О земном и о небесном. Духовное творчество Сергея Рахманинова

17 июля 2023 г.

В этом году мы отмечаем 150-летие со дня рождения великого композитора Сергея Рахманинова. О творчестве, духовной музыке и уникальном проекте Пятигорской и Черкесской епархии поговорим с заведующим музеем Бештаугорского Второафонского монастыря иеромонахом Иоанном (Галумовым).

– «Всенощное бдение», одно из главных произведений Сергея Рахманинова, в июле прозвучало на весь благословенный Кавказ. Расскажите об уникальном проекте и составе исполнителей.

– Безусловно, это событие стало знаковым, очень важным для каждого из верующих благословенного Кавказа и гостей епархии, нашего региона. Сюда приезжают летом люди для того, чтобы поправить здоровье, но и культурное значение в это лето стало очень важным, потому что по указу нашего президента 2023 год был объявлен годом 150-летия Сергея Рахманинова. Его творчество важно не только для музыки, но и для Православной Церкви. Он был и церковным композитором на рубеже знаковых эпох нашей страны. Его наследие сейчас популяризируется среди населения, и это очень радостно, особенно радостно, что это происходит у нас в Пятигорской епархии.

В проекте, к которому готовились целый месяц, участвовала наша епархия в лице сводного епархиального хора, а также филармонический оркестр имени Василия Ильича Сафонова. Те даты и города, которые были охвачены за июль, обширны – это и Пятигорск, Спасский кафедральный собор, и Нальчик, Никольский собор Черкесска, а также филармония Сафонова в городе Кисловодске. Четыре города, четыре даты и огромное количество людей, признательных слушателей и зрителей. Безусловно, огромное впечатление не только от музыки, но еще и от духовного соприкосновения с величайшим творением великого композитора. Мы можем говорить, что в филармониях, каких-то местах на концертах звучит духовная музыка, и это так, но то, что касается нынешнего произведения, которое было представлено, «Всенощное бдение» из пятнадцати композиций, что были написаны Рахманиновым, это, безусловно, церковное произведение и должно звучать в храмах.

– Согласна с Вами, отец Иоанн. Известно, что это произведение наполнено глубочайшим духовным и философским смыслом. В чем композиция, идея, какие смыслы закладывал автор?

– Сергей Рахманинов был, безусловно, верующим человеком. Нужно сказать, что, как любой интеллигент и композитор того периода (между XIX и XX веками), он сталкивался с такой проблемой, когда консервативные слои нашего общества, особенно в культурном плане, даже в Церкви, не давали ничему новому пробраться в наш русский мир. То, что он представил (и Божественная литургия святителя Иоанна Златоуста, и несколько лет работы над «Всенощным бдением»), стало революционным. Люди с восторгом это приняли. Естественно, после 1917 года не то что такие песнопения не звучали, вообще не было возможности совершать службы даже обиходом, т.е. простым пением, но мы возвращаемся к этим традициям, личностям, их творениям – это очень радостно.

Поскольку Рахманинов был верующим человеком, он посещал богослужения, в том числе и Андроников монастырь в Москве, слушал монашеское пение. Одновременно с этим он очень любил русскую природу, русские народные песни, цыганские песни. Это соприкосновение с разными культурами и направлениями дало очень хороший результат, потому что он был и народным, и очень утонченным композитором, церковным в том числе.

«Всенощное бдение» наполнено преобладанием знаменного распева, того, что мы уже забыли спустя два столетия после петровских реформ. Одновременно с этим привносилось что-то новое. Само богослужение, в отличие от Божественной литургии, имеет очень много изменяемых песнопений – это стихиры, тропарные каноны, посвященные святым или Господским, Богородичным праздникам. Есть и неизменяемые части. Они посвящены разным направлениям церковной жизни, осмысления нашего бытия. Это начало творения мира, восхваление Бога за Его милосердие к нам, за то, что Он сотворил наш видимый и невидимый мир. Это и грехопадение, и ожидание Его Второго Пришествия, т.е. Страшного Суда – все соединяется в одну единую смысловую композицию. Я думаю, что Сергею Рахманинову это удалось сделать.

Он сопоставил чувства, переживания, восхваление Бога и Творца, попытался своими песнопениями создать торжественное богослужение. Их пятнадцать, еще раз повторюсь, и каждое из них звучит в определенном смысловом жанре и определенном направлении. Уверен, что слушающие люди, пришедшие на концертное мероприятие в нашей епархии, в соборы и филармонии, тоже это прочувствовали и мысленно перенеслись во все эпизоды Ветхого и Нового Заветов, которые передаются.

– Несомненно. А ведь «Всенощное бдение» писал, как известно, и Чайковский. В чем сходство и отличие между произведениями?

