О земном и о небесном. Добро

24 ноября 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с архиепископом Пятигорским и Черкесским Феофилактом.

– Владыка, давайте сегодня запишем добрую программу про добро. Какому человеку Вы дадите определение «добрый»?

– Так как у нас передачи всегда очень честные, то – любому человеку. И даже тому, которого знаю; тем более еще с большей легкостью тому, которого не знаю. Я не встречал в своей жизни человека, который бы убежденно и целенаправленно всегда был недобрым. У каждого человека бывают такие обстоятельства жизни, когда его человечество невозможно спрятать, когда он становится человеком, становится добрым.

– Можно ли быть добрым все время?

– Добро – это ведь не какая-то расплывчатая улыбка или сумка с бесконечными подарками как у Деда Мороза. Добро – это тогда, когда ты не проходишь мимо, останавливаешься хотя бы на минутку. Быть добрым – это просто быть человеком. Это естественно, потому что добрый – это не тот, кто просто что-то дарит или чем-то делится. Добрый – тот, который по-человечески может понять тебя, послушать, просто помолчать рядом с тобой, который по-человечески заметит тебя как другого человека.

– Если спросить молодежную группу брутальных молодых людей, есть ли среди них добрые, они скажут: «Добрый – это такой мягкий простачок, на котором можно ездить. Наверное, нет среди нас добрых». Почему у них такое отношение?

– С другой стороны, если Вы спросите у девушки, почему она выбрала именно этого парня и общается с ним, наверное, одно из первых, что она скажет: «Он добрый». Не потому, что это какие-то подарки, знаки внимания, а именно потому, что с ним можно быть самим собой. Добрый – это не мягкий, не податливый, не молчаливый, не некий простец, как может кому-то показаться: вот он на все улыбается блаженненько. Нет. Добрый – это тот, который, если кто-то рядом упал, первым подаст руку, а не сделает шаг в сторону. В самом глубоком смысле этого слова – это всегда протянутая рука.

– Добрый и добренький – в этих словах разный смысл или одинаковый?

– Конечно, разный. Добренький – это перед кем-то, перед какой-то ситуацией, перед софитами и камерами, на какое-то время. Съемка закончилась – доброта закончилась вместе с ней. Один раз что-то сделали, помогли, чтобы показать всему миру, и всё. Выборы прошли, и можно уже не возвращаться к данным обещаниям. Это добренькие. А добрый – это тот, который продолжает быть человеком вне зависимости от ситуации, в которой он оказался.

Я никогда от настоящих, человечных людей не слышал слов: сейчас не могу, но потом зайдите. Как правило, когда такие слова произносятся, речь идет об игре, имитации в доброту. Ведь важно бывает не просто то, что ты можешь чем-то поделиться с человеком; это слово, которое ты можешь сказать, взгляд, который можешь оставить, запечатлеть на этом человеке. Это и есть доброта.

– У нас сейчас есть тенденция, не модная, а просто принятая: если ты не рассказываешь о своих добрых делах, то, в принципе, ничего не делаешь. Об этом надо рассказать, чтобы все знали.

– Иногда нам тоже, кстати, это в упрек ставят – это информационная политика жизни епархии, церковной жизни, когда мы говорим о каких-то событиях, акциях, не личных поступках какого-то отдельно взятого человека, а о том, что вместе сделали. Мы показываем как некий пример: мол, приходите, вместе покормим людей, которые не имеют дома, на улице живут... Помогите нам покормить таких людей, нужны ваши руки, ваша помощь. Или вот сейчас, во время пандемии, развозим продукты нуждающимся людям, лекарства. Нужны люди, которые могли бы помочь это сделать. Поэтому об этом иногда рассказываем. Но, конечно, показывать это нарочито, когда особенно ты сам в этом участвуешь, не дело, потому что ты становишься пленником себя самого. Одно дело, когда ты себя отдаешь в служении, а другое, когда служишь себе самому. Тогда это не приносит никакой радости, никакой пользы, да и примером-то быть не может.

– Часто ли Вы сталкиваетесь с таким понятием, как «причинить добро»? Всегда ли человек понимает, что иногда добро становится навязчивым?

– Это по принципу: надень шапку, не выходи на улицу, особенно сейчас, в эту погоду. Ты понимаешь, что надо согласиться скорее с такой заботливостью, добротой своей мамы или бабушки и надеть  шапку, тогда всем будет спокойно. Во всяком случае, будешь уверен в том, что человек будет рад, что позаботился, а ты эту заботу принял. А когда стараешься «причинить заботу» другому, чтобы показать себя («Ну посмотрите на меня! Я для вас все, а вы ничего»), то здесь речь идет вовсе не о доброте. Тогда действительно такое «причиненное добро» может быть неполезным.

– Владыка, кто-то кому-то что-то должен в добрых делах? Помочь всем невозможно, но вот человек пытается и люди видят, что идет от него помощь, обращаются к нему, а у него закончились ресурсы (физические, моральные), он говорит: «Всё, не могу, хватит». А люди говорят: «Значит, ты не добрый».

– Действительно, всем и всюду помочь невозможно. От нас и Сам Бог этого не ожидает. Он ожидает, чтобы я сейчас то, что делаю, делал всей своей душой, всем своим сердцем. Когда мы говорим о добре, нужно еще помнить об одном важном правиле: добро нельзя требовать, его только можно ожидать всегда как милость. Поэтому и принимать его с благодарностью, каким бы оно ни было: или в том размере, в котором ты ждал, или совершенно в другом виде, или в слове, или в деле, которое ты получил. Но ты никогда не можешь ставить условия для этого, потому что добро другого – это всегда его свободный выбор, его (другого) любовь, его жертва, на которую он сейчас способен. И он делает столько, сколько сейчас может сделать.

– Есть выражение: добро с кулаками. Как Вы к нему относитесь?

– Если, к примеру, это добро с кулаками в виде фельдшера, медработника, врача, когда нужно просто человека спасать, то здесь уже по-другому нельзя. Или добро с кулаками друга, когда он видит своего погибающего друга в какой-либо привычке или привязанности и говорит: «Так, хватит, на этом ставим точку, больше этого ты не будешь делать». Тогда действительно такая помощь бывает очень нужна, когда она способна спасти жизнь другого человека. Когда ты в том числе другого человека отталкиваешь, чтобы свою собственную грудь подставить, может быть, под прямой выстрел или удар.

– По-Вашему, это качество больше приобретенное или врожденное?

– Бывает по-разному. Я встречал людей, которые имеют хорошее воспитание. Это пример моих родителей, потому что они так всегда поступали. Не просто говорили: «Делай так», а сами так поступали. Но я встречал людей, которые совершенно меняли свою жизнь – такие «благоразумные разбойники», которые всю свою жизнь или большую ее часть  вели себя иначе, но через некоторые обстоятельства поменялись, покаялись, изменили жизнь и стали совершенно другими людьми. Теперь они поступают так – это новое приобретенное свойство через собственную веру, сострадание, через то, что человек увидел себя в настоящем свете и, ужаснувшись этому, захотел все исправить. А себя можно исправить, только прикасаясь к другим. Потому Господь и говорит: «Как хотите, чтобы к вам относились люди, так и вы относитесь к другим».

– Владыка, на какое добро Вы всегда дадите добро?

– На благодарность, дружбу, любовь, на то, что всегда приносит утешение. Как на это не дать добро? Еще на терпение. Кстати, добро – это тоже умение терпеть. Добро – это быть вместе. А что значит быть вместе? Это значит вместе переживать всевозможные события в жизни, помогать друг другу. Это доброе дело.

– Есть такое выражение: «Спешите делать добро». Зачем спешить?

– Время быстро проходит. Не потому, что стрелки на часах быстро вращаются, нет. Мы очень медленно замечаем жизнь вне себя. Чаще всего мы замечаем ее внутри себя и саму жизнь оцениваем посредством внутренних часов, как она во мне проистекает. А вокруг нас в нужде, бывает, стареют наши соседи, друзья, уходят наши родители, близкие, знакомые, крестники, крестные. Вокруг все очень быстро меняется, и спешить – это значит не терять времени на сидение и рассматривание себя самого. А смотреть на жизнь, глядя на других людей. В общем, делать добро – это подводить механизм  часов жизни, чтобы Господь дал и тебе самому еще время пожить.

– Владыка, большое спасибо за сегодняшнюю программу. Пришло время Вашего самого доброго пожелания и заключительного слова нашим зрителям и слушателям.

– Спасибо за нашу сегодняшнюю встречу и интересную беседу. Дорогие друзья, дорогие братья и сестры! Где хранится добро? По слову Священного Писания, оно хранится в сердце. Так и говорит нам Евангелие, что «добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой выносит злое». Одним словом, доброе – это то, что из нас, что рождается в нас. Я всей душой, всей силой молитвы желаю всем нам, чтобы наши сердца были сокровищницей доброй, чтобы в нашем сердце не просто хранились добрые слова,  хранилась добрая память о ком-то, а чтобы мы совершали добрые дела по отношению к другим, чтобы не опоздали со своим добром, пока живы адресаты. Храни и благослови вас Господь.

Записала Людмила Кедысь 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать