек начинает гневаться, раздражаться на других людей, обстоятельства своей жизни, окружающий мир, на самого себя. То же самое происходит и в унынии: человек, не удовлетворяясь своей собственной жизнью, всеми теми дарами и благами, которые ему дает Господь, начинает думать: «Как бы было хорошо, если б у меня все сложилось так, как у моего соседа». Или начинает корить всех вокруг: «У меня не сложилась жизнь». В том числе и самого себя, и Бога. Поэтому эти грехи являются очень важными с точки зрения таинства Исповеди, покаяния. Такие моменты бывают у каждого. Конечно же, не сказать, что у православных верующих людей, которые ходят в храм, греха уныния не бывает. Но как только эти страсти, грехи появляются, хотя бы в зародышевом состоянии, от них сразу нужно избавляться.
– Допустим, не сдержался человек, гнев вылился наружу (или руки опустились, впал в уныние) – сразу идти в храм исповедоваться?
– В первую очередь нужно понять: если придешь в храм разгоряченный после сотворенных тобой «дел», естественно, не сможешь до конца понять, что ты сделал. Ты не увидел плоды своего греха: увидел внутри самого себя, но еще не увидел, что ты сделал с тем человеком, которого обидел. В первую очередь ты должен подготовить себя к той мысли, что даже без совета священника необходимо сразу после исповеди пойти и перед этим человеком покаяться, попросить прощения. Даже если он, может быть, не держит на тебя зла, все равно нужно. Лекарство от гнева именно такое.
А от печали, естественно, молитва, творение добрых дел другим людям (не самому себе). Печаль во многом тесно связана с тщеславием, гордыней. Когда мы начинаем довольствоваться самими собой, своими поступками, делами, своей жизнью, естественно, от этого в скором времени возрастет и печаль. Поэтому нужно увидеть в глубине себя то, что ты делал неправильно, и попытаться исправиться.
– Если человек проанализировал свои поступки и пришел к мысли, что ему нужно исповедоваться, как делать это правильно? Если вдруг какой-то грех забыл или, может быть, не раскаялся или грехом это не считаешь (голос на кого-то повысил, разгневался, но не обратил внимания), если исповедоваться не во всех грехах, про что-то забыть – это считается?
– Раньше было не так, как сложилось на сегодняшний день: приходят в храмы, исповедуются для того, чтобы получить разрешение на причастие. Исповедь и покаяние были очень важными и необходимыми в жизни верующих православных общин. Люди имели своего духовника, им становился даже не каждый священник. Приходя к нему, они знали, что скажут, понимали, что та формулировка, которая часто звучит («согрешил делом, словом, помышлением и всеми моими чувствами»), не является исповедью. Исповедью является то, что ты считаешь в себе самым важным, чтобы сказать это перед Богом: «Я это совершил. Я знал, что это неправильно, но преступил через Твои заповеди, через знания, как нельзя поступать, как нельзя жить. Я все равно это сделал по своей немощи, по своим обстоятельствам жизни. Я пришел, как блудный сын перед Отцом, вернувшись в родной дом, просить прощения, чтобы Ты меня принял назад». Поэтому когда мы говорим о каких-то маленьких грехах, возможно, словах, которые мы произнесли (возвращаемся к предыдущему вопросу), все это является следствием того, что мы много-много лет взращивали в себе.
– То есть исповедь помогает в любом случае?
– Если правильно исповедоваться. У нас многие люди, к сожалению, толком не понимают, что такое правильная исповедь. Подходя к священнику, нередко человек, не до конца воцерковленный, думает: «Как я этому постороннему человеку, пусть в рясе и с крестом, раскрою свою душу? Но поскольку я потом иду на таинство Причастия, что действительно для меня важно, то придется ему что-то сказать». Дальше идет анализ, что именно я скажу и поведаю этому священнику. Естественно, это действо не может называться исповедью. На исповедь человек идет всегда со слезами, он хочет покаяться и измениться, как нашкодивший школьник, говорит: «Я это сделал, прости меня». В то же время добавляет: «Я больше так не буду». Наверное, это ближе к исповеди.
С другой стороны, святые отцы говорят, что исповедь – это таинство, но в то же время голос покаяния, голос совести в человеке должен звучать всегда: ежеминутно, ежесекундно. Человек должен вспоминать о том, что он не идеально сотворенное высшее создание Бога, а тот, кто имеет свои грехи. Вся жизнь человека на этой памяти и строится. Это и есть путь к святости, путь к Богу.
– Благодарю Вас. Тема очень интересная; думаю, мы к ней еще вернемся.
Ведущая Маргарита Рекко
Записала Людмила Кедысь
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Евангелие 29 апреля. Претерпевший же до конца спасется
Церковный календарь 29 апреля. Начало Страстной седмицы. Великий Понедельник. Мученицы Агапия, Ирина и Хиония
Читаем Апостол. 29 апреля 2024
День ангела. 29 апреля
Этот день в истории. 29 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!