– Церковные композиторы писали не только композиции для текстов Божественной литургии. Несомненно, существует «Всенощное бдение» Петра Ильича Чайковского, оно также по-своему красиво, особенно звучит. Я не такой ценитель искусства, который может найти какие-то отличия в этих двух произведениях, несомненно, масштабных личностей и композиторов. Думаю, стоит в нашей епархии организовать еще один такой проект на будущее, когда мы представим нашим слушателям и гостям благословенного Кавказа уже произведение Петра Ильича. И люди сами, послушав Рахманинова, потом Чайковского, скажут, что им больше понравилось, когда они ощутили более молитвенный настрой, когда соприкоснулись с идеями, которые передаются через тексты.

Если говорить от противного, то тексты этих композиций – одинаковы что у одного, что у другого композитора. Просто смысловая нагрузка, музыкальный характер отличаются. Опять же, может быть, какие-то критики поймут, точно скажут, как это выглядит, но те, кто, может быть, раз в жизни вживую это услышал, вынесут более справедливый вердикт, и не будет какого-то ожидаемого ответа или оценки; думаю, мнения разойдутся, а некоторые скажут: произведения обоих композиторов по-своему велики и красивы.

– Будем с нетерпением ждать, очень хочется, чтобы и новый грандиозный проект состоялся, потому как «Всенощное бдение» Рахманинова произвело на слушателей глубочайшее впечатление. Все-таки хотелось бы немного остановиться на личности Сергея Рахманинова. Что повлияло, на Ваш взгляд, на его духовность и глубину?

– Наверное, непростое, тревожное время, в которое он жил в нашей стране. Ведь он во многом тоже сам потом рассказывал, как жил народ и общество до каких-то определенных перемен. Конечно, никто не готовился к катастрофическим последствиям, которые были после 1917 года, но в ноябре, после революции, он, пользуясь случаем в связи с командировкой и концертом, эмигрировал. Весь остаток своей жизни прожил за границей, в эмиграции. Конечно, это сильнейшее впечатление и сильнейшая травма для человека, который любил свою Родину, и любил в ней все хорошее, ценное, в том числе и православную веру, и православную культуру, что после 1917 года начали так безжалостно уничтожать.

– Возможно, именно вера способствовала выходу из десятилетнего кризиса Рахманинова?

– Конечно, он сохранял память о той Родине, которая запечатлелась в его молодости, в его учебе в Московской консерватории, его работах, общении с такими гигантами культуры, как Федор Шаляпин и другие артисты, композиторы. Он видел тот свет русской интеллигенции, которая, на его взгляд, формировала нашу страну, ее идентичность, культуру, он видел, как это все уничтожается. Конечно, это был глубокий кризис. Тем не менее мы знаем, что хотя он в 1930 году подписал совместную декларацию с деятелями культуры и эмиграции, призывая власти Соединенных Штатов не признавать Советский Союз как одно из самых сильнейших государств, после 1941 года он перестал критиковать и советскую власть, и деятельность Советского Союза на геополитической арене, вспомнив (хотя он и не забывал), воспламенив в себе патриотические чувства. Потом он призывал объединиться тем, кто находится в эмиграции, с теми, кто находится в пределах Советского Союза, против угрозы мирового масштаба (и у нас, в годы Великой Отечественной войны, да и по всему миру), грозившей всему существованию цивилизации.

Мы знаем, что он давал благотворительные концерты, передавал деньги через консульство на поддержание армии и жизни в нашей стране. Конечно, у него наверняка было ощущение, что, возможно, эта страна, которая много потеряла после революции, не погибла, не встав на сторону зла, она заслуживает и помощи, и сопереживания. Он умер в 1943 году, не дождавшись окончания Великой Отечественной войны, но уже видя какие-то положительные перемены на фронте, наверняка живя в надежде на скорейшую победу мира, добра и справедливости.

– Как Вы точно отметили, духовность и вера в нем были настолько сильны до последнего дня, что и в последнем произведении, самом любимом композитора (это оркестровая сюита «Симфонические танцы»), тоже прослеживаются духовные мотивы.

– Для любого человека, который живет духовной жизнью и знает, что это такое, даже не относящаяся к церковной музыке и богослужению композиция будет наполнена смысловым содержанием. Конечно, на исходе своих лет, понимая, что скоро придет завершение земной жизни, любой, особенно творческий человек, начинает думать о жизни вечной. И задумывается над тем наследием, которое представляет и оставляет обществу и миру. Возможно, композитор не надеялся на то, что когда-нибудь его бдение или композиции для Божественной литургии прозвучат на Родине, здесь, в России, но его наследие живо.

Ведущая Маргарита Рекко

Записала Людмила Кедысь

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